В четвертом классе дети становятся готовыми к участию в общественных проектах и к выполнению своих социальных ролей. Однако важно сделать этот переход максимально дружелюбным и комфортным, тем самым сглаживая возможные конфликтные ситуации. И в этом контексте одним из эффективных инструментов могут служить различные формы внеучебной деятельности.
Как выбрать кружки и секции для школьника
Многие родители задолго до начала учебы начинают задумываться, куда лучше отдать своего ребенка — в спортивную секцию, языковую школу, изучение программирования или в творческое объединение. В данной статье мы обсудим, какие кружки выбрать, чтобы не перегрузить расписание вашего ребенка.
В статье рассказывается:
- На что учесть при выборе дополнительных занятий для детей
- Спортивные секции
- Творческие кружки
- Технические кружки
- Научные кружки для детей
- Кружки юных натуралистов и экологические объединения
- Туристические кружки
- Необычные кружки для детей
Что нужно учесть при выборе дополнительных занятий для ребенка
Если вы читаете эту статью, значит, вы уже определились, что вашему ребенку нужны дополнительные занятия. Осталось только понять, куда именно его отдать.
Сначала задайте себе вопрос: для чего вам нужно дополнительное образование для вашего малыша? Это может быть желание, чтобы ребенок не просто бездельничал в продленке, а получал пользу, развиваясь в направлениях, которые его интересуют, или, наоборот, хотел бы познакомиться с чем-то новым.
Кружки и родительские ожидания
Чего вы ожидаете от дополнительного образования?
Если ваша задача заключается в организации досуга ребенка, дайте ему возможность самому выбрать. Даже если его выбор будет основан на том, что рядом с ним занимается друг — это уже достаточно для создания интереса к занятиям.
Если же у вас более серьезные намерения, то вы хотите, чтобы ребенок получил дополнительные знания в области музыкального, художественного или спортивного образования. В этом случае стоит обратить внимание на специализированные школы, а не на простые кружки. Будьте готовы к строгому отбору и высокой нагрузке, как для ребенка, так и для родителей.
Если вам важно, чтобы ребенок испытал себя в различных направлениях, начните с того, что ему по-настоящему нравится. Занимаясь тем, что ему интересно и хорошо получается, он меньше рискует разочароваться в себе и забросить все на раннем этапе.
Если же вы склонны развивать слабые стороны ребенка, может, его силу и ловкость, особенно если он хрупкий и стройный, или заинтересовать его природой, если он увлечен программированием, то следует найти грамотного преподавателя и попытаться найти баланс между тем, что вы считаете полезным, и тем, что нравится вашему ребенку.
В Москве средняя стоимость занятий составляет около 3000 рублей в месяц, однако также существуют бесплатные кружки. Найти варианты с платными и бесплатными занятиями поможет специальный сервис на официальном сайте Мэра Москвы. А с помощью приложения Халва вы сможете легко оплатить форму или материалы для творчества.
Спортивные секции и телосложение
Обратите внимание на физические особенности ребенка при выборе спортивной секции.
- Для хрупких детей с неразвитыми мышцами и выраженными лопатками лучше подойдут занятия гимнастикой, лыжами, фехтованием; из командных видов спорта — волейбол.
- Детям с пропорциональным телосложением и любящим активные игры больше подойдут такие виды спорта, как футбол, катание на коньках или восточные единоборства.
- Крепким детям с развитой мускулатурой подойдут хоккей и скалолазание.
- Малоподвижным детям с плотным телосложением стоит рассмотреть тяжелую атлетику, стрельбу, хоккей или единоборства.
Темперамент и занятия – какая связь
Характер и личностные особенности ребенка также имеют значение. Например, отдать в драмкружок застенчивую меланхоличную девочку, возможно, не самое лучшее решение, так как это может создать для нее дискомфорт.
Если вы придерживаетесь теории темпераментов и хотите, чтобы занятия были интересными, то вам могут пригодиться следующие рекомендации:
- Подвижным и легко возбудимым холерикам подойдут командные виды спорта и плавание, так как это позволит сбросить лишнюю энергию и стабилизировать нервную систему.
- Веселым сангвиникам необходима смена деятельности. Они хорошо себя чувствуют в образовательных группах по музыке, театру, хоровому singing или командным видам спорта.
- Спокойным, вдумчивым флегматикам стоит выбрать секции, где нет постоянной гонки за результатами. Это могут быть кружки по моделированию, рукоделию, программированию, наблюдению за природой, шахматы или йога.
- Ранимым меланхоликам лучше всего подойдет участие в творческих секциях, таких как музыка, рисование или конный спорт.
Виды внеурочной деятельности
В начале учебного года педагоги разрабатывают учебно-воспитательный план, а также планируют праздники и концерты, приуроченные ко всем важным датам, спортивные события и культурные мероприятия. В школах также существуют кружки разнообразной направленности и творческие коллективы, такие как хоровые группы или ансамбли народного танца.
Внеурочные занятия делятся по типу активности:
- игровая (командные игры);
- спортивно-оздоровительная (например, секции по баскетболу, участие в эстафетах);
- познавательная (кружки и факультативы);
- творческая (рисование, музыка, танцы, актерское мастерство);
- трудовая (организация субботников или профориентационных мероприятий);
- краеведческая (туризм и экскурсии);
- военно-патриотическая.
Обязаны ли дети участвовать в таких мероприятиях?
В соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (также согласно ФГОС), внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы любых учебных заведений (школ, лицеев, гимназий). Таким образом, ученики обязаны участвовать во внеурочных занятиях и посещать мероприятия, организуемые в школе.
Есть ли какие-то нормы внеурочной деятельности?
Дополнительная нагрузка на школьников не должна превышать 10 часов в неделю. Это ограничение не зависит от года обучения, оно остается одинаковым для учеников как первого, так и одиннадцатого классов.
В эти 10 часов входит время, затраченное на участие в мероприятиях не только в учебные дни, но и в выходные и каникулы. Следовательно, годовую норму часов можно распределить так, чтобы большая часть приходилась на дни, когда ребенок не учится.
Можно ли выбрать, какой именно деятельностью заниматься?
Да, согласно ФГОС, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе, в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Это означает, что вид внеурочной деятельности выбирает сам учащийся или его родители.
Все секции или кружки ребенок посещает на добровольной основе и только при наличии заявления от родителей или других законных представителей.
А если ребёнок посещает художественную или музыкальную школу дополнительно?
Если ребенок занят во внешнеучебных занятиях (спортивные секции, театральные студии, художественная или музыкальная школа), то ему не обязательно ходить на дополнительные занятия в школе. Это необходимо будет подтвердить соответствующей справкой. Однако, если дополнительных занятий нет, то школьные занятия становятся обязательными.
Чем полезна внеурочная деятельность
Учебно-познавательная деятельность порой проходит гораздо эффективнее в менее формальной обстановке, когда ребенку действительно интересно то, чем он занимается. Такие занятия, в которых нет строгого контроля и оценки, могут принимать различные формы внеурочной деятельности. Однако, они не должны быть хаотичными и бесструктурными, поэтому их организует и направляет преподаватель.
Внеурочные занятия нацелены на углубление знаний, приобретение новых навыков и развитие способностей ребенка. В отличие от традиционных уроков, они больше направлены на воспитание и социализацию детей.
Эти задачи присутствуют в любом виде деятельности:
- Познавая новое, ребенок развивает свои интеллектуальные способности и получает знания, но также через экскурсии, конкурсы и олимпиады развивает навыки коммуникации, умение как побеждать, так и проигрывать, а также уважать мнение других.
- Ценностно-ориентационная деятельность через беседы на определенные темы, классные собрания или дискуссии помогает формировать нравственные основы и понимание мира и людей.
- Общественная деятельность — это первичный инструмент для обучения ребенка взаимодействию с другими. Он учится принимать ответственность, принимать решения и осознавать, что его поступки влияют на окружающих. Этот вид деятельности реализуется в виде волонтерских проектов, участия в управлении школой, экологических акциях и благотворительных мероприятиях.
- Эстетическая деятельность является основой для детей, занимающихся созданием театра, концертами и фестивалями, развивая их художественный вкус и культурный кругозор.
- Досуговая деятельность, организуемая в форме пикников, выездов в зоопарк и на выставки, предполагает свободное и неформальное общение, когда ученики могут лучше узнать друг друга, подружиться и сплотиться в классе.
- Спортивно-оздоровительные внеурочные мероприятия способствуют тренировке воли, развитию уважения к сопернику, умению использовать сильные стороны и принимать поражение, поддерживать друзей и брать на себя ответственность за команду.
Иппотерапия (2+)
На занятиях иппотерапии дети учатся кататься на пони или лошадях, взаимодействовать и ухаживать за этими грациозными животными. Это направление стимулирует выносливость, повышает иммунитет и способствует расслаблению.
Где заниматься: в конно-спортивных школах или частных конюшнях.
Форма одежды: брюки из растяжимой ткани, специальный шлем, сапоги и удобное трико.
Польза: верховая езда укрепляет позвоночник, снимает напряжение в мышцах, улучшает настроение, а также приучает детей заботиться о животных и прививает любовь к ним.
Правополушарное рисование (3+)
Правополушарное рисование отличается от традиционного подхода. В этом методе категорически исключается копирование, использование схем и измерение пропорций: дети учатся анализировать изображаемый объект, рисовать от детали к целому, а также развивать свое воображение.
Где заниматься: в детских развивающих центрах.
Форма одежды: фартук и нарукавники.
Польза: данный метод рисования активизирует оба полушария мозга, поддерживая пространственно-образное восприятие рисунка.
Технические
Гендерные стереотипы давно устарели. Мы рекомендуем эти секции как мальчикам, так и девочкам!
Авиамоделирование
Что это? Создание, проектирование и запуск летающих объектов.
Что развивает? Интерес к техническим наукам, инженерное мышление, понимание законов физики.
Возраст. С 7 лет.
Стоимость. Бесплатно в различных МБУ ДО и Центрах Внешкольной Работы.
Прототипирование
Что это? Создание трехмерных моделей в цифровом формате или с использованием 3D-ручки. Эта технология находит применение в медицине, архитектуре, космической отрасли, производстве и компьютерных технологиях.
Что развивает? Пространственное и инженерное мышление.
Возраст. С 7 лет.
Стоимость. От 1000 рублей за занятие на курсах.
Мотошкола и автошкола
Что это? Изучение базовых навыков вождения мотоцикла и автомобиля. Обратите внимание, что настоящие мотоциклы для малышей не используются. Обучение проходит на электробеговелах, в полной защитной экипировке. Процесс обучения можно увидеть за 40 секунд в этом видеоролике.
Что развивает? Координацию движений, концентрацию, знание технических основ, физическую выносливость.
Возраст. С 3 лет.
Стоимость. От 2000 рублей за занятия в авто- и мотошколах, клубах, академиях.
Легоконструирование
Что это? Строительство различных моделей с помощью lego-элементов. Это также является подготовкой к изучению программирования, так как дает базовые принципы работы алгоритмов.
Что развивает? Пространственное мышление, логику, креативность и терпение.
Возраст. С 3 лет.
Стоимость. От 1000 рублей за занятие.
Природные
Если ваш ребенок увлеченно считает ворон, возможно, это очень хорошо. Он может стать настоящим орнитологом! Кроме того, у него может быть природный интеллект, как утверждает теория множественного интеллекта Гарднера.
Кинология
Что это? Обучение и дрессировка собак, а также уход за ними.
Что развивает? Общительность, заботливость, терпение и дисциплину.
Возраст. С 7 лет.
Стоимость. Бесплатно в муниципальных образовательных учреждениях или отдельных кинологических клубах.
Столярное дело
Что это? Выполнение художественной резьбы по дереву, выпиливание лобзиком, выжигание и токарная обработка.
Что развивает? Аккуратность, творческое начало и навыки работы руками.
Возраст. С 7 лет.
Стоимость. От 500 рублей за занятие.
Гончарное дело и керамика
Что это? Лепка из глины руками и на гончарном круге, обжиг и глазировка готовых изделий.
Что развивает? Образное мышление, креативность и терпение.
Возраст. С 3 лет.
Стоимость. От 600 рублей за занятие в гончарных студиях.
Юный натуралист
Что это? Углубленное изучение биологии с практическими занятиями.
Что развивает? Общий кругозор, внимательность и научное любопытство.
Возраст. С 6 лет.
Стоимость. Бесплатно в системе муниципального дополнительного образования.
Как вы могли убедиться, существует огромное количество вариантов дополнительных занятий для детей. В некоторых случаях можно даже не выбирать, как, например, в случае с девочкой по имени Соня, которая посещает целых 7 кружков: теннис, батут, вокал, английский, французский и музыкальную школу! Я поговорила с ее мамой, чтобы узнать, как девочка сохраняет мотивацию и как они выбирали кружки.
У Сони никогда не бывает ситуации, чтобы ей что-то очень надоело, она всегда любознательна. Иногда у нее возникает нежелание идти на занятия, но это случается редко. Обычно это происходит с французским языком, который у нее в расписании в субботу утром. Мы говорим ей: «Давай сейчас пойдем, а если тебе не понравится, можешь больше не ходить.» Но чаще всего, когда она идет, она остается довольной.
Мы выбирали кружки, ориентируясь на принцип, что что-то должно быть связано со спортом, музыкальное направление обязательно, без языков в современном мире никуда, а также изобразительное искусство, чтобы развивать воображение и уметь все это выразить на бумаге. Мы всегда советуемся с Соней и пробуем новое направление. Каждый год стараемся добавлять что-то новое, чтобы посмотреть, зайдет ли это ей? И при этом объясняем, что если не понравится, посещение может быть прекращено.
Эффективная организация времени в виде жесткого графика позволяет нам справляться со всем! У нас все четко запланировано. Пока нет школы, это легче, но когда уроки начнутся, мы вряд ли оставим занятия по музыке и теннису. Однако периодически у нас возникает идея добавить танцы, чтобы развить гибкость и пластику. Может, попробуем и командные виды спорта, чтобы научить ее работать в команде.
Кроме стандартных кружков существуют безумно интересные секции. Возможно, в вашем городе найдутся занятия по стрельбе из пращи или создания ошибан и это окажется тем, что приведет ваш ребенка к настоящему увлечению!
Фото: Ilona Kozhevnikova / shutterstock / fotodom
Вы находитесь в разделе Блоги. Мнение автора может не совпадать с общей позицией редакции.
Что сегодня выбирают?
Анализ показывает, какие кружки и секции пользуются наибольшим спросом в наше время.
Традиционно, в течение последних двух учебных лет самыми массовыми и популярными направлениями являются художественные и физкультурные секции.
Художественная направленность (3,3 млн чел.)
Наиболее популярные направления:
- Изобразительное искусство — более 720 тыс. чел.
- Декоративно-прикладное творчество — более 580 тыс. чел.
- Хореография — более 640 тыс. чел.
- Театральная деятельность — более 370 тыс. чел.
- Вокальное искусство/эстрадное пение — более 200 тыс. чел.
Физкультурно-спортивная направленность (3,1 млн чел)
Наиболее популярные направления:
- Общая физическая подготовка — более 460 тыс. чел.
- Шахматы и шашки — более 430 тыс. чел.
- Единоборства — более 380 тыс. чел.
- Волейбол — более 250 тыс. чел.
- Футбол — более 240 тыс. чел.
- Баскетбол — более 190 тыс. чел.
- Спортивная хореография или аэробика — более 170 тыс. чел.
Однако в последние годы на первый план выходят программы социально-гуманитарной направленности, такие как развивающие программы для малышей, профориентация, иностранные языки и занятия в области филологии.
Социально-гуманитарная направленность (5 млн чел.).
Наиболее популярные направления:
- Программы для дошкольников — более 1,3 млн чел.
- Профориентация — более 400 тыс. чел.
- Иностранный язык — более 400 тыс. чел.
- Правила безопасного поведения и здоровый образ жизни — более 310 тыс. чел.
- Школа актива и/или Российское движение школьников — более 230 тыс. чел.
- Военно-патриотические и гражданско-патриотические объединения — более 230 тыс. чел.
- Филология (изучение русского языка и литературного творчества) — более 220 тыс. чел.
Благодаря развитию инфраструктурных проектов, таких как Кванториумы (включая школьные и мобильные кванториумы), IT-кубы и Дома научной коллаборации, активно развиваются программы технической и естественнонаучной направленности, например, по робототехнике, программированию, веб-дизайну, математике, биологии и генетике, а также экологии, физике и химии.
Естественно-научная направленность (1,9 млн чел.) и техническая направленность (2,5 млн чел.)
Наиболее популярные направления:
- Робототехника — более 360 тыс. чел.
- Техническое творчество — более 270 тыс. чел.
- Техническое конструирование, моделирование и макетирование — более 200 тыс. чел.
- Информационные технологии — более 271 тыс. чел.
- Биология и генетика — более 310 тыс. чел.
- Экологическая лаборатория и экология — более 620 тыс. чел.
- Математика — более 160 тыс. чел.
- Физика — более 120 тыс. чел.
- Химия — более 120 тыс. чел.
Все подобные инфраструктурные проекты финансируются за счет федеральных, региональных и частных средств. Они оснащены современными средствами обучения, соответствующей материально-технической базой и высококвалифицированным преподавательским составом. Также налаживается сотрудничество с учебными заведениями, когда некоторые занятия или даже целые предметы могут проводиться в Кванториумах. Кроме этого, также существуют мобильные кванториумы на базе грузовиков и кораблей, которые позволяют обучать детей в удалённых и труднодоступных регионах. Общее количество детей, охваченных деятельностью Кванториумов, составляет несколько тысяч ежегодно.
Лайфхак, который поможет в выборе “правильного” кружка
Если вы ознакомились со списками предпочтений других и все еще не понимаете, как выбрать подходящий кружок для вашего ребенка, то для оптимального выбора секции или кружка помимо объективных данных о предлагаемых вариантах важными будут и субъективные данные. В некоторых регионах России внедрены специальные модули профориентации, которые позволяют детям бесплатно пройти тестирование в виде игры. Это тестирование, интегрированное с навигатором, преобразует результаты в рекомендации по конкретным кружкам и секциям, подходящим именно вашему ребенку.
Такой подход не только окупится, но и поможет вашему ребенку развивать ответственность за свой выбор. Попробыв себя в различных направлениях, он сможет отдавать себе отчет в том, что ему действительно интересно, а что — нет. Успехи ребенка в выбранной им деятельности, как правило, будут расти, поскольку он сам выбрал свое направление. Поэтому я согласна с мнением психологов и рекомендую вам совместно с ребенком выбирать секции с учетом его предпочтений, а по желанию — и результаты тестирования.