Как ручная, так и автоматическая коробки передач выполняют одну общую задачу: они соединяют двигатель автомобиля с колесами, что является критическим для движения автомобиля. Любая коробка передач представляет собой набор шестеренок различных размеров и характеристик, что позволяет изменять обороты и мощность двигателя в соответствии с требованиями водителя.
Чем обучение на автомате отличается от обучения на механике
Каждый, кто собирается идти в автошколу для получения водительских прав, должен решить, на каком типе автомобиля ему учиться вождению. Давайте разберемся, в чем заключаются различия в обучении на автомобилях с разными типами трансмиссий.
На сегодняшний день в России большинство автошкол предлагают обучение на легковом автомобиле с механической коробкой передач, в то время как только половина из них предоставляет возможность обучаться управлению автомобилем с автоматической коробкой передач. Поэтому, принято уделять внимание особенностям вождения на этих автомобилях с различными трансмиссиями.
Механика
Если ваша цель — уметь управлять любым легковым автомобилем, следует отдать предпочтение механической коробке передач. Большинство старых автомобилей, как отечественного, так и зарубежного производства, оборудованы именно механической трансмиссией. В то же время современные городские машины, особенно в классе эконом, чаще оснащены автоматическими коробками. Водительские права категории B, полученные на механике, позволят вам управлять любым автомобилем, а процесс привыкания к двум педалям на АКПП будет достаточно прост. Если вы хотите стать универсальным водителем, который сможет заменить близкого за рулем или арендовать автомобиль с автоматической трансмиссией во время длительных поездок, настоятельно рекомендуем пройти обучение на механике в автошколе.
Обучение вождению на автомате считается более легким, нежели на механике. Здесь вам не потребуется учиться чувствовать переключение передач, так как педали сцепления, часто представляющей сложности для начинающих, просто нет. На светофоре такой автомобиль не заглохнет, а на подъеме не откатится назад. Считается, что на автомате легче сдать экзамен в ГИБДД. При выборе первого автомобиля и во время обучения важно учитывать несколько нюансов:
- если у вас уже есть машина с АКПП, на которой вы будете ездить после получения прав;
- если вы планируете купить автомобиль с автоматической коробкой передач;
- если вы не намерены никогда управлять автомобилем с механической коробкой.
В таких случаях сомнений не остается — вам понадобятся права категории B на автомате. Стоит отметить, что в каршеринговых компаниях преимущественно предлагают именно такие автомобили.
В чем отличия водительских прав на механику и автомат
Водительское удостоверение нового образца в России, действующее с 2014 года, содержит не только указание на категории транспортных средств, которые может управлять его обладатель, но и специальные отметки с ограничениями, которые, как правило, связаны с состоянием здоровья. Эти отметки фиксируются в разделе 14. Если ограничения касаются лишь отдельных категорий транспорта, они указываются в разделе 12.
Согласно пункту 28 Постановления Правительства РФ № 1097 о допуске к управлению транспортными средствами, лица, которые сдали экзамен в ГИБДД на автомобиле с автоматической коробкой, получают права с отметкой AT в разделе 14 (или 12 для отдельных категорий). Эта отметка говорит о том, что водитель имеет законное право управлять только теми автомобилями, которые оборудованы автоматической коробкой переключения передач. Нарушение правил дорожного движения будет считаться вождение автомобиля с механической коробкой при наличии отметки AT в удостоверении.
В данном контексте на автоматическую коробку передачи распространяются все виды трансмиссий, которые не требуют от водителя физических усилий для переключения передач: классические гидроавтоматы, роботизированные коробки и бесступенчатые вариаторы.
Если в разделе прав не стоит никакой отметки, это подразумевает, что водитель не имеет ограничений по управлению транспортными средствами — ни по состоянию здоровья, ни по типу трансмиссии автомобиля.
Плюсы и минусы МКПП и АКПП
Классическая механическая коробка передач остается самым распространенным типом трансмиссии в России. Используя МКПП, водитель вручную выбирает передачи, нажимая на педаль сцепления и переключая рычаг, который может находиться на центральной консоли, панели приборов или рулевой колонке. В некоторых спортивных автомобилях применяются секвентальные (последовательные) МКПП, где переключение происходит с помощью подрулевых лепестков или рычага-джойстика.
С классической автоматической коробкой передач не предусмотрены ни педаль сцепления, ни рычаг. На центральной консоли имеется лишь селектор, с помощью которого выбирается режим работы (Drive, Parking, Neutral и другие). Переключение передач происходит автоматически.
Преимущества и недостатки обоих типов трансмиссий обусловлены их конструкцией. Главный плюс коробки-автомат заключается в значительном упрощении процесса вождения, особенно в городских условиях. Автоматическая коробка позволяет избежать часто допускаемых ошибок, таких как износ сцепления, глушение двигателя или неправильный выбор передачи. Водителю значительно проще управлять автомобилем, поскольку не требуется заботиться об оборотах двигателя или переключении передач, что делает процесс вождения более комфортным.
Однако, у АКПП тоже есть недостатки: автомобили с автоматической коробкой чаще дороже как в покупке, так и в обслуживании, также они, как правило, потребляют больше топлива. Более доступные модели автоматов могут характеризоваться заторможенной реакцией, что делает их менее отзывчивыми по сравнению с ручным управлением. Кроме того, некоторые водительские приемы, доступные для автомобилей с механической коробкой (например, торможение понижением передачи), не могут быть осуществлены на автомате.
Преимущества механической коробки передач заключаются в обратном: автомобили с МКПП, как правило, дешевле и более динамичны, обеспечивая лучший отклик на действия водителя. Но, несмотря на это, механическая коробка сложно осваивается, и вождение на ней может быть более утомительным по сравнению с автоматом.
Преимущества автоматической коробки передач
В Соединенных Штатах около 90% автомобилей оснащены АКПП, в Японии — 75%, что объясняется удобством автоматической коробки по сравнению с механической. Водителю не нужно думать о выборе подходящей передачи: достаточно включить нужный режим, нажать на газ и двигаться дальше.
Это особенно ощутимо в условиях пробок и на холмистых дорогах, так как не приходится постоянно переключаться между передачами. Следовательно, для управления автомобилем с автоматом требуется меньше опыта по сравнению с механикой. Также практически отсутствует риск отката назад на подъеме из-за неправильного переключения — вероятность заглохнуть по той же причине крайне мала. Водитель не будет беспокоиться о том, что автомобиль теряет расход топлива, просто забыв переключить передачу на светофоре, так как все происходит автоматически.
Еще одно преимущество АКПП заключается в том, что руки водителя всегда находятся на руле, что позволяет быстрее реагировать на неожиданные ситуации — не нужно отвлекаться на переключение передач. В условиях пробок механист управляет автомобилем, постоянно меняя передачи, в то время как на автомате достаточно нажатия на газ.
Недостатки автоматической коробки передач
В России, в отличие от других стран, лишь 45% автомобилей комплектуются АКПП, что говорит о более консервативном подходе на автомобильном рынке.
Хотя управление автомобилем с автоматической коробкой намного проще, многие водители замечают, что с этой трансмиссией теряется потенциал двигателя, и расход топлива может увеличиваться, поскольку система не всегда адекватно реагирует на дорожные условия.
Когда АКПП неправильным образом переключается на более высокую передачу, это приводит к потерям топлива. Порой требуется более низкая передача для преодоления подъема или препятствия, но АКПП автоматически переключается на верхнюю, что ведет к меньшей экономичности. Несмотря на то что с каждым новым поколением автоматических коробок эту проблему удается свести к минимуму, она все еще остается.
Кроме того, из-за большей сложности конструкции автомобили с АКПП требуют больше внимания в обслуживании и ремонте, а также ремонт обойдется значительно дороже.
Механика
Автопарки большинства автошкол по-прежнему в основном состоят из автомобилей с механической коробкой передач. В нашей автошколе ШАР в Москве мы можем предложить разнообразный парк автомобилей с разными типами трансмиссий. В большинстве случаев это бюджетные модели, такие как Lada, Daewoo и Renault с пятиступенчатыми МКПП. Основной сложностью при вождении на таких автомобилях является необходимость понять и прочувствовать работу сцепления, чтобы добиться плавного переключения передач как в городских, так и в загородных условиях, что требует времени и тренировок.
У начинающих водителей часто возникают опасения при обучении на механике по следующим причинам:
- Существует риск заглохнуть. Эта ситуация часто возникает, когда водитель, вместо того чтобы плавно отпускать сцепление, резко его бросает. Это также может происходить из-за неверного выбора передачи, например, при скорости до 30 км/ч включение третьей или четвертой передачи может привести к остановке двигателя. Тем не менее, это зависит от типа двигателя: дизельные моторы с высокой тягой могут работать на низких оборотах.
- Вы можете столкнуться с вероятностью отката назад. При старте с горы важно предотвратить откат назад, чтобы избежать аварийной ситуации. Современные автомобили, начиная со среднего ценового сегмента, часто оснащены противооткатными системами и электронными ручниками, которые помогают предотвратить откат. Тем не менее, в ряде отечественных автомобилей таких «помощников» нет. Поэтому нужно научиться использовать ручной тормоз и правильно чувствовать работу сцепления. Тренировка старта на наклонной поверхности должна проводиться по следующей последовательности:
- Полная остановка автомобиля.
- Включение первой передачи.
- Плавное нажатие на педаль газа и медленное отпускание сцепления. Когда двигатель раскрутится до 2-3 тыс. оборотов, аккуратно отпустите ручной тормоз. После начала движения проверьте, что ручник был полностью отпущен.
ПРИМЕЧАНИЕ: Тренировка старта на горной местности, а также выполнение стандартных маневров, таких как развороты и парковка, являются важнейшими упражнениями в процессе обучения в автошколе.
Преимущества обучения вождению на механике
- Овладев вождением автомобиля с механической коробкой передач, вам не составит труда управлять автомобилем с АКПП.
- Управляя машиной с МКПП, водитель учится синхронизировать действия ног и рук, что развивает его навыки.
- Вождение на механике требует от водителя большой концентрации на дороге и вождения, что уменьшает риск аварий, особенно для новичков.
- Возможность поддерживать обороты двигателя в пределах 2–2,5 тысяч, что способствует снижению расхода топлива.
Минусы обучения вождению на механике
- Необходимо приложить много усилий, чтобы начать уверенно чувствовать себя за рулем автомобиля с МКПП.
- Существует высокая вероятность ускоренного износа диска сцепления.
- Трудно тронуться с места на уклоне, так как это чаще всего сопровождается откатами назад в процессе обучения.
Автомат
Современные продажи новых автомобилей показывают, что на автомобили с АКПП уже приходится 60% продаж в России. Под термином АКПП подразумеваются как классические автоматы с гидротрансформатором, так и роботизированные трансмиссии и вариаторы. К каждой из этих коробок необходимо привыкать, хотя принцип управления во многом схож, поскольку конструкция и особенности работы отличаются. Начнем с классического автоматического трансмиссионного устройства.
Функция сцепления у гидроавтомата осуществляется гидротрансформатором, который подстраивает крутящий момент в зависимости от частоты вращения колес. Конструкция состоит из турбины и насоса, между которыми располагается аппарат-реактор. Учиться управлять автомобилем с классическим автоматом просто и удобно: нет откатов, за исключением устаревших моделей, переключения происходят плавно, хотя их скорость может быть ниже.
Конструкция роботизированной трансмиссии может различаться в зависимости от производителя, но принцип работы остается тем же: механизм сцепления управляется компьютером, который считывает данные с датчиков и сенсоров. В роботах предусмотрен и ручной режим переключения передач.
Одним из самых известных типов таких трансмиссий является DSG, устанавливаемая на автомобилях концерна VAG. Принцип управления этой трансмиссией не отличается от гидроавтомата, но имеются некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание:
- Для РКПП предпочтительнее плавный разгон, так как это положительно сказывается на ресурсе трансмиссии и делает досуг более предсказуемым.
- В случае движения по крутому подъему разумно переходить в ручной режим и включать пониженную передачу. Это необходимо при низкой мощности ДВС, например, на двигателе 1,0 TSI в том же Volkswagen.
- При длительной стоянке желательно переводить трансмиссию в нейтральный режим.
- В пробках стоит переходить в ручной режим и двигаться на первой передаче.
- Важно хорошо выжимать педаль тормоза. Необходимо помнить, что при смене режимов, для продления ресурса сцепления важно избегать резкого переключения селекторов.
При соблюдении вышеуказанных рекомендаций можно значительно увеличить срок службы робота и обучиться безопасному и экономичному вождению.
Одним из главных недостатков обучения на роботизированной коробке передач становится ощущение дискомфорта из-за задержки при переключении скоростей, которая иногда может достигать 1-2 секунд, что может вызвать замешательство у водителя-новичка.
ВАЖНО: некоторые модели роботов допускают небольшой откат при старте, что также является очевидным недостатком и требует привыкания со стороны водителя.
Таким образом, вариатор, обычно обозначаемый аббревиатурой CVT, функционирует и управляется аналогично другим видам АКПП, однако его работа основывается на других технологических принципах. Преимущества обучения на вариаторе заключаются в его плавности работы, а также отсутствии толчков и рывков при переключениях, что связано с особенностями конструкции.
Автомобили с вариатором разгоняются плавно, без резких толчков. Благодаря продуманным настройкам обеспечивается оптимальная работа двигателя. При резком нажатии на газ электронная система минимизирует нагрузку на силовой агрегат.
Обучение вождению на вариаторе удобно благодаря его ключевым преимуществам:
- Быстрый разгон.
- Плавность работы.
- Оптимизация нагрузок на мотор, что позволяет избежать его избыточного шума и больших оборотов.
ЗАКОН РФ ОБ АКПП И МКПП
Автошколы и органы ГИБДД ориентируются на требования Федерального Закона от 10.12.1995 №196 «О безопасности дорожного движения». В части, касающейся автоматических и механических коробок передач разницу в обучении обсуждают в статье 25, разъясняющей основные положения, которые касаются допуска к управлению транспортными средствами, в пунктах 2 и 11.
Ученик автошколы должен знать, что он имеет право пройти обучение на любом автомобиле — с автоматической или механической коробкой передач. Интересно, что возможность учиться на АКПП появилась лишь в 2013 году, до этого обучение можно было проводить только на автомобилях с МКПП. Тем не менее, существуют некоторые важные нюансы:
- если вы проходили обучение на автомате, вам будет отмечено соответствующее ограничение в водительских правах, что означает, что вы сможете управлять только автомобилями с АКПП, а это делает вождение на механике запрещенным;
- если вы обучались на механике, то вам позволяется сдавать экзамен (как в пределах площадки, так и в городе), и после этого вы сможете управлять как машинами с механической, так и с автоматической коробкой передачи.
Таким образом, прежде чем принимать решение, стоит обдумать, для чего именно вам нужны права — только на автомат или на механику плюс автомат. Заметим, что есть ситуации, когда человек, обучавшийся на АКПП и имеющий соответствующую отметку в правах, в определенный момент времени решает управлять автомобилем с МКПП. Для этого не всегда требуется проходить полный курс обучения на механике заново, достаточно пройти переподготовку (дополнительные занятия) в автошколе, что обычно включает около 20 часов практических занятий. Управление автомобилем с МКПП без переподготовки после обучения на автоматических правах считается нарушением, что может привести к штрафу в размере от 5 до 15 тысяч рублей.
ЧТО ЛУЧШЕ: АВТОМАТ ИЛИ МЕХАНИКА
Если проводить сравнительный анализ, на чем лучше проходить обучение в автошколе, однозначного ответа нет, поскольку у обеих трансмиссий имеются свои плюсы и минусы. При обучении на АКПП ученик:
- может больше сосредоточиться на дорожной ситуации, поскольку не отвлекается на выбор передачи;
- не создает опасных ситуаций на перекрестках или светофорах, так как не заглохнет из-за неаккуратного отпускания сцепления;
- больше сосредоточен на вождении, так как его внимание не отвлекается на переключение передач и контроль оборотов.
Таким образом, ученик обучается вождению в предложенных условиях, обращая внимание на парковку, обгон и проезд перекрестков без лишних усложнений.
Однако, у обучения на АКПП также есть свои минусы:
- ученик может не развить адекватного чувства управления автомобилем;
- может потерять контроль над оборотами и работой двигателя;
- не освоит специфику переключения передач и работу сцепления.
Поэтому автоэксперты утверждают, что переход с автомобиля с автоматом на автомобиль с механикой возможен, но только после переподготовки. Обучение на механике предоставляет возможность ученику не только изучить вождение, но и глубже понять управление автомобилем. Водитель учится чувствовать автомобиль и понимать, когда и почему необходимо переключать передачи, что предоставляет более тонкие возможности взаимодействия с авто. Да, это может оказаться более утомительным и сложным, но сам процесс обучения будет более результативным и эффективным. Обучение на механике открывает перед учеником больше возможностей, в отличие от ограничений обучения на АКПП. Поэтому целесообразно все же начинать обучение с механики, а впоследствии определять, на чем будет удобнее ездить. В автошколе важно сосредоточиться не на комфорте и удобстве вождения, а на получении серьезного опыта и знаний. И вопрос о том, учиться на механике или автомате, должен решаться самым учеником, в зависимости от его целей и желаний. Но не следует забывать о нюансах, связанных с экзаменом и отметкой в удостоверении, поэтому наши специалисты рекомендуют обучение именно на механической коробке передач как оптимальный вариант.
Если вы готовы к обучению, ознакомьтесь с предложением автошкол в академическом районе или поблизости от вашего места проживания. У нас есть филиалы по всему городу.