Многие критики из дивана выбирают разные виды коробок передач — вариатор, дгсг, двухсцепление — и утверждают, что все они работают без проблем. Но если вы не готовы к обслуживанию или у вас недостаточно средств, возможно, стоит рассмотреть вариант с механической коробкой передач.
Механика или автомат: какая коробка лучше
Этот вопрос волнует многих автолюбителей. В последние годы наблюдается стабильный рост продаж автомобилей с автоматическими коробками передач, и в этом есть своя печальная сторона для приверженцев механики. Количество продаж машин с автоматической трансмиссией за последние четыре года перевалило за 50%, что означает, что механические коробки теперь составляют меньшинство на рынке.
К сожалению, многие водители, которые предпочитают самостоятельно управлять своим автомобилем, теперь сталкиваются с тем, что модели с механическими коробками становятся все реже доступны в максимальных комплектациях, особенно с кожаным интерьером. Автопроизводители пришли к выводу, что ручное управление, требующее активного использования левой ноги для сцепления, становится устаревшим. Возможно, они правы, но стоит рассмотреть данную ситуацию более подробно.
Статистика экспертов
Данные, опубликованные компанией Автостат, демонстрируют, что в первом квартале 2019 года доля автомобилей с автоматическими коробками, включая роботизированные и вариаторы, составила 58,7% от общего объема продаж. Это тенденция указывает на длительное вытеснение механической трансмиссии с авторынков. Практически во всех моделях максимальные комплектации можно приобрести только с автоматами, а механика перестает быть актуальной в глазах большинства покупателей.
Тонкости терминологии
Для начала разберем терминологию. Корректнее будет говорить не о механической коробке передач, а о ручной. Почему так? В современных автомобилях трансмиссии могут классифицироваться по двум основным критериям. Первый — это способ трансформации крутящего момента, где коробки делятся на механические и гидромеханические, в зависимости от наличия или отсутствия гидротрансформатора. Второй критерий — это степень вовлеченности водителя в процесс переключения передач; здесь трансмиссии бывают ручными и автоматическими. Автомобили с автоматическими коробками имеют всего две педали — газа и тормоза.
Интересно отметить, что одна и та же трансмиссия может быть как механической, так и автоматической. Примеры таких коробок включают системы с двумя автоматическими сцеплениями, известные как Double Clutch Transmission (DCT), а также различные вариаторы с фрикционными пакетами вместо гидротрансформатора. Уверен, что многие автомобилисты не догадываются о таких тонкостях. Подтверждением служит информация в Одобрении типа транспортного средства от Росстандарта. Например, в случае с Haval F7 в строке Трансмиссия указано «механическая», а в строке сцепление — «две многодисковые муфты», работающие в масляной ванне. В итоге видно, что это автоматическая коробка с возможностью ручного управления, хотя зачастую данный пункт игнорируется.
На практике ручные коробки также делятся по различным признакам, например, по типу кинематической схемы — двух- или трехвальные, что определяется количеством пар шестерен, участвующих в трансформации крутящего момента в пределах одной передачи. Но сегодня мы не будем углубляться в эти технические детали и решим, что механика — это автомобили с тремя педалями, а автомат — с двумя. Для большинства автолюбителей такая информация будет более чем достаточной.
Три педали и рычаг переключения передач — это выбор для тех, кто умеет и, что более важно, любит управлять автомобилем, а не просто стаскиваться по дороге.
Экономия при покупке
Одним из первых плюсов ручной коробки передач становится стоимость автомобиля в автосалоне. В большинстве случаев автоматические трансмиссии значительно увеличивают стоимость покупки. Существует, конечно, исключение, как, например, экономная коробка АМТ российского производства, созданная на базе ручной, которая наряду с управляющей электроникой и исполнительными механизмами ZF имеет минимальную надбавку. В то же время, например, японский 4-ступенчатый автомат от фирмы Jatco значительно увеличивает стоимость автомобиля на 60 000 рублей.
Однако чем выше класс автомобиля, тем меньше значение ценовой разницы. Нынешние покупатели автомобилей в премиум-сегменте охотнее выбирают комфорт, нежели заботятся о стоимости. Примером служит Kia Rio, где 78% клиентов отдают предпочтение автоматам, несмотря на то, что двухпедальная версия стоит всего на 40 000 рублей больше.
Чем отличается механика от автомата
Разница между механическими и автоматическими коробками передач может быть как объективной (с точки зрения расхода топлива и конструктивных особенностей), так и субъективной (основанной на удобстве езды для определенного водителя и конкретной модели автомобиля).
Одним из главных отличий является необходимость постоянного контроля положения педали сцепления при использовании механической коробки. Хотя, казалось бы, в чем проблема? Но именно этой нюанс делает МКПП менее привлекательной для большинства начинающих водителей.
Механика: плюсы
Она имеет свои преимущества, начиная с экономии топлива. Правильная смена передач ведет к эффективному сгоранию и минимизирует лишние расходы. Эффективность работы механической трансмиссии позволяет экономить до 7% топлива по сравнению с автоматом.
Еще одним важным плюсом является надежность механических коробок. Заменять все механические части в процессе эксплуатации — крайне редкое явление. Обычно они служат достаточно долго, в то время как автоматические коробки могут подводить своих владельцев уже через 250 000 километров пробега. Их детали сложнее заменять, а соответственно, общее обслуживание выйдет дороже.
Если возникнет экстренная ситуация, преимущества механической трансмиссии становятся наглядными. Автомобиль с МКПП можно запустить при помощи другого транспортного средства, даже если аккумулятор разрядился или стартер не работает. Процесс буксировки не станет проблемой, поскольку механика это позволяет, а вот автоматическая коробка не выдержит таких испытаний.
Механика: минусы
Самый значимый недостаток — это сложность во владении. Новички зачастую могут столкнуться с трудностями в переключении передач, и неправильные действия могут привести к перегрузке двигателя.
Кроме того, в процессе переключения передач происходит потеря мощности двигателя. Это относится к многоступенчатой конструкции МТ, и такое явление невозможно избежать при смене скоростного режима.
Сложность в управлении механической коробкой – это достаточно субъективный аспект. Для многих водителей привилегией остаётся возможность самоактивного контроля над автомобилем, что делает вождение более увлекательным.
Автомат: плюсы
Основной плюс автоматических трансмиссий заключается в простоте использования. Это идеальный выбор для тех, кто считает управление автомобилем с механизмом сцепления и постоянным переключением передач источником стресса. Однако это не значит, что управление АКПП допускает безразличный подход; комфорт в этом случае предопределяется собственным опытом и внимательностью водителя.
Плавный переход между передачами позволяет поддерживать высокий КПД двигателя независимо от условий. Благодаря автоматизированному процессу, движок не перегревается, так как система выбирает оптимальную передачу. Тем не менее, водители могут заметить более медленный разгон и сложности при запуске двигателя в холодное время года.
Робот, вариатор, механика или автомат? Какая коробка лучше и почему
Механическая коробка передач занимает особое место среди современных трансмиссий. Есть мнение, что её время уходит, и она останется только на очень экономичных автомобилях или, наоборот, на дорогих моделях для тех, кто стремится к контролю. Выделим основные плюсы и минусы механических коробок передач.
К положительным аспектам механических коробок можно отнести простоту конструкции, дешевизну ремонта и наличие хорошего ресурса. Например, запуск мотора при обесточке аккумулятора проходит легче, отсутствие трудностей с буксировкой и возможность самостоятельно выбраться из сцепления в сложных условиях, таких как грязь. Кроме того, существует лучшие шансы на надежность механики в плане управления для тех, кто любит полный контроль над автомобилем.
Теперь к отрицательным сторонам. Для неопытного водителя три педали под ногами могут оказаться трудной задачей. Трудности на старте, особенно в гору — это нередкая проблема, и подобные автомобили часто откатываются на светофорах, так как неопытные владельцы не всегда обращают на это внимание. В пробках необходимость постоянного переключения передач может быть весьма утомительной.
Так или иначе, механические коробки остаются одними из самых надежных. Переходя к автоматам, стоит начать с роботизированных трансмиссий.
Роботы, встречающиеся на моделях, например, Весты или Иксрей, представляют собой упрощенные автоматизированные механики. Они выигрывают в надежности и простоте ремонта, но могут откатываться назад так же, как и механика. Кроме того, у них могут наблюдаться проблемы с перегревом, замедленной реакцией и рывками при переключении.
Роботы с двумя сцеплениями
Модели, оснащенные такой системой, достаточно популярны на автомобилях Volkswagen, Škoda, Ford и Mini. Главная особенность в том, что переключением передач управляют разные диски сцепления, обеспечивая мгновенное переключение, что обеспечивает быструю динамику и эффективность. Однако они менее надежны и имеют более высокие эксплуатационные расходы.
Вариаторы
Такой тип трансмиссий считается идеальным, поскольку не имеет привычных переключений. Они используют конусообразные диски для создания шкивов с перемальными диаметрами. Следовательно, во время движения автомобили с вариаторами не откатываются назад. Но недостатком этих трансмиссий считается их надежность.
Клиноременные вариаторы (например, Mitsubishi Outlander, Nissan Qashqai) имеют гидротрансформатор и плавно запускают движение. Такие коробки легче и дешевле гидромеханики, но со временем срок службы ремня может составить лишь 150 000 километров.
Клиноцепные вариаторы (например, Audi A6, Subaru Forester) также имеют свои недостатки, среди которых ограничения в передаче крутящего момента.
Редакция рекомендует:
(228 оценок, среднее: 3,36 из 5)
Всем привет. Я правильно понимаю, что механическая коробка передач навсегда останется у нас. Если кто-то не разбирается в этом или неправильно использует коробку, у водителей и пассажиров это может вызвать недовольство. Однако важно понимать, что центром внимания всегда будет процент вашего контроля. Некоторые могут считать вариатор и автоматическими трансмиссиями абсолютно одинаковыми, но они представляют собой разные технологии.
Что касается практического опыта, мой опыт показывает, что механика и роботизированные трансмиссии имеют ресурс в диапазоне 200-300 тысяч километров, а что касается вариатора, проблемы могут возникнуть с ремнем или цепью, что затрудняет ремонт в случае поломки. Автомат также может подвести своих владельцев, так как гидроблок подвержен поломкам из-за загрязнения масла.
Что касается роботов, их сцепление служит от 25 до 40 тысяч км, а его замена оказывается в четыре раза дороже стандартного.
Рено Гранд Сценик 3 — моя машина, которую я купил с пробегом 70 тыс. И сейчас на одометре уже 270 тыс. Я вполне доволен работой робота.
Кто из вас когда-либо ремонтировал одну из перечисленных коробок? Знакомились ли с конструкцией и принципом работы на практике? Хорошо ли вы понимаете, что на роботе сцепление может служить меньше, чем на механике, но существует множество других аспектов, которые стоят внимания?
Автомобили с механическими трансмиссиями, как например, Лада Веста или Иксрей, имеют системы помощи при старте на горке, исключающие откатывание назад.
Чувствуется, что статья оставляет некоторые вопросы открытыми. На самом деле, вариатор по предоставленным характеристикам может быть лучшим вариантом, но при этом наблюдаются средние показатели по обслуживанию. Рассматривая роботизированные трансмиссии, многие сосредотачиваются на примерах устаревших устройств, что не совсем полезно. Тем не менее, гидромеханические трансмиссии требуют более детального внимания и рассматривания их производительности и надежности.
Тем не менее, мне нравятся трансмиссии Toyota e-CVT. Они сочетают в себе преимущества вариатора с плавностью хода и надежностью гидромеханики, что делает их настоящими «миллионниками». Однако их устанавливают лишь на гибридные модели.
Важно отметить, что на механике водителям проще выбираться из трудных ситуаций, например, когда машина застревает. Резюмируя, механика предоставляет больше опций для управления автомобилем, чем автомат, что делает её привлекательной для определенной аудитории.
На каком автомобиле можно ездить после экзаменов
При успешной сдаче экзамена вам вручается важный водительский документ, в котором указана категория «В», что автоматически открывает доступ к категории «В1» для управления квадрициклом и трициклом.
Категория «В» подразумевает возможность управления автомобилем с весом до 3,5 тонн и прицепом массой не более 750 кг.
Важно также учитывать тип коробки передач. Если вы сдали экзамен на МКПП, вам разрешено управлять как автомобилями с механическими коробками, так и с автоматическими. Однако, если вы получали права на автомате, управлять механикой будет запрещено, и за это предусмотрены штрафы от 5 000 до 15 000 рублей.
Поэтому обязательно выбирайте коробку передач для занятий в автошколе осознанно. В автошколе Техника у вас есть возможность попрактиковаться в управлении как с МКПП, так и с АКПП, чтобы понять лучше, что именно вам подходит.
Желаем вам удачного обучения и безопасного вождения!