С 2022 года Татьяна Доронина проживает в доме для престарелых. Ранее она перенесла COVID-19, после чего у нее возникли проблемы с ногами, что негативно сказалось на её физическом состоянии. По неофициальной информации, артистка практически не может покидать постель. В марте 2024 года её близкая подруга, заслуженная артистка России Лидия Матасова, сообщила, что Доронина поддерживает связь только с ограниченным кругом лиц, близких к ней.
С момента, когда Татьяна Доронина покинула родной театр МХАТ, вокруг её личности и жизненной ситуации возникает множество слухов и спекуляций. Журналисты, работающие на сайте MSK1.RU, решились разобраться в том, что же на самом деле происходит с актрисой, с кем она общается и планирует ли отмечать свой 90-летний юбилей.
В своей автобиографии под названием «Дневник актрисы» Татьяна Доронина описывает, что для неё одна из самых страшных фраз в жизни является слова Маши из чеховских «Трех сестер» — «Всё равно!». Эта фраза, по её мнению, недопустима, так как ей никогда не было всё равно, и в настоящее время ей также не безразлично то, что происходит с театром, в котором она отдала полжизни. В скором времени ей исполнится 90 лет, и, на взгляд некоторых, ей стоит задуматься о своем внутреннем состоянии и душе, — говорит тот, кто не совсем знаком с Татьяной Васильевной.
— Для кого-то, возможно, 89 лет — это повод рассматривать человека как дряхлую старушку, но не для Дорониной. Она — истинная гранд-дама, обладающая колоссальной силой духа, которая всегда думает о своей душе. У Татьяны Васильевны неимоверно крепкий нравственный кодекс. Если она его нарушает, то неизменно просит прощения у тех, кого обидела, — утверждает заведующая литературной частью МХАТа имени Горького Галина Ореханова.
И очень жаль, что до сих пор никто не попросил прощения у нее за то, что несколько лет назад сотворили с ней и ее театром.
— Галина Ореханова, сотрудница МХАТа
Галина Ореханова и Татьяна Доронина сотрудничают уже более 20 лет, что создало между ними не только профессиональную, но и личную связь, основанную на взаимном уважении и понимании. Мы обратились к Галине Александровне, чтобы она поделилась информацией о том, как сейчас живет народная артистка СССР и как тяжело было видеть, как её грубо убрали за кулисы театра.
Она ушла в затвор
С 25 января 2019 года Татьяна Доронина практически прекратила общение с окружающим миром и перестала отвечать на звонки. Она не дала ни одного интервью, и её жизнь на сегодняшний день остаётся окруженной завесой таинственности и слухов.
— После того как Татьяну Васильевну фактически выставили из театра и сняли с неё должности художественного руководителя и директора, она приняла решение отойти от мира, как поступали её предки-старообрядцы, как Марфа из «Хованщины», — считает Галина Ореханова. — Она осознала, что все изменения и нарушения, произошедшие в театре, были сделаны с целью её исключения.
По словам Галины Александровны, она сама узнала о том, что Татьяна Доронина больше не худрук МХАТа, а носит статус президента театра (что бы это ни обозначало), из сообщений по радио.
— Худруком и директором стал Эдуард Бояков, который в первую очередь удалил из репертуара все постановки Дорониной. Закрыли выставку, посвящённую её деятельности. Да и гримерка Татьяны Васильевны была уничтожена, потому что Боякову показалось, что там недостаточно пространства, — вспоминает Галина Ореханова. — Как только она поняла, что беседа с этими людьми абсолютно бесполезна, Татьяна Васильевна перестала выходить на связь. Даже такие известные артисты, как Басилашвили и Радзинский, пытались её разыскать после шума, который по непонятной причине поднял писатель Юрий Поляков, объявив, что Доронина пропала. Но это не так; все её близкие знали, где она находится и что с ней происходит.
Я считаю, что ее человеческий подвиг — не опуститься до пошлых дрязг и выяснения отношений.
— Галина Ореханова, сотрудница МХАТа
— Единственным порядочным человеком в команде, пришедшей тогда в театр, оказался Сергей Пускепалис. Он понял, какая диверсия произошла, и с ним можно было работать, но вскоре он принял предложение возглавить Ярославский театр драмы. Я очень горюю о том, как быстро оборвалась его жизнь, — говорит Галина Ореханова. — Пускепалис поставил замечательный спектакль «Последний срок» по Распутину, а что сделал Бояков? Он поссорил труппу, лишил работы и средств к существованию многих хороших актеров, привел к нам Ольгу Бузову, продвигая театр в новое, скандальное направление. Если скандал и шок стали мерилами художественной ценности…
Пишет и занимается на шведской стенке
На протяжении трех лет часть труппы МХАТа боролась за сохранение наследия Татьяны Дорониной. Они писали письма, искали поддержку у ветеранов театра, пытались сохранить хотя бы часть доронинского театра, в то время как новая команда активно уничтожала всё, что было связано с её именем, чем-то напоминая Лопахина, вырубающего вишневый сад. Однако в октябре 2021 года новым генеральным директором театра был назначен Владимир Кехман. У него был собственный план: в первую очередь он предложил художественному руководителю театра Эдуарду Боякову подать заявление об отставке и публично снял его портрет, который находился рядом с портретом Дорониной, и при этом признался актрисе в любви.
Эдуард Бояков прокомментировал свою отставку так: «Я уволился из МХАТ имени Горького после того, как директор Владимир Кехман предложил мне написать заявление. Я предпринял этот шаг, хотя у меня был пятилетний контракт. Причиной, озвученной Кехманом, стало мое отношение к Дорониной.»
Теперь жизнь Татьяны Васильевны кардинально изменилась. Активируя изменения, она покинула санаторий в Барвихе, где прожила два года, и переехала в специализированный геронтологический центр на Юго-Западе. Генеральный директор МХАТа имени Горького Владимир Кехман сделал все, чтобы обеспечить Татьяне Дорониной необходимый медицинский уход:
— Татьяне Васильевне требовалось качественное лечение, особенно после тяжелого переноса COVID-19. Поэтому благодаря содействию мэра Москвы Сергея Собянина, председателя СТД Александра Калягина и министра труда и социальной защиты Евгения Стружака, Татьяна Васильевна была переведена в хорошо укомплектованный медицинский центр, занимающийся лечением и восстановлением пожилых пациентов. Это учреждение предоставляет ей все необходимые условия для восстановления и подготовки к её юбилею, — говорит Владимир Кехман.
Для Татьяны Дорониной было сделано исключение: ей разрешили жить в центре вместе с её питомцами — кошечкой и котом, которые стали её верными спутниками.
— Я имела возможность посетить Татьяну Васильевну и осталась очень довольна созданными для неё условиями, — делится Галина Ореханова. — Она живет в отдельной просторной двухкомнатной квартире с качественным ремонтом, которая имеет удобную планировку и комфортную мебель. В небольшой прихожей создано место для котиков. У Татьяны много лет была любимая собачка по кличке Кутька. Она горевала, когда Кутьки не стало, и на время не хотела заводить животных. Однако вскоре актёры театра подарили ей обычную, но очень красивую кошечку, а позже — породистого серого котенка, который сейчас стал вальяжным котом. Попытки нанять Татьяне Васильевне сиделок не увенчались успехом: она протестировала 12 кандидатур, но ни одна не устроила её. Таким образом, она справляется самостоятельно. Тем не менее, в центре за ней обеспечивается отличное обслуживание: лечение, массажи, медицинские процедуры и прогулки.
По словам Галины Александровны, у актрисы теперь есть время для написания своих воспоминаний:
— Всю свою жизнь она ведет дневники и прекрасно пишет. Все, кто читал её «Дневники актрисы», по-настоящему наслаждались чтением. Я знаю, что она практически завершила четвёртую часть, в которой описывается текущий период её жизни, но будет ли она желать публиковать это? Она — человек очень гордый и всегда задаёт тон обсуждению, так что нам предстоит увидеть, что произойдет дальше.
Доронина также начинает понемногу расширять круг людей, с которыми готова общаться.
— Как и всегда, её посещает помощник — он работает с Татьяной Васильевной много лет и на протяжении этого времени стал ей очень близок. Он является её любимым гримером и начальником режиссерского управления нашего театра. Все важные решения и протоколы собраний обязательно передаются ей для ознакомления. Она также отправляет обратно открытки и подарки для актеров и других членов труппы: она пишет поздравления и добавляет мелкие сувениры, такие как заколки и шарфики. На Пасху она впервые пригласила к себе Владимира Кехмана, насколько я знаю, они обсуждали дела театра и предстоящий юбилей Татьяны Васильевны.
Карьера Татьяны Дорониной
После завершения учёбы в высшем учебном заведении, Татьяна некоторое время работала в театре в Сталинграде, а затем переехала в Ленинград. Здесь ей удалось устроиться на работу в Ленком, но именно в БДТ имени Товстоногова, ещё тогда именуемом театром имени М. Горького, она стала по-настоящему популярной. Актриса обладала колоссальным талантом и получала все главные роли, в результате чего репертуар театра стал формироваться вокруг её уникальности.
Позже Татьяна Доронина выступала на сценах различных театров, таких как театр имени Владимира Маяковского и Московский драматический театр «Сфера». Параллельно с работой в театре актриса активно снималась в кино. Фильм «Ещё раз про любовь» сделал Доронину всенародно известной, а её успех закрепил фильм «Мачеха», в котором она создала образ русской женщины. Многие критики считают эту роль наилучшей в её карьере. Зрители также запомнили Татьяну Доронину по фильму «Три тополя на Плющихе». Последней её ролью в кино стала деспотичная мать в мелодраме «Валентин и Валентина», выпущенной в конце 1980-х годов.
— Я живу в придуманных мирах придуманных людей и считаю эту жизнь настоящей, — делилась Татьяна Доронина.
В 1987 году актриса возглавила МХАТ имени М. Горького. Её руководство театром стало конфронтационным, и вокруг её деятельности появилось множество скандалов. Татьяна Васильевна подвергалась критике за то, что её постановки не соответствуют современным тенденциям, что вынуждало молодое поколение зрителей предпочитать спектакли в других театрах. В 2018 году Татьяна Васильевна заняла пост президента театра, что было сделано специально по заказу Минкульта РФ.
— Театр — не бизнес. Театр — не доходное место. Он не может существовать ради удовлетворения низменных обывательских потребностей. Наш долг — пробуждать в душах зрителей веру в христианские заповеди, открывать глаза на красоту божьего мира, — говорила Доронина.
Личная жизнь Татьяны Дорониной
В 1998 году Татьяна выпустила биографическую книгу «Дневник актрисы», где раскрывает не только секреты своего творческого пути, но и откровенно говорит о своей личной жизни, в том числе о причинах своей бездетности.
Брак Татьяны Дорониной и Олега Басилашвили
С первым супругом Татьяна встретилась еще в студенческие годы. Татьяна Доронина и Олег Басилашвили сыграли комсомольскую свадьбу, решив обойтись без традиционных атрибутов, таких как белое свадебное платье и обручальные кольца. Актриса пошла на такой шаг, так как была девушкой из простой семьи, хотя иногда демонстрировала высокомерие, за что её часто критиковали за «звёздную болезнь». Олег, в свою очередь, был потомственным интеллигентом, но проявлял скромность и застенчивость. Их союз длился 8 лет. Отвечая на вопрос о причинах развода, оба оставили его без комментариев. Однако позже стало известно, что инициатором разрыва стала сама актриса.
— С какого-то времени я как личность стал для Татьяны Васильевны неинтересен, она нашла более привлекательных людей, проводить время с которыми ей стало приятнее, чем со мной. Постепенно жена начала от меня отдаляться — не только в личном плане, но и в понимании принципов театральной работы, а также в общих взглядах на жизнь. В результате мы разошлись, оба были от этого счастливы и до сих пор сохраняем добрые отношения, — делился Олег Басилашвили.
Брак Татьяны Дорониной и Анатолия Юфита
В августе 1962 года, после развода с первым мужем, Татьяна переехала к новому избраннику. Профессор и преподаватель ЛГИТМиКа, театральный критик Анатолий Юфит, увидел Татьяну Доронину на сцене и понял, что она — его судьба. К тому времени он уже готовился к свадьбе с артисткой балета Аллой Осипенко, но после этой судьбоносной встречи его сердце стало принадлежать другой. Несмотря на то, что в тот момент Доронина была замужем, балерину он бросил и остался один. Анатолий начал ухаживать за Дорониной сразу после её развода с первым супругом. Он был старше её на 8 лет. Они были вместе три года. Однако стремительная любовь Юфита вскоре стала утомлять независимую актрису. Кроме того, на горизонте появился новый ухажёр — Эдуард Радзинский. Как-то раз супруг Татьяны не встретил её после гастролей, что послужило поводом для объявления о её уходе к другому.
Брак Татьяны Дорониной и Эдварда Радзинского
Осенью 1964 года театр БДТ, в котором служила Доронина, посетил молодой драматург. Радзинский пришёл контролировать постановку своей новой пьесы, в которой главную роль исполняла Татьяна. Далее всё происходит как в тумане:
— Когда я увидел игру Тани, меня током пронзило. Это было невероятно! Такое явление! Любовь накрыла в секунду! , — вспоминал Радзинский.
К моменту их встречи Татьяна уже знала, кто такой Радзинский, и была восхищена его творчеством. Хотя писатель и не отличался физической привлекательностью, он покорил актрису своими красивыми словами. Ради неё он оставил жену и 6-летнего сына, а она, в свою очередь, покинула БДТ. Муж настоял на переезде в столицу, и Доронина последовала за ним, в дальнейшем мучаясь о принятом решении.
— Уехав, я наступила себе на горло и совершила предательство по отношению к театру. Это моя ошибка! , — сокрушалась актриса.
После того как чувства стали утихать, Доронина начала проявлять свой властный характер всё более явно.
Родственников у неё — целая деревня!
Разве будут на юбилее родные Татьяны Васильевны? Не так давно в средствах массовой информации появилась история о некой удочеренной якобы племяннице актрисы, что вызвало бурю обсуждений.
— Многие начали думать, что у Татьяны нет родных. Близкие родственники — племянник и сестра — к сожалению, ушли из жизни. Но у неё действительно много родственников. Мы часто гастролировали в Ярославле, откуда родом её родители, и она всегда поддерживала связь с родными. В Даниловском районе, в деревне Попково, живёт вся родня Дорониных, которая неизменно приезжала на её спектакли, после чего Татьяна устраивала для них банкет. Однако эту «племянницу» среди её родных мы никогда не видели.
Хотя Татьяна родилась в Ленинграде, она не забывала свою ярославскую родню и не зазнавала, несмотря на свою всенародную популярность.
— Она всегда говорит, что все положительные черты в ней идут от её семьи. От отца, который работал поваром, но ни разу не принёс домой ни куска еды, от матери, которая трудилась гардеробщицей в доме культуры, и, считая свои чаевые, принося домой только медяки. Она выросла доброй, щедрой женщиной, но всегда оберегает свой внутренний мир. Искренне надеюсь, юбилей Татьяны Васильевны отметят достойно. Знаете, когда ей предложили написать книгу о том, как погиб МХАТ, Доронина четко ответила: «Я не буду писать о смерти, я буду писать только о жизни».
В завершение, ранее мы писали, как в театре «Современник» были отменены спектакли с участием актрисы Лии Ахеджаковой. В марте она объявила о своем прощании с театральной сценой и поделилась, как её исключили из театра. Писатель и критик Денис Драгунский подробно описал последствия этого решения для «Современника». Самой Ахеджаковой стало известно о возможности выезда из России.