В нашей школе с 5 класса занятия проходят в субботу по 8 уроков, а с понедельника по пятницу — от 5 до 7 уроков в день. Это связано с нехваткой учителей, которые приезжают именно в субботу и проводят сразу по два урока, охватывающие географию и биологию.
Каким должно быть количество уроков в классах
Почему это важно? Количество уроков в школах должно соответствовать возрастным особенностям и этапам развития детей. Перегрузка учащихся является одной из значительных проблем современной образовательной системы. Нередко ритм жизни учеников оказывается более насыщенным и сложным, чем у взрослых, и при этом детям хочется находить время для общения и игр со сверстниками на свежем воздухе.
Что говорит законодательство? Основным документом, который устанавливает максимальное количество уроков в день и в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, в котором содержатся Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях, известные как СанПиН 2.4.2.2821–10. Именно в этом документе прописаны все важные нормы и параметры, касающиеся организации учебного процесса, с точки зрения допустимой нагрузки на учащихся.
Готовые документы, шаблоны занятий, рабочие листы для воспитателя Смотреть подробнее
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее
Присоединяйтесь к нам!
Процесс регистрации займет всего 15 секунд.
После регистрации вы получите бесплатный доступ к множеству полезных материалов:
Более 100 вебинаров с участием лучших
преподавателей
Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей и учеников
Мы будем благодарны вам за помощь в улучшении нашего блога! Пожалуйста, отметьте ваш профессиональный статус:
Важность соблюдения требований по нормам количества уроков в школе
Согласно исследованиям, проведенным Роспотребнадзором, лишь 10-12% школьников можно отнести к категории абсолютно здоровых. У большинства учащихся обнаруживаются хронические заболевания, такие как нарушения зрения, анемия, заболевания системы пищеварения и обмена веществ (включая сахарный диабет и ожирение), а также сколиоз.
Избыточная учебная нагрузка негативно сказывается на адаптации ребенка к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, а также на его иммунной системе. Как следствие, учащиеся часто болеют, пропуская занятия. Это приводит к необходимости закрытия школ на карантин в период резкого увеличения заболеваемости.
Для поддержания иммунитета ребенка и предотвращения его физического и психологического истощения важно адекватно регулировать учебную нагрузку и избегать ситуации переутомления.
Современные исследования биоритмов человека позволяют выделить оптимальный для умственной деятельности школьников временной интервал — с 10 до 12 часов (см. приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10). В этот период затраты психофизиологических ресурсов организма на восприятие и усвоение нового материала являются минимальными.
Наиболее подходящими днями для учебы считаются вторник и среда — середина недели. В этот период, как правило, в расписание входят более трудные предметы, требующие значительных усилий для освоения. Предметы с более легким уровнем сложности, которых в расписании обычно больше, равномерно распределяются по остальным дням. Понедельник и пятница считаются наиболее сложными для восприятия, когда учащиеся нередко демонстрируют низкую учебную продуктивность.
Всего за 5 дней подготовим
за вас полный пакет документов
для аттестации
Кому необходимо пройти аттестацию в новом учебном году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных
Исходя из вышеизложенных рекомендаций, стоит помнить, что:
- Учебные часы, предусмотренные для школьников, не учитывают время, которое уходит на выполнение домашних заданий.
- Учащимся требуется достаточно времени для выполнения сложных домашних заданий. Их объем не должен быть чрезмерным (особенно если они даны на один день), иначе это может привести к переутомлению детей.
- Контрольные работы рекомендуется планировать на вторник или среду, желательно на 2-4 уроках.
Существует также ряд рекомендаций СанПиН относительно времени, необходимого для выполнения домашних заданий школьниками. Однако на практике по-разному у разных детей может уходить время на задания даже одинаковой сложности. Это зависит от индивидуальных способностей, темперамента и других личных характеристик. Например, некоторым ученикам достаточно часа для выполнения домашнего задания, тогда как другим может потребоваться и три часа.
Тем не менее, важно учитывать рекомендации Санитарных правил. Расмотрим, сколько времени по рекомендациям следует тратить ребенку на выполнение домашних заданий.
Ученики первых классов меньше всех нагружены, поскольку им не задают домашние задания. У детей 2-4 классов подготовка к следующему учебному дню должна занимать не более 1,5 часов. Для 5-9 классов это время увеличивается до 2-2,5 часов, а для старшеклассников (10-11 классы) — до 3,5 часов.
Кроме школьных уроков, множеству детей необходимо время для увлечений: занятия музыкой, танцами, изобразительным искусством, рукоделием, участие в спортивных соревнованиях и т.д. Согласно Санитарным правилам, на подобные занятия отводится более 6 часов в неделю.
Нормативные документы
— У Саши по восемь уроков каждый день! Он устаёт, не успевает восстановиться, не желает идти в школу.
— А моего отпускают после четвертого урока! Как они могут чему-то научиться?
Вероятно, каждый родитель хотя бы раз слышал подобные жалобы о перегрузке в школе или сам сталкивался с неравномерной загрузкой своих детей. Законодательство не оставляет места для произвола: санитарные правила в деталях определяют, сколько времени должны длиться уроки в разных классах и как правильно составить расписание. Каждому родителю стоит изучить нормы и контролировать нагрузки на своего ребенка.
Требования к расписанию школьных уроков указаны в следующих нормативных документах:
- СП 2.4.3648-20 охватывает все сферы школьной жизни: от рассадки учеников в классах до проектирования столовых и благоустройства школьной территории. Максимальное количество и длительность уроков указаны в пункте 3.4.16.
- СанПиН 1.2.3685-21 посвящен вопросам безопасности в учебно-воспитательном процессе. Нормативы по учебной нагрузке сводятся в Таблице 6.6.
Полезная информация также содержится в ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартах). Данные стандарты включают общие рекомендации по организации учебного процесса.
Существуют три основные группы стандартов: для начального, основного и среднего общего образования, а также отдельные стандарты для дошкольного образования и для школ с особым вниманием к требованиям детей с ограниченными возможностями здоровья. Все эти документы доступны на официальном сайте ФГОС.
В средней школе начинается профильное обучение, что находит отражение на расписании и общем количестве учебных часов.
Сколько уроков должно быть
СанПиН четко определяет, сколько времени должны длиться уроки и какое максимальное количество уроков возможно в день и неделю.
Максимальная дневная нагрузка:
- 1 класс — 4 урока;
- 2–4 классы — 5 уроков;
- 5–6 классы — 6 уроков;
- 7–11 классы — 7 уроков.
В начальной школе возможно проводить на одно занятие больше раз в неделю за счёт уроков физкультуры. Учитель в первом классе самостоятельно решает сколько времени длится урок и имеет право на то, чтобы отпустить детей на перемену немного раньше, если они утомились.
Максимальная недельная нагрузка:
- 1 класс — 21 час;
- 2–4 классы — 23 часа;
- 5 класс — 29 часов;
- 6 класс — 30 часов;
- 7 класс — 32 часа;
- 8–9 классы — 33 часа;
- 10–11 классы — 34 часа.
Чтобы избежать переутомления учащихся, в середине недели проводятся дни с облегчённой учебной нагрузкой. В расписание на среду или четверг включаются уроки средней и низкой сложности.
Расписание для 1 класса: сколько и каких уроков должно быть
Наиболее сложные предметы:
- в начальной школе: математика, русский язык и иностранные языки;
- в 5–6 классах: математика, биология, русский язык и иностранные языки;
- в 7–9 классах: химия, физика, алгебра, геометрия, экономика.
Один и тот же предмет может иметь разную степень сложности в различных классах. Например, информатика считается легким предметом для 5 и 7 классов (уровень сложности — 4 балла), а в 6 классе она уже классифицируется как сложный (уровень — 10 баллов), тогда как в 8 и 9 классах ей присваивается средний уровень сложности (7 баллов).
Максимальное количество баллов также варьируется в зависимости от года обучения. В начальной школе предмет с наивысшей сложностью оценивается в 8 баллов, в пятом и восьмом классах — в 10, а в седьмом и девятом — в 13.
В течение одного учебного дня обучающие дисциплины чередуются с более простыми, что позволяет избежать переутомления и способствует лучшему сосредоточению на процессе обучения.
2. Какие предметы преподают онлайн
Дистанционно в основном проводятся занятия по дисциплинам с высокой степенью сложности. Рекомендуется организовывать такие уроки в формате коротких видеоконференций.
При планировании расписания онлайн-уроков учителям настоятельно рекомендуется учитывать, что в одной семье могут находиться дети из разных классов, и начинать уроки для различных групп следует в разные временные рамки.
4. Длина урока
Продолжительность урока может составлять от 40 до 45 минут, однако время, которое школьники проводят за экраном, не должно превышать нормы, установленные СанПиН. В оставшую часть урока учителя могут предлагать детям самостоятельную работу с учебниками, выполнять задания в тетрадях. Учащимся 1-2 классов не рекомендуется проводить за компьютером более 20 минут, для 3-4 классов — 25 минут, 5-6 классов — 30 минут, а для 7-11 классов — 35 минут. Во время уроков желательно устраивать физкультминутки и проводить гимнастику для глаз.
Между уроками рекомендуется организовывать перерывы продолжительностью не менее 10 минут и одну продолжительную перемену на 20-30 минут. В некоторых случаях можно установить две перемены по 20 минут после второго и третьего уроков вместо одной длинной перемены.
Заключение
Соблюдение всех требований СанПиН при составлении расписания в школах представляет собой сложную многогранную задачу. Важно учитывать нормы, распределять нагрузки равномерно, чтобы обеспечить комфорт условий обучения для детей.
Другая важная задача заключается в том, чтобы учесть интересы педагогов. Основная цель — создать максимальную удобную систему организации учебного процесса для учащихся.
От этого зависит не только успеваемость детей, но и их психологический комфорт, здоровье и, в конечном итоге, будущее. Поэтому крайне важно учесть все аспекты, чтобы расписание соответствовало всем требованиям и обеспечивало полноценный образовательный процесс.
Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления, г. Москва в 2000 году — специализация «Менеджмент».
Магистратура ГУУ в 2002 году — специализация «Юриспруденция».
Похожие статьи
Сопутствующие записи:
Связанные публикации
Закон о зачислении братьев и сестёр в одну школу
Инклюзия в школе: участие детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной системе
Проезд для школьников: в общественном транспорте, в метро, в Москве
О Наталье Сергеевне
36 комментариев к теме “СанПиН: расписание в школе 2023-2024”
Можно ли не пустить ученика на урок, если он пришёл не в школьной форме? Ответ — нельзя, и это касается любых причин, по которым ребенок надел другую одежду. Даже за умышленное нарушение устава школы предусмотрены только замечания и выговоры, которые не могут повлечь за собой недопуск на занятия. Что касается отчисления, то после соответствующей процедуры ученик теряет статус ученика и прекращает все правовые отношения со школой. Следовательно, пока ребенок остаётся учеником конкретной образовательной организации, его право на получение общего образования не может быть ограничено. Если ученика не допускают к урокам по причине одежды, то это нарушение его конституционных прав (статья 43 Конституции РФ, статья 5 Закона об образовании).
В нашей школе №66 в Краснодаре уроки начинаются в 15:40 для второго класса. Пять уроков заканчиваются в 19:10. Это значительная нагрузка для ребенка. Что делать родителям?
Здравствуйте, Денис! Родители могут подать письменную жалобу в департамент образования. Однако при составлении расписания в этом году необходимо учитывать, чтобы одни классы не пересекались. Если классов много, то, скорее всего, такая жалоба не приведет к результатам, так как организовать учебный процесс по-другому физически невозможно. Директора образовательных учреждений вправе составлять расписание самостоятельно.
В нашей школе в 1-х классах по 6-7 уроков, включая внеурочную деятельность. Директор говорит — не нравится, меняйте школу, хотя мы живем рядом и относимся к ней по прописке. Что делать? Куда обращаться, если такая нагрузка слишком велика для детей?
Здравствуйте, Елена! Внеурочная деятельность не является частью обязательной нагрузки согласно СанПиН и не обязана быть обязательной к посещению. Вы можете не водить детей на дополнительные занятия или рассмотреть смену школы, где будет обеспечена меньшая нагрузка.
Можно ли подать заявление на прохождение государственной итоговой аттестации в электронном виде?
Нет, заявление подаётся выпускниками лично на основании документа удостоверяющего личность, либо родителями (законными представителями) на основании такого же документа и оформленной доверенности.
Информация о дате, месте и времени проведения экзамена предоставляется в документах о регистрации на экзамен:
— для текущих выпускников — в образовательных организациях;
— для выпускников прошлых лет, выпускников/обучающихся иностранных образовательных организаций и профессиональных образовательных учреждений — в Региональном центре обработки информации города Москвы (РЦОИ).
Вся информация о проведении ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) включая правила регистрации на экзамены, расписание экзаменов, правила подачи апелляций, расписание работы конфликтной комиссии и результаты апелляций доступна на официальном сайте или можно получить консультацию от специалистов информационно-консультационного центра по телефону.
Какими информационными ресурсами можно пользоваться при подготовке к экзаменам?
Пробные ЕГЭ не обязательны. Образовательные организации могут проводить пробные ЕГЭ в каникулярное время на добровольной основе, при условии согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
Кроме того, на базе Центра независимой диагностики учащиеся выпускных классов могут пройти тренировочные тестирования в формате ОГЭ (ГИА-9) и ЕГЭ (ГИА-11).
Для диагностики используются оригинальные контрольные измерительные материалы и бланки ответов федерального центра тестирования, которые полностью соответствуют спецификациям итоговой аттестации текущего учебного года.
Условия диагностики максимально приближены к реальным экзаменам: система регистрации с случайным распределением мест и вариантов, индивидуальные камеры для хранения личных вещей, проход через рамки металлоискателей и система видеонаблюдения, подключенная к официальному порталу Рособрнадзора Смотри ЕГЭ.
Работы участников диагностики сканируются и обрабатываются непосредственно в Центре, протоколы работ передаются через защищённый канал связи в Федеральный Центр Тестирования. Проверку заданий с развёрнутым ответом проводят сертифицированные эксперты.
По итогам выполнения работ участники получают Свидетельство Московского центра качества образования.