11 фактов о балетном закулисье, которые снимут розовые очки даже с заядлых театралов

«Когда мы устраиваемся на работу, мы подписываем контракт. В нем содержится обязательство поддерживать себя в профессиональной физической форме, что в первую очередь подразумевает контроль над своим весом и предотвратить набор лишних килограммов», — делится своими переживаниями балерина Евгения Гончарова.

11 фактов о балетном закулисье, которые снимут розовые очки даже с заядлых театралов

Мир балета полон очарования и загадок. Мы восхищаемся атлетической грацией балерин и восхищаемся эстетикой их танца, однако зачастую мы не знаем о том, что происходит за кулисами театра. Это серьезное упущение, которое необходимо исправить.

Балетные пачки

Процесс создания балетной пачки — это не только сложно, но и чрезвычайно трудоемко. На создание одной такой юбки может уйти до 90 часов усердной работы. В течение своей карьеры балерина в среднем изнашивает от 50 до 150 балетных пачек, что делает бюджет такого гардероба достаточно высоким — стоимость одной пачки составляет около 2 тысяч долларов.

Из-за множества сложных деталей и особенностей, костюмы не стираются после каждого представления. Для их освежения их развешивают на свежем воздухе и обрабатывают специальным освежителем, чтобы вернуть костюму первоначальный вид без полной стирки.

Бьют и бреют пуанты

Процесс подготовки пуантов

Балетные туфли, или пуанты, на первый взгляд могут казаться чем-то волшебным, однако на практике с ними никто не церемонится. Каждая пара обуви, которая выходит с конвейера, подстраивается под индивидуальную стопу конкретной балерины. Для этого пуанты изогнут, бьют о стену и даже бреют специальным скребком, чтобы сделать их более удобными и менее шумными во время исполнения танца.

Пуанты очень быстро приходят в негодность — опытный балетный артист может износить от 100 до 120 пар таких туфель за один сезон. Однако артисты кордебалета и танцоры-мужчины обычно используют чешки, что значительно снижает расходы театра на обувь.

Никто не поверил

Юная балерина писала предсмертные записки с начала учебного года, но никто из окружающих не воспринял это всерьез. Возможно, она решила что-то доказать, — говорит 15-летняя Мария (имя изменено). Девочка училась на год старше Юлии и вспоминает покойную как жизнерадостную и светлую личность.

5 октября под окнами жилого дома в центральной части Москвы нашли тело 14-летней балерины Юлии Ивановой (имя изменено). Девушка лежала на асфальте. Она проживала с родителями и двумя сестрами на 14-м этаже. Мать Юлии рассказала следователям, что дочь обучалась в Московской государственной академии хореографии. Несмотря на свою любовь к балету, к моменту трагедии Юлия рисковала быть отчисленной: при допустимом весе в 44 килограмма для ее возраста она весила 50 килограммов. Эта информация была озвучена на родительском собрании 26 сентября.

Юлия страдала от булимии — пищевого расстройства, проявляющегося в чрезмерном контроле за весом, который иногда заканчивается эпизодами переедания, за которыми следуют попытки избавиться от лишних калорий. В преддверии трагедии родители обнаружили у нее в вещах наркотическое средство, предназначенное для похудения, что стало причиной очередного конфликта в семье. Девушка заперлась в своей комнате, а когда мать вернулась, то увидела окно, открытое настежь.

«Сначала я решила, что это плохая шутка. Затем меня охватило волнение. Я знаю это состояние, когда из-за контроля за весом ты готов на крайние меры. Я сама прожила что-то подобное в школе», — вспоминает Мария, которая в прошлом году забрала документы из училища.

Юлия писала одноклассникам о том, что не может справиться с лишним весом и чувствует себя загнанной в угол, говорит мать Марии.

«Она страдала от депрессии. Это требовало медикаментозного лечения, однако препараты могут сопровождаться побочным эффектом в виде набора веса. Вначале у нее была анорексия, затем развилась булимия», — уточняет мама.

Траектория жизни балерин

Срывы — это норма

Московская государственная академия хореографии — одна из старейших и самых престижных балетных школ в мире, в следующем году ей исполнится 245 лет. Традиционный выпускной экзамен проходит на сцене Большого театра, после чего лучшие ученики получают приглашения в известные балетные труппы. Среди выпускников различные легенды, такие как Майя Плисецкая, Илзе Лиепа, Анна Антоничева, Вячеслав Гордеев, Сергей Филин и Николай Цискаридзе.

  Масло черного тмина: применение и польза

Академия ежегодно принимает около 40 детей после начальной школы. Пятый класс общеобразовательной школы считается первым годом обучения в балетной академии. Однако к моменту выпуска на занятиях остается лишь половина учащихся, что свидетельствует о строгом отборе.

Покинувшая нас Юлия училась в критическом пятом классе балетной академии, когда готовилась к выпускным испытаниям. Учитывались не только академические результаты, но и физические данные. Перед началом и окончанием года учеников взвешивают, а результаты передаются учителям профильных предметов. Эти данные могут озвучиваться для всего класса, что добавляет давление на подростков.

Мария признается, что с одноклассницами они относились к оценкам слишком эмоционально. «Если получали двойку по классическому танцу, начинали плакать и угрожать, что покончат с собой. Такие срывы стали нормой», — объясняет она.

Такое отношение к обучению неудивительно, ведь, в отличие от обычных образовательных учреждений, в балетной академии выделяется один главный предмет, который преподавется каждый день на протяжении нескольких часов. Чаще всего это классический танец, который является основой всего балетного искусства. Поэтому преподаватель по этому направлению становится наиболее важной фигурой в жизни учениц. И у Марии, и у Юлии таким преподавателем была заслуженная артистка России Майя Иванова, а ректор академии, Марина Леонова, была её научным руководителем, согласно информации на сайте учреждения.

Крем для ног — табу

Оказывается, дарить балерине набор средств по уходу за кожей ног — не самая лучшая идея. Подобные уходовые продукты, как кремы, категорически не рекомендуются. «Если увлажнять кожу ног, она станет слишком нежной, и на ней легче появляются новые мозоли», — продолжает объяснять Евгения.

Кроме того, на такую обычную процедуру, как педикюр, решаются не все балерины из-за опасений, что мастер может причинить вред и таким образом нарушить их работу. Как известно, здоровье ног является основой их профессиональной деятельности, ведь именно они обеспечивают танцорке возможность зарабатывать на жизнь.

Чувствовать боль — порой приятно

Звучит это может показаться странным, но у многих балерин со временем формируется совершенно иное отношение к боли, возникающей от физических нагрузок. С раннего детства они проходят через множество испытаний, таких как растяжка, шпагат и работа на пуантах. Это не только сложно, но и порой очень больно, до слез, которые прольет каждая ученица.

Однако, если человек решает отдать свою жизнь этому искусству, его отношение к физическим нагрузкам постепенно меняется.

«С годами, когда ты продолжаешь заниматься, ты снова ощущаешь боль во время растяжки, но теперь ты понимаешь, что это приносит удовольствие, ибо чувства, приходящие во время танца, на совершенно другом уровне. Ты начинаешь осознавать, что, если сегодня ты сможешь преодолеть боль ради растяжки, завтра это окажется полезным во время танца, и твои усилия полностью оправдаются», — делится своими мыслями балерина Нина Османова.

«Артисты балета обычно заканчивают карьеру к 40 годам, а балерины предпочитают не рожать, поскольку это может испортить их профессиональную жизнь»

Что касается того, почему балерины избегают материнства, то у каждого свой путь в жизни. Кто-то рано находит свою вторую половинку и решает создать семью, в то время как другие предпочитают отложить это событие на более поздний срок. Некоторые балерины становятся матерями в 18 лет, а другие — в 36 или даже в 47 лет, так что здесь не существует строгих правил. Ярким примером служит балерина Диана Вишнева, которая после успешной карьеры недавно стала мамой. В любом случае, ни одна карьера, ни один балет не могут соперничать с ощущениями, которые вызывает у человека рождение ребенка.

  Как правильно хранить добавку Чаванпраш

Что касается выхода на пенсию, если тело позволяет, артисты могут находиться в профессии до 40 лет. Такие исполнители, как Светлана Захарова, Роберто Болле и Ульяна Лопаткина — это уникальные таланты, которым легче сохранять должную форму, продолжая танцевать на грани этого возраста. Как правило, продолжительность карьеры балетного артиста составляет около 18 лет для кордебалета и 15 лет для солистов. После достижения 15-летнего стажа возможно получение пенсионного удостоверения, но артисты продолжают работать, пока они востребованы театром и его руководителем.

«Мир балета настолько закрыт, что артисты предпочитают искать свою любовь исключительно в своей среде»

Это скорее связано не с закрытостью людей, а с недостатком свободного времени, чтобы проводить его в других местах. Труд искусства требует полной самоотдачи и занимает почти все время. Когда у тебя всего один выходной в неделю, гораздо приятнее остаться дома.

Иногда человек, не обладающий пониманием искусства, не осознает, ради чего мы жертвуем своим временем и эмоциями, не понимает нашей страсти и преданности своему делу, и поэтому балеринам часто бывает сложно найти общий язык с окружающими. Поэтому, когда люди в балете находят родственные души, отношения часто оказываются очень крепкими и гармоничными.

Жизнь балерин

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

Белые колготки, пирожок в руке

— Что за история, когда вы чуть не стали экономистом?

— Когда мне было 6 лет, я впервые увидела балерину по телевизору и была поражена так сильно, что поняла, как это близко мне стало. В своем родном Славянске-на-Кубани я пришла в танцевальный ансамбль, где большинство детей не могли даже сесть на шпагат, а я могла делать все шпагаты. Мы начали тренироваться, и мне там очень понравилось. Я смотрела, как старшие группы великолепно танцуют на сцене. Это было как фейерверк! В тот момент я поняла, что хочу быть профессиональной танцовщицей, я влюбилась в искусство!

— Чувствую, что за этой историей следует что-то печальное…

— Я не могу описать, каково это — видеть, как другие танцуют на сцене, и не иметь возможности выйти танцевать вместе с ними. Мне до сих пор грустно, когда я об этом вспоминаю. Много родителей не понимают, что балет — это не просто хобби; для многих это становится профессиональной жизнью. К сожалению, более 50% людей даже не воспринимают танец серьезно. Мои родители тоже переживали, что я выбрала такой «необеспеченный путь», который может не принести мне успеха. Мой отец очень волновался и не хотел позволять мне поступать в Краснодарское училище, как бы ни уговаривала его мама. В итоге я решила, что стану экономистом и буду заниматься «черно-белой» бухгалтерией. Я покинула танцевальный ансамбль, но поскольку я творческая натура, это быстро перестало меня удовлетворять.

Путь к балету

— Это был случай или вам удалось переубедить отца?

— В нашей школе проходил конкурс, и я создала танец, который показал всю ту боль, что накапливалась в течение долгого времени из-за невозможности заниматься тем, что я люблю, и наконец, я выиграла. После этого мы пришли домой, и отец сообщил мне, что к нему подошла директор и сказала: «Вы что делаете с девочкой?! Срочно забирать документы и поступать в училище!» Отец ещё не был до конца уверен в своем решении, но понял, что мне необходим шанс. Таким образом я и оказалась в Краснодаре.

  Может ли быть задержка месячных после первого раза: сексуальный опыт и нарушения цикла. Задержка после первого раза.

— Было ли страшно? Переезд в другой город, другой ритм жизни, риск не поступить… Это все могло сильно напугать любого!

— На самом деле, это была очень комичная ситуация. Я пришла в Краснодар с 10 лишними килограммами, белыми колготками и пирожком в руке, думая, что это поможет мне с поступлением! Я понятия не имела о необходимой одежде и состоянии обуви. Будучи полной новичком, я прошла хотя бы за счёт внутренних способностей, как потом призналась моя педагог — у меня было неплохое вращение, сильные дроби и артистизм, поэтому меня приняли на народное отделение. В итоге я стала одной из лучших в своем выпуске и получила красный диплом. Но самое главное, что это дало мне возможность проявить свой ум, хотя на тот момент у меня не было особых данных для балета.

— Закончились ли на этом ваши трудности и испытания?

— О, нет! На самом деле, все только начиналось! После этого мне удалось поступить в Санкт-Петербург в институт культуры, хотя это было очень трудно. Я устала всем доказывать, что я что-то стою, из-за своего роста; это все время злило меня, что многие хореографы просто меня отталкивали.

Им всем был неважен мой рост

— Вам приходилось пробиваться локтями?

— Да, приходилось. Я готовилась к международному конкурсу, когда наш учитель по характерному танцу ушел, а взяли нового, очень известного преподавателя, который танцевал в театре. Но у нее не получалось наладить контакт с нами всем коллективом. Мы начали противиться её требованиям, но вдруг она предложила мне помочь с подготовкой к конкурсу. Она согласилась предоставить мне педагога из Мариинского театра. Это стал поворотный момент в моей судьбе, и я поняла, что для достижения успеха придется идти на компромиссы. В итоге я согласилась на её предложение, и это действительно помогло мне! Я улучшила свое мастерство и в конечном итоге победила. Мы с педагогом изменили своё отношение друг к другу, и также класс изменил своё отношение ко мне.

— Вам подсовывали стекло в пуанты в училище? Это довольно известный факт: конкуренты часто прибегают к жестким методам борьбы.

— Возможно, на эту тему можно написать целую книгу, говоря о интригах и закулисных делах. Так вот, мне стекло в пуанты не подкладывали, но такие случаи действительно были в училище. Чаще всего новички сталкиваются с игнорированием и холодным отношением со стороны опытных артистов. Женщины, как правило, более завистливы и склонны к подобным поступкам, в отличие от мужчин, которые в большинстве случаев остаются «добренькими». Девушки иногда могут устроить скандал перед выходом на сцену, но я стараюсь всячески избегать конфликтов.

— В каждой истории есть своя кульминация.

— Можно и так сказать. Тот международный конкурс в Санкт-Петербурге открыл мне двери в новую жизнь. Это был тяжелый период: я потеряла дедушку и не смогла с ним попрощаться. Мне сказали: «Мыслите о танце как о способе выразить все свои чувства». Я исполнила цыганский танец из балета «Дон Кихот». В такие моменты всем хочется спрятаться, но надо собраться с силами и поделиться своей болью с незнакомыми людьми через танец. Когда я вышла на сцену, я почувствовала себя не одной. Это было похоже на то, что дедушка наблюдает за мной и поддерживает меня, и это принесло облегчение. Я помню эти аплодисменты, взгляды зрителей и восхищение педагогов и друзей — в тот момент никому не было важно, какой у меня рост. Танец может стать источником вдохновения для каждого, кто по-настоящему любит его!

Беседовала Анна Климанц

Оцените статью
Glamface
Добавить комментарий