«Настоящий мужчина — это мужчина, который помнит день рождения женщины и не знает, сколько ей лет. Мужчина, который не помнит день рождения женщины, но знает, сколько ей лет, — это ее муж».
Кому Фаина Раневская была обязана своим фирменным сарказмом и почему никогда не была замужем?
Эта удивительная женщина — противоречие в понятиях. Она мечтала о большой любви, но всю жизнь была одинока, а когда влюблялась, любовь не была взаимной. Она хотела играть драматические роли, но ей доставались в основном комические эпизоды. Но никто не посмеет назвать ее недостаточно успешной на сцене и в кино. Ее таланта более чем достаточно, чтобы самый скучный фильм поднялся на вершину кассовых сборов благодаря ее короткому появлению на экране. Кажется, что одна только ее харизма могла бы создать новые миры.
Но не только театральные и кинематографические образы сделали Раневскую звездой. Немногие актрисы, вошедшие в мировую историю, известны не только своими ролями, но и высказываниями, не со сцены, а случайно, в повседневной жизни. Над их афоризмами, собранными в собственной книге, смеется не одно поколение читателей. Остроумные, соленые, меткие, часто приправленные крепкой нецензурной лексикой, они шокируют и убаюкивают.
Фамильный сарказм, или Сила слова вместо хорошенького личика
Жизнь этой женщины — целая эпоха. Она родилась в царской России, играла на сцене при Ленине, Сталине, Хрущеве, Брежневе. И все же актрисой Фаина Раневская быть не могла. Во всяком случае, ее родители предвидели для девочки совсем другое будущее.
«Я родилась в семье бедного нефтепромышленника», — писала она в своей анкете. Ее настоящее имя было Фанни Фельдман. Впоследствии великая актриса родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в очень богатой еврейской семье. Ее отец Гирш Хаимович Фельдман, промышленник и купец 1-й гильдии, владел несколькими доходными домами, мельницей и пароходом «Святой Николай». Он занимался торговлей черными металлами и азотными удобрениями, владел заводом по производству масла и сухих красок и предприятием по обработке шерсти. Ему также принадлежал бизнес по производству строительных материалов и обширные склады. Об отце Раневской известно, что он был очень острым на язык, поэтому делал язвительные и точные высказывания — семейная черта, которую будущий актер унаследовал от отца.
Как, впрочем, и чувство долга, ведь глава семьи не только зарабатывал деньги, но и занимался благотворительностью. Он основал в Таганроге дом для престарелых евреев и за свой счет купил орган, который установил в таганрогской хоровой синагоге, директором которой он был.
Возможно, именно семейное воспитание побудило Ранефскую, уже известную актрису, финансировать дом ветеранов, оставляя себе лишь небольшую часть денег — их хватало только на еду и коммунальные услуги.
Милка Рафаиловна, мать будущей актрисы, вела хозяйство, содержала дом в идеальном порядке и была безупречной еврейской матерью. Она делала это тайком от всей семьи в течение нескольких лет, чтобы поддержать младшую дочь, когда та вдруг вопреки всему решила действовать и стать актрисой.
Раневская: «В сказке она вышла замуж за лягушонка, который оказался принцессой, а в реальной истории все было наоборот».
Непоседливый характер Фанни Фельдман проявился очень рано. Она была пятым ребенком в своей семье и считалась почти непривлекательной. Трое старших братьев высмеивали ее заикание, на что девочка всегда отвечала резким упреком. А со своей сестрой Изабеллой, которая была на четыре года старше, Фанни отчаянно хотела подружиться, но ей это так и не удалось. Она была очень красивой девочкой, а маленькая Фанни, склонная к слезам, всегда дразнила ее, расстраивалась, просила прощения и дразнила — снова.
Уже тогда, в детстве, у нее время от времени вырабатывалась знаменитая манера взвешивать вещи, остроумные, меткие шутки, которыми впоследствии так прославилась «великая и ужасная» актриса Раневская.
«Натур и морды»: почему будущая звезда сбежала из родительского дома?
В детстве она страдала от того, что была не так красива, как ее сверстницы. Как и все дети купцов, она получила хорошее семейное образование: Музыка, иностранные языки, литература, живопись. Она пела, играла на фортепиано, писала пейзажи и натюрморты, которые называла «натуры и музы». Но ее истинной страстью было чтение. Ее отец мечтал выдать ее замуж за богатого промышленника, надеясь, что однажды она сможет держать язык за зубами и станет респектабельной еврейской женой, рожая ребенка за ребенком.
«Семья заменяет все. Поэтому прежде чем заводить семью, нужно подумать, что для тебя важнее: все или семья», — говорила позже актриса.
Повзрослев, Фанни сказала родителям, что хочет стать актрисой, и это решение было окончательным. Мечта о театре пришла к девочке после того, как в 13 лет она побывала на спектакле «Вишневый сад» на сцене Таганрогского театра. В память об этом спектакле актриса впоследствии получила звучное прозвище Раневская. Ее решимость стать актрисой (и притом великой!) еще больше укрепилась после просмотра американского немого фильма «Ромео и Джульетта».
Раневская: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое образование: я терпеть не могу, когда мужчины сидят
Фанни, 17 лет, сдала экзамены на пятерки и брала уроки актерского мастерства. Вскоре после этого она сообщила родителям, что едет в Москву учиться в театральном училище. Отец сначала пытался образумить дочь и убедить ее, но потом ему надоело ее упрямство, и он просто сказал, что она не получит ни копейки в этой затее.
Но будущая звезда сцены не растерялась и отправилась в Москву почти без денег. Она просто подождала, пока в семье уляжется напряжение, и уехала, не попрощавшись ни с кем, кроме матери. Та тайно дала своей своенравной дочери небольшую сумму на первое время, а затем поддерживала ее денежными переводами.
На эти деньги Фаина сняла крошечную комнату в Москве и больше не возвращалась в родительский дом. Но кто знал, что через пять лет разразится революция и ее семья будет вынуждена эмигрировать из Таганрога. Они пересекут Румынию и Турцию на собственном пароходе и поселятся в Праге. Родители Фаины Ранефской больше никогда не виделись.
Театр
В Первопрестольную Фани приехала с легким багажом: Ее отец не дал дочери ни копейки на проживание, так как считал ее желание стать художницей глупой удачей. Немного денег тайком дала мать. Девушка переехала в крохотную комнатку на Большой Никитской и сразу почувствовала себя счастливой и свободной. В эти годы будущая актриса познакомилась с легендарными личностями, сверхпопулярными в то время поэтами Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским. Она также познакомилась и даже влюбилась в актера Василия Кахалова.
К сожалению, Фаину не приняли в московские театральные училища, и ей пришлось искать казенную школу. Денег на оплату учебы не хватало. Известная актриса Екатерина Гельцер не подвела девушку. Она подала заявление с просьбой взять Фельдмана в один из подмосковных театров. Но когда сезон летних спектаклей закончился, молодой актрисе пришлось искать другую работу. Постепенно ей удалось поработать в театрах Керчи, Кисловодска, Феодосии, Баку, Ростова, Смоленска.
Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с семьей — семья Фельдман эмигрировала. Но был и счастливый момент — девушку приняли в Театр актеров. Наконец-то молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась со спектакля «Роман», в котором она сыграла роль Маргариты.
Затем последовали постановки, в которых актриса сыграла более значимые роли. В «Киршгартене» ей досталась роль Шарлотты Ивановны. В этом театре Фаина Григорьевна проработала до 1931 года, после чего перешла в более известный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».
В начале 1950-х годов Фаина Раневская стала актрисой Театра имени Моссовета, пребывание в котором сопровождалось частыми скандалами. Талант актрисы часто превосходил дарование режиссера. У Раневской было свое представление о пьесе, которое иногда не совпадало с режиссерским.
Например, сыграв эпизодическую роль в спектакле «Гроза», она полностью переписала пьесу и придала ей свой оттенок. При этом Фаина Георгиевна даже затмевала актеров в главных ролях, что не было запланировано ни актерами, ни постановщиками спектакля. Ссоры и конфликты с Юрием Заванцким впоследствии нашли отражение в анекдотах и афоризмах, переданных острым языком Раневской. Тем не менее, актриса выступала на этой сцене в течение четверти века.
Здесь она играла замечательные роли. Зрители были в восторге от миссис Сэвидж, сыгранной Раневской, и устроили Люси Купер овацию в спектакле «Дальше — тишина». Телевизионная версия постановки вышла в 1978 году. Наряду с Раневской роль Барклая Купера исполнил Ростислав Плятт.
Театральная биография Фаины завершилась в 1963 году в Театре имени Пушкина, бывшем Камерном театре.
Фильмы
Впервые зрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной мадам Луазо в драме Михаила Ромма «Пышка». Это было в 1934 году, и актриса даже успела побывать с этой пьесой во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, высоко оценивший спектакль.
В конце 30-х годов Раневская снялась в трех картинах, которые сделали ее узнаваемой. Актриса воплотила в кадре образы жен. Самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская сделала запоминающееся и теперь уже пернатое выражение лица:
В то время актрису этой фразой дразнили дворовые мальчишки, а однажды, когда кинодиве вручали премию, о ней вспомнил Леонид Брежнев.
Во время войны Раневская была эвакуирована в Ташкент вместе с войсками и работала в Ташкенте до 1943 года. После возвращения в Москву ей предложили роль Мамаши в фильме Исидора Анненского «Женитьба». В этом фильме Раневская сыграла вместе с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой и Михаилом Пуговкиным. В 1945 году она появилась в военно-музыкальной комедии «Небесный тихоход», где сыграла роль врача, профессора медицины. И снова его образ попал в точку.
В 1947 году фильмография актрисы пополнилась знаменитой комедией «Весна», в которой Раневская сыграла роль Маргариты Львовны. Любовь Орлова и Николай Черкасов, исполнившие в фильме главные роли, а также сама Фаина Георгиевна, сразу сделали фильм одним из самых популярных и успешных. Сценарий пролежал в ящике стола несколько лет: Сценаристы закончили его за два дня до начала войны. В «Вешне» советское кино впервые опробовало спецэффекты: ведущая актриса и ее двойник были сняты в одном кадре.
В том же году актриса сыграла мачеху в «Золушке». Сценарист Евгений Шварц восхищался Раневской. Он позволил актрисе ввести бесподобные обороты. Эта работа считается лучшей в карьере Фаины Георгиевны.
Фаина Раневская осталась одна. Ее единственной любовью была Паула Вульф. Поскольку русскую актрису не приняли во МХАТ, она работала в театрах Нижнего Новгорода и Риги. После революции эти две женщины встретились в Ростове-на-Дону, и Вольф стала учителем и верным другом Фаины Георгиевны на долгие годы.
Другой близкой подругой актрисы была Татьяна Пельтцер. Советская актриса кино и театра никогда никого не подпускала к себе близко, но с Раневской она сразу нашла общий язык и интересы. В то же время Фаина Георгиевна не жила одна, у нее был друг, который скрашивал ее одиночество — ее собака Мальчик. После ее смерти на ее надгробии была установлена металлическая фигурка ее любимца.
В молодости Ранефская восхищала своей внешностью (рост 180 см, пронзительные глаза, каре темных волос). До старости ей удалось сохранить гордую осанку и предстать уважаемым человеком, что хорошо видно на фото, ведь эту женщину продолжали любить, несмотря на ее переменчивый характер.
Смерть
Коллеги Фаины Георгиевны вспоминали, что у актрисы было слабое здоровье. Она часто обращалась к врачам и лежала в больнице. Чтобы не падать духом и не опускать руки, женщина шутила над болезнью и медперсоналом, который ее обслуживал.
В 2019 году на канале ТВ-3 вышла программа «Интервью», в которой Фаина Раневская брала интервью у ведущей Татьяны Лазаревой. Конечно, вместо актрисы Лазарева сидела напротив похожей на нее девушки, но рассказывала факты из жизни советской звезды.
Крупным кинопроектом, посвященным великой актрисе, стала биографическая драма «Раневская», которая выйдет на экраны в 2023 году. Режиссером проекта, съемки которого проходили в Таганроге и Ростове-на-Дону, стал Дмитрий Петрунь. Помимо исторических элементов, в фильме присутствуют и вымышленные персонажи, чье присутствие в сюжете делает еще более четкими характеристики характера и поступки артиста.
На главную роль была выбрана актриса, лицо которой не мелькало на экране. Это была Мариэтта Цигаль-Полищук. Режиссер и актриса потратили много времени на репетиции, чтобы образ получился многогранным и ярким. По словам режиссера, в спектакле избегали цитирования Фаины Георгиевны: Не хотели превращать историю в анекдот. Однако в некоторых сценах есть высказывания народной артистки.
Юность
Большой город встретил приезжую деревенскую женщину не очень гостеприимно. У нее почти не было денег, так как от отца она не получила ни копейки. Единственные деньги, которые у нее были, она тайком получила от матери. Их хватало только на то, чтобы снять маленькую комнату на Большой Никитской, но впервые она была по-настоящему счастлива и свободна.
Фаина бежала поступать в желанное театральное училище, но мечта вскоре растворилась как сон. Куда она не подавала документы, везде ей отказывали. Но никто не хотел уступать, девушка оказалась очень упрямой и сильной по характеру. Фаина решила учиться в частной театральной школе, но денег было слишком мало, и они растаяли, как весенний снег под ярким солнцем. Поступить в государственную школу она не смогла.
И тут произошло судьбоносное событие в биографии Фани Фельдман — она познакомилась с Э. Гельцер. Она была знаменитой прима-балериной Большого театра и работала с великим Дягилевым. Гельцер приняла Фаину в своем доме, где регулярно собиралась творческая элита Москвы. С легкой руки Екатерины Гельцер Фаина познакомилась с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и В. Качаловым. Какое-то время она даже была влюблена в Качалова.
Могут быть знакомы
Благодаря усилиям Екатерины Гельцер, Фаина была занята в подмосковном Летнем театре имени Малахова, ансамбль которого состоял из выдающихся актеров того времени. Фельдман дебютировала на сцене этого театра. Спектакль назывался «Тот, кто бьет», режиссер Л. Андреев. Девушке дали дополнительную роль, но и там были видны ее оригинальность и большой талант. О Фаине узнал известный актер Певцов и после премьеры сказал, что у этой девушки большое будущее — она обязательно станет знаменитой актрисой. Эти слова были пророческими.
После закрытия летних театров Фаину приняли в труппу мадам Лавровской, которая доверила ей роль девочки-юбки. Молодая актриса хотела быстро стать знаменитой, ей хотелось посмотреть мир. И этот театр дал ей такую возможность — труппа гастролировала по Крыму и давала спектакли во многих городах.
Иногда Фаина получала денежные переводы, присланные любящей рукой матери. Именно во время одного из таких визитов в банк ее впервые сравнили с чеховской Раневской. Спустя годы, с легкой руки коллеги по театру, она выбрала эту фамилию в качестве псевдонима.
В начале 1917 года Фаина окончательно осталась одна — вся семья Фельдманов уехала в эмиграцию и поселилась в Праге. Единственным утешением было то, что у нее была работа и она могла вести более или менее приличную жизнь. Она выступала в Московском театре актера, где получила свою первую роль. Первой серьезной работой в карьере Раневской стала постановка «Романа», в которой она сыграла Маргариту. После этого она принимала участие в других постановках — роли были не главные, но яркие и запоминающиеся. Раневская очень любила постановку «Вишневый сад», в которой она сыграла роль Шарлотты, и считала ее одной из самых удачных в своей творческой биографии.
В 1931 году Раневская поступила в Московский камерный театр, где вскоре сыграла свой дебютный спектакль «Патетическая соната». Актрисе досталась роль Зинки, проститутки. Раневская была настолько убедительна и реалистична в этой пьесе, что зрители были поражены ее талантом. Только в Москве о Раневской заговорили.
В 1935 году Раневская начала успешную карьеру в Театре Красной Армии, где ей по праву досталась главная роль.
Когда началась война, Фаина была актрисой Драматического театра. В составе этого театра она играла в «Молодой гвардии» для солдат и офицеров и выезжала на все фронты и прифронтовые территории. Фаина была бесстрашной и самоотверженной, и эти качества не остались незамеченными — она получила медаль «За отвагу».
После войны талантливая актриса начала свою карьеру в Театре имени Моссовета. Отношения в этом театре складывались не лучшим образом, часто возникали скандалы из-за того, что актриса была намного талантливее режиссеров. Раневская сама интерпретировала пьесу и поступала так, как считала нужным. Очень часто ее мнение шло вразрез с мнением режиссера. В эпизоде «Гроза» она взяла на себя роль спекулянта Маньки, и если бы она сыграла так, как хотел режиссер, никто бы этого не заметил. Актриса переписала свою роль и сыграла ее так, как считала нужным. Ее роль стала важнее, чем роли главных героев, и это не понравилось ни режиссеру, ни актерам, играющим главные роли. Она так точно вошла в образ, что зрители шли на спектакль, чтобы увидеть ее манку, а после этого эпизода она ушла из театра, не дожидаясь окончания спектакля. Это вызвало большое недовольство со стороны режиссера Завадского, и он снял Раневскую с этой роли. Постоянное противостояние с режиссером отражалось в острых высказываниях, которые с годами стали афоризмами и анекдотами, передаваемыми из поколения в поколение.
Фильмы
Ее кинодебютом стала драма «Пышка» 1934 года режиссера Ромма, где Раневская сыграла госпожу Луазо. Роли в кино можно пересчитать по пальцам одной руки, к тому же почти все они были небольшими, но это не помешало Раневской стать знаменитой не только на всю страну, но и на весь мир. Актриса не очень любила кино, но ей помогает то, что ее узнают миллионы зрителей. Свою работу в кино она охарактеризовала как «деньги на ветер и стыдно остаться» и предпочла театр. Тем не менее, благодаря кино Раневская обрела любовь всего мира.
В 1930-е годы ей предложили роли в трех фильмах, в каждом из которых она предстала в роли жены. В фильме «Человек в футляре» Раневская сыграла жену инспектора, а в фильме «Ошибка инженера Кочина» — жену портного. Самой впечатляющей работой стал фильм «Подкидыш», в котором Фаина вновь стала женой и произнесла феноменальную фразу «Муля, оставь меня в покое».
В 1943 году вышел еще один фильм с участием Фаины Раневской — «Свадьба», в котором она сыграла роль мамы. Ее партнерами по фильму были блистательные актеры Е. Гарин, Зоя Федорова, М. Яншин, Вера Марецкая и Михаил Пуговкин.
В 1947 году зрители смогли увидеть еще одну замечательную комедию «Весна», в которой Фаине досталась роль Маргариты Львовны. Главные роли исполнили Орлова и Черкасов, которые вместе с Раневской сделали фильм кассовым успехом.
В 1947 году Раневской предложили главную роль в фильме «Золушка» режиссера Кошеверовой. Ей досталась колоритная роль мачехи, которую сценарист Е. Шварц написал специально для обожаемой Раневской. Он позволил актрисе самой интерпретировать роль, писать свои реплики и фразы. Раневская считала эту роль самой удачной за всю свою карьеру в кино.
Последним фильмом, в котором блистала великая актриса, стал «Сегодня новый аттракцион», где она стала директором цирка. Режиссер с пониманием отнесся ко всем условиям, в которых оказалась Фаина, он очень хотел, чтобы она сыграла эту роль, и она была готова на все.
Вклад Раневской в искусство был отмечен комиссиями и медалями. В 1937 году она стала заслуженной артисткой РСФСР, а в 1961 году — народной артисткой СССР. Актриса получила три Сталинские премии в разные годы. В ее честь был назван астероид, открытый в 1986 году.
Причина смерти Фаины Раневской
Слабое здоровье и частые визиты к врачу не смогли сломить внутренний стержень Фаины, и она выступала на сцене до самого конца. Не желая поддаваться болезни, Ранефская часто шутила на эту тему. Не удержалась она и от комментариев по поводу своей смерти. Актриса хотела, чтобы на ее надгробии была надпись «Она умерла от отвращения».
Фаина умерла в июле 1984 года в результате сердечного приступа. Приступ был усугублен затяжной пневмонией. Известие о смерти «философа сигарет» вызвало сильный общественный резонанс, как среди высокопоставленных особ, так и среди простых людей.
Раневская училась в элитной женской гимназии, но не получила образования в ее стенах.
Где похоронена Фаина Раневская
Похороны Раневской состоялись на Донском кладбище. Последнее желание актрисы так и не было исполнено, так как было решено не осквернять надгробие словами: «Она умерла от отвращения». На могилу женщины часто возлагают свежие цветы. Место захоронения постоянно посещают поклонники, которые считают, что творчество Фаины вечно.
В память о Фаине снят не один фильм, телесериал и несколько передач. Каждый год годовщина смерти Ранефской отмечается как день траура. Помимо цифровых изображений, о женщине были написаны пьесы, которые часто ставятся на сценах известных российских театров.
Первый канал назначил 2021 год датой выхода полнометражного биографического сериала о жизни Ранефской. Его режиссером выступит Дмитрий Петрунь, который не очень известен своими успехами. Выпуск сериала приурочен к почтенной дате — 125-летию со дня рождения легендарной актрисы и философа.
Первым спектаклем, который произвел неизгладимое впечатление на Раневскую, был «Вишневый сад».
Памятник Фаине Раневской
Памятный камень с изображением Раневской есть в двух городах страны. Один из них был установлен в Таганроге, втором родном городе Фаины, в мае 2008 года. Второй мемориал был установлен 11 лет спустя в Санкт-Петербурге. Каждый день к скульптуре приходят поклонники, чтобы почтить память великой женщины.
Из-за своего желания стать актрисой Раневская разорвала отношения с родителями, которые не хотели видеть свою дочь в этой профессии.
В обществе долгое время ходили слухи о том, что Фаина имеет нетрадиционную ориентацию.
Одним из избранников Раневской считалась Любовь Орлова, с которой она дружила более 40 лет.
В Таганроге есть памятник Фаине, а также граффити с ее фотографией и отлучением от церкви
По словам Раневской, ей часто приходилось «притворяться здоровой», так как ее часто сопровождали боли.
Чужая среди своих
Фани Гирсевна Фельдман (настоящее имя актрисы) позаимствовала свой сценический псевдоним у персонажа вишневого сада. 17-летняя девушка решила посвятить себя театру после того, как увидела этот спектакль во МХАТе.
Этот план не встретил одобрения в ее семье. Отец Фанни, Хирш Фельдман, был богатым еврейским купцом из Таганрога. Он был жесткосердечным и прагматичным и владел заводом по производству масел и красок.
Его любовницей была старшая дочь, красавица Изабелла. Фаину больше всего привлекала ее мать, добрая и чуткая женщина, от которой она унаследовала любовь к музыке, театру и книгам. Но быть просто домохозяйкой, постоянно заботясь о воспитании пятерых детей, было выше ее сил. Отсюда и чувство полного одиночества, которое преследовало будущую актрису с самого детства.
Братья и сверстники Фаину дразнили: за высокий (180 см) рост, большой нос, немолодую фигуру. «Мой нос испортил мне всю биографию», — насмехалась позже Ранефская. К этому добавлялось еще и то, что он заикалась. Поэтому большую часть времени в школе ей приходилось проводить дома, под присмотром ненавистной немецкой гувернантки, черты которой позже проявились в образе фрекен Бок, карикатурно выраженной Ранефской.
Тем не менее, Фаина посещала драматическую школу с 14 лет, а в 19 лет рискнула поехать в столицу вопреки желанию отца, чтобы стать актрисой.
«Посмотрите на себя в зеркало! Актриса должна быть хотя бы красивой», — убеждал он дочь, а когда из этого ничего не вышло, полностью лишил ее карманных денег.
Поначалу путь Раневской в Москву был действительно фиаско.
«Ни одна из лучших театральных школ не приняла меня, потому что я была некомпетентна, — писала позже Фаина Георгиевна в своих воспоминаниях, — я была некрасива, я заикалась, и режиссеры меня не любили. Им нравились молодые и красивые. Кроме того, в молодости я был бездарен…».
Он поступил в частную театральную школу, деньги Фаина тайно пересылала его матери. Вернуться домой ей не позволила гордость.
Как и десятки других поклонников театра, она каждый вечер дежурила у служебных входов, чтобы увидеть кумиров вживую. Так она влюбилась в актера Василия Качалова. Однажды, когда они были совсем близко, она не почувствовала ничего лучше, чем упасть в обморок. Качалов понял ее уловку, но был тронут. Они стали хорошими друзьями, и благодаря ему Раневская познакомилась с Владимиром Маяковским, Лилей Брик и Анной Ахматовой.
Но чтобы почувствовать себя равной в кругу великих, ей пришлось пройти долгий и трудный путь.
На игре
Поначалу молодая актриса довольствовалась ролями в провинциальных театрах. Когда она устроилась в один из них, 19-летняя Раневская сразу же влюбилась в ведущего артиста труппы.
Она не могла оторвать глаз от его восхищения, и в конце концов однажды он назначил ей свидание. Узнав, сняла ли Раневская комнату рядом с театром, объект ее восхищения многообещающе заявил: «Ждите сегодня вечером: Я приду в семь».
Фаина заняла денег, купила еды, оделась, накрасилась и села ждать. Но он не пришел ни в семь, ни в восемь. Наконец, около девяти часов, долгожданный герой появился…. с другой женщиной и предложил Ранефской освободить комнату и выйти на несколько часов.
«С тех пор я не могу их больше видеть, они сволочи и негодяи!» — сказала Раневская о мужчинах.
Неизвестно, насколько эта история ее действительно задела, но отношения с противоположным полом у нее не сложились.
А вот с женщинами Фаина Георгиевна ладила легко. Но только с талантливыми. Благодаря своей подруге, балерине Екатерине Гельцер, Раневская получила свою первую работу в театре в подмосковной Малаховке.
Затем в Ростове-на-Дону Фаина подружилась с талантливым провинциальным актером Пауло Вульфом, который был старше ее и стал не только другом Раневской, но и наставником в профессии.
Позже Раневская как-то сказала своему внуку Вульфу: «Лёша, тебе будут говорить, что мы с бабушкой были лесбиянками. Не верь».
Возможно, Раневская испытывала потребность в такой тесной дружбе потому, что сама была без семьи. Сразу после революции ее отец, мать, братья и сестры сели на собственный корабль, уплыли в Турцию, а затем поселились в Праге. Несмотря на тяжелую разлуку, Фаина решила остаться в СССР.
В 1920-е годы, когда она голодала, они с Павлом гастролировали по провинциальным театрам, а в начале 1930-х годов переехали в Москву. Фаина много лет жила в семье Павла, у которого были муж и дочь.
Они переехали только перед самой войной, когда Фаина Георгиевна получила собственную квартиру в Москве. К этому времени она уже стала известной актрисой и лауреатом Сталинской премии. Но из-за своего неугомонного характера она была вынуждена снова и снова менять театры. Раневской было трудно подчиняться, она была драматургом, режиссером и актрисой в каждой своей роли.
Больше всего Фаина Васильевна терпела в Театре имени Моссовета, где даже познакомилась с великим драматургом Бертольдом Брехтом. Но там она постоянно вступала в конфликт с режиссером Юрием Завадским. Он просил ее играть свою «менее яркую» роль, чтобы не привлекать к ней все внимание. В ответ она иронично обещала сыграть «гораздо хуже, если это будет необходимо для сюжета».
А однажды, в порыве гнева, Завадский даже показал Раневской на дверь: «Вон из театра!» — крикнул он; «Вон из искусства!» — ответила она.
Отношения с фильмом «Фаина Григорьевна», однако, оказались не менее драматичными.
Не нервируй её, Муля!
Раневская дебютировала на экране, когда ей было уже под сорок. Впервые она появилась в фильме Михаила Ромма «Пышка». Ромм назвал ее тогда своей «доброй звездой», и она поклялась…. никогда больше не уходить. Во-первых, ей было слишком холодно в холодных кабинках «Мосфильма», а во-вторых, она не нравилась себе на экране, потому что искренне считала себя некрасивой.
Но Фаина Георгиевна не смогла устоять перед магией кино. Вскоре она снялась в фильме «Подкидыш», который сделал ее звездой всего Советского Союза.
В этой роли она многое рассказала о себе, особенно секретную фразу «Моля, не нервируй меня», обращенную к мужу-кинологу.
Она также практически придумала своего персонажа в знаменитой «Весне», в которой Раневская сыграла домработницу Любовь Орлову. По сюжету Фаина Георгиевна должна была появиться на сцене всего один раз. Но могла ли она соответствовать самой сладострастной звезде своего времени? По ее настоянию режиссер Григорий Александров разрешил Раневской делать в картине все, что она захочет. В результате получилась бойкая героиня с комической любовной линией и незабываемыми репликами.
Своей мачехе в «Золушке» Раневская также придумала немало реплик («Дети мои, идите за мной!», «Я буду жаловаться царю! Я буду жаловаться царю!»). Драматург Евгений Шварц, по слухам, был удивлен таким вольным обращением с текстом, но позже признал, что творческие озарения актрисы удались.
Этот восторг от импровизации, ее остроумие и харизма сделали Раневскую настоящей королевой сцены, чье выступление на экране всегда вызывало улыбку.
Чувство юмора не изменяло Раневской до конца жизни, даже когда одиночество и болезни давали о себе знать. Она пережила всех своих друзей, никогда не жаловалась и помогала другим. Самым главным спутником в последние годы ее жизни был пес Мальчик, которого она подобрала на улице и взяла с собой.
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение», — говорила Раневская.
И она, конечно, не тратила свою жизнь понапрасну.
Ранее Pravda-nn.ru сообщала, что актриса Светлана Немоляева осуждает коллег, которые критикуют страну из-за рубежа.
Где в Нижнем Новгороде перекрыто движение
Размышления о важных событиях в стране (и мире) и в Нижегородской области.
Нижегородский бизнес — самые востребованные профессии
В Нижнем Новгороде прошла панихида по узникам нацистских концлагерей
Здоровье призывников в Нижнем Новгороде улучшилось за последние пять лет
Детство и юность
Фаина родилась в Таганроге в 1896 году в богатой еврейской семье. Ее отец, Хирш Фельдман, был состоятельным человеком, владевшим лакокрасочным заводом, магазинами, доходными домами и успешным торговым бизнесом. Большая семья жила в двухэтажном доме. Мать вела хозяйство и воспитывала пятерых детей. У маленькой Фаины было три старших брата и младшая сестра. Девочка росла застенчивой и замкнутой. Из-за заикания она избегала общения со сверстниками и даже умоляла родителей забрать ее из элитной школы. Домашнее обучение помогло ей обрести уверенность в себе — Фаина много читала, изучала музыку и иностранные языки
Фаина Раневская в спектакле «Золушка».
Большое впечатление на нее произвел спектакль «Вишневый сад», после которого будущая звезда стала мечтать о театре. Фаина поступила в театральную студию и мечтала стать актрисой. Но ее родители были категорически против решения дочери. Именно по этой причине она покидает родительское гнездо. В 1915 году девушка едет в Москву, где погружается в мир искусства и знакомится с творческой элитой — Цветаевой, Мандельштамом, легендарным актером Качаловым, в которого безответно влюбляется. Отец, не в силах смириться с решением дочери, лишает ее материальной поддержки и содержания. После революции семья, спасая свои капиталы, покидает Россию и переезжает в Прагу. Фаина остается в России. Непокорная дочь обрывает все связи с семьей, старается не афишировать свое происхождение, не упоминает о своих родственных связях за границей.
Муля, не нервируй меня
Раневская не получила широкого театрального образования. Тем не менее, она создала такие яркие и запоминающиеся образы второго призыва, затмив романтических красавиц — главных героинь. С 1915 года выходит на сцену провинциальных театров в Керчи, Феодосии, Смоленске, Архангельске, позже переезжает в Подмосковье. Затем актрису пригласили в столичный Театр имени Моссовета, где она продолжит работать долгие годы. Выбор псевдонима «Раневская» не случаен. Фаина всегда считала, что она похожа на героиню пьесы «Вишневый сад», потому что постоянно что-то падает, теряется, страдает от собственной рассеянности. На самом деле она была совершенно беспомощна в бытовых вопросах. Именно поэтому она нанимала домработниц для ведения хозяйства. Все вокруг знали о непростом характере актрисы. Она была резкой, вспыльчивой, не терпела лжи и неожиданно осаждала режиссера, что приводило к смене театра. Дольше всего Раневская проработала в Московском театре имени Моссовета, хотя часто конфликтовала с режиссером Юрием Савадским и критиковала его методы работы. Именно в этом театре она сыграла самую важную и запоминающуюся роль. Позже Фаина Георгиевна скажет: «Я спала со многими театрами, но удовольствие не приходило». В кино актриса пришла в 1934 году, когда сыграла мадам Луазо в фильме Ромма «Пышка». Но слава всех ассоциаций обрушилась на нее после съемок в комедии «Подкидыш». Строчка «Муля, не нервируй меня» была придумана Раневской.
В фильме «Подкидыш» Фаина Раневская придумала реплику «Муля, не нервируй меня».
Впоследствии Фаина всегда жалела о своей импровизации, ведь она сопровождала ее всю жизнь. Мало кто знает, что даже генсек Л.И. Брежнев, вручая Раневской орден Ленина, не мог не пошутить над Мулей. Фаина Ивановна с гордостью ответила, что эта фраза вызвала у нее дорожный гнев. Леонид Ильич устыдился и попросил прощения у любимой артистки. За свою карьеру Ранефская снялась в 25 фильмах, подарила свой голос многим мультфильмам и сыграла множество ролей в театре. Но актриса считала, что ее лучшей ролью была мачеха из фильма-сказки «Золушка». Секрет ее популярности кроется не только в артистизме, но и в ее уникальной манере поведения и свободе суждений, благодаря которой многие высказывания королевы эпизода стали крылатыми выражениями. Обладая уникальным чувством юмора и сарказма, Фаина Георгиева превратила собственную жизнь в трагикомическое зрелище. Однажды пожилая актриса упала на обледеневший тротуар и непоколебимо требовала, чтобы прохожие ее подняли, заслужив поговорку: «Народные артисты на улице не валяются!».
Личная жизнь
Личная жизнь гениальной актрисы не сложилась, у нее не было ни мужа, ни детей. Возможно, это было связано с ее недостойной внешностью, неустойчивым характером или печальным опытом. Ее первая любовь не была взаимной, затем пришло разочарование в понравившемся молодом человеке. Наконец, Раневская перестала доверять мужчинам. В последние годы жизни она была очень одинока. Некоторое время рядом с ней был журналист Глеб Скороходов. Он оставался единственным связующим звеном между художницей и внешним миром. Фаина Георгиевна считала его своим сыном и со свойственным ей юмором говорила: «Я его усыновила, а он меня бьет!». Но их дружба закончилась внезапно — Раневской не понравилась рукопись книги, которую Скороходов написал по ее воспоминаниям о детстве, юности и раннем творческом периоде. В последние годы жизни рядом с ней оставался только ее верный пес Мальчик. Фаина Георгиевна подобрала дворнягу на улице, выходила и отдала этому существу всю свою любовь и нерастраченную нежность. Маленький пес очень скучал, когда актрисы не было дома, поэтому она часто брала его с собой на репетиции. В память о верном друге на надгробии великой актрисы была установлена статуэтка любимой собаки.
— О нежной дружбе Любови Орловой и Раневской ходило много сплетен. Были даже домыслы о нетрадиционной сексуальной ориентации Фаины Георгиевны. Слухам способствовали и его близкие отношения с подругой Павлой Вульф. Раневская жила в ее доме несколько лет — Фаина Георгиевна сыграла особую роль в судьбе Владимира Высоцкого. Они познакомились в 1960 году в театре имени Пушкина. Именно там началась карьера будущего барда. Случилось так, что у молодого артиста случился большой запой. Раневская защитила его, помогла избежать увольнения и уговорила руководство дать ему еще один шанс. Однажды актриса получила предложение работать в КГБ. Посоветовавшись с близким другом, она смогла отказаться, не навлекая на себя гнев могущественного Комитета государственной безопасности. Она невинно заявила, что не может стать агентом, потому что разговаривает во сне и может выдать государственные секреты своим врагам. После этого актрису оставили в покое. Это же оправдание помогло ей в щекотливой ситуации, когда руководство настоятельно рекомендовало ей вступить в ряды Коммунистической партии. Раневская умерла через год после ухода из театра. Причиной смерти стала пневмония, развившаяся из сердечного приступа. Похоронили гениальную актрису на Новом Донском кладбище рядом с ее сестрой Изабеллой. В 1992 году популярная английская энциклопедия «Who is Who» включила Фаину Раневскую в десятку выдающихся актрис мира.