В число последних киноработ актрисы входят драма «Память осени», комедия «Самый лучший день!» режиссера Жоры Крыжовникова и трагикомедия «Страна Оз» Василия Сигарева.
Инна Чурикова
Инна Чурикова — уникальная и всеми любимая актриса театра и кино, которая приобрела известность благодаря своим ярким и многогранным ролям. За протяжении своей долгой и плодотворной творческой карьеры она была удостоена звания народной артистки СССР и стала лауреаткой множества государственных наград как в России, так и в СССР.
Родилась актриса 5 октября 1943 года в небольшом городке Белебей, расположенном на территории Башкирии. В ее семье искусство не имело большого значения: отец, Михаил Кузьмич, работал агрономом, а мать, Елизавета Захаровна, была агрохимиком и почвоведом. Семейные узы ослабели, когда Инне было всего несколько месяцев, так как ее родители развелись, и она вместе с матерью покинула родной город.
В детские годы Инна часто переезжала вместе с матерью, пока они не обосновались в Москве. Их жизнь была скромной и мало отличалась от других семей того времени. Мать устроилась на работу в московский ботанический сад и целиком посвятила себя карьере, часто оставляя Инну одну дома.
Инна выросла мечтательной девочкой и часто представляла себя принцессой или героиней из любимых книг, которые читала ей мать. По большому счету, она ничем не отличалась от других детей своего возраста.
Первый раз Инна вышла на сцену в детском летнем лагере, где исполнила небольшую роль в одной из постановок. После этого у нее возникла мечта стать актрисой. В девятом классе она поступила в театральную студию при Театре имени Константина Станиславского, где ее наставником стал знаменитый советский актер Лев Елагин, который помог ей раскрыть ее актерский потенциал. Чурикова зарекомендовала себя как очень прилежная ученица, и она была готова играть даже самые незначительные роли, лишь бы не стать частью массовки.
После окончания школы Инна подала документы в несколько театральных институтов. На экзаменах в Школе-студии МХАТ девушка начала читать стихи Александра Пушкина, закрыв глаза, как советовала ей мать. Однако члены приемной комиссии не восприняли это всерьез и посмеялись над ней, в результате чего Инна не была зачислена. Она попробовала поступить в Щепкинское училище, но оттуда ее также не приняли, сославшись на нестандартные внешние данные, которые не понравились преподавателям.
Тем не менее, Инна успешно сдала экзамены в Щукинское училище и стала ученицей известных актеров Леонида Волкова и Павла Цыганкова. В 1965 году она окончила это престижное учебное заведение с красным дипломом.
Театр
Сразу после окончания училища молодую актрису распределили в театр в отдаленной Камчатке, но ее мать, Елизавета Захаровна, сделала все возможное, чтобы Инна осталась в Москве. Чурикова начала ходить на пробы в различные столичные театры. Она особенно хотела работать в Театре сатиры, где выступали ее кумиры Татьяна Пельтцер и Виталий Доронин. Однако туда ее не взяли. Судьба оказалась такой же в Театре имени М. Н. Ермоловой. Вместе с однокурсниками Инна отправилась в Театр юного зрителя, где ей предложили полноценное место в труппе.
В ту пору актриса играла в основном второстепенные роли, среди которых были и звери, и комедийные персонажи, такие как Баба-Яга. Однако благодаря своему участию в психологическом спектакле «За тюремной стеной» она привлекла внимание театральных критиков. В Театре юного зрителя Инна проработала в течение трех лет и затем стала реже участвовать в театральных постановках, активно снимаясь в кино.
Чурикова вернулась в театр в 1973 году, имея на своем счету успешные роли в кино. Руководитель Московского театра Ленком Марк Захаров пригласил ее сыграть в пьесе «Тиль», которую она исполнила на сцене в 1974 году. Со временем Инна стала одной из ведущих актрис театра, сыграв такие роли, как Фекла Ивановна в спектакле «Женитьба», Офелия и Гертруда в «Гамлете», Аркадина в «Чайке» и многих других.
Чурикова также принимала участие в других театральных проектах. Например, в 2003 году она сыграла в нежной комедии «Смешанные чувства» по пьесе Ричарда Баэра в Московском государственном театре эстрады, в которой ее партнером был Геннадий Хазанов. Этот спектакль был посвящен памяти Елены Черкасской.
В 2017 году в Театре наций, а в 2019 году в Театре Вахтангова состоялась премьера спектакля «Аудиенция» Глеба Панфилова, где Инна сыграла главную героиню – британскую королеву Елизавету II. Сюжет охватывает деятельность королевы с 1952 года. Это событие стало важным театральным событием года. Ранее пьеса была представлена на сценах лондонского театра Гилгуд и на Бродвее.
Одной из последних серьезных ролей актрисы является Алиенора Аквитанская в постановке «Аквитанская львица», которую она исполнила еще в 2011 году. Спектакль пользовался большой популярностью у зрителей на протяжении всей жизни актрисы. Чурикову также можно было увидеть в роли бабушки в драме «Ложь во спасение», создаваемой по мотивам пьесы Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя».
В октябре 2020 года, в связи с рекомендациями московских властей о пересмотре репертуара в целях защиты актеров старше 65 лет на самоизоляции, директор театра Ленком снял все спектакли с участием Чуриковой. При этом Инна продолжала выступать в постановке «Аудиенция» в Театре Вахтангова.
В 2021 году, когда в средствах массовой информации обсуждались увольнения в театре Ермоловой, Инна Чурикова не стала активно комментировать ситуацию, охарактеризовав худрука Олега Меньшикова как хорошего профессионала. Однако она не смогла пройти мимо ситуации с Лией Ахеджаковой, которую обвинили в пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации после выхода спектакля «Первый хлеб». Чурикова осудила такое серьезное обвинение и выразила поддержку своей коллеге, пожелав ей выстоять в этот непростой период.
Дом в стиле русская усадьба
Дача Инны Чуриковой расположена в Подмосковье. Дом, выполненный в классическом архитектурном стиле с колоннами и широким балконом, строился около десяти лет. Актриса всегда мечтала о просторной усадьбе в духе русского дворянства, где можно было бы жить комфортно и принимать гостей для званых вечеров.
Интерьеры ее дома актриса описывает как помещичий быт XIX века. Например, в гостиной, где Инна и Наташа Барбье обсуждали предстоящий ремонт, оформлены в стиле дворянской усадьбы с массивным кожаным диваном и бордовыми креслами, а также подушками и гардинами с золотой вышивкой и отделкой из темного дерева.
Все детали интерьера были тщательно продуманы: свечи, изящные статуэтки, светильники и множество предметов антиквариата создают атмосферу уюта. Особую изюминку добавляет рояль, за игрой на котором любят проводить время все проходящие гости.
Обширная территория вокруг дома выглядит как лесной массив: здесь растут высокие сосны, дикорастущие кустарники, а также имеются множество тропинок. У крыльца и по периметру центральной аллеи актриса высадила цветы, но многие участки сада оставлены в естественном состоянии. Свет к ним почти не попадает, поэтому вечером гулять по саду довольно сложно.
Чурикова обратилась в программу с просьбой об обратить внимание на это: изменить ландшафт и добавить яркое освещение.
Утепленная терраса
Просторную веранду семья Чуриковой использует в основном летом: здесь иногда проходят обеды, но чаще актриса просто наслаждается природой, сидя в удобном кресле. В другое время года терраса не используется, хотя на ней установлен небольшой диван из белой кожи для отдыха гостей.
Дизайнеры программы преобразили веранду в уютную чайную комнату. На ней появилась мебель из эко-ротанга: большой стол с плетеными креслами и скамьей, выполненными вручную мастерами из Ростова-на-Дону. В противоположном углу было размещено глубокое мягкое кресло и маленький чайный столик, что создало уединенный уголок для отдыха.
Чтобы на веранде было комфортно в любое время года, был установлен стильный уличный обогреватель высотой более двух метров. Благодаря встроенной системе он также служит источником света для террасы.
По периметру веранд расположены металлические напольные кашпо с вечнозелеными растениями. Стол сервирован белыми кружевными скатертями, большими тарелками и тонким фарфоровым чайным сервизом. Центральным элементом стал традиционный русский самовар, добавляющий уют атмосферу чаепития.
Что сделали в доме дизайнеры телепередачи «На дачу»
Специалисты программы на террасе организовали уютный уголок для чаепитий, установив круглый стол с набором плетеных кресел. Рядом был поставлен мощный обогреватель, чтобы Инна Чурикова могла насладиться чаем даже в холодные осенние дни.
Как и просила актриса, в саду было выполнено новое освещение. Вдоль дорожек появились световые шары, способные менять цвет. Установлены также различные виды освещения. Инна Чурикова осталась довольна выполненной работой, отметив, что теперь в саду можно гулять даже ночью.
Кроме того, дизайнеры организовали подсветку всего дома с помощью мощных и прочных светодиодных лент.
Инна Чурикова, вместе с мужем, строила свой дом в течение десяти лет, вкладывая все свои заработанные средства в интерьер и уют. Теперь она наслаждается спокойной жизнью за городом.
Многие телезрители высказывались по поводу роскошного оформления дома, однако режиссер Глеб Панфилов и актриса Чурикова заслужили такой прекрасный особняк, ведь они много трудились на благо советского кино.
Как вы относитесь к великолепному дому Инны Чуриковой и Глеба Панфилова? Нравится ли вам творчество актрисы?
Роли в кино
После окончания Щепкинского училища Чурикова пыталась устроиться в Театр Сатиры, однако не была принята. Отказали ей также в нескольких других театрах, несмотря на диплом с отличием и положительные отзывы педагогов. Актрисе с такой внешностью пришлось искать место только в ТЮЗе, где ей предложили суфлерское место, а не актерскую роль, и она исполняла различные комические роли, например, забавных зверей.
Она вспоминала: «Вместо того чтобы играть принцесс, мне чаще всего приходилось изображать домашних животных. Я даже играла свинью в пьесе Михалкова. Изредка мне предлагали крошечные роли в кино или телевизионных спектаклях».
Тем не менее, к таким ролям Инна подходила с полной ответственностью. Например, чтобы лучше вжиться в образ Лисы в спектакле «Зайка-зазнайка» Сергея Михалкова, она посещала зоопарк, чтобы наблюдать за поведением животного. Пиком ее карьеры в ТЮЗе стала роль Бабы-Яги. Ее дебютом на экране стала роль школьницы Райки в драме «Тучи над Борским» (1960). Режиссёр Василий Ордынский порекомендовал Чурикову педагогами театральной студии, а после того, как она изобразила на собеседовании дрессированного тюленя, все сомнения у него исчезли.
После этого последовали небольшие, но запоминающиеся эпизоды в таких фильмах, как «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия (роль неловкой девушки с петухом, участвующей в городском конкурсе), «Старшая сестра» (персонаж Нелли-колдунья), «Тридцать три» (Розочка Любашкина).
Не стоит забывать и о Марфушеньке-душеньке из фильма-сказки Александра Роу «Морозко» (1964), где благодаря старания Чуриковой она из второстепенного персонажа превратилась в центральную фигуру. Для того чтобы глубже вжиться в роль, актриса колола зубами орехи, грызла лук вместо яблок и даже ныряла в пруд с лягушками и пиявками. Прошло много лет, а фильм продолжает радовать как взрослых, так и детей перед новогодними праздниками.
Неповторимая творческая удача Чуриковой произошла благодаря встрече с начинающим режиссером Глебом Панфиловым, который искал актрису для своего дипломного фильма «В огне брода нет» (1967), первоначальное название — «Святая душа». Режиссер просматривал множество кандидаток и даже создал художественный эскиз своей будущей героини. Увидев Инну в ТЮЗе в одной из комических ролей, он сразу понял, что именно ее он искал для роли Тани Теткиной.
Она вспоминала: «Я была поражена и даже напугана самим Панфиловым. Красивый, видный, всего на девять лет старше меня, но при этом очень образованный, умный, талантливый и своеобразный. Я слушала его с открытым ртом и влюбилась в него сразу и бесповоротно, хотя надеялась на взаимность еще меньше, чем на получение главной роли.»
Для Инны это была первая работа в кино такой глубины и восприятия, хотя ранее она уже имела опыт съемок. Познакомившись с Глебом, Инна поняла, что встретила не только режиссера, но и идеального мужчину. По иронии судьбы, у Глеба было такое же чувство — он как Пигмалион, создавал из начинающей актрисы свою Галатею, а она в значительной мере вдохновляла его на новые творческие эксперименты.
Инна всегда мечтала сыграть Жанну д’Арк и была уверена, что сможет передать этот образ именно Глеб. Однако чиновники от культуры посчитали, что Инна не подходит для роли национальной героини Франции, и не дали разрешение на снятие картины. В то время существовал даже список актеров, которых не рекомендовалось снимать, включая таких известных актеров, как Евгений Леонов, Ролан Быков и Владимир Басов, и Инна тоже попала в этот список, но всего на полгода, прежде чем он был аннулирован. Несмотря на трудности и препятствия со стороны чиновников, Панфилов не сдался и не отказался от своей идеи. Он написал новый сценарий, в котором Орлеанскую Деву сыграла актриса самодеятельного театра — Паша Строгонова. Так был создан фильм «Начало», который принес мировую известность как Панфилову, так и Чуриковой. В 1970 году Инна была названа лучшей актрисой страны по версии журнала «Советский экран».
С тех пор, что бы ни задумывали Глеб и Инна — их совместные проекты всегда оказывались настоящими шедеврами. Это видно на примерах таких значительных фильмов, как «Тема» (1979), «Прошу слова» (1975), «Васса» (1982), «Мать» (1989), «В круге первом» (2006), «Без вины виноватые» (2008). Интересно, что сюжетные линии этих фильмов, даже если они основаны на классических произведениях, не теряют своей востребованности и по сей день продолжают восторгать современных зрителей своей глубиной, драматизмом и человечностью.
Стоит отметить, что Глеб Панфилов никогда не запрещал своей супруге работать у других режиссеров, понимая, что не имеет морального права ограничивать ее гениальный талант. Именно поэтому мы можем наблюдать ее блестящие роли в фильмах таких мастеров, как Марк Захаров, Петр Тодоровский, Андрей Кончаловский, Станислав Говорухин, Владимир Бортко и Владимир Меньшов.
В фильме «Военно-полевой роман» (1983) Петра Тодоровского Инна самовольно добавила много своих моментов, за что была благодарна режиссеру, поскольку история, описанная в фильме, имела отношение к личным переживаниям самого Тодоровского, связанным с войной.
Запоминающейся оказалась роль матери главного героя в культовой комедии Карена Шахназарова «Курьер» (1986). Чурикова вновь проявила свои выдающиеся профессиональные качества, следуя не только указаниям режиссера, но и прислушиваясь к мнению своей юной партнерши Федора Дунаевского, который только начинал свой путь в кинематографе.
Среди своих любимых работ Инна Чурикова отмечает трагикомедию «Ребро Адама» (1990) режиссера Вячеслава Криштофовича, которая рассказывает о сложных отношениях между взрослыми дочерьми, матерью и бабушкой, которые вынуждены совместно проживать в одной квартире. В этой роли особенно ярко проявляется трепетное отношение Чуриковой к собственной матери, которую она обожала всю свою жизнь. Эта картина стала дебютом для Марии Голубкиной — ее первым появлением в большом кино. А Инна Чурикова за исполнение роли Нины Елизаровны была награждена тремя престижными наградами как лучшая актриса 1991 года.
Инна Чурикова имела возможность поработать с обоими братьями Михалковыми, которые всегда высоко ценили ее актерский талант. В 1994 году она сыграла у Андрея Кончаловского в «Курочке Рябе», а в 2011 году исполнила небольшой, но насыщенный драматизмом эпизод в военно-исторической драме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2. Цитадель».
С Георгием Басилашвили у Инны Чуриковой была многолетняя дружба. Ей очень хотелось сыграть его партнершу в комедии Георгия Данелия «Осенний марафон» (1979), но режиссер считал ее подходящей только для роли Варвары, коллеги Бузыкина. Инна не согласилась с этой ролью, и Георгий Николаевич, сильно обидевшись, отдал эту партию Галине Волчек. Спустя почти два десятка лет Инна и Георгий все же исполнили трогательную влюбленную пару в фильме молодого грузинского режиссера Резо Гигинеишвили «Без границ» (2015).
Можно долго перечислять яркие и запоминающиеся работы Чуриковой — их уже около ста в ее творческой копилке. В последнее время Инна Михайловна стала реже сниматься в кино, уделяя больше времени театральной деятельности, к которой вернулась в 1975 году.
Театральная деятельность
В Ленком Инну Чурикову пригласил сам Марк Захаров, который искал актрису для своей постановки «Тиль» и видел в роли Неле именно ее. Он пришел к Инне и Глебу в их скромную однушку в хрущевском доме, и они весь вечер бурно обсуждали сценарий и предстоящий спектакль.
Премьера «Тиля» прошла с огромным успехом, и вскоре Чурикова стала ведущей актрисой театра, на которой во многом держались все репертуарные спектакли. В числе ее работ – Анна Петровна в «Иванове», Офелия и позже Гертруда в «Гамлете», Аркадина в «Чайке», Комиссар в «Оптимистической трагедии», Фекла Ивановна в «Женитьбе» и многие другие роли.
В последние годы Глеб Панфилов тоже серьезно занялся театральной деятельностью и поставил для Ленкома спектакли «Аквитанская львица» и «Ложь во спасение», в которых сыграла неподражаемая Инна Михайловна.
Параллельно с этим Чурикова гастролировала по стране, исполняя роли в антрепризных спектаклях «Старая дева», «Смешанные чувства» и «Овечка».
История любви Панфилова и Чуриковой напоминает волшебную сказку, которая длилась более пятидесяти лет. Их союз считался образцовым, как в личной, так и в творческой жизни, и стал примером идеальных гармоничных отношений между мужчиной и женщиной.
Глеб и Инна с первых мгновений поняли, что они созданы друг для друга, а совместная работа над фильмом «В огне брода нет» еще больше сблизила их. После съемок они не расставались — Панфилов расстался со своей первой женой, матерью его старшего сына Анатолия, и переехал с Инной в маленькую комнату в Ленфильмовском общежитии.
В 1978 году у них родился сын Ванечка, который уже в четыре года появился на экране, сыграв внука Вассы Железновой в фильме «Васса» отца. Надо признать, что он справился со своей ролью безупречно. Свою детскую жизнь мальчик провел за кулисами, на которых его нянчили артисты Ленкома. Казалась, его дальнейшая актерская судьба предопределена, но Иван предпочел выбрать самостоятельный путь жизни, не желая соревноваться со своими знаменитыми родителями.
Иван окончил МГИМО и несколько лет работал в юридическом отделе крупной международной фирмы, затем стал ресторатором, начав с организации питания для сотрудников своей компании. В дальнейшем он открыл ресторан в Переделкино, который стал популярен среди местной творческой интеллигенции. Вернувшись в кино, Иван снялся в фильме отца «Без вины виноватые», где, по словам Инны Михайловны, переиграл всех актеров, работавших в проекте. С этого момента он решил посвятить себя искусству и теперь работает с отцом, занимаясь продюсированием, созданием сценариев и режиссурой.
Инна Чурикова — о любви
Инна Чурикова всегда считала главной любовью своей жизни Глеба Панфилова. Она была его второй женой, и поэтому он ответственно относился к браку, сделав все возможное, чтобы завоевать ее сердце. Знаменитости делились своими мыслями о своих отношениях, среди которых значатся такие:
«В нашей жизни было все. Я не могу сказать, что мы плыли по течению: сложности были, как и радость. Но всегда все решалось, планировались важные шаги. Мысля о расставании ни разу не возникало, по крайней мере у меня. Точно так же думаю и о Глебе. Я как-то спросила его: «Тебе со мной интересно?» — «Интересно». — «А мне тоже». Поверьте, мне никто другой не нужен… Дай Бог ему здоровья», — делилась Инна Михайловна.
Говоря о мнении мужа о ее красоте:
«Вы Глебу не передавайте мои слова, но он считает меня самой красивой и самой прекрасной! Это его вкус. Однако, вообще-то, лучше спросите его об этом, а то вдруг я ошибаюсь!» — улыбалась она.
«Он считает, что я многомерная величина. Это невероятное чувство, когда в тебя верят не только как в жену, но и как в актрису, которая может понять и сделать все так, как хочет режиссер, а возможно, даже лучше», — подчеркивала Инна Чурикова.
«Ссоры были серьезные лишь в молодости. Однажды, помню, в ТЮЗе мы поссорились, и разошлись в разные стороны, но когда он мне звонил в ТЮЗ, мы молчали. Делали это до тех пор, пока кто-то один, чаще всего Глеб, не произнес: «Ну ладно, до свидания», — вспоминала актриса.
Что касается взаимопонимания:
«Мы в работе очень нужны друг другу. Бывает, что Глеб снимает не меня, а других актрис. Но я всегда смотрю отснятый материал, он всегда со мной советуется. Мы много читаем и обсуждаем прочитанное, поскольку ему важно мое мнение — он мне доверяет. Поверьте, такое взаимопонимание в жизни встречается крайне редко. И это огромная удача, что у меня оно ёсць!» — подчеркивала актриса.
Смерть Инны Чуриковой
Казалось, что такие яркие люди, как Инна Михайловна Чурикова, живут вечно и с ними ничего не может случиться. Например, она радовала поклонников на премьере фильма своего мужа «Один день Ивана Денисовича», а затем делилась моментами в соцсетях, проходя рождественские праздники. Однако вскоре пришла страшная весть: 4 января, во время рождественских каникул, ее доставили в Боткинскую больницу из-за плохого самочувствия. Все надеялись на лучшее, но негативные новости продолжали поступать. Не смотря на уверения директора театра Ленком Marka Варшавера, что все будет хорошо, 14 января в возрасте 79 лет Инна Михайловна скончалась. Эта новость стала главной в начале года. Соболезнования ей приносили как актеры и режиссеры, так и высокопоставленные лица государства. Похороны прошли в окружении нескольких тысяч людей. Отпевание состоялось в Храме Христа Спасителя в Москве, а гроб звезды был предан земле на Новодевичьем кладбище.
Официальной причиной смерти Инны Михайловны Чуриковой стали множественные кисты головного мозга. Перед этим актриса провела несколько месяцев дома из-за ухудшения состояния здоровья, однако каждый раз, отвечая на вопросы журналистов, говорила: «Я скоро вернусь на сцену». Увы, болезнь не оставила ей шансов. На прощании ее любимый и единственный супруг Глеб Панфилов буквально почернел от горя, еле идя за гробом вместе с сыном, понимая, что потерял самого близкого человека в своей жизни. Это, конечно, тоже отразилось на его здоровье: буквально через несколько недель он сам попал в больницу, где ему поставили диагноз — инсульт. Поначалу казалось, что легенда театра и кино идет на поправку, но 26 августа 2023 года он ушел из жизни, пережив супругу всего на семь месяцев.