2.1 По этому договору донор перечисляет собственные средства в качестве добровольного пожертвования на счет организации, а организация принимает пожертвование и использует его на свои уставные цели.
Семейные взаимоотношения
Несмотря на общий термин, существует несколько вариантов неблагополучных семей:
1. бедные родители за чертой бедности. 2. неблагополучная семья. 3. родители, употребляющие алкоголь. 4. психически больные родители. 5. сироты, о которых заботятся старшие родственники.
Давайте рассмотрим каждый тип подробнее.
Люди, находящиеся за чертой бедности
Эти родители ни в коем случае не являются жестокими или садистами по отношению к своему ребенку. Однако такая семья считается неблагополучной, потому что ребенок лишен слишком многого, а родители едва сводят концы с концами, чтобы прокормить хотя бы себя и детей. В такой семье часто присутствует гнев, вызванный бедностью и постоянной нехваткой денег, но также и любовь, в которой нуждаются дети.
Если семья неполная, то есть отсутствует один из родителей, детям также не хватает внимания и заботы. Каждый ребенок с детства заслуживает как материнской, так и отцовской заботы. Даже когда у них все хорошо, дети не чувствуют себя полноценными, потому что им нужен второй родитель.
Пьющие родители
Пьющие родители — это серьезное испытание для каждого ребенка. Мало того, что условия крайне неподходящие для развития здоровой личности, так еще и достопримечательности, которые им приходится видеть каждый день, совсем не способствуют развитию психики ребенка.
Психически больные люди также могут размножаться, и если ребенок не унаследовал болезнь генетически, его психика будет страдать от общения с нездоровыми родителями.
Что значит вырасти в проблемной семье
В 1988 году у меня была возможность пройти стажировку по наркологии в США — я считаю это событие «улыбкой перестройки». Отношения между СССР и США в то время были дружественными, и это стало результатом для меня и моих коллег.
Мы получили брошюру с описанием пятидесяти двух курсов по наркологии — каждый стажер мог записаться только на два из них, на утро и на вторую половину дня. Я выбрала курсы «Взрослые дети родителей-наркоманов» и «Семьи наркоманов». Обучение проходило в Ратгерском университете в Нью-Джерси. Семинары проходили каждый день с девяти утра до десяти вечера, но ни в коем случае не были скучными, наоборот, они были очень интересными и познавательными.
Однажды Джанет Войтиц была у нас лектором на курсе по взрослым детям алкоголиков — я читала ее статьи на эту тему в профессиональных журналах и рассказала ей о них. Мне было очень интересно то, о чем она писала, поэтому после курса у нас состоялся очень открытый разговор. Затем она подарила мне свою книгу «Взрослые дети алкоголиков», которую я использовала в течение многих лет и перевела на русский язык для своих сотрудников. А в 2014 году эта книга была опубликована на русском языке и теперь доступна каждому. Джанет Войтиц, как я узнала позже, умерла от рака в 1994 году. У меня остались самые лучшие воспоминания о ней. Я благодарна ей за ее исследования, преподавание и, конечно, за беседу со мной и за книгу.
Итак, вернемся к перечню особенностей детей из проблемных семей.
— Вы не знаете, что такое «нормальная семья». Для каждого из нас образцом семьи является та, которую мы видели в детстве, родительская семья. Поэтому даже если дети растут вполне адекватными, социализированными и свободными от вредных привычек, они часто имеют весьма идиосинкразические представления о человеческих отношениях. Слишком многие люди, например, считают, что эмоциональное и физическое насилие в семье — это нормально и что детей нельзя воспитывать иначе. «Меня били, и ничего, я вроде как вырос!». Или они не знают, чем заняться в свободное время с семьей, как проявить чувства и сочувствие.
— Им трудно придерживаться правил, планирование — не их сильная сторона. Ведь в их семье не было никаких планов, все зависело от ситуации, в которой находились их родители. Кроме того, больно строить планы, а потом видеть, как они проваливаются, поэтому иногда лучше не строить никаких: как будет, так и будет.
— Они часто лгут, даже если правду сказать легко и она никого не расстраивает.
— Они осуждают себя — без жалости! Неудивительно: в детстве они постоянно подвергаются родительской критике, все их существование пронизано осознанием своей бесполезности, неадекватности маминых и папиных требований. Что бы ты ни делал, это всегда выглядит плохо и глупо!
— Они не могут расслабиться и просто наслаждаться жизнью. Этот «выбор» был сведен к минимуму в их детстве, их обычно наказывали за «безделье» и веселье. Им трудно получать удовольствие.
— Им трудно выразить близость — этим людям трудно с кем-то сблизиться. Это опасно: сегодня вы ему доверяете, а завтра «раскалываетесь» об этом! Вот почему опасно показывать свои чувства и лучше о них не знать. Это те самые детские чувства, «сопливые слезы и су-су», за которые раздраженные родители могут вас наказать.
— Они остро реагируют на ситуации, в которых теряют контроль. Для ребенка опасно терять контроль, расслабляться. Если ты расслабишься, если ты не контролируешь себя, ты получишь травму. Если вы не увернетесь, вас поймают.
— Им всегда нужно быть уверенными в том, что они все делают правильно. И их нужно в этом убеждать. Неудивительно: в детстве ребенка могли похвалить и побить за одно и то же, поэтому во взрослой жизни эти люди всегда нуждаются в подтверждении извне, что они поступают хорошо и правильно.
— Они чувствуют себя неприемлемыми в обществе. Во-первых, ребенок всегда был аутсайдером и нежелательным членом семьи на фоне различных семейных неурядиц. Во-вторых, ему было очень трудно жить среди сверстников: В любой момент с ним могло случиться что-то постыдное, и это была не его вина. Он не мог делать домашние задания только потому, что отец читал ему лекции до двенадцати ночи или в порыве гнева выбрасывал тетради. Ребенок не мог пригласить одноклассников в гости — иначе «семейная тайна» станет известна, и ему будет невыносимо стыдно.
— Они чувствуют ответственность за судьбу своих сверстников и считают, что без них все рухнет. Одно неверное движение — и папа/мама рассердятся, и тогда…. произойдет катастрофа. катастрофа. С другой стороны, ребенок может быть совершенно безответственным и безразличным к тому, что происходит вокруг. Слишком большой эмоциональный багаж вытесняет желание вообще участвовать в жизни других людей…..
— Они склонны хранить верность своему партнеру даже тогда, когда для этого нет причин (например, девушка продолжает встречаться с мужчиной, который несколько раз ей изменял и даже избивал ее — она каждый раз дает ему «второй шанс»). Обычно они любят против своей воли — даже вопреки здравому смыслу.
Опасные жизненные сценарии
Когда взрослые дети не осознают своих саморазрушительных потребностей, им могут угрожать очень конкретные опасности. Такие как?
Разные виды зависимости
Во-первых, зависимости: от алкоголя, от наркотиков. И если химическая зависимость может быть унаследована детьми, а может и не быть, то созависимость, этот особый психологический аспект, затрагивает 100% детей проблемных родителей! Часто встречается другая сторона зависимости — созависимость.
Взрослые сыновья и дочери трудных родителей чаще становятся жертвами других форм зависимости. Например, они могут быть зависимы от азартных игр. Они могут страдать от расстройств пищевого поведения — переедания (булимия) или радикального отказа от пищи (анорексия). Или они могут быть зависимы от наркотиков, чаще всего от транквилизаторов.
В этот же список входит курение и даже кофеиновая зависимость, когда человек выпивает двенадцать и более чашек кофе в день.
Также можно пристраститься к вещам, которые кажутся здоровыми и правильными: чрезмерное увлечение спортом, склонность спать по десять-двенадцать часов подряд. Такие люди часто доходят до крайностей — религиозный фанатизм, зависимость от других людей и т.д.
Выйти замуж за зависимого или жениться на зависимой
Конечно, не все дети из трудных семей являются наркоманами! Но некоторые из них — как женщины, так и мужчины — могут оказаться в «аддиктивном браке». Во время своего обучения я однажды встретил человека, который был сыном отца-алкоголика. Этот человек был женат четыре раза, и у всех четырех жен были серьезные проблемы с алкоголем. К сожалению, это закономерность в таких семьях.
Женщины часто оказываются в такой ситуации: отец или мать были алкоголиками, потом муж, а если был еще один брак, то второй или третий партнер не отказывается от бутылки. Если у такой женщины есть сыновья, то один из них (или больше) будет страдать алкоголизмом, а если есть дочь, то она, скорее всего, будет увлекаться мужчинами, склонными к зависимости.
Эту закономерность трудно принять, но знать ее полезно! Конечно, одними знаниями невозможно предотвратить этот сценарий. В этом может помочь терапия, психологическая помощь и терапевтическая переоценка прошлого. Поэтому не бойтесь просить о помощи! Вам следует заняться новым, жизнеутверждающим опытом.
Психосоматические болезни
У детей из трудных семей могут возникнуть проблемы со здоровьем. Они возникают на фоне стресса, непереработанных токсичных эмоций: Человек привыкает накапливать сложные чувства, не может их выразить, и в какой-то момент они выходят наружу, дают о себе знать в теле и психике. Это может быть язва, колит (воспаление кишечника), бессонница, необъяснимая тревога, депрессия, хроническая усталость, которая не проходит даже после длительного отдыха, головные боли, повышенное давление, сердечная аритмия и другие.
Психические болезни
Наиболее распространенным психическим заболеванием у взрослых детей из неблагополучных семей является депрессия. Она может сопровождаться отсутствием воли к жизни — суицидальными мыслями. Другое проявление — невроз, симптомы которого разнообразны: самые распространенные — раздражительность, гнев, неудовлетворенность жизнью человека в целом, постоянное напряжение, плохой сон. Одна женщина по окончании лечения призналась: «Я даже спала со сжатыми кулаками». Другая женщина сказала, что страдает от синдрома хронической усталости, но я настаивал на том, что ее состояние — это проявление синдрома выученной дебилизации.
Проблемы детей из неблагополучных семей
Для развития сбалансированной личности необходима атмосфера любви, заботы и внимания. Равнодушие и жестокость по отношению к собственным детям, низкий уровень жизни, жестокое обращение, алкоголизм и наркомания со стороны родителей имеют обратный эффект.
В таких семьях наблюдаются явные или скрытые недостатки воспитания, пренебрегаются основные функции, нарушаются элементарные требования гигиены и чистоты. Родители перекладывают свою ответственность на других и часто категорически отказываются сотрудничать. Нездоровая эмоциональная среда приводит к появлению «трудных детей».
Распространенными проблемами детей из неблагополучных семей являются психические расстройства, навязчивые страхи, неспособность выражать и осознавать свои чувства и эмоции, депрессия, агрессия, нарушения речи и движения.
В подростковом возрасте могут развиться суицидальные мысли, девиантное и делинквентное поведение, такое как побеги из дома, бродяжничество и вовлечение в преступную деятельность. Дети ищут эмоциональной поддержки, которую они не получают дома из-за равнодушия и попустительства родителей.
Влияние неблагополучной семьи на развитие ребёнка
Поскольку ребенок постоянно подвергается воздействию негативных поведенческих моделей своих родителей, формирование нормальной системы ценностей и традиций предотвращается. Дети склонны перенимать зависимости членов семьи.
Комплекс проблем детей из неблагополучных семей связан с трудностями в социализации и общении с окружающими людьми. Такой ребенок часто занимает неоправданно низкое положение в семье и среди сверстников, что сказывается на его самооценке.
Негативное влияние на жизнь ребенка оказывают следующие факторы:
- социально-экономические — финансовая несостоятельность родителей, плохие жилищные условия;
- медико-санитарные — психические расстройства, хронические болезни, захламлённое помещение, пренебрежение гигиеной, антисанитария;
- социально-психологические — регулярные конфликты между членами семьи, низкий уровень интеллекта родителей, деформированная система ценностей;
- асоциальные — алкоголизм, наркомания, аморальное поведение родителей, дебоши с собутыльниками, жестокое отношение к малолетним, садизм, судимые члены семьи.
Длительное воздействие отчуждающих и насильственных отношений приводит к эмоциональным отклонениям. Ребенок теряет способность понимать и сопереживать другим. Учителя и другие специалисты сталкиваются с активным сопротивлением со стороны детей.
Социальные проблемы детей из неблагополучных семей возникают в результате отсутствия у них опыта адекватного поведения в обществе. Нежелание трудиться и работать, общая пассивность, пробелы в моральном, интеллектуальном и нравственном развитии становятся причинами жесткого воспитания.
Психологические проблемы
В семьях хронических алкоголиков и наркоманов дети являются социальными сиротами при живых родителях. В большинстве случаев они отстают в физическом и умственном развитии, а иногда имеют задержку психического развития. Они растут слабовольными и неорганизованными, испытывают проблемы с социальной адаптацией в обществе. У них нарушено чувство морали, их привлекают примитивные развлечения. Они часто начинают употреблять алкоголь в раннем возрасте. Несовершеннолетние также рождаются со слабым здоровьем и страдают от таких заболеваний, как гепатит и ВИЧ.
Реакция родителей-алкоголиков на действия и высказывания ребенка всегда непредсказуема и зависит от их настроения. Поэтому ребенок находится в замешательстве и не знает, какие его действия будут одобрены, а какие осуждены или даже наказаны. Это оказывает серьезное влияние на детскую психику.
Психологические проблемы детей из неблагополучных семей:
- постоянная тревожность, депрессии и страхи;
- заниженная самооценка и неуверенность в себе;
- частые агрессивные реакции, конфликты со взрослыми и сверстниками;
- плохая успеваемость в школе, трудности в освоении программы;
- отчуждённость, замкнутость.
Одним из способов решения проблемы социализации детей из неблагополучных семей является предоставление услуг по реабилитации и лечению от наркотиков и алкоголя матерям с детьми в кризисном центре. Дети с психическими отклонениями нуждаются в медицинской помощи, индивидуальном уходе квалифицированного персонала, лечебно-педагогической коррекции.
Индивидуальная работа с неблагополучными семьями, посещение на дому, консультирование, просвещение, раннее выявление и материальная поддержка также являются эффективными средствами. Социальная работа включает в себя диагностику, лечение и профилактику.
ПРОЕКТЫ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ И МАТЕРЯМ
Спасение жизни — возможность оказать помощь человеку, находящемуся на пороге между жизнью и смертью.
Создание атмосферы радости путем организации праздников и других позитивных мероприятий.
Обеспечение детей из неблагополучных семей необходимой медицинской помощью и комплексными оздоровительными мероприятиями.
Программа «Здоровое детство» собирает средства на обследование и лечение детей, которые приходят в наш центр.
Информация в письме с брошюрой, предлагающей уникальную возможность возвращения к трезвости.
Создание благоприятной жизненной среды для детей из неблагополучных семей.
Адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Длинная, 227 ИНН/КПП 0105062117/231001001001001 ОГРН 1100100000384 Р/С 40703810000090000159 в ООО КБ «КубаньКредит» г. Краснодар К/с 3010181020000722 БИК 040349722 Email: egorova_ex@mail.ru Телефон: +7(928) 330-68-08 Директор Божко Игорь Александрович
Пропавшая девочка и пьющие родители. Как живут дети в неблагополучных семьях
Журналист IRK.ru вместе с инспектором по делам молодежи посетил семьи, которые по разным причинам попали в поле зрения милиции. О том, в каких условиях живут дети и находятся ли их родители на пути к выздоровлению, читайте в статье IRK.ru.
Во время рейда по проверке семей, состоящих на учете в полиции, я сопровождала Евгению Тыкманову, старшего инспектора по преступлениям несовершеннолетних 9-го отдела полиции УМВД России по г. Иркутску. Она работает в УМВД с декабря прошлого года, а до этого занималась административной работой с бывшими рецидивистами, в том числе убийцами и насильниками. На вопрос, почему она сменила отдел, она отвечает лаконично: «Мне всегда хотелось сделать что-то хорошее в своей работе, поэтому я и пришла в МУП — детям еще можно помочь».
Чаще всего инспекторы выезжают на проверку после шести вечера, чтобы убедиться, что родители дома, или как только поступает сообщение о нарушении прав ребенка, и сегодня такой случай произошел. В милицию поступил звонок от женщины, проживающей в Большом Луге. Она сообщила, что ее дочь Екатерина и ее сожитель часто выпивают, не работают и очень переживают за ее семилетнюю внучку — девочка осталась одна. Выяснилось, что в 2018 году дочь с внучкой переехали жить к бабушке в деревню, но через два года вернулись в Иркутск, и с тех пор семья состоит на учете в ПДН.
Мы нажимаем на домофон, но никто не отвечает. Звоним в квартиру соседей и заходим. Стучим в дверь. Тишина. Мы стучим снова. За дверью слышится шорох, потом снова тишина. Евгения стучит в дверь, открывает сонный мужчина. На вопрос, есть ли в доме соседи, он отвечает:
— Я только что закончил смену, спал, не знаю. — А они пьют? — Иногда, — смущенно отвечает он. — Шумят ли они? — Да, часто.
Инспектор не смог дозвониться до Екатерины. Тогда Евгения позвонила на номер бабушки из Большого Луга. Женщина сказала, что утром разговаривала с дочерью по телефону и сообщила, что отвела дочь в детский сад и хочет искать работу. Мы с инспектором пошли в детский сад, чтобы убедиться, что с девочкой все в порядке.
В детском саду нас встретила заведующая. Женщина проверила списки воспитанников, и такой девочки не оказалось ни в одной из групп центра. Однако имя ребенка показалось ей знакомым, и она решила проверить записи. Оказалось, что девочка посещала этот детский сад до 2018 года. Затем мать отвела ребенка в дошкольное учреждение в Большом Луге, но когда она вернулась в город, девочки в детском саду уже не было.
Теперь инспектор поставит эту семью на особый контроль: Евгения должна выяснить, где находится девочка, как она проводит время и не грозит ли ей опасность.
Кстати, именно бдительные бабушки или дедушки чаще всего идут навстречу. Они обращаются с заявлением в милицию или, если семья уже состоит на учете, звонят непосредственно инспектору. Евгения вспоминает случай: недавно ей позвонила женщина и пожаловалась на то, что ее дочь пьет и постоянно оставляет сына с ней. Но она отказалась сообщать о дочери, боясь, что ее лишат родительских прав, и попросила инспектора поговорить с дочерью, надеясь, что та одумается. Евгении удалось связаться с девушкой только через своего любовника. Инспектор сказал нерадивой матери, что если она не вернется домой и не займется сыном, то ребенка у нее заберут. И это сработало: она вернулась домой и даже получила номер ящика.
Вторая семья. Грязь и трое детей
Переходим ко второму адресу. Семья, состоящая на учете в милиции, живет на улице Депутатской в двухэтажном деревянном доме. Как рассказала Евгения, это семья с тремя детьми: девочкам 4 и 14 лет, мальчику 9 месяцев. Семью поставили на учет, потому что родители пьют, и дети часто остаются одни.
Входная дверь была заперта, домофона не было. Евгения постучала в окно квартиры на первом этаже, и через несколько минут дверь открыла пожилая женщина, живущая по соседству с неблагополучной семьей.
— Пьют ли ваши соседи?» — спросила инспектор у пенсионерки.
— Нет, в последнее время они очень тихие. Она сейчас живет одна с детьми, поэтому стала тише», — ответила женщина.
Евгения стучит в дверь. Наша хозяйка открыла дверь. Увидев инспектора, женщина не удивилась, а спокойно пригласила нас войти. Выбежала девушка со спутанными темными волосами и в платье на несколько размеров больше обычного.
— Здравствуйте, — позвала она высоким голосом.
В квартире было грязно, пахло сигаретами и кошачьей мочой. Ремонт был сделан очень давно: Пол в прихожей был частично линолеум, частично ламинат, краска на стенах и на полу в комнатах облупилась, с потолка сыпалась известь. В прихожей на прилавке лежали детские вещи, а рядом на гвоздях висели куртки. Мы входим в комнату, освещенную только работающим телевизором. Здесь стоит стол, рабочее место старшей девочки, разложенный диван со скомканным постельным бельем и раскладушка, на которой на цыпочках стоит худенький мальчик и с любопытством смотрит на нас.
— Мой сын родился в семь месяцев, у него задержка развития, так говорят врачи, — объясняет мать. У нас есть все», — говорит женщина.
Маленькая девочка в центре крутится вокруг меня — она счастливая и живая, но она плохо говорит, в основном она говорит жестами.
— Почему она не говорит, — спрашиваю я.
— Она тоже недоношенная, врачи говорят, что она заговорит скоро, с пяти лет. Нам дали направление к дефектологу, пойдем в июле, — спокойно объясняет женщина.
Мы идем на кухню. Старшая дочь вышла из маленькой комнаты, увидела инспектора и сразу начала убирать со стола грязную посуду.
— Давайте посмотрим на смеси, — попросила Евгения. Девушка достала бутылку и стакан, которые оказались пустыми. В замешательстве она переводила взгляд с инспектора на мать и обратно. Та заверила его, что сын не голоден, что бутылка просто закончилась и что она сегодня же заберет ее из магазина.
Третья семья. Плохая компания
Затем мы поехали в Дыбовски. Там есть женщина, которая живет в однокомнатной квартире и одна воспитывает троих детей. Семью поставили на учет из-за того, что мать периодически выпивает, а также из-за того, что средний сын связался с бандой и начал воровать. Семья живет на социальную помощь и алименты, которые лишь изредка выплачивает отец детей.
По словам инспектора, десятилетний мальчик хороший и хорошо учится в школе, но после переезда в этот район он связался с местной бандой малолетних преступников, состоящих на учете в ПДН. Все дети, с которыми он связывается, из неблагополучных семей — их имена на слуху у полиции. Их родители заставляют своих детей воровать, чтобы потом продать украденное и жить на вырученные деньги.
— Если он отойдет от этой дурной компании, с ним все будет хорошо», — советует Евгения.
В этом случае на звонок в дверь тоже никто не ответил. Ответил один из жильцов нашего дома. Мы поднялись на пятый этаж и позвонили в звонок. Через несколько секунд дверь открыла женщина. Увидев инспектора, она поспешно пригласила нас войти и предупредила, что двое детей спят.
В прихожей в ряд стояла детская обувь, рядом лежали роликовые коньки и игрушки для песочницы. В шкафу на полках была разложена детская одежда. «Это одежда девочек и одежда детей постарше, — объяснила женщина.
— Вы вернули велосипед?» — спросил инспектор, вспомнив недавний случай, когда мальчик украл велосипед с детской площадки.
— Да, он сам вернул его мальчику. Я не знаю, почему он взял чужой велосипед, я предлагала ему купить свой, но он не хочет», — объясняет женщина.
Квартира небольшая: прихожая с кухней, маленькая комната и ванная. Мебели немного, но все необходимое есть: две детские кроватки, диван и стол. Что касается техники, то есть телевизор, чайник, микроволновая печь и холодильник. Женщина отметила, что еда есть — дети не голодные.
В квартире было накурено. Даже наспех открытый балкон не помог проветрить помещение. Но женщина трезвая, дети в порядке, комнаты чистые, и инспектору здесь больше нечего делать.
Когда дети совершают мелкие кражи, о них сообщают в полицию. Но если они совершают особо тяжкое преступление, например, убийство, инспекторы ПДН обращаются в суд, и ребенок попадает в центр временного содержания несовершеннолетних. «Но в моей практике такого не было», — добавляет инспектор.
Но было два случая, которые особенно запомнились Евгении своей жестокостью: Один мальчик ударил одноклассника так сильно, что сломал ему челюсть, а другой мальчик сначала издевался над одноклассником, потом ударил его проволокой, а затем порезал ножом. Все преступления, совершенные детьми, сказал инспектор, особенно жестоки, потому что подростки не осознают, что их действия могут иметь серьезные последствия, в том числе и для них самих.
Жизнь под угрозой
О ребенке, который гулял один в городе, в милицию сообщила жительница Междуреченска. Она сказала, что девочка шла по улице в футболке и шлепанцах. И это в сегодняшнюю холодную и дождливую погоду! Трехлетняя девочка ничего не смогла рассказать о себе.
До приезда полиции девочку забрали жители соседнего дома. Сотрудник отдела по делам молодежи выяснил, что девочка живет в общежитии недалеко от того места, где ее нашли. Дверь была открыта, но матери в доме не было. Полиция не смогла выяснить у соседей, где находится девочка: никто не знал, где она.
Через три дня она обратилась в полицию и рассказала, что постоянно выпивала со знакомыми. Сейчас девочка помещена в дом ребенка, а все собранные материалы переданы в комитет по управлению, который будет решать, ставить ли нерадивую мать на профилактический учет. «Изъятие ребенка из семьи — это крайняя мера. Решение принимают инспекторы ПДН.
Когда ребенка забирают, родителям дают время на улучшение ситуации. Если мать и отец перестают пить и наводят порядок в семье, ребенка возвращают им. В противном случае они могут обжаловать решение о лишении родительских прав. Лишить родительских прав может только суд. Тогда ребенок попадает в детский дом», — говорит Владимир Сергеев, старший инспектор по особым поручениям ГУВД Кемеровской области.
С кем лучше?
В Берёзовском в марте этого года в полицию поступило сообщение о том, что 14-летнюю девочку избил дома её отец. Семья состояла на учете в ПДН с января, так как родители употребляли алкоголь. Кроме девочки, родители воспитывали еще двоих детей в возрасте трех и пяти месяцев. Сразу же после сообщения об избиении к ним домой пришли сотрудники полиции и отдела по делам молодежи. Дверь открыла 14-летняя девочка и сказала, что родители и их гости пьяны. В доме, где росли маленькие дети, было очень грязно и холодно, повсюду валялись окурки, бутылки и остатки вечеринки. Трехлетний мальчик сказал, что за весь день он съел только одно яблоко. Несмотря на то, что дети живут в таких условиях, лишить родителей родительских прав не так-то просто.
«Дети помещаются в центры социальной реабилитации, когда условия их жизни угрожают жизни. Дети травмируются двумя способами: во-первых, жестоким обращением в собственной семье и, во-вторых, разлукой с семьей. Они испытывают страх и незащищенность и чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых людей. Если вы хотите понять, что чувствует ребенок, спросите себя: «Хотел бы я оказаться в такой ситуации? Как бы я себя чувствовал, если бы у меня отняли привычное окружение людей и вещей — все то, что мы называем своим?». Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их биологические родители были нормальными, любящими и заботливыми.
Разделение семьи — это, по сути, признание того, что для конкретного ребенка невозможно быть любимым своими родителями. Потеря семьи, даже если она была неблагополучной, является тяжелой травмой. Именно поэтому центры профилактики безнадзорности работают с каждой семьей индивидуально, чтобы помочь ребенку вернуться в семью», — объясняет Ирина Бабушкина, психолог Центра социальной помощи семье и детям в Кемерово. Все надеются, что мама и папа в конце концов выздоровеют».
Пора лечить алкоголиков
Проблема, когда дети становятся заложниками дома или на улицах города, пока родители пьянствуют с друзьями, к сожалению, актуальна в Кузбассе. «Родители-алкоголики часто оставляют своих детей дома. И это, на мой взгляд, преступление. Были случаи, когда мать бросала ребенка и возвращалась домой только через неделю! Были случаи, когда двух, а то и трех детей таскали по грязному, холодному полу, пока родители пили водку. Сколько детей подвергаются насилию в своих семьях!
Однако не все случаи фиксируются, когда ребенок молчит, а соседи не обращают внимания на проблему», — говорит Дмитрий Кислицын, уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области. По мнению уполномоченного, можно помочь всем маугли каменных джунглей и ликвидировать проблему: «Если вспомнить советские времена, то «социальных сирот» было не так много, потому что существовала четко отлаженная система профилактики.
Я уверен, что не нужно изымать детей из семей, а нужно лечить их родителей, наказывать принудительным трудом и давать каждой семье наставника, который будет «шлепать» их, когда они придут пить водку. В Кузбассе мы планируем в следующем году начать лечить матерей и отцов многодетных семей.
Конечно, это делается только специалистами с согласия пациента. Я надеюсь, что это будет иметь положительный эффект и приживется в нашем регионе. Если бы нерадивых родителей действительно заставляли лечить и поддерживать своих детей, то, возможно, у нас было бы в разы меньше детей, которые ходят по улицам городов в одних футболках под дождем и снегом.
Загадочный феномен резильентной школы
Исследователи пытались раскрыть секрет успеха жизнестойких школ, что оказалось непростой задачей. Хороших результатов можно добиться при наличии материальной поддержки. Однако было показано, что жизнестойкие школы отнюдь не являются лидерами по этим показателям. По зарплате учителей и внешним «инвестициям» в различные сферы исследуемая группа отстает не только от самых успешных школ (группа 4), но и от школ с высоким средним баллом и низкой успеваемостью (группа 3).
Поэтому можно предположить, что в школах с устойчивой успеваемостью концентрируются необычные дети, склонные к успеху. Но и эта гипотеза не подтвердилась. Следовательно, нельзя говорить о сознательном выборе таких школ родителями. В них приходят дети, живущие «в шаговой доступности».
Сами устойчивые школы также не занимаются отбором и переводят в 10 класс практически всех желающих учеников.
Остается вопрос, что же делают эти дети?
Они фокусируются на достижениях
Оказывается, источник сопротивления находится внутри самой школы, а не за ее пределами, делают вывод исследователи. Согласно результатам опроса, директора школ, оказывающих сопротивление, считают высокие оценки выпускников в США важнейшим конкурентным преимуществом своего учебного заведения. Они более инициативны, чем их коллеги из других школ, в выборе и реагировании на результаты учащихся на олимпиадах и конкурсах. Например, директора жизнестойких школ подчеркивают хорошие результаты своих учеников.
Кроме того, жизнестойкие школы активнее других формируют централизованную образовательную среду. По словам директоров жизнестойких школ, разнообразие специализированных образовательных программ чрезвычайно важно для родителей. Это вполне логично, поскольку речь идет о семьях, которые не располагают значительными образовательными и финансовыми ресурсами и «имеют мало возможностей инвестировать в результаты обучения в США».
Выбор детей также расширяется благодаря дополнительному образованию — еще один важный момент, на который обращают внимание школы, устойчивые к внешним воздействиям. Другими словами, подчеркнули эксперты, для жизнестойких школ важнее, чем для «образцовых», создать все условия для успешного обучения.
Рисунок 2: Образовательная политика жизнестойких школ.
Образовательный шанс важно использовать
Исследователи проследили траектории детей из резистентных школ. Очевидно, что при переходе в среднюю школу играет роль социальная судьба. В 10-й класс в устойчивых школах поступает больше детей, чем в полностью неблагополучных школах и в школах с «непроблемными» детьми и низкими результатами.
Однако исследуемая группа школ все еще отстает от образцовых школ.
Это отставание еще более заметно при поступлении в университет: Социальное продвижение детей из неблагополучных школ затруднено. Как упоминалось ранее, в университет поступает больше детей из этих школ, чем из школ первой группы, но меньше, чем из благополучных школ, причем как с хорошими, так и с плохими результатами. «Детям из семей с трудным социально-экономическим положением предоставлены возможности, но мы еще не видели, как они ими пользуются, — объясняют исследователи, — Выбирая академический путь, они не всегда ими пользуются». Таким образом, устойчивые школы вносят свой вклад в снижение неравенства, но лишь частично.
Рисунок 3: Образовательные траектории выпускников школ.
IQ * Исследование основано на данных Мониторинга экономики образования ВШЭ 2015 (проведенного совместно с Левада-центром; было опрошено 1270 директоров школ в Москве и восьми федеральных округах) и лонгитюдного исследования ВШЭ «Траектории в образовании и профессии». Еще одним источником данных является международный мониторинг качества математического и естественно-научного образования в школах TIMSS (2011; российская выборка составила 4893 ученика из 210 школ).
Марина Пинская, старший научный сотрудник Центра социально-экономического развития школ, Институт образования НИУ ВШЭ.
Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики, Институт образования НИУ ВШЭ.
Какую семью можно назвать дисфункциональной?
Концепцию дисфункциональной семьи можно расшифровать следующим образом. Это микросоциум, в котором применяются и поощряются оскорбительные правила и деструктивное поведение, которые не меняются с течением времени.
Это может относиться не только к одному человеку, но и ко всем членам семьи. В такой среде нет ни уважения, ни признания личности, ни признания ее ценности, ни возможности открыто говорить о своих желаниях.
Проблемы обычно не обсуждаются, не решаются и скрываются от других людей.
В результате члены дисфункциональной семьи не могут удовлетворить свои потребности в личностном и духовном росте, самореализации и развитии, кроме того, у них развивается чувство неполноценности и другие психологические проблемы.
Психолог Владимир Решетников рассматривает другие особенности неблагополучных семей, их характеристики, типы и влияние на детей
«Есть такие семьи и отношения, где отлично работает правило трех «не»: «Не говори, не чувствуй, не доверяй».
Основной характеристикой дисфункциональной семьи является то, что все отношения и события строятся вокруг семейной проблемы (дисфункции).
Это может быть произвол одного из родителей, финансовые трудности, неверность, постоянные ссоры, критические разногласия, инвалидность, психическое заболевание, зависимость одного из членов семьи и так далее», — пишет Владимир Решетников в своем блоге в Instagram (орфография и пунктуация автора сохранены, — прим. редактора).
Следовательно, чем-то приходится жертвовать ради этой дисфункции. И чем глубже она заходит, тем больших жертв требует.
- Первой жертвой становится возможность здорового равноправного взаимодействия.
- Следующей жертвой оказываются дети, чувства которых, чаще всего, остаются без внимания.
- Авторитет превращается в автократию.
- Теряется ощущение близости между членами семьи, у них нет друг на друга времени.
- Между членами семьи путаются зоны их ответственности, теряется право на отдых.
- Обесцениваются чувства, что делает невозможным обсуждение деликатных тем.
- Утрачивается возможность для личностного роста членов семьи.
- Такие отношения со временем становятся все более токсичными и болезненными, продолжая разрушать нас все человеческое.
Правила трех «не»
Дисфункциональные семьи живут по своим жестоким правилам, но они обычно сводятся к трем требованиям.
- Не чувствуй. Нельзя открыто выражать свои чувства, особенно негативные. Если что-то не нравится – молчи. Также в неблагополучных семьях редко можно увидеть объятия или поцелуи.
- Не говори. Нельзя обсуждать проблемы и табуированные темы. Самым распространенным запретом является беседа о сексуальных потребностях. Не принято прямо высказывать свои мысли, просьбы и желания. Для этого используются иносказания и манипуляции.
- Не доверяй. Мало того, что дисфункциональные семьи не умеют сами решать конфликты, так они не обсуждают их с другими и не обращаются за помощью. Таким микрогруппам привычнее жить в социальной изоляции. Поэтому все силы тратятся на поддержание ложного образа образцовой семьи.
Как жизнь в неблагополучной семье меняет ребенка?
- Дети из деструктивной среды получают психологические травмы, которые в будущем могут проявиться в виде многих проблем.
- Это неуверенность в себе, невротические расстройства, зависимости разного рода, трудности с доверием и социальной адаптацией, невозможность выстроить близкие отношения с друзьями и противоположным полом. Список можно продолжать до бесконечности.
- Дети в дисфункциональных семьях создают вокруг себя иллюзию привязанности и любви, идеализируют и минимизируют эти чувства.
- Гнев и ненависть часто выплескиваются на предметы, друзей и близких. Чувства отрицаются и затуманиваются, в результате чего человек может стать равнодушным ко всему.
- Дети из неблагополучной среды не умеют себя ценить, радоваться жизни и весело проводить досуг. Семью создают рано и по уже известному шаблону, то есть, в соответствии с поведением родителей.
По словам одного эксперта, первый шаг к решению проблемы — это ее осознание. Если вы понимаете, что в вашей семейной среде не все благополучно, и хотите иметь счастливую семью, то еще не все потеряно. Никогда не поздно что-то изменить, главное — начать.
«Каждый, кто пережил неблагополучные отношения, поймет, как трудно бывает сделать даже первый шаг, чтобы позаботиться о себе и изменить свою жизнь к лучшему.
Но даже если мы выросли в такой обстановке, мы можем изменить свою жизнь. И, возможно, это одна из наших главных задач.
Через любовь к себе и заботу о себе, через психотерапию, самопознание и духовный рост, через здоровые отношения и познание ценности настоящей близости», — пишет эксперт.
Уникальная подборка новостей от нашей редакции