Ничто, по их словам, не указывало на это. Разве что эти люди жаловались на отсутствие комфорта и повторяли: «Только в нашей стране возможны такие ужасные поезда». Они всячески пытались показать свой чрезмерный интеллект и шовинистическое отношение к «этому бессмертному Совоку».
«Брал билеты, пока проводница не стала его женой». Истории из поезда
Движущийся поезд похож на джунгли. А хрупкая проводница бежит через 11 вагонов, чтобы принести подушку для ребенка. Елена Кучеренко рассказывает удивительные, трогательные и смешные истории из жизни проводников.
«Мама, я буду проводницей»
Когда я была подростком, я мечтала работать проводником в поезде. Может быть, на год-полтора. Мои родители, которые были дипломатами, беспокоились, стоит ли мне заниматься этим всерьез….. Это не имело никакого реального престижа.
Но для меня, буйного подростка, эта работа в то время казалась сплошной романтикой. Дорога, убаюкивающий звук колес. Реки, леса, поля и деревни, проплывающие за окном. Незнакомые города и молодые люди. И у каждого своя история, сопровождаемая звоном ложечки в стеклянном футляре. Красиво…
Потом, конечно, я почувствовала облегчение. И одна из главных причин — я с детства страдаю страшной бессонницей в поездах. Убаюкивающий звук колес мне совсем не помогал. А ездить неделями туда-сюда в качестве проводника и не спать — не самая лучшая идея. По крайней мере, я так думал.
Когда я рос, я ненавидел поезда. Особенно когда ездил к теще в Запорожскую область на поезде «Кривой Рог — Бердянск — Москва», известном своей древностью. А иногда даже в вагоне второго класса. Рядом с туалетом! С детьми!
Но я по-прежнему с большим интересом и симпатией отношусь к проводникам. У меня сложилось впечатление, что они действительно своего рода святые люди. Где еще им взять столько истинно христианского терпения к нам, пассажирам?
«Что ж вы так долго?»
Недавно, например, мы с моей дочкой Машей, у которой синдром Дауна, ездили на поезде в Крым на реабилитацию. Как вы знаете, самолеты туда больше не летают.
Мы сели поздно вечером. Там было, по-моему, три вагона, полных семей с детьми-инвалидами. А контролерами были молодой парень и девушка — «тоненькая фиалка в кружевах». Она сразу привлекла мое внимание.
— Вы не поможете мне с ребенком?», — спросила я ее, пока мой муж загружал багаж.
— «Кто я?» — спросила она, пораженная. «Вы?
— Как я должна держать ее? Я никогда раньше не имела дела с такими детьми. У меня нет своих детей…
— Честно говоря, я очень волнуюсь, — сказала она. — Целая машина, полная детей!
Потом выяснилось, что у нас нет комплекта простыней. В принципе, их и не могло быть. Потому что государство предоставило нам билеты только на одного особого ребенка и одного сопровождающего. И тогда тот, кто решил взять еще одного члена семьи, как я — Тоню, покупал билет сам за дополнительную плату.
Консультанты посоветовали нам брать то, что предлагают, а потом, если это ребенок, спрашивать у проводников и других пассажиров в купе и брать «лишнее». В чемодане с капитаном на полке. Белье оставалось в том месте, где был куплен билет. В случае с Тони — где-то внутри вагона на верхней боковой полке.
— Ну, так и так, — обратился я к закройщику. — Я возьму ткань в квартиру. Можно хотя бы подушку?
— У нас ни одной не осталось. Все посчитано, — растерянно сказал он, — вам придется взять из машины, в которой она остановилась. Где ее билет?
Она с тревогой посмотрела на билет, потом на Машу, которая хотела спать и была раздражена. И на Тоню, которая с трудом стояла на ногах. Было около одиннадцати вечера. И она сказала:
— Знаете, я поеду одна…
Ее не было минут сорок. Я решил пойти один — забыл, вышел, заснул, убежал….. Он возвращается с подушкой:
— Почему ты так долго? Я говорю: «Уже полночь.
— Извини, у тебя место по билету для девушки в 11 вагоне…. Я хотел как лучше, чтобы тебе не пришлось уезжать. Трудно ходить. Это как джунгли. А дети, которые у тебя есть…
По правде говоря, я даже не мог вспомнить, в какой машине ехал Тонино.
Разве она не замечательная девушка? Я имею в виду, она имела полное право не только выгнать меня, но и держать Тонино подальше от нас. А она говорит: «Прости, я хотела как лучше…».
Три главных везения
С опытом пришло осознание того, что три самых важных фактора в любом путешествии — это машинист поезда, тип вагона и пассажиры.
Машинисты поездов ездят в своих служебных вагонах. Там у них есть свое оборудование, рабочее купе, 3-4 купе отведены для пассажиров, а остальные купе заняты чайной и сувенирной продукцией и багажом.
У каждого начальника поезда свои причуды. Один вообще не заботится о чистоте, а другой дотошно все проверяет, и если у вас есть разводы в туалете или волос на зеркале, вам придется мыть все с самого начала. Другой начальник поезда отправлял массовые текстовые сообщения всем контролерам во время рейса. Например: «Уберите вагон» или «Проверьте туалеты». Затем он шел и проверял, была ли выполнена его просьба. Бывало даже, что приходилось вставать ночью и идти в котельную, чтобы, например, перевернуть контейнеры с углем — чтобы все выглядело красиво. Но это было нормально. Все машинисты поездов боятся инспекторов. А тут один человек предупредил нас по СМС, чтобы мы готовились к проверке.
Однажды я ехал с начальником поезда, который всю дорогу только и делал, что пил. Когда мы приехали в поезд, то за две минуты до посадки узнали, что места 53 и 54, на которых мы обычно перевозим белье, проданы. Мы были вынуждены в большой спешке протащить наши мешки с бельем через неработающий тамбур. Проводник этого поезда не организовал совещание по планированию, расписание появилось только к середине пути. За него всю работу сделали проводники в центре управления.
Но машинист поезда — это еще не все. Многое зависит от того, к какому вагону вас приписали. Это решают либо работники станции, либо начальник поезда. Обычно новых и старых вагонов поровну, или старых больше, так что это каждый раз лотерея. Бывает, что начальство поезда сажает своих любимчиков в новые вагоны, а непопулярных — в старые. Однажды в поездке начальник поезда посадил меня в новый купейный вагон рядом с вагоном для персонала; мы ехали с ними «целуясь», то есть из тамбура в тамбур. Это было самое «чумовое» место.
В общем, лучший вариант — это новый купейный вагон, но желательно без компостного поддона. Потому что органические туалеты часто засоряются — туалетной бумагой, лапшой быстрого приготовления, даже ложками. Более того, пассажиры из других вагонов в конце концов падают на них. Объясните своим пассажирам, что они не должны бросать бумагу в туалет. Другие люди придут и выбросят ее.
Мне не нравятся места в междугородних автобусах. На них садится больше людей, а это значит, что вам приходится чаще чистить туалеты и опорожнять мусорные корзины, чаще проверять билеты и так далее. И за все это не взимается дополнительная плата.
8341 9
А еще есть так называемые «трамвайные вагоны», которые можно встретить во многих поездах. Это когда все пассажиры выходят на одной станции, а на их место приходит новый вагон. И таких станций может быть несколько за поездку. В прошлом году мы с моим партнером работали в трамвайных вагонах. Нам приходилось постоянно проверять билеты, выдавать чистые листы и убирать грязные. За одну поездку мы использовали более 200 комплектов. Это было очень утомительно. Обычно есть старый салонный вагон и даже «трамвайный» вагон — это самые суровые условия, как в карцере в тюрьме.
Бытовуха
На поле можно выходить с мая и работать до конца сентября. Обычно мы начинаем в конце июня — начале июля после сессии и возвращаемся в конце августа — начале сентября. Это примерно два месяца.
Региональные студенческие группы имеют разные правила относительно того, сколько часов вы должны отработать летом. Для одних это 450 часов, для других — 530 или даже 600. Пока ты не отработаешь, ты не можешь вернуться домой. Если вы уходите раньше, вы получаете черную звезду из команды. После этого человек становится аутсайдером и больше не может работать водителем.
Учет часов ведется в специальной программе, которая называется Единая корпоративная автоматизированная система учета трудовых ресурсов. Мы называем ее «экологической сутрой». За шестидневную поездку начисляется в среднем 70 часов. Все зависит от смен. Смены могут быть 12 по 12 часов или 10 по 10 часов, а если вы работаете «на троих», то есть три на две машины, то график обычно 6 по 12. Другими словами: Я работаю 12 часов на своей машине, затем у меня шестичасовой перерыв, и следующие шесть часов я работаю на другой машине. График смен «три на три» вводится, когда не хватает водителей. Раньше мы работали так большую часть лета. Хуже всего было работать «в одно лицо», то есть весь маршрут в одиночку на одной машине, без перерыва на отдых. Я тоже испытал это на себе.
Вагон нужно чистить как минимум два раза в день, но обычно приходится чистить три раза, а туалеты — как минимум раз в 6 часов и когда они загрязняются. Обычно мы проверяем их каждые 20-30 минут, потому что они постоянно гадят. Особенно часто нужно чистить маленькие туалеты. В некоторых отделениях мы выбрасываем мусор, в других — наполняем их водой.
В дороге мы обычно питаемся своими продуктами, которые покупаем перед полетом. Питаться в ресторане довольно дорого, даже с учетом скидки для проводников. Поэтому мы готовим еду сами: кипятим воду для лапши и мюсли или картошку из микроволновки. Иногда пассажиры, выходящие на своих станциях, оставляют нам что-то недоеденное и не хотят брать с собой. Однажды с нами ехали три курсанта из колледжа. И в конце пути один из них подарил нам огромный пакет «Ассан», полный печенья и сладостей. Это был настоящий подарок.
Обычно мы моемся на станциях, где формируются поезда, в резерве проводников, где помимо вещевого, прачечного и штабного отделений есть комнаты отдыха и душевые. В пути следования мы готовимся принять душ прямо в туалетах. Наполняешь тазик горячей водой и моешься. Это не сложно, я уже привык.
Но я никогда не работал проводником зимой и не хочу. Зимой во время поездки приходится обливать туалеты водой, чтобы они не замерзли, и отскребать ломом оборудование под вагонами. Это очень тяжелая физическая работа, особенно для девушек. Вам повезет, если вы попадете в новый вагон, который сам себя отапливает. Но если вагон старый или обогреватели в новом вагоне перегорели, приходится выжигать уголь вручную. Уголь въедается в кожу. Когда мальчики приходят с зимних полей, у них руки как у обмороженных горельщиков — распухшие и черные от угля. Поэтому девушкам, которые отправляются в путешествие зимой, нужно делать маникюр с гель-лаком. Иначе потом их ногти будут в ужасном состоянии.
Коммерция в вагоне
Все давно заметили, что в последние два года авиадиспетчеры стали активно продавать не только чайную продукцию, но и лотерейные билеты. Могу сказать, что это одна из самых невыносимых работ. Определенно для меня.
Продать печенье, чай и кофе — не проблема. Цели по выручке обычно устанавливает начальство поезда. Обычно это 20 рублей с пассажира. Но если ты не выполняешь план, тебя не штрафуют и на зарплате это не сказывается. Просто потом вам могут прочитать нотацию, что надо больше работать и больше предлагать. Составить план производства чая несложно, это реально. Многие менеджеры придерживаются его и даже продают остатки. То есть они покупают аналогичное печенье или пирожные и продают их вместо того, что им дает начальство. Отличить «поддельную» продукцию легко по наклейкам: Они присутствуют только на «законных» продуктах.
Но леденцы труднее продать, чем печенье, потому что они никому не нужны. У нас есть три билета на проживание и три билета на благотворительные мероприятия на каждый рейс. По 100 рублей каждый. Я не знаю, каким человеком надо быть, чтобы так воровать деньги у людей. Мне всегда стыдно отдавать их пассажирам. Только когда проверяю документы, всегда говорю, что эти билеты продаются, и все.
Но это просто вопрос везения с начальником поезда. Некоторые вообще не хотели давать нам билеты и не просили их продавать. Другие были очень наглыми: они вырывали вырезки из упаковки и давали нам билеты в таком виде. Если вырезка была порвана, билет считался проданным, а если вы его не продали, то должны были сами его выкупить. Мы продвигали лотерею как могли. Например, пьяные люди, которые приходили на чай. Или те, кто не брал сдачу — мы предлагали им лотерейные билеты вместо сдачи. Если вам повезло с одним человеком, вы могли дать ему пять таких «лотерейных билетов».
Студентам платили хорошо, особенно по кировским меркам — от 25 тысяч рублей в месяц, плюс премия. Я получал около 30 тысяч, все в белую.
Премия зависит от количества отработанных часов и отзывов пассажиров. Обратная связь собирается следующим образом: Либо мы раздаем анкеты тем, кто пользуется нашим вагоном, либо сами начальники поездов опрашивают наших пассажиров — чисто ли в вагоне и туалетах, поддерживается ли температура, доброжелательно ли общение с пассажирами и так далее. Если пассажир пишет благодарность на сайте РЖД, за это тоже может быть премия. А если в книге жалоб и предложений, то это уже что-то другое. В Кирове за положительный отзыв проводник получает 150 рублей, а в Санкт-Петербурге — ничего. А если пассажир позвонит на телефонную линию или еще куда-нибудь и пожалуется на проводника, то придется разбираться, и можно лишиться премии.
По моему опыту, кстати, нашим постоянным проводникам платили даже меньше, чем студентам. Если мы получали 30 000, то они — 20 000 или чуть больше. Я не знаю, почему так.
Такие разные пассажиры
Мне нравится наблюдать за людьми: одни вежливы и воспитаны, другие грубы, есть сварливые люди и те, кто не видит вещи такими, какие они есть. Есть и очень милые люди, которые угощают вас чашкой чая и с которыми можно говорить о чем угодно. Вежливые и благонамеренные пассажиры, которые понимают, что авиадиспетчеры — всего лишь люди.
Пассажиры в вагоне поезда все разные: пьяные, ссорящиеся, причудливые, странные — но вы должны найти подход к каждому из них. Если вы хотите узнать Россию изнутри, мы приглашаем вас в вагон поезда! Здесь все слои нашего общества обсуждают все и вся: учителя, юристы, продавцы, продавщицы, домохозяйки, спортсмены, общественники и бизнесмены.
Некоторые из них не стесняются задавать вопросы: «Трудно ли вам здесь работать? Да? Какая неблагодарная работа». Люди спрашивают так, как будто им тебя жалко, но через десять минут они выбрасывают свой мусор или идут жаловаться.
Бывало, что у пассажира — извините за прямоту — воняли ноги. Приходилось обращаться к ним и вежливо просить помыть их и сменить носки. Была также проблема храпа: одна пассажирка постоянно приходила ко мне с жалобами на то, что мужчина свистит, как паровоз, и лишает ее сна. Я объяснил ей, что ничего не могу с этим поделать. Возможно, у мужчины проблемы со здоровьем, поэтому он храпит во сне. Вы не можете выбирать пассажиров….
Хотят узнать Россию изнутри — добро пожаловать в вагон! Здесь говорят обо всем и обо всех.
Пьяные — особая категория. Мы имеем право отказать во входе в вагон пассажиру, который сильно пьян или ведет себя неподобающим образом, даже если у него самый дорогой билет. Все на усмотрение проводника. Однажды я на свой страх и риск посадил такого человека в поезд. Его запах изо рта чувствовался издалека. Он оказался в женском купе. Пассажирки стали жаловаться: «Он совершенно пьян, зачем вы пустили его в вагон?». Мне пришлось оправдываться: «Все должны выйти, потерпите!». Он уснул в одежде, но на следующий день извинился перед пассажирами за причиненные неудобства и поблагодарил меня коробкой конфет за то, что я его впустила.
Бывают пассажиры с интересными профессиями. Однажды я разговорился с женщиной, которая оказалась известным кондитером в своем городе. Она делает муссовые торты и пирожные и ведет свой блог. Она показала мне фотографии своих тортов, и я была очарована. Неужели эти красоты можно есть? Это же искусство! Она рассказала мне много интересных фактов о своей технике приготовления тортов и поделилась со мной своими рецептами. Очень приятно общаться с такими людьми.
Слава Богу, не было никаких нарушителей спокойствия, солдат или фанатов. И безбилетников тоже не было. Если контролеры обнаруживали в вагоне кролика, они тут же увольняли проводника. Сейчас это строго регламентировано.
Плюсы и минусы профессии
Несомненным преимуществом моей работы является то, что вы путешествуете, посещаете разные города, встречаете новые лица и видите мир в действии. Одно путешествие на моем поезде занимает четыре дня. Меняются климат, часовой пояс и пассажиры. Если вы находитесь в поезде восемь дней, у вас есть восемь выходных. Мне нравится такой график: У меня больше свободного времени. Зарплата зависит от количества часов, проведенных в пути. В среднем я получаю около 38 000 рублей в месяц, плюс одна или несколько премий и путевки на лечение. В поездах компании (Невский экспресс, Ямал, Арктика, Вятка) и Сапсан зарплата выше (от 45 000 рублей), но работать там могут только контролеры с четвертым высшим образованием, опытом и после повышения квалификации. Важно понимать, что работа контролера — это жизнь «на колесах». Либо ты привыкаешь, либо ломаешься.
Изображение: Моя планета
Сайт может содержать материалы из Facebook и Instagram, которые являются собственностью Meta Platforms Inc. и запрещены на территории Российской Федерации.
Как стать проводником
Уроки. Стать проводником на российских железных дорогах несложно. Достаточно иметь среднее образование и посещать курсы — они проходят с сентября по декабрь. На курсах учат, как разрешать столкновения, дают знания по охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Для ФПК и «Гранд Экспресс» курсы бесплатны.
Вы можете пройти обучение в железнодорожном колледже. Специализироваться на железнодорожных операциях можно, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или Липецком государственном техническом университете.
Чтобы стать машинистом поезда, без высшего образования не обойтись. Специализация не обязательно должна быть посвящена железным дорогам, хотя это и проще.
После курсов будущие машинисты поездов проходят обучение, экзамены и практику.
На ознакомительном этапе их знакомят с рабочим местом, правилами работы и важнейшими вопросами охраны труда. Непосредственно на рабочем месте они получают дополнительные инструкции о том, где переходить пути, как вести себя в том или ином вагоне и т.д. Каждые три месяца инструктаж повторяется.
На этапе тестирования они должны пройти тест на логику и дисциплину, а также психологический тест.
Во время практического обучения новички проходят тест-драйв с опытным водителем. Они могут принять участие в любой поездке, ограничений по расстоянию нет. Иногда стажерам приходится совершать перелет Москва-Владивосток. Во время пробного периода стажеры заполняют дневник. В нем они указывают, что и когда они делают: Проверка билетов, уборка, продажа товаров и т.д. В конце поездки опытный водитель оценивает новичков. Обычно мы ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.
Раз в несколько лет контролеры проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем направлениям работы на трассе. Перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года контролеры в поездах, используемых для перевозки иностранных болельщиков, прошли дополнительный базовый курс английского языка.
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров в поезд на конечной станции я убираю вагон: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Поскольку я работаю в фирменном поезде, мне приходится заправлять кровати на верхних этажах. За несколько минут до посадки мы получаем список пассажиров вагона на специальных аппаратах.
Посадка. На первой станции мы садимся за полчаса до отправления поезда. Я проверяю данные пассажиров в документах, удостоверяющих личность, и в билете. Часто возникают проблемы с документами: Иногда, например, пассажиры покупают приоритетный билет, не имея на это права. В этом случае я звоню машинисту поезда, и мы решаем каждую проблему индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается как минимум один раз за поездку. Согласно внутренним правилам, пассажир может ошибиться в фамилии или в номере документа. Посадка в вагон возможна, даже если в билете неправильно указан пол.
Если ошибок несколько, необходимо исправить данные до отправления. Сообщите об ошибке проводнику поезда, он уточнит у оператора, действителен ли билет, после чего оператор изменит данные. Желательно быть на станции вовремя, чтобы успеть до отправления поезда. Услуга стоит P200.
Дети до 5 лет путешествуют бесплатно в одном вагоне с сопровождающим лицом. Ваш ребенок должен купить бесплатный билет. Об этом часто забывают родители. В этом случае им будет выдан билет для ребенка на поезд, но с них также возьмут P200.
Попросите показать проездной еще раз после отправления поезда. Многим пассажирам это не нравится, потому что билеты уже были проверены при посадке. Но мы делаем это не по прихоти, а для выявления безбилетников, которые вошли в вагон под предлогом попрощаться.
п. 3.3 справочника водителя автомобиля. Это старая инструкция, постоянно добавляются новые. Выдавать их запрещено.
После проверки билетов я иду продавать товар. В поездах, которые не обслуживаются компаниями, проводники раздают белье и открывают туалеты после санитарной зоны. Мы также предлагаем дополнительную еду, чай, тапочки, туалетные принадлежности и сувениры.
После продажи товаров я вношу данные пассажиров в бланки строгой отчетности. В бланках нельзя делать ошибки. Если я замечу неточность, исправить ее может только проводник поезда. Когда поезд пересекает государственную границу, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за границу, в иммиграционные карточки.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: Первое — для сна, второе — для работы и контроля датчиков. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном отсеке.
Датчики в рабочем отсеке показывают, насколько высока температура в вагоне, все ли в порядке с электрооборудованием, есть ли горячая вода в бойлере. В этом отсеке также есть раковина, иногда микроволновая печь и кофеварка. Здесь также есть место для хранения посуды, вещей, аптечки и оборудования.
Сложности
Вам приходится много общаться с пассажирами. Это не всегда приятно, но все равно приходится улыбаться. Например, проводники не имеют права пускать в вагон пьяных людей. А если пассажир пьян или ведет себя неподобающим образом во время поездки, он должен выйти на следующей станции, согласно правилам. В такие моменты мне приходится быть жестким и вежливым одновременно, а это не так просто, когда пассажир начинает грубить или буянить.
Иногда пассажиры приходят с очень любопытными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в другом конце вагона. Люди часто не верят, что возле купе проводника есть шкафчик, но нет туалета, и думают, что есть еще один, но проводники, такие же негодяи, как и они, его прячут.
Однажды, около пяти часов утра, я вышел на шум и услышал крик: «Начальник поезда знает, что вы здесь делаете?»! Я выбежал на улицу и увидел мужчину, который стоял у открытого склада, смотрел на полки с оборудованием и кричал: «Куда вы поставили туалет? Почему вы поставили стеллажи здесь?». Мне пришлось объяснить ему, что в поездах компании оба туалета находятся в другом конце вагона и что полки здесь поставил не я, а люди, которые проектировали и строили вагон. Мужчина сначала не поверил мне, но в конце концов успокоился. Начальника поезда не вызывали.
Иногда пассажиры удивляют вас. Во время одной поездки мужчина спросил, проходит ли поезд через Дзержинск. Я ответил, что да, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, могу ли я выйти «тихо» во время движения поезда, потому что никто не заметит. Мне пришлось его разочаровать.
Многие думают, что проводники поездов много путешествуют и могут увидеть город в промежутках между ними. На самом деле они могут выходить в город только с разрешения машиниста поезда и только до аптеки, продуктового магазина или столовой. Когда я выхожу в город, я даже не пытаюсь выйти куда-то еще: За такой проступок можно получить штраф.
Техника безопасности и старый подвижной состав
Проводники — это сердце всего поезда. Мы первыми фиксируем нарушения или чрезвычайные ситуации, а затем сообщаем о них в штабной вагон (рядом с купе начальника поезда находится комната для сотрудников МВД, умывальник и радиорубка). Каждый вагон оборудован системой пожарной сигнализации, которая работает даже при остановке поезда. Однако автоматическая система пожаротушения установлена только в рабочем купе диспетчера, так как там находится пульт управления. Пожар в наших поездах очень опасен. В среднем вагон сгорает дотла за семь минут. Инструкции на случай срабатывания сигнализации следующие: Проводник бежит в купе, откуда идет сигнал, и проверяет, нет ли там пожара (система очень чувствительна и реагирует даже на вагон). Если пожар действительно есть, второй кондуктор передает информацию в дежурный вагон, первый задвигает запорный кран, тушит пожар огнетушителем, а второй выводит пассажиров в заднюю часть вагона (т.е. в вагон, стоящий напротив путей в обратном направлении).
Инспекторы также проверяют подшипники, которые соединяют вагон с подвижным составом. Если они перегреты, вагон может сойти с рельсов. При остановках более 15 минут необходимо проверить их температуру тыльной стороной ладони — всего на вагоне восемь точек крепления подшипников. В случае перегрева во время поездки система предупреждает проводника звуковым сигналом. Согласно инструкции, в этом случае нужно дернуть стоп-кран, но никто этого не делает. Кран — это крайняя мера, после которой приходится заполнять кучу бумаг и давать объяснения, а когда в итоге выясняется, что причин для остановки поезда не было, тебя увольняют. Когда система поднимала тревогу, я обычно звонил поездному электрику. Он обычно ворчал, что «в этих старых вагонах всегда все наперекосяк», и отключал систему оповещения.
На российских железных дорогах много старых вагонов. Говорят, что большинство мертвых поездов отправляется на Урал и юг. Но на самом деле такой закономерности нет — все зависит от парка, обслуживающего то или иное направление. Я никогда не работал в Казанском заповеднике, но знаю по слухам, что у нас были хорошие старые вагоны и поезда, но потом в Московском заповеднике все поменяли, и Казань осталась со старым материалом. Рейсы Казань — Москва состоят из более нового подвижного состава, а рейсы Казань — из устаревшего. Для сравнения, нижегородский резерв (выполняющий, например, рейсы Казань — Санкт-Петербург) оснащен очень хорошо (поэтому нельзя сказать, что повезло только москвичам)
«Случилось так, что нам пришлось вручную смывать содержимое туалета, чтобы прочистить засор.
К счастью, у меня в жизни не было серьезных технических проблем с вагоном — единственной проблемой было засорение компостных туалетов». Пассажиры умудрялись выбрасывать все, вплоть до своих носков и тряпок. А однажды я повздорил с уборщицей вагона. Она плохо работала — в некоторых местах было еще хуже, чем было. Я не подписал документ об уборке, то есть оставил его без оплаты. В результате он бросил носок в писсуар, помочился там и заплевал все девять отсеков.
В новых вагонах унитазы автоматические, и вы можете просто поставить их на место. Если это не срабатывает, вызывают электрика, чтобы снять его. Бывали случаи, когда нам приходилось вручную удалять содержимое унитаза, чтобы прочистить засор. Но хуже всего то, что и биологические, и обычные туалеты зимой замерзают, и нам приходится каждый час обливать их кипятком. Вообще, в вагоне много отверстий — это сливы умывальников, слив титана (кипятильника), и все их приходится обливать горячей водой.
Пассажиры: плохие, хорошие, дети
Проводник — это лицо компании, мы первые и часто единственные представители РЖД, с которыми встречается пассажир. Важно произвести хорошее впечатление при посадке — поприветствовать, помочь; затем пройтись по поезду в начале пути и вежливо со всеми поговорить. По своему опыту могу сказать, что в первые часы поездки проводник выдвигается на первый план, и впечатление, которое вы произвели, работает в вашу пользу.
Я выделил различные типы пассажиров: молодые люди до 30 лет (с ними всегда можно договориться), бабушки (они относятся к вам так же, как вы к ним), мужчины-мусорщики (с ними трудно иметь дело: они курят, пьют, не слушают и ругаются), семьи (обычно они интроверты). Мне не нравятся люди, которые навязывают себя в друзья и ходят вокруг меня. Они могут прийти на чай и застрять в вашем купе на час — и вы не сможете им отказать. Кроме того, они обычно ждут каких-то привилегий (обычно разрешения курить). Некоторые — особенно девушки — чуть ли не садились в купе для персонала, чтобы поболтать, хотя это было запрещено.
Я обычно придерживался такого подхода: курите и пейте, но не мешайте остальным. Раньше я разрешал курить в вестибюле во время минутных остановок. Но люди, как правило, злоупотребляли этим доверием. Однажды у меня произошла стычка с двумя здоровяками: один бегал курить, я наблюдал за ним и даже угрожал начальнику поезда; потом пришел второй, угрожал мне и начал снимать меня на мобильный телефон. Потом я увидел, что с двери квартиры пропала моя визитка, а на столе лежала моя чайная продукция. Конечно, мы вызвали полицию, но потом выяснилось, что эти гопники — сами представители власти и ничего не сделали. Я до сих пор обижена такой наглостью. Однако удостоверение мне все же вернули.
Однажды летом, во время полета в Сухум, один человек захотел стать моим другом. Он благодарил меня замечаниями и предложениями, купил чайную продукцию на хорошую сумму и, конечно, много выпил (не проливая). На юге есть пятичасовая зона гигиены вдоль моря и часовой контроль на границе Абхазии с Россией — я предупредил всех заранее, чтобы люди успели сходить в туалет. Мужчина в это время спал и проснулся уже во время проверки поезда пограничниками. Он попросился в туалет, но я не смог ему помочь. Тогда он нашел пятилитровую бутылку, сделал там свои дела (в тамбуре было довольно шумно — пассажиры понимали, что происходит) и вернулся на свое место как раз в тот момент, когда в вагон вошли пограничники. Когда поезд тронулся, мой партнер рассердился и сказал, что мы не обязаны убирать за ним — он должен забрать свои вещи. К моему удивлению, мужчина охотно согласился. Он вошел в Гагру, держа в руках сумку, куда мы спрятали его бутылку.
Я всегда старался держаться подальше от пассажиров, но это обычное дело — заводить двух- или трехдневные отношения. Такое часто случается с молодыми девушками, особенно когда они видят симпатичных, хорошо воспитанных дембелей. Однажды я ехал в машине, полной дембелей. Они пили всю дорогу — не знаю, как они умудрились завести роман в таком состоянии. Моя работа сводилась к роли воспитателя — я должен был вовремя собирать бутылки, следить, чтобы никто не начал блевать и не опрокинулся, отводить их в туалет и подталкивать пассажиров к нужным остановкам, чтобы они могли выйти со своими вещами (что было нелегко: они не хотели отказываться от веселья). Трудно было перевозить и курсантов тайной силовой структуры — вагон был пустой, они заняли два купе и пили всю дорогу, беззлобно выкрикивая песни Аллегровой. Они заполнили весь вагон мусором!
Требования к соискателям на должность
Чтобы стать кондуктором в России, необходимо иметь как минимум аттестат о среднем образовании. Претендентов приглашают на собеседование в один из департаментов РЖД, после чего принимается решение и дается ответ.
Самое сложное в жизни проводника пассажирского вагона — это необходимость подолгу находиться вдали от дома. В таких условиях сложно строить личную жизнь, продолжать учебу, ходить в спортзал и т.д. Многие люди чувствуют себя отрезанными от нормальной жизни. Не говоря уже о том, что трудно придерживаться диеты, высыпаться и вообще заботиться о своем здоровье.
Трудно работать на больших расстояниях. В России таких маршрутов много, ведь наша страна протянулась на тысячи километров. Работники таких поездов имеют возможность провести время дома с семьей после возвращения из путешествия. Однако существует норма времени в пути, которая должна соблюдаться. В противном случае это негативно сказывается на заработной плате.
Кстати, авиадиспетчеры, которым по долгу службы приходится пересекать границы других стран, имеют более высокий доход.
Что влияет на заработок проводника
Доходы представителей этой профессии различны.
- дальность следования поезда;
- принадлежность поезда к определённому классу;
- сложность пути;
- сезонность;
- количество отработанных суток, а также количество отработанных часов в ночное время;
- стаж работы.
Чтобы ответить на вопрос, какова зарплата конкретного кондуктора, нужно сопоставить все вышеперечисленные факторы.
Из чего складывается доход проводника
Каждый проводник, работающий в пассажирских поездах, имеет фиксированную зарплату. Они могут получать ее, если выполняют месячную почасовую норму. В 2023 году эта норма составляет 176 часов. Если вы отработаете меньше часов, ваша зарплата соответственно уменьшится. Большинство диспетчеров на железнодорожном транспорте России работают больше часов, чтобы заработать больше денег.
Что влияет на зарплату поездных диспетчеров?
В дополнение к зарплате проводники получают надбавку.
- бонусы;
- премиальные;
- доход от неофициальной пересылки посылок граждан.
Железная дорога предлагает своим работникам льготы. К ним относится бесплатный проезд в поездах РЖД. Кроме того, работники отрасли имеют право на льготы в соответствии с российским федеральным и муниципальным законодательством. К ним относятся следующие:
- выплата в виде материальной помощи отправляющимся в отпуск;
- компенсационная выплата при увольнении;
- пенсионеры РЖД могут раз в году путешествовать на поезде компании бесплатно (радиус 150 км);
- пособие на второго ребёнка и последующих детей;
- пятидневный оплачиваемый отпуск молодожёнам и молодым родителям;
- единовременное пособие на рождение малыша;
- ежемесячная доплата к пособию на малышей до 3-х лет.
Это лишь некоторые из льгот, на которые могут рассчитывать проводники.
Чтобы привлечь новых сотрудников, ОАО «РЖД» должно создать для них наиболее приемлемые условия.
Самые глупые вопросы пассажиров
Пассажиры часто раздражают проводников определенными просьбами и вопросами: эти фразы они слышат из поездки в поездку.
Я сижу, одетая, с удостоверением, на своем рабочем месте, а меня спрашивают: «Вы ревизор?». — говорит Анастасия из Москвы, — но на первом месте в списке вопросов стоит: «С какой стороны будет платформа?». Откуда мне знать? Мы ходим по одному и тому же пути и смотрим, куда нас пустят. Есть небольшие станции, где мы знаем, с какой стороны нам откроют дверь. Но, скажем, с какой стороны будет платформа в Екатеринбурге или в Тюмени, мы можем только догадываться.
Если отстал от поезда
Сегодня пассажиры редко остаются позади поездов. И этому есть объяснение.
«Раньше мы отставали, когда выпивали в поездах, — объясняет Мария из Ростова-на-Дону, — спускались на станциях, чтобы выпить, и отставали. Мы догоняли их на такси». Если пассажир опаздывает и цепляется за перила, я останавливаю поезд краном. Но я не думаю, что это решение. Потому что даже в этом случае человек может попасть под колеса, что и происходит.
Сдавать белье пассажир не обязан
Один из самых спорных вопросов — кто должен заправлять постель: проводник или пассажир?
«Есть разные категории услуг, в «СВ» и «Люксе» кровать заправляет кондуктор, — объясняет Евгения из Москвы, — в обычных квартирах и салонах автобусов кровать заправляет пассажир. Пассажир может попросить кондуктора помочь ему. Он не откажет. Хотя — опять же по опыту — старшие отказываются и говорят: «Мы что, без рук? И сами передают простыни. А молодые люди часто недовольны, что нет простыней. И еще: пассажир не обязан передавать свое нижнее белье!
Спасительные советы пассажирам от опытного билетного контролера:
1: Обычно билетные кассы продают билеты сначала в первый и второй вагон, поэтому в поезде всегда стоит волна людей. Лучше покупать билеты в шестой или седьмой вагон. Вы также можете купить билеты в конце поезда.
2. не пользуйтесь полотенцами, которые вам дают, потому что они часто очень грязные, а люди едут со всякой всячиной.
5. при покупке билета вы можете заранее узнать о классе обслуживания, есть ли биологические туалеты и кондиционер.
6. не пытайтесь обмануть РЖД при покупке билета. Места в нижнем купе стоят намного дороже, чем места в верхнем, поэтому многие покупают билет в верхнее купе, а просят нижнее. Пассажир, не сидящий на своем месте, является правонарушением.
«Люди даже возмущаются, когда пассажир приходит на нижнее место, — рассказывает проводница Евгения, — возникает конфликт: берут верхнее место для бабушки, мамы с ребенком или беременной женщины, а нижнее место занято. И они бегут к билетному контролеру: «Возьмите нижнее место! Я беременная!».