4 совета, как перестать делать уроки за ребёнка

Когда ребёнок переживает болезнь, необходимо уделить особое внимание как его физическому, так и эмоциональному состоянию. Возможно, потребуется дополнительное время на отдых и восстановление сил, прежде чем школьник сможет вернуться к учебному процессу в полном объёме. Очень важно показать, что вы готовы поддерживать его в этом непростом пути, подчеркивая, что вам важно не только достижение учебных результатов, но и общее благополучие ребенка.

4 совета, как перестать делать уроки за ребёнка

Когда ребёнок не проявляет желания делать уроки и просит вас решить задачу за него, это не всегда свидетельствует о его лени. Мы собрали несколько рекомендаций для родителей, которые помогут вашему ребенку научиться справляться с домашними заданиями самостоятельно, не задерживаясь за учебниками до поздней ночи.

Передавайте ответственность за выполнение домашних заданий вашему ребенку постепенно. Не выполняйте его письменные задания и не требуйте, чтобы он что-либо выучивал или читал на ваших глазах. Вместо этого старайтесь помогать и направлять его в процессе выполнения задания.

Например, сначала совместно просмотрев задание, предложите ребенку вспомнить объяснения его учителя из класса, откройте классовую работу с примерами похожих задач. Уточните, какие конкретные элементы задания вызывают у ребёнка затруднения, а в каких он чувствует себя более уверенно. Позвольте ему самостоятельно справиться с простой частью домашней работы, а затем вместе разберитесь с более сложными моментами.

Проверяйте выполненное задание, отмечайте ошибки, но не исправляйте их самостоятельно. Дайте детям возможность самим найти правильное решение.

Совет №2. Научите планировать

Успешное выполнение домашних заданий во многом зависит от умения эффективно планировать время. Ребёнок может избегать уроков из страха потратить на них весь день и не успеть заняться чем-то другим, более интересным и приятным. Продемонстрируйте ему, что при правильном планировании времени на домашнюю работу его достаточно для всего.

Засекайте время. Предложите вашему ребёнку несколько дней вести записки о том, сколько времени у него уходит на выполнение домашних заданий по разным предметам. Затем совместно проанализируйте полученные результаты. Ребёнок сможет увидеть, какие предметы ему даются легче, а какие труднее, на какие задания нужно выделить больше времени, а над какими он справляется быстро. Это поможет ему не только рассчитать время на домашнюю работу, но и на другие важные дела.

Следите за регулярностью. Если ребенок будет делать уроки в одно и то же время каждую неделю, у него постепенно выработается привычка садиться за учебники именно в это время.

Уберите отвлекающие факторы. Выполнение домашних заданий может затягиваться, если ребёнок постоянно отвлекается на игры, книги или смартфон. Уберите с письменного стола всё, что может отвлекать его внимание во время учёбы.

Зачем нужна мотивация

Представьте себе гоночную трассу с двумя автомобилями на старте: новым мерседесом и старенькими жигулями. Какая из этих машин, ваше мнение, сможет показать лучшие результаты в гонке?

С первого взгляда может показаться, что ответ очевиден — новенький мерседес. Однако всё не так просто. Пока обе машины стоят на старте, а у них в бензобаке нет топлива, их шансы на успех равны нулю.

  Где двое, там и третий

Теперь представьте, что бензин был залит в баки: мерседесу дали два литра топлива, а жигулим — пять литров. Логично, что жигули покажут лучший результат. Да, мерседес может рвануть вперёд, но далеко он уехать не сможет из-за недостатка топлива.

В данной аналогии машины символизируют детей, обладающих различными врождёнными способностями и социальными возможностями, в то время как бензин представляет собой их мотивацию.

Давайте вспомним два ключевых термина:

Мотивация — это стимул, который побуждает человека к действиям. Она не является врождённым навыком, а является приобретённым качеством, которое можно развивать.

Мотив — это конкретный стимул, который возникает в ответ на желание удовлетворить определённую потребность.

Какая бывает мотивация

Мотивацию делят на несколько групп: по источнику, характеру и времени воздействия. Основные группы представлены в следующей наглядной схеме:

Как заставить ребенка учиться: виды мотивации

Внешняя и внутренняя мотивация

Как легко догадаться из названия, внутренняя мотивация — это стимул, находящийся внутри ребёнка: в его желаниях и интересах. Внешняя мотивация же происходит извне: из обстоятельств и требований окружающих. Например: «Я хочу прочитать эту книгу, потому что мне интересно, чем закончится рассказ» — это пример внутренней мотивации. «Я хочу прочитать книгу, чтобы избежать двойки» — это является примером внешней мотивации.

Внутренняя мотивация у ребёнка к обучению обычно сильнее. Потребности внутренние, а мотивы попробуем связать с их удовлетворением. Однако стоит отметить, что внутренняя мотивация может возникать и в условиях психических расстройств. Например, генерализованное тревожное расстройство может приводить к тому, что ребёнок испытывает чрезмерное беспокойство без объективных причин.

Внешняя мотивация — это стимулирование со стороны. Сюда включаются давления со стороны учителей, друзей и родителей. Уйти от такого внешнего давления практически невозможно. Мы живём в социуме, усваиваем ценности нашей социальной группы. Вот почему некоторые мотивации обязательно будут извне.

Положительная и отрицательная мотивация

Мотивация бывает положительной и отрицательной в зависимости от её характера. Например, предложение дать награду за хорошую оценку можно рассматривать как положительную мотивацию. С другой стороны, угроза лишить ребёнка мобильного телефона за двойки можно считать отрицательной мотивацией. Если говорить очень просто, то:

Отрицательная мотивация — это не только физическое воздействие или лишение материальных благ. Любое психологическое давление, внушение негативных чувств также может являться отрицательной мотивацией. Это может проявляться как стыд, чувство вины или унижение. Даже недовольное выражение лица родителей может служить отрицательной мотивацией.

Обе мотивации имеют свои недостатки. Отрицательная мотивация может привести к краткосрочным результатам. Ребёнок будет делать домашние задания из-за страха потерять любимый телефон, сладости или прогулки. Однако работа под давлением требует больших усилий, и рано или поздно ребёнок может устать и, сказав «Забирай, только позволь мне не делать уроки», сдаться под давлением.

Кроме того, дети, обучающиеся только на основе отрицательной мотивации, быстро находят уловки: списывают домашние задания и контрольные работы, достигают договорённостей с учителями о послаблениях. В результате, вместо того чтобы получать знания, они учатся хитрить.

Положительная мотивация, в свою очередь, не является универсальным решением. Если ребёнок учится только ради положительного подкрепления, например, похвалы или подарков, он не сформирует внутренней потребности в знаниях. В итоге у него сложится формула: «Учёба — это лишь средство получения чего-то». В результате ребёнок вырастает исполнителем, который не сможет действовать без внешнего поощрения, и лишается внутреннего вдохновения. Это не означает, что нужно полностью отказаться от похвалы. Похвала и положительное подкрепление имеют значение, но без внутренней мотивации они действуют неэффективно.

  Первый День рождения ребёнка

Устойчивая и неустойчивая мотивация

Для успешной учёбы очень важна устойчивая мотивация. Однако у детей младше 12 лет такой мотивации чаще всего нет, следовательно, родителям необходимо постоянно привлекать внимание ребёнка к учебе. После 12 лет мотивация может становиться более устойчивой, однако многое зависит от предшествующих условий. Например, если родители и учителя ранее использовали лишь отрицательную мотивацию, добиться её устойчивости будет сложно.

Ребенок не хочет ходить на курсы

Ответственные родители, заботясь о благосостоянии своего ребёнка, заранее задумываются о его будущей профессиональной деятельности. Они часто записывают ребёнка на различные курсы, связанные с его интересами, но порой он проявляет сопротивление и не желает изучать их программу. Причины такого поведения могут быть разнообразными.

Так, родители могут считать, что изучение английского языка является необходимым для любого молодого человека для его будущей карьеры и личного развития, тогда как сам ребёнок совсем не хочет учить данный предмет. В такой ситуации не стоит применять принуждение и пытаться всеми силами заставить его постичь язык. Если дополнительные занятия и правильный подход к мотивации не приносят успеха, следует рассмотреть возможность изучения других языков или навыков, которые могут заинтересовать его больше, возможно, это подтолкнет его к желанию учиться с удовольствием.

При выборе курсов важно обратить внимание на методы преподавания. Одним из самых эффективных подходов является использование геймификации: в этом случае в обучение включаются игровые механики. Сложные задания могут сопровождаться раскрасками, мультфильмами и эстафетами, а также элементами соревнования. Благодаря таким методам учёба становится не только занимательной, но и увлекательной, и ребёнок начинает с радостью обучаться даже тем предметам, к которым у него изначально не было интереса.

Фото:Kelly Sikkema / Unsplash

Ребенок быстро бросает учебу

Существуют ситуации, когда ребёнок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может сосредоточиться и долго заниматься одним предметом. Родители порой недоумевают, почему у него пропадает мотивация и что делать для её восстановления.

  • Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться

Одна из возможных причин такого поведения — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребёнка имеются неврологические проблемы, и его стоит показать специалисту. Если никаких отклонений не обнаруживается, можно использовать специальные методики, направленные на улучшение памяти и концентрации внимания. Например, играть в игры, такие как найдите пять отличий, найдите предметы или собирать пазлы.

Также бывает, что ребёнок просит записать его на уроки китайского языка, в спортивную секцию или художественную школу, но через месяц вдруг бросает все занятия. Ко многим причинам этого поведения можно отнести растущий уровень нагрузки или страх потерпеть неудачу. В любом из этих случаев важно поговорить с ребёнком, поддержать его и заверить, что он сможет справиться со всеми трудностями. Необходимо повысить его уверенность в себе, сказать, что все сталкиваются с препятствиями и преодоление их — важнейшая часть взросления. Если к разговору подойти с позиции «мы всё оплатили, теперь ты обязан заниматься», это лишь увеличит стресс. Если ребёнок изначально проявил интерес к факультативам, это означает у него есть желание развиваться. Эта заинтересованность должна возобладать благодаря вашей поддержке и пониманию.

  Как подстричь челку ребенку

Мнение эксперта

Ирина Черная

Ирина Черная, педагог креативной математики в детском центре Galileo:
Когда родители обсуждают со своими детьми школу, учителей и вообще систему образования в отрицательном ключе или говорят между собой «училка» — это становится ориентиром для ребёнка. Он может подумать: «Если предмет ведёт ‘училка’, готовиться к нему не нужно. Зачем мне образование, если оно у нас плохое?». Критика, высказанная в неформальной обстановке, не решит проблем, но может сформировать у ребёнка негативное отношение к учебе.

Мнение эксперта

Вероника Семенцова

Вероника Семенцова, эксперт в области образования:
Родителям не следует обесценивать школу, учителей и предметы, а особенно стоит избегать выражаться на эти темы с неуважением или сарказмом.

Когда родителям некогда

Если вы постоянно заняты, и ребёнку не хватает вашего внимания, он может попытаться компенсировать это с помощью плохого поведения. Лучше, чтобы родители ругали, чем игнорировали.

Пробудите интерес

Сохраняйте спокойствие. Крики и высокомерные наставления не помогут ученику сесть за учебники, зато могут подстегнуть его к игнорированию учебы, из-противодействия. Постарайтесь привлечь внимание ребенка к школьным заданиям, чтобы не культивировать в нём дух противоречия.

С каждым новым занятием обращайте меньше внимания на ошибки вашего ребёнка и больше на даже на мельчайшие успехи

Для этого необходимо проявить инициативу: помогать решать задачи, читать вместе с ребёнком, знакомиться с видеороликами по темам, проходящим в школе. Для детей в возрасте от 6 до 9 лет их родители являются авторитетом. Как только ребёнок почувствует, что знания также интересны и вам, он обязательно поинтересуется ими.

Плавно передайте инициативу

Все так же, с каждым новым занятием, пытайтесь обращать меньше внимания на ошибки ребёнка и больше на его успехи, даже если они невелики. Если он учится писать и допускает ошибки, похвалите его за собственные старания, но в мягком русле предложите ему самостоятельно найти свои неточности. Это поможет ему научиться анализировать свою работу, а не лишь вносить коррективы в те ошибки, на которые ему указали другие.

Как только ребёнок увидит, что ему доверяют, он сможет самостоятельнее оценивать качество своей домашней работы. Участие родителей в процессе выполнения домашнего задания будет постепенно сокращаться; на данном этапе достаточно лишь контролировать результаты, предоставляя подсказки и советы по выполненным заданиям.

Не вини себя, если на некоторых этапах придется возвращаться заново. У вас всегда есть возможность закрепить успех с профессиональным педагогом.

Для ученика такие моменты становятся важными шагами к новым знаниям, навыкам, раскрытию их потенциала и способностей. Для родителя это возможность глубже понять своего ребёнка, научиться поддерживать его в сложных ситуациях, оказать помощь, делить радость успехов и вместе преодолевать неудачи.

Оцените статью
Glamface
Добавить комментарий