Коренные жители Москвы — кто они

В настоящее время нет четких требований либо социологической необходимости в определении степени «коренности» населения. Например, в треке Тимати можно услышать фразу: «В первом поколении коренной москвич». Это высказывание формирует забавную идею о том, что любой человек может в любой момент считать себя коренным жителем города, в котором он живет.

Коренные жители Москвы — кто они?

Коренные жители Москвы — кто они?

Если вы начнете разговор с незнакомцем, например, в трамвае или театре, скорее всего, он признается, что приехал в Москву недавно. По многочисленным данным, коренных москвичей, родившихся в этом городе, оказывается меньше 10%. Остальные — это люди, приехавшие из разных регионов России. Эта цитата была взята из статьи, опубликованной в 1913 году в газете «Голос Москвы».

Согласно исследованиям ученых Института этнологии и антропологии РАН, Москва с давних времен привлекала людей из различных регионов и даже стран. Массовая миграция в этот большой и красивый город началась ещё в середине 19 века. Большинство нынешних коренных москвичей – это потомки тех переселенцев. Исторически сложилось так, что население столицы увеличивалось в основном за счет приезжих, поэтому современная Москва представляет собой многонациональный мегаполис, где понятие «коренной москвич» постепенно теряет свою прежнюю значимость.

Кого считают коренным москвичом

В словаре Владимира Даля коренное означает нечто основное, первобытное или истоковое. Таким образом, жители Москвы имеют различные мнения относительно того, кто может считаться коренным москвичом. Большинство предполагает, что коренными можно назвать тех, у кого трое и более поколений предков родились и постоянно проживали в Москве. Другие же определяют коренного москвича только по факту рождения в городе, а некоторым достаточно обратить внимание на внешность, речь или поведение, чтобы сделать такой вывод.

Сотрудники Мосгорстата и ГУВД сообщают, что статистики о количестве коренных москвичей в столице никто не собирает и не фиксирует. Законы Российской Федерации не содержат понятия «коренной». По неофициальным оценкам, к данной категории можно отнести всего лишь 5-10% граждан, в то время как антропологи утверждают, что коренные москвичи, в принципе, не существуют. Чтобы глубже разобраться в этом вопросе, необходимо изучить историю Москвы.

Говорили: „Понаехали тут всякие“

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Синельников вспоминает о том, как в СССР местные жители остро реагировали на приезжих.

— В советское время в Москве проживало много «лимитчиков», то есть иногородних рабочих, получавших московскую прописку. Местные жители часто недовольствовались, произнося фразы вроде: «Понаехали тут всякие, из-за них в автобусах давка и в магазинах — очереди», — рассказывает Александр Синельников.

В то же время они забывали, что именно приезжие обеспечивали работу в общественном транспорте и торговых точках. Местные «ворчуны» зачастую сами не стремились занять такие должности.

профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ

Социолог подчеркивает, что недовольные местные жители часто забывали о своих собственных корнях: многие из них также родились не в Москве.

— Или, возможно, сами приезжали в столицу в возрасте 20 лет в таком же качестве. Даже те, кто не родился в Москве, могут считать себя коренными жителями, если долго проживают здесь и интегрированы в жизнь города. В большинстве случаев люди не задумываются о том, сколько поколений их предков жили в этом городе. Отношение к коренности зависит от жизненного опыта: если человек родился в Москве или переехал в детстве, он считает себя коренным. Да и даже если он переехал в более взрослые годы, но давно тут живет, имеет жилье и обзавелся семьей с местной жительницей, он может воспринимать себя коренным москвичом. Это все-таки не эмиграция в другую страну, а просто переезд в другой город или регион в рамках своей страны, — пояснил Синельников.

Однако для тех, кто родился в определенном городе или переехал туда позже, более подходящим будет термин «старожил».

— Понятие «коренное население» не имеет однозначного определения. Даже если с научной точки зрения мы могли бы наметить классификацию, например, разделяя людей на местных уроженцев, местных уроженцев второго поколения (тех, чьи родители также родились здесь), старожилов, которые живут здесь много лет, и недавно прибывших переселенцев, однако представления людей могут существенно отличаться от научных категорий. — рассказывает социолог.

Если человек долго живет здесь и интегрировался в местное общество, то он, безусловно, считает себя коренным жителем.

профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ

Также социолог приводит примеры взаимоотношений населения в различных странах. Например, в случае международной миграции против приезда иностранцев могут выступать даже те, кто сам является мигрантами.

  Самые сложные языки в мире

— Есть множество случаев в самых разных странах, когда против появления новых мигрантов высказываются даже те, кто сам эмигрировал из тех же стран и уже давно интегрировался. Они боятся, что приезд новых мигрантов может вызвать недовольство со стороны части местного населения, не связанным с новой волной иммигрантов, — рассказывает Александр Синельников.

Родители должны там проживать и родиться

Старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью исторического факультета ЯрГУ Герман Харитонов отмечает, что научных критериев для определения термина «коренной житель» не существует.

— В юридической практике у нас есть научная категория, которая называется «коренные малочисленные народы». Это определение закреплено в соответствующем федеральном законе. Однако это отдельная ситуация. В нашем случае все зависит от личного мнения. Вы можете встретить мнение, что коренным жителем можно считать человека, который там родился. Либо есть мнение, что по крайней мере один из родителей должен быть уроженцем этого города. Существуют также мнения о том, что нужно, чтобы три поколения прожили в данном месте, — поясняет историк.

Тем не менее, подчеркну, что нет четко установленных критериев. Таким образом, понятие коренной принадлежности больше носит народный характер, чем научный. Коренной житель территории существует как понятие, но коренной горожанин не имеет четкого определения в этом контексте.

старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью исторического факультета ЯрГУ

Как утверждает специалист, коренной горожанин — это термин, придуманный жителями для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к определенному статусу. Особенно это распространено в крупных и столичных городах.

— Здесь часто наблюдается противопоставление статусов между людьми: «Я живу здесь давно, а ты приехал из провинции». Это деление на «своих» и «чужих» основано на личных критериях, а не на научных определениях, — добавляет Герман Харитонов. Если углубляться в этимологию слова «коренной», то это тот, кто пустил здесь свои «корни». По меньшей мере, у человека должны быть здесь проживающие родители, а возможно, и бабушки с дедушками. Это действительно важно для понимания термина.

По народным мнениям считается, что считается правильным, чтобы, по крайней мере, родители коренного горожанина проживали в этом городе.

старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью исторического факультета ЯрГУ

Историк также отмечает, что в вопросах принадлежности к городу неважно, по какой линии — отцовской или материнской — проживали родственники. В ситуации с коренными народностями ученые чаще ориентируются на предков со стороны отца.

— Конечно, предпочтительнее, чтобы оба родителя были коренными, но если рассматривать обычные знания о родстве, чаще всего обращают внимание на отцовскую линию. То есть если отец или его родня проживали в городе или районе, отнесение человека к коренным малочисленным народам или к какому-то этносу в большинстве культур происходит через отца. Возможно и в данном случае такая же система может иметь место, — приводит пример Герман Харитонов.

Лежит в области самоощущения

Социолог, сотрудник НИУ ВШЭ Игорь Олейников поддерживает мнение первых двух экспертов, подчеркнув, что научных критериев для определения статуса коренного жителя нет.

— Дело в том, что самоощущение как коренного жителя зависит от внутреннего восприятия и не связано с конкретными историческими датами или социальными статусами. Концепция городского жителя очень тесно связана с понятиями, которые использовал Макс Вебер: Gemeinschaft и Gesellschaft. Gemeinschaft относится к сельским общинам, где личные социальные связи и высокая степень кооперации преобладают, тогда как Gesellschaft описывает город с его более безличными и косвенными социальными связями, — добавляет Игорь Олейников.

Нет никаких требований или социологической необходимости определять степень коренности. Например, в треке Тимати есть строчка: «В первом поколении коренной москвич», которая иллюстрирует мысль о том, что каждый может считать себя жителем города в любой момент.

Игорь Олейников поясняет, что даже находясь в деревне и работая удаленно, человек может иметь те же социальные связи, что и живущий в центре города.

— Таким образом, что он может считать себя жителем города, когда его социальные связи перестают быть общинными, а статус коренного — когда сам этого решит, — объяснил социолог.

А вы считаете себя коренным жителем города, в котором вы живете?

Я приехал из другого города, но считаю себя коренным
Нет, я считаю себя коренным жителем города, в котором родился
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Некоторые говорят, что если родители коренные, то это делает их детей коренными жителями? Но по их логике, считается, что минимум три поколения должны быть прожиты, чтобы причисляться к коренным, иначе приезжающие будут сниться своим родным местам.

  Как одеться в тренажерный зал девушке

Лично я считаю, что минимум три поколения должно провести в этом конкретном городе или деревне. Например, мои родители приехали из Пермского края в 1959-1960 годах, и я считалась пермячкой, но не коренной горожанкой. Однако мои дети и внуки уже могут считаться коренными жителями.

Хамство, невежество и мракобесие: врач-педиатр — о том, что его бесит в пациентах

Село Архыз — это Тольятти 90-х: путешественники оценили кавказский горный курорт. Стоит ли туда ехать?

Отношение — как в зоне. Экс-сотрудница склада Wildberries — о тюремных досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах

Это не жизнь, а выживание. Повар детского сада — о том, как работает с зарплатой в 16 тысяч рублей
На хамство отвечаю хамством. Как экс-вице-президент Александр Руцкой посетил Читу 30 лет назад
Даже натуральный сок. Врачи назвали 8 полезных продуктов, которые на самом деле вредят здоровью
Знакомство с ним перевернуло мое сознание: как SHAMAN влюбился и чем это закончилось
Поцелуй вампира: учимся делать макияж в стиле demure girl

Раз в сто лет прикасаешься к такому произведению. В Русском музее приняли отреставрированный «Последний день Помпеи».

Аренда (прокат) — виброплита

Аренда (прокат) строительного инструмента Bosch

Аренда (прокат) — бензиновый мотобур Hitahi DA 200

Только для богачей и эскортниц? Разбираем главные заблуждения об отдыхе в Дубае
Хамство, невежество и мракобесие: врач-педиатр — о том, что его бесит в пациентах
Родители-правокачатели и высокомерные завучи: физрук объяснил, почему сбежал из школы

Отношение — как в зоне. Экс-сотрудница склада Wildberries — о тюремных досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах

Это не жизнь, а выживание. Повар детского сада — о том, как работает с зарплатой в 16 тысяч рублей

На хамство отвечаю хамством. Как экс-вице-президент Александр Руцкой посетил Читу 30 лет назад
Даже натуральный сок. Врачи назвали 8 полезных продуктов, которые на самом деле вредят здоровью
Знакомство с ним перевернуло мое сознание: как SHAMAN влюбился и чем это закончилось
Поцелуй вампира: учимся делать макияж в стиле demure girl

Раз в сто лет прикасаешься к такому произведению. В Русском музее приняли отреставрированный «Последний день Помпеи».

Нотариальное заверение документов, услуги апостиля

Предлагаем услуги устного переводчика

Термоэлектрические модули Пельтье TEC1-12708

Хамство, невежество и мракобесие: врач-педиатр — о том, что его бесит в пациентах

Село Архыз — это Тольятти 90-х: путешественники оценили кавказский горный курорт. Стоит ли туда ехать?

Отношение — как в зоне. Экс-сотрудница склада Wildberries — о тюремных досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах

Родители должны там проживать и родиться

Старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью исторического факультета ЯрГУ Герман Харитонов объяснил: научных критериев к понятию коренной житель города нет.

— У нас есть научная категория «коренные малочисленные народы». Это определение закреплено в соответствующем федеральном законе, однако это отдельная ситуация. В данном контексте кто-то может считать, что коренным жителем города можно считать человека, который там родился, или хотя бы уроженцем данного местечка. В других кругах утверждают, что для этого оба родителя должны проживать и родиться там, или же три поколения должны провести в этом городе, — рассказал историк.

Но еще раз подчеркну: каких-либо четких критериев не существует. Это понятие скорее не научное, а относится к народной категории, скажем так. Коренной житель какой-то местности — это общепринятое понятие, но коренной горожанин, в принципе, не имеет строгого определения.

старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью исторического факультета ЯрГУ

По мнению специалиста, коренной горожанин — это концепция, выработанная местными жителями для подтверждения определенного статуса. Особенно это явление часто встречается в крупных и столичных городах.

— В таких городах нередко наблюдается противопоставление статусов между людьми: «Я здесь давно, а ты приехал откуда-то из провинции». Это очень часто становится основой для сравнения. Получается, что это скорее общественное высказывание, — объяснил Герман Харитонов. — Если глубже анализировать этимологию слова «коренной», то это обозначает того, кто пустил здесь свои «корни». По крайней мере, у человека должны быть здесь проживающие родители, а возможно, и бабушки с дедушками, что имеет значение для понимания термина.

Также, согласно народным мнениям, считается правильным, чтобы, по крайней мере, родители коренного горожанина проживали в этом городе.

старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью исторического факультета ЯрГУ

  Солист группы Динамит, участник Дома-2, мошенник: как сложилась личная жизнь 40-летней Ксении Бородиной

Историк отмечает, что в вопросе принадлежности к городу не так важно, по какой линии — отцевой или материнской — проживали родственники. Тем не менее, когда речь идет об определении коренных народов, ученые чаще обращаются к предкам со стороны отца.

— Безусловно, было бы хорошо, если бы оба родителя были местными жителями, но в обычном понимании родства обычно большее внимание уделяется отцовской линии. То есть если отец или его семья проживают в данном городе или регионе, причисление человека к коренным малочисленным народам или к какому-либо этносу в большинстве культур происходит через отца. Поэтому возможно, что такая же структура может действовать и здесь, — заключает Герман Харитонов.

Лежит в области самоощущения

Социолог, сотрудник НИУ ВШЭ Игорь Олейников поддерживает мнение первых двух экспертов, утверждая, что научных критериев для определения статуса коренного горожанина не существует.

— Вопрос о признании себя коренным связан с полем самоощущения и не соотносится с конкретными временными рамками или статусом. Понятие городского жителя также связано с терминами, использованными Максом Вебером: Gemeinschaft и Gesellschaft. Первый термин относится к сельским сообществам с явными социальными связями и высоким уровнем кооперации, тогда как Gesellschaft обозначает город как место с более безличными и косвенными социальными связями, — рассказывает Игорь Олейников.

Нет никаких требований или социологической необходимости определять степень коренности. Например, в треке Тимати есть строчка: «В первом поколении коренной москвич», которая демонстрирует мысль о том, что каждый может считать себя коренным жителем города в любой момент.

Игорь Олейников разъясняет, что даже если кто-то живет в деревне и работает удаленно на городскую компанию, его социальные связи и характер взаимодействия могут не отличаться от тех, кто живет в центре Москвы.

— Таким образом, у человека появляется возможность считать себя жителем города тогда, когда его социальные связи перестают быть общинными, а статус коренного — когда он решает это сам, — поясняет социолог.

А вы считаете себя коренным жителем города, в котором вы живете?

Я приехал из другого города, но считаю себя коренным
Нет, я считаю себя коренным жителем города, в котором родился
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Проходя по МФЦ, можно увидеть маленьких коренных тюменцев, передвигающихся по своим делам.

Я живу в этом городе 50 лет, но не считаю себя коренным жителем. Коренными здесь являются мои дети и внуки, поскольку они родились здесь. Мы же просто приехали.

Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?: колонка тюменки о сексизме на вахте

Село Архыз — это Тольятти 90-х: путешественники оценили кавказский горный курорт. Стоит ли туда ехать?

Отношение — как в зоне. Экс-сотрудница склада Wildberries — о тюремных досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах

На самом деле, это не жизнь, а выживание. Повар детского сада рассказывал о своей работе с зарплатой в 16 тысяч рублей.

На хамство отвечаю хамством. Как экс-вице-президент Александр Руцкой посетил Читу 30 лет назад
Даже натуральный сок. Врачи назвали 8 полезных продуктов, которые на самом деле вредят здоровью
Знакомство с ним перевернуло мое сознание: как SHAMAN влюбился и чем это закончилось
Поцелуй вампира: учимся делать макияж в стиле demure girl

Раз в сто лет прикасаешься к такому произведению. В Русском музее приняли отреставрированный «Последний день Помпеи».

комплекс сантехнических работ в помещениях

куплю книги для дома

комплекс электромонтажных работ в помещениях

Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?: колонка тюменки о сексизме на вахте

Село Архыз — это Тольятти 90-х: путешественники оценили кавказский горный курорт. Стоит ли туда ехать?

Турки хотят посадить на пожизненное россиянку, которая бросила младенца в туалете. Почему так жестоко?

Отношение — как в зоне. Экс-сотрудница склада Wildberries — о тюремных досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах

Мы везде опоздали? Что осталось за пределами прямой линии губернатора — мнение главреда 72.RU
На хамство отвечаю хамством. Как экс-вице-президент Александр Руцкой посетил Читу 30 лет назад
Даже натуральный сок. Врачи назвали 8 полезных продуктов, которые на самом деле вредят здоровью
Знакомство с ним перевернуло мое сознание: как SHAMAN влюбился и чем это закончилось
Поцелуй вампира: учимся делать макияж в стиле demure girl

Раз в сто лет прикасаешься к такому произведению. В Русском музее приняли отреставрированный «Последний день Помпеи».

Оцените статью
Glamface
Добавить комментарий