Наиболее яркой чертой студентoв ФМБФ является их инициативность. Мы ожидаем, что от студентов появятся оригинальные проектные идеи, а также готовность к реализации новых задумок, даже если предшествующий опыт оказался неудачным.
ДВИ: дополнительное вступительное испытание по математике в Московский государственный университет
Пожалуйста, оставляйте свои ответы в комментариях, и не забывайте ставить лайк, если вы успешно справились с этой задачей! В этих задачах присутствуют различные темы: параметры, иррациональные уравнения, неравенства, системы уравнений и задачи с модулем. Также можно провести сравнение между популярными специальностями и узнать о средней стоимости обучения.
МФТИ: отзывы о вузе от студентов
Среди студентов шутят, что Физтех — это большая мафия.
Где еще работают выпускники ЗФТШ, МФТИ и Фоксфорда
- Как много выпускников МФТИ уезжают жить и работать за границу?
- Сколько из них действительно добиваются значительных успехов за пределами своей Родины?
- Известные репетиторы.
- Писатели.
- Учителя математики.
- Преподаватели физики.
- Профессора университетов.
- Политики.
- Актеры.
- И даже ученые.
Что изучают в ФБМФ
Живые системы
В 2012 году в МФТИ был основан факультет биологической и медицинской физики. Неживую материю и связанные с ней материалы оставили на факультете молекулярной и химической физики. В 2018 году к факультету добавили научные лаборатории, что привело к образованию Физтех-школ. Студенты и преподаватели нашей Физтех-школы – это люди, интересующиеся живыми системами и их исследованием.
Мультидисциплинарность
Помимо традиционной подготовки по физико-математическим дисциплинам и информатике, мы ввели в учебный план химию и биологию. Учеба требует большой концентрации и усилий, но полученные знания окупаются с лихвой. Выпускники получают системное мышление, и у них формируется не только обширная база знаний, но и разнообразные навыки. К примеру, математика требует строгого логического подхода, в то время как в биологии необходимо уметь описывать и классифицировать органические объекты. Задача студентов состоит в том, чтобы объединить оба этих подхода для решения биологических задач с использованием математических методик.
Разнообразные науки, которые студенты изучают в ФМБФ, можно сравнить с корнями дерева — они питают их разум. Упрощенно, это похоже на древовидную структуру, где множество направлений будущего выбора встречается, как ветвистая крона. Студенты обладают обширными знаниями и быстро адаптируются к различным условиям. Напротив, узкоспециализированное образование можно представить как морковь с одним корнем и тремя листьями.
Мы готовим кадры для сферы здравоохранения и медицинской науки. В XX веке медики, биологи, химики и физики занимали важное место в создании медицины, но в наши дни ситуация значительно изменилась. Современные медики выполняют управляющие функции, а инструменты разрабатываются математиками, физиками и химиками. В ФМБФ студенты получают знания, позволяющие работать в медицине, не обязательно становясь врачами, хотя врачи также являются частью нашей программы.
Чем занимаются в лабораториях
Студенты получают доступ к 20 лабораториям и работают совместно с учеными в геномном центре. Здесь они занимаются такими направлениями, как молекулярная онкология, нанотехнологии, а также исследованиями редких заболеваний. Все исследовательские направления делятся на так называемую «сухую» и «мокрую» биологию.
В «сухих» лабораториях акцент делается на математике и программировании в контексте биологических и медицинских исследований — студенты работают в основном за компьютерами. «Мокрые» лаборатории занимаются геномным редактированием, клеточными технологиями и химическими исследованиями. Мы проводим полный цикл разработки медицинских препаратов — от первоначальной идеи до получения готовой лекарственной формы. Например, в лаборатории исторической генетики ведется создание генетической карты России путем изучения останков людей, живших в X—XII веках.
Лаборатория нанобиотехнологий руководится Максимом Никитиным — лауреатом президентской премии Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых. Совместно с коллегами и студентами он исследует пути направленной доставки и высвобождения лекарств в органах и тканях. В зависимости от состояния тканей и диагноза пациента, наноробот принимает решение о том, сколько лекарства необходимо высвободить в целевой области.
Невозможно встретить выпускника, которые одинаково хорошо владеет математикой, физикой, химией и биологией. Поэтому первые три года студенты посвящают свое свободное время дополнительному изучению необходимых дисциплин. Многие из них начинают работать в лабораториях уже на втором или третьем курсе, а с четвертого года работа в лабораториях становится обязательной для всех студентов.
Что дает кафедра РВК и что ждет после нее
Кафедры, такие как:
- Алгоритмы и технологии управления (АТУ);
- Финансовые технологии (ФТ) при компании Tinkoff.ru;
- Теоретические и прикладные проблемы инноваций (ТППИ), где лекции проводят менторы из компаний, таких как ABBYY, Яндекс, 1С и Cognitive Technologies;
- Управление технологическими проектами (УТП) при Российской венчурной компании.
На кафедру РВК я пришла, основываясь на рекомендациях знакомых, уже проходивших обучение там. И я ни разу не пожалела об этом выборе.
Суть кафедры заключается в том, что студенты получают опыт не только в теоретическом обучении, но и в практическом решении реальных кейсов. Например, Карима Нигматуллина, одна из преподавательниц, работала в команде Билла Гейтса над проектом по борьбе с малярией, отвечая за применение различных математических методов для оптимизации процессов. Этот опыт имеет бесценную ценность.
На кафедре представлено множество «звездных» преподавателей: Сергей Митрофанов (партнер в фонде Pulsar Venture Capital), Владимир Зима (автор книги «Инструменты руководителя»), Дмитрий Степкин (директор корпоративного НИОКР в компании СИБУР) и другие.
Хотя кафедра РВК может создать впечатление, что студенты после ее окончания пойдут в сферу венчурных инвестиций, на практике все обстоит иначе. Большинство выпускников находят работу в IT-компаниях или открывают свой бизнес.
Я же выбрала первый путь. После окончания кафедры управления технологическими проектами мне предложили место в Российской венчурной компании. Однако в одной из групп в социальных сетях я наткнулась на объявление, что венчурный фонд ТилТех Капитал ищет инвестиционного аналитика. Я успешно прошла собеседование.
Мне повезло: сотрудники фонда и его основатели — все выпускники Физтеха. Можно было бы подумать, что это дискриминация по диплому, но на самом деле это так не является. Первоначально поиск кандидатов проводился среди знакомых, что упростило процесс набора сотрудников.
К сожалению, в венчурной сфере, где преобладают мужчины, партнеры предпочитают работать с мужчинами (в российском венчуре доля женщин-партнеров составляет всего 9%). Это поднимает актуальный вопрос: имеется ли место для женщин в венчурном мире? Однако это отдельная тема для обсуждения.
Что в итоге
Вокруг Физтеха бытует множество слухов и мифов, многие из которых не соответствуют действительности. Некоторые считают, что на Физтехе учатся исключительно парни, другие уверены, что путь после Физтеха только к науке. На самом деле это не так.
Одно можно утверждать с уверенностью — обучение в МФТИ действительно непростое. Студенты находятся в постоянном процессе получения новых знаний, что формирует правильный фундамент и помогает развивать логическое мышление. Этот ВУЗ предоставляет широкие возможности для развития как теоретических, так и практических навыков. Какой путь выбрать решают, прежде всего, сами студенты.
«Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф»
———
Мы рады, что ты достигла успехов, но теперь тебе предстоит продемонстрировать свою состоятельность уже в реальной жизни.
Я согласен с этим мнением. Академическое обучение и практические задачи не всегда пересекаются.
Одним из очевидных плюсов автора, который подтвердил успешное прохождение челленджа «МФТИ», является то, что она умеет трудиться и размышлять.
Но только прикладным задачам, которые решает бизнес, есть множество людей, которые получили опыт, пока автор проходила челлендж. Таким образом, на рынке чаще всего предпочитают нанимать людей с практическим опытом.
Конечно! Именно этим я занимаюсь в данный момент.
Выясняется, что не все понимают, что представляет собой система Физтеха. Все выпускники Физтеха к моменту окончания обучения имеют 4 года (ЧЕТЫРЕ) практического опыта, не на рынке, а в лучших научно-исследовательских учреждениях России, включая Центр управления полетами, к которому принадлежит моя группа. Мы не просто «крутые», а действительно умные. В отличие от специалистов, работающих на рынке.
Смотря как определить «крутизну» в реальной жизни. Вот чего добиваются физтехи:
Лаборатория геномной инженерии МФТИ является комплексным междисциплинарным объединением специалистов из различных научных областей для решения сложных задач медицины и биотехнологии, используя навыки профессионалов как из классических направлений, таких как молекулярная биология, генетика, вирусология и эндокринология, так и возможности Физтеха в области математики, машинного обучения и распределенных систем хранения.
Физтех-школа аэрокосмических технологий формирует профессионалов, которые становятся будущими геофизиками, аэродинамиками, проектировщиками космических аппаратов и экспертами в области физики атмосферы других планет и добычи полезных ископаемых. Они занимаются проектированием самолетов и космических спутников для РКК Энергия и ЦАГИ, а также разрабатывают оборудование для добычи ресурсов для компаний Роснефть и Газпром.
Плотная связь с Академией наук позволяет нам готовить специалистов для самых разнообразных наукоемких отраслей. Например, в настоящий момент мы создаем фарм-биокластер…
Кстати, я был приятно удивлен, что базовая кафедра Физтеха была создана в Институте скорой помощи имени Склифосовского.
Эта кафедра на факультете общей и прикладной физики была основана еще в 1968 году. Ранее она располагалась в Институте трансплантологии и искусственных органов РАМН. Её возглавлял знаменитый хирург Валерий Иванович Шумаков, на многие годы опередивший свое время. После его смерти кафедру возглавила его правая рука – Могели Хубутия, и мы перенесли административный центр в Институт Склифосовского. Однако сама кафедра активно сотрудничает с несколькими российскими исследовательскими медицинскими центрами.
В последние годы биофизика и биология отошли на передовой уровень развития. Проблемы, связанные с фармацевтикой, медициной и микробиологией, требуют глубокого физического анализа. Я посетил немецкий Центр Юлиха, объединяющий 54 исследовательских института, и узнал, что два из них занимаютcя теоретическими исследованиями. Директор одного из этих институтов доложил о работе физиков-теоретиков, изучающих клеточные мембраны. Они моделируют поведение мембран при различных воздействиях. Это направление в России слабо развито, но именно оно может стать следующим прорывом в медицине.
Наука со второго курса
С первого по третий курс студентам Физтеха предоставляют базовые теоретические знания, которые являются основой для дальнейшей практической работы. После третьего курса студенты поступают на факультетские или базовые кафедры. Базовые кафедры — это более 100 партнерских организаций, где они занимаются научной и практической работой.
В числе организаций-партнеров — ведущие институты РАН, такие как Институт космических исследований и Институт радиоэлектроники, а также известные технологические компании России, включая РКК Энергия, PG Photonics, Центр Кельдыша и многие другие. Также к числу партнёров относятся компании, занимающиеся созданием цифровой экономики, такие как Яндекс, ABBYY, 1С и Сбербанк. Этот процесс осуществляется в соответствии с принципом Капицы: тех, кто хочет стать специалистом, нужно обучить специалистами.
Стандартная программа обучения в технических вузах составляет 5–6 лет, однако основатели Физтеха ускорили срок на три года, тем самым сокращая программу до трех лет. Таким образом, основные базовые дисциплины изучаются в первые три года, после чего начинается реальная научная работа в базовых организациях. МФТИ создает прочную основу для дальнейшего развития, и даже если выпускник не свяжет свою жизнь с наукой, накопленные знания позволят ему построить успешную карьеру в различных сферах и получать неплохой доход.
Михаил Ерохин,
выпускник МФТИ
Во время поступления абитуриенты конкурируют друг с другом, но во время учебы над ними уже конкурентоспособны базовые организации.
В нашем университете идет довольно активная конкуренция базовых организаций за студентов. Почти в 100 процентах случаев физтехов принимают на работу или предоставляют им стипендии. Например, для будущих студентов, которые поступают в этом году и еще не выбрали кафедру, Яндекс организовал специальную стипендию, которую могут получить лучшие 10-20 студентов, — рассказывает проректор по научной работе и программам развития Виталий Баган.
Чтобы помочь студентам сделать выбор в своей будущей карьере, на втором и третьем курсах их знакомят с работой кафедр. Студенты могут выбрать несколько компаний и попробовать работать в них некоторое время, чтобы затем окончательно определиться с выбором кафедры — базовой или факультетской.
Такой подход позволяет избежать ситуации, когда из-за недостатка информации студент выбирает менее интересное направление, и, например, вместо изучения искусственного интеллекта ему приходится «мучиться» с вычислительными методами прикладной математики.
Соавторы профессоров
Студенты Физтеха имеют возможность заниматься научными исследованиями не только на базовых и факультетских кафедрах. Они могут работать под руководством лучших ученых мира в рамках программы «Визит профессоров».
Согласно этой программе студенты или аспиранты ведут совместные исследовательские проекты вместе с приезжающим профессором, получая при этом возможность обмена опытом научной работы с представителем ведущей научной школы. При успешной реализации проектов студенты могут стать соавторами статей в престижных научных журналах.
Например, студент МФТИ Егор Марьин сотрудничал с профессором Эрнстом Бамбергом из Института биофизики Макса Планка в Германии над проектом, связанным со светочувствительным белком родопсином. Результаты этой работы были опубликованы в журнале Science, что является значимым достижением для студента четвертого курса.
Еще одна возможность познакомиться с передовым опытом научной работы — это участие в международной стажировке.
Мы сотрудничаем как с иностранными студентами, так и с зарубежными университетами, имея совместные программы с французскими и испанскими вузами. Стажировки могут быть как короткими — один-два месяца, так и продолжительными в зависимости от конкретных условий, — объяснил проректор по международным программам Алексей Малеев.
В моем случае это очень способствовало моему дальнейшему самоопределению. Каждое лето я выбирал разные стажировки и менял направления. Например, одно лето я работал в НИИ генетики, другое — в Юлихе и Гренобле во Франции, занимаясь кристаллизацией мембранных белков и молекулярным моделированием. В третье лето проходил стажировку в институте в США, занимаясь биоинформатикой и моделированием молекул ДНК. Каждое лето я осуществлял стажировку продолжительностью два-три месяца, получая новый опыт, а в течение учебного года дополнял свои знания курсами в цельном направлении.
Георгий Соловьев,
основатель онлайн-школы SkyEng,
выпускник факультета общей и прикладной физики (Физтех-школа ЛФИ)
Зарплата в МФТИ по городам:
Город | Зарплата |
Долгопрудный → | 300 000 руб |
Жуковский → | 21 000 — 60 000 руб |
Москва → | 40 000 руб |
Область | Зарплата |
Город Москва → | 40 000 — 130 000 руб |
Московская область → | 300 000 руб |
Зарплата в МФТИ по должностям:
Должность | Зарплата |
Аналитик → | 130 000 руб |
Бухгалтер → | 55 000 руб |
Ведущий инженер-конструктор → | 100 000 руб |
Ведущий специалист отдела закупок → | 80 000 руб |
Ведущий экономист → | 80 000 руб |
Водитель → | 75 000 руб |
Врач-офтальмолог → | 40 000 руб |
Гардеробщик → | 24 000 руб |
Дворник → | 45 000 руб |
Инженер → | 120 000 руб |
Инженер технического надзора → | 110 000 руб |
Инженер-электрик → | 139 000 руб |
Менеджер проекта → | 130 000 руб |
Оператор котельной → | 30 000 руб |
Персональный водитель → | 75 000 руб |
Программист → | 156 600 руб |
Руководитель проектов → | 100 000 руб |
Системный администратор → | 50 000 руб |
Слесарь строительный → | 40 000 руб |
Специалист → | 80 000 руб |
Специалист отдела закупок → | 105 000 руб |
Специалист по подбору персонала → | 70 000 руб |
Старший специалист отдела закупок → | 113 800 руб |
Тракторист → | 60 900 руб |
Уборщик служебных помещений → | 21 000 руб |
Электромонтер → | 60 000 руб |
Если вы ищете работу в МФТИ, ознакомьтесь со свежими вакансиями на сайте Rabotat.top.