Небольшой процент работающих родителей может выделить время и силы для того, чтобы заниматься с ребенком и подготовить его к школе. В этом непростом вопросе снова на помощь приходит детский сад, который функционирует на основании одобренной образовательной программы. Во время занятий у ребенка формируется усидчивость, которая является важным качеством для успешного обучения в школе.
Когда лучше отдавать ребёнка в ясли: рекомендации для родителей
На вопрос Когда лучше отправлять ребенка в сад? не существует единого правильного ответа. Маленький ребенок должен быть готов к совместной жизни в коллективе как психологически, так и физически. Природа не предполагает, что дети будут проводить по 8-9 часов в окружении незнакомых людей; раньше их воспитывали няни и гувернантки, что считалось нормой. Дошкольные учреждения — это относительно новое явление в социальной сфере.
До достижения трохлетнего возраста у детей сохраняется ярко выраженная связь с матерью, а смена окружения может стать для них источником стресса. По мнению психологов, до 2,5 лет дети не испытывают стремления к общению со сверстниками, что чаще приводит к конфликтам, чем к позитивному взаимодействию. В возрасте 2-3 лет дети часто испытывают страх перед незнакомцами, что значительно затрудняет процесс адаптации.
Ориентировочные сроки адаптации в детских учреждениях:
- В яслях — от 6 до 10 дней.
- Для детей трехлетнего возраста — от 2 до 3 недель.
- Для детей старшего дошкольного возраста — от 3 до 4 недель.
На что стоит обратить внимание?
- Способности коммуникации. Дети, которые легко общаются с другими, имеют больше шансов на успешную адаптацию, чем застенчивые или отстающие в речевом развитии. Для застенчивых детей может быть полезно посещение консультаций у психолога или логопеда для освоения навыков самовыражения.
- Иммунная система. Детям, страдающим от частых болезней, не рекомендуется раннее совместное пребывание в коллективе.
- Уровень самостоятельности. Если ребенок умеет проситься на горшок, самостоятельно держит бутылочку или ест ложкой, ему будет проще адаптироваться к новой обстановке.
- Эмоциональная сфера. Специалисты заметили, что девочки быстрее привыкают к новым условиям, чем мальчики, у которых связь с матерью обычно более крепкая.
Фазы адаптации в детском саду:
- Легкая фаза — продолжается до 15 дней, когда ребенок ведет себя адекватно, не страдает от заболеваний, не теряет вес и не проявляет капризов.
- Средняя тяжесть — возможны проявления психического стресса, такие как частый беспричинный плач или небольшая потеря веса (длится до 2 месяцев).
- Тяжелая фаза — выраженная форма непринятия, истощение, частые перепады настроения. В таком случае необходима консультация специалиста.
Ситуация в разных странах
Страна
Начало посещения детского сада
Декретный отпуск составляет 2 месяца, после чего можно отдавать младенца в ясли.
Декрет длится полгода, после чего ребенка отдают в сад.
С 9 месяцев.
С 3 лет, при этом распространено домашнее воспитание.
До 3 лет дети обычно остаются с родителями или родственниками.
Ясли в детском саду
Возрастное ограничение для посещения — с 1,5 лет, но существуют группы и для детей с 6 месяцев.
Рекомендуется заранее приучать ребенка к коллективу: начните с посещения групп кратковременного пребывания (2-3 часа), а позже можно оставлять дитя на целый день.
Следует заранее посетить выбранное учреждение, рассказать специалистам о особенностях развития и привычках вашего ребенка, его интересах и склонностях. Внезапные изменения в привычном режиме жизни нежелательны для маленького ребенка.
Когда же лучше отдавать?
Мнения о том, в каком возрасте можно отдавать ребенка в детский сад, разнятся в каждом государстве. К примеру, в Израиле послеродовой отпуск длится всего три месяца, после чего мать обязана определить ребенка в ясли, а сама возвращается на работу. Напротив, в США психологи утверждают, что малыш в возрасте до года нуждается в постоянной материальной опеке 24 часа в сутки, до трех лет — может обойтись без нее на несколько часов, и только к трем годам он способен оставаться без матери в течение значительного времени. Это связано с тем, что в первые годы, особенно в первые месяцы жизни, формируется основное доверие к окружающему миру, на котором строится вся дальнейшая личностная структура.
Существует мнение, что ребенка лучше вообще не отдавать в детский сад, особенно в тех случаях, когда рядом есть неработающая бабушка, способная позаботиться о внуке. Тем не менее, домашний ребенок, находящийся под постоянным контролем, рискует вырасти не готовым к взрослой жизни, коллективу, становится зависимым от других и не умеет учитывать желания окружающих. Что касается стресса, который малыш может испытать в первые дни детского сада, то аналогичное ощущение может возникнуть и в школе, и это может быть еще более тяжелым испытанием.
В нашей стране большинство людей считающих, что ребенка лучше отдать в сад после 2-х, а лучше – 3-х лет. Основная причина заключается в том, что малыши в садике часто болеют и что воспитатели просто не всегда могут уделить достаточное внимание каждому из 15-20 детей, которые еще не умеют самостоятельно обращаться с ложкой, одеваться или пользоваться горшком. К сожалению, это действительно так.
Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система и, соответственно, тем выше вероятность подхватить инфекцию. И, конечно, поступая в детский сад, ребенок должен обладать хотя бы основами навыков самостоятельности. Не забудьте, что многие детские сады запрещают приносить соски, а многие дети не готовы расстаться с ними во время сна. Кроме того, в учреждениях установлен единый режим, и для того, чтобы привыкнуть к нему, детям требуется определенная самодисциплина. Учитывая все эти сложности, отправлять в стандартный детский сад ребенка младше 2,5 – 3-х лет нецелесообразно. Однако существуют альтернативные варианты.
Куда можно отправить ребенка?
Вероятно, в вашем районе имеются несколько частных садиков, которые принимают детей от 1,5 лет, даже младше. Число детей в группах не превышает 7-12 человек, занятия проводятся по современным методикам (Монтессори, Никитины, Зайцев и другим), реализуются оздоровительные программы. В таких учреждениях не ставятся строгие требования к тому, что ребенок должен уметь или от чего ему стоит отказаться. Хотя, конечно, навыки самостоятельности все же приветствуются. Кажется, это идеальные условия как для ребенка, так и для родителей. Тем не менее, стоит подготовиться к тому, что месячная оплата за посещение такого сада составляет от 100 до 300 долларов.
Если родители не удовлетворены ни первым, ни вторым вариантами, они могут объединиться с другими мамами в своем районе и создать семейный детский сад. Это означает, что каждая мама по очереди ухаживает за всеми детьми у себя дома. Или одна из матерей может организовать детский сад в собственной квартире, принимая других детей за определенную плату. В случае с семейным или частным детским садом существует возможность более гибкого и индивидуального подхода к детям, что так же позволяет значительно снизить риск заболеваний. Если ваш ребенок активен, общителен и проявляет интерес к другим детям, вероятно, он без труда адаптируется в коллективе. Если же он замкнут, задумчив и не проявляет интереса к сверстникам, возможно, лучше отложить решение о детском саде.
И вот вы все же решили, что ваш малыш пойдет в детский сад. Этот процесс следует начать заранее. Запись в группы на осень обычно проходит в марте-апреле, но иногда даже раньше. В случае с обычными государственными детскими садами иногда бывает необходимо ожидать очереди до 1,5-2 лет. Некоторые родители записывают детей в детский сад еще во время беременности. Это похоже на дореволюционные времена, когда отцы определяли своих еще не рожденных сыновей в гвардейский полк, даже не зная, будет это мальчик или девочка.
Возрастные особенности детей
Большинство дошкольных учреждений принимают детей с 1 года, но чаще всего новички приходят во вторую младшую группу, то есть с 3-4 лет, и этому есть обоснование.
Маленькие дети не стремятся к общению, им достаточно исследования окружающего мира и заботливого общения с родителями. У них пока отсутствует желание делиться опытом с другими, они не воспринимают сверстников иначе, как забавные игрушки.
К 3 годам у ребенка появляется понимание себя как отдельной личности, осознанные желания, развиваются навыки компромисса, формируется интерес к сверстникам, а также начинаются попытки налаживания общения. Развивается словарный запас, становится заметным увлечение сюжетными играми.
Чем старше становится ребенок, тем больше его интересы, и сдерживать эти естественные порывы нельзя. Необходимо создать доступную среду и развивающую обстановку, что обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Этот возраст считается идеальным для адаптации к новым условиям.
Как определить, готов ли ребенок к детскому саду
Есть несколько признаков, которые могут указывать на то, что настало время:
- Сформированы базовые навыки самообслуживания;
- Ребенок яснее понимает свою собственность и чужую по отношению к вещам;
- Есть стремление заниматься самостоятельной деятельностью;
- Спокойно переносит отсутствие родителей на некоторое время;
- Проявляет интерес к занятиям.
Должен учитываться и моральный аспект. При всей сложности с местами в группах, нужно внимательно отнестись к мнению малыша. Если он настойчиво против остаётся в саду, не хочет общаться с воспитателем, то, возможно, стоит отложить время первого посещения или найти другое заведение. Дети обладают сильной интуицией и лучше всего ориентируются на свои чувства, следовательно, необходимо прислушаться к потребностям своего ребенка.
Как подготовиться к детскому саду, если еще рано
Необходимо проводить подготовку на двух уровнях: практическом и психологическом. Если говорить о первом уровне,то важно научить ребенка одеваться, проситься на горшок, узнавать свои вещи, аккуратно есть. На втором уровне, если ваш малыш склонен к замкнутости, полезно чаще посещать игровые площадки, общаться с детьми и родственниками, постепенно формируя навыки общения с новыми людьми. Если наблюдается гиперактивность и несдержанность, нужно объяснять, что окружающие, как и он, испытывают собственные эмоции и имеют свои желания и потребности.
Хорошей идеей является установить распорядок дня дома, знакомить ребенка с сюжетными играми, вместе заниматься простыми поделками, собирать конструкторы, а также создавать позитивные впечатления, рассказывая о предстоящих праздниках, друзьях, которые появятся в саду, и о совместных веселых прогулках.
Какой садик выбрать: частный или государственный
На фоне постоянной нехватки мест в детских садах возникло множество частных образовательных учреждений. Они предоставляют интересные программы, индивидуальный подход и другие преимущества, но требуют финансовой состоятельности родителей. Муниципальные садики гораздо доступны финансово, однако у них также есть свои плюсы и минусы. Эту сторону вопроса необходимо хорошо продумать заранее, взвесив свои желания и возможности. Важно также обратить внимание на состояние учреждений, квалификацию воспитателей, быть уверенными в наличии психолога и инструктора по физическому воспитанию, а также в соответствии качества питания установленным нормам.
Государственный садик
Основным преимуществом государственного садика является его доступность. Записаться в очередь можно почти сразу после рождения ребенка. Система работы таких заведений отлажена на протяжении многих десятилетий. К его преимуществам можно отнести:
- Полное соответствие условиям, предусмотренным санитарно-эпидемиологическими требованиями.
- Низкая стоимость образовательных услуг.
- Развивающие программы разработаны с учетом последующего перехода в школу и гарантируют подготовку на должном уровне для всех детей.
- Сбалансированное питание, удовлетворяющее потребностям детей.
- Строго соблюдаемый режим дня.
- Обязательно наличие в штате медицинского работника и психолога.
- Предлагаются дополнительные занятия для развития творческих навыков.
Узнав, в каком возрасте дети идут в детский сад, и как производится прием воспитанников в соответствии с учрежденческой политикой, можно постепенно готовить малыша, прогуляться несколько раз возле садика, наблюдать, как играют другие дети, приучая его к мысли, что там будет хорошо и его ожидают.
Недостатками являются большая численность групп, которая порой достигает 30 человек, усредненная система воспитания с акцентом на массовость, а также проблемы с кадровым составом.
Частный садик
В частных детских садах начинают принимать детей с раннего возраста, группы невелики, что позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Одним из основных плюсов является современное оборудование, яркая обстановка игровой зоны и авторские развивающие программы. Родители могут выбрать разнообразные занятия, ориентируясь на интересы своего ребенка. Меню питания обширное, но все предлагает в пределах нормы, рекомендованной для каждой возрастной группы.
Частные детские сады предлагают как почасовое, так и полномасштабное посещение на полный день с днем для отдыха. В группах кратковременного пребывания акцент ставится на насыщенный режим занятий, предусмотрены игровые минуты и время для свободной активности.
Основным недостатком многих считают высокую стоимость услуг и отсутствие регулярной проверки со стороны органов контроля.
Как понять, что ребёнок готов к детскому саду?
Для записи ребенка в ясельную группу желательно, чтобы он обладал следующими знаниями и навыками:
- Умел засыпать самостоятельно без использования сосок и укачивания на руках;
- Приобрел навык питья из чашки;
- Просился на горшок и использовал его, обходясь без подгузников во время бодрствования, также сообщал, если не смог добраться до горшка;
- Смогал самостоятельно есть.
Для поступления в младшую группу необходимо добавление следующих качеств:
- Проявление интереса к занятиями;
- Опыт общения с другими детьми;
- Минимальные вербальные навыки;
- Способность одеваться самостоятельно.
Тем не менее, даже если ребенок владеет всеми этими навыками, он может не быть готовым к детскому саду, если они не успели вдоволь насладиться вниманием родителей. Это можно заметить по поведению ребенка. Если он играет с другими детьми, но все время поглядывает на вас, контролирует ваше присутствие, это означает, что стоит отложить вход в детский сад и не ожидать, что адаптация пройдет легко.
Обратите внимание на поведение малыша на игровых площадках. Если он проявляет интерес к своим сверстникам (не к старшим детям), активно участвует в совместных играх, это является положительным знаком, что в саду он найдет общий язык с другими детьми.
Если ещё рано: как подготовить ребёнка к детскому саду?
Для успешной адаптации необходимо учесть несколько важных аспектов:
- С самого рождения уделять внимание укреплению иммунной системы малыша;
- Соблюдать режим дня;
- Научить ребенка основным навыкам самообслуживания, таким как одеваться и питаться;
- Создавать у ребенка положительный настрой относительно поступления в детский сад.
Если вы планируете отдать ребенка в садик до двухлетнего возраста, вам следует быть готовым к тому, что адаптационный период может оказаться сложным.
В этом возрасте дети не обладают ярко выраженными навыками общения, поэтому акцент нужно делать на устных рассказах о том, как прекрасно будет в детском саду, как весело там играть с новыми друзьями и как много интересных игрушек ожидает их.
Как только ребенок начнет меньше нуждаться в постоянном внимании мамы, стоит начать приучивание его находиться под присмотром других взрослых, хотя бы на два часа в день. Это поможет понять ребенку, что он не является одной целым с мамой, и разовьет навыки самостоятельности.
Обратите особое внимание на развитие речи двухлетнего ребенка. Он должен уметь говорить короткие предложения, объяснять, что у него что-то болит или он чего-то желает.
Если дети старше трех лет, необходимо научить их общаться со сверстниками, объясать, как правильно знакомиться, а также умению делиться игрушками и решать конфликтные ситуации.
- Обучайте навыкам самообслуживания, чтобы он мог самостоятельно ходить на горшок и есть. Если он также умеет немного одеваться, это великолепно!
- Организуйте режим дня, который будет напоминать детсадовский. Знакомьте ребенка с распорядком, который его ожидает.
- Соблюдайте питание, максимально близкое к детсадовскому. Чем меньше незнакомого будет вокруг ребенка, тем валя адаптация пройдет быстрее.
- Проведите некоторое время до поступления, гуляя около детского сада, знакомя ребенка с территорией.
По вопросам психологической адаптации детей от двух до трех лет было проведено исследование Уральским государственным педагогическим университетом. С результатами этого исследования можно ознакомиться по ссылке.
4. Чем и почему кормят детей в детских садах
В СанПиНе прописаны требования к питанию детей-дошкольников: имеется детальный список запрещенных и разрешенных продуктов и даже рекомендуемое суточное меню (например, для ребенка от 3 до 7 лет в день необходимы 73 грамма белка, 60 граммов жира и 275 граммов углеводов). Суточная норма калорий для детей в возрасте 3-7 лет составляет 1963 ккал.
Что можно есть:
- Свежее или быстро замороженное овощи;
- Фрукты;
- Разные виды мяса;
- Сосиски и сардельки (не чаще одного раза в неделю);
- Рыба и морепродукты;
- Шоколад и шоколадные конфеты (не чаще одного раза в неделю).
Что нельзя есть:
- Мороженое на основе растительных жиров;
- Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты) и кремы;
- Грибы и блюда из них;
- Кетчуп, майонез и соусы на его основе;
- Карамель, включая леденцовую.
Полный список разрешенных и запрещенных продуктов можно найти здесь.
Наталья Шадрина
Эти нормы существуют уже много лет — в Советском Союзе к вопросам детского питания подходили строго: проводились исследования, разрабатывались суточные нормы содержания белков, жиров и углеводов. Если проанализировать некоторые требования с 60-х годов, можно заметить много общего. Разумеется, сейчас появились сотни новых наименований, и СанПиН обновляется, однако основа остается той же, что была установлена много лет назад.
Для детей с особыми потребностями (например, диабет или аллергия) предусмотрено специальное меню. Обычно в детских садах назначают лекарства согласно медицинским заключениям, которые содержат рекомендации о том, что ребенку можно есть, а от чего следует отказаться. Но подобный подход, к сожалению, пока еще не реализуется везде.
Можно ли приносить еду с собой? Это сложный вопрос. Дело в том, что за жизнь и здоровье ребенка в детском саду отвечает сама образовательная организация. Если ребенок, находясь в детском саду, съест что-то, что оказалось плохого качества, ответственность лежит на учреждении и его воспитателе.
5. Должны ли дети спать в детском саду
По требованиям СанПиНа, если дети находятся в саду более пяти часов, то в режиме дня должен быть предусмотрен дневной сон — на период от 2 до 2,5 часов. Малыши от 1 года до 1,5 лет спят дважды в день, в общей сложности до 3,5 часов. Для детей от 1,5 до 3 лет предусмотрен дневной сон один раз, продолжительностью не менее трех часов. В том же СанПиНе указано, что во время сна в помещении с детьми обязательно должен присутствовать воспитатель или помощник.
Наталья Шадрина:
Если режим дня организован разумно, и детям предоставляется возможность двигаться, играть, а занятия не проходят в форме жесткой дисциплины, то возникают трудности со сном. Если же ранние часы дня строго регламентированы, а детям не хватает активности, чтобы выпустить энергию, они действительно могут отказаться от дневного сна.
Проблемы со сном также могут возникать в результате повышенного тревожного состояния. Например, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, есть некоторые дети, которые вообще утром не хотят спать.