Не следует также запрещать женщине принимать таинство Святого Причастия в этот период. Если она не решается принять его из большого благочестия, это похвально, но она не совершает греха, принимая его….. Также не является грехом для женщины иметь месячные, так как они исходят от ее природы…..
Можно ли с месячными в церковь
- Рубрики
- Библеистика
- Новый Завет
- Ветхий Завет
- Текстология
- Исагогика
- Экзегетика и герменевтика
- Библейская археология
- Греко-еврейская литература эллинистического периода и апокрифы
- Библейская история
- Догматическое богословие
- Патрология
- Апологетическое (основное) богословие
- Сравнительное богословие
- Вероучение Восточнохристианских (нехалкидонских) Церквей
- Нравственное богословие
- Литургическое богословие
- История Древней Церкви
- История поместных и автономных Церквей
- История Русской Православной Церкви
- Агиология и агиография
- Церковная археология
- История религий
- История сект и новых религиозных движений
- История протестантизма
- Монастыри и монашество
- Литургика
- Гомилетика
- Церковное право
- Церковные искусства
- Пастырское богословие
- Миссия Церкви
- Социальное служение
- Церковь и государство
- Религия и наука
- Религиозное образование и воспитание
- Межхристианский диалог
- Всеобщая история
- Отечественная история
- Славяноведение
- Византология
- Вспомогательные исторические дисциплины
- Философия
- Религиоведение
- Психология
- Культурология
- Искусствоведение
- Литературоведение
- Антропология
- Социология
- Политология
- Филология
- Экономика
- Педагогика
- Логика
- Естествознание
- Библиотечное дело
- Журналистика
Комментарии
Пост не только для тела, но и для души Дорогие читатели портала! Сердечно поздравляю вас с началом Великой Четыредесятницы! С самых первых веков христианской Церкви этот постный сезон посвящен посту самого Господа Иисуса Христа в пустыне и искупительным страданиям Спасителя на Голгофе. Читать далее
Епископ Звенигородский, ректор Московской духовной академии
Тема недели: Преподобные и праведные XX века. Прославление святых в постсоветское время
Священников часто спрашивают, запрещает ли Православная Церковь вообще женщинам приходить в церковь и участвовать в таинствах в дни менструации, потому что это нормальное состояние — сама ветхозаветная «нечистота». Автор рассуждает по этому вопросу, опираясь на мнения святых отцов.
Снова и снова поднимается вопрос о том, должна ли женщина, у которой менструация, ходить в церковь и участвовать в таинствах Православной Церкви. Сразу хочу сказать, что эта статья — не попытка дать однозначный ответ в пользу той или иной точки зрения, а размышление, основанное на имеющихся фактах. С самого начала хочу отметить, что я намеренно цитирую многих известных личностей по всему тексту, чтобы избежать недокументированного изложения и отразить не свое собственное мнение, а взгляды уважаемых личностей.
В Ветхом Завете много говорится о том, что должна делать женщина с кровотечением и как окружающие должны вести себя с ней в это время: «Если муж ее переспит с нею, то нечистота ее падет на него; он будет нечист семь дней…» (Левит 15:24); «Если у женщины кровотечение из тела ее, то она должна сидеть семь дней, пока очистится, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера. …» (Левит 15:19); «Если мужчина ляжет с женщиной, когда она больна и очищается, и откроет наготу ее, то он откроет истечение крови ее, и она откроет истечение крови своей; оба они должны быть вырезаны из среды народа своего» (Левит 20:18). Это далеко не все, что написано в Ветхом Завете о менструации. Однако одно ясное послание очевидно: менструирующая женщина нечиста, и всякий, кто прикасается к ней, также нечист.
В Святом Евангелии есть яркий эпизод об исцелении Спасителем кровоточивой женщины: «Когда Он шел, толпа теснила Его. Женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением и все состояние свое истратила на врачей, но никто не мог исцелить ее, пошла за Ним и прикоснулась к подолу одежды Его; тотчас кровь ее перестала течь. И сказал Иисус: «Кто прикоснулся ко Мне?». Когда же все они отреклись, Петр и бывшие с ним сказали: «Учитель, народ окружает Тебя. Народ окружает тебя и давит на тебя, а ты говоришь: «Кто прикоснулся ко Мне?». Но Иисус сказал: «Кто-то прикоснулся ко Мне, ибо Я почувствовал силу, исходящую от Меня». Когда женщина увидела, что ее не скрывают, она с трепетом подошла к Нему, упала перед Ним и объяснила Ему перед всем миром, почему она прикоснулась к Нему и как она мгновенно исцелилась. Он сказал ей: «Улыбнись, дочь моя! Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Луки 8:42-48).
Я не буду делать свой комментарий, а процитирую слова святого отца. Старец Ефрем Сирин, анализируя этот эпизод Евангелия, пишет следующие строки: «Так друзья его укреплялись в вере человеческой, а враги его обличались и наказывались….. Враги же Его более готовы были сделать из Него камень преткновения, говоря: «Он не знает закона, ибо прикоснулась к Нему женщина, нечистая по закону, и Он не отверг ее». Те, кто лишил себя света, закрыв голову своими руками, не понимали, что сила, которой очищаются нечистые вещи, не может быть осквернена никакой нечистотой. Ибо если огонь своей силой очищает золото и другие нечистые вещи, сам не становясь нечистым, то тем более сила Божества Христова очищает, сама не становясь нечистой. Ибо огонь не нуждается в очищении; действительно, ничто не может осквернить его. Чистое и нечистое, хотя и разделенные некоторым расстоянием, (тем не менее) смешиваются вместе, когда порыв ветра и сильный жар солнца достигают его, показывая, что нет ничего нечистого, кроме того, что оскверняет жизнь свободы. «1 И это удивительное евангельское повествование перекликается со словами святого Павла: «Знаю и верую в Господа Иисуса, что ничто нечисто само по себе; только для того, кто считает что-нибудь нечистым, оно нечисто» (Рим. 14:14). Из этого мы видим, что не телесная нечистота, а нечистота духа является реальным препятствием для общения с Богом и участия в Его дарах.
Можно ли с месячными в церковь — история
Концепция женской нечистоты старше христианства. Например, языческим жрицам не разрешалось совершать священные ритуалы во время месячных и после родов. Всем остальным жрецам и служителям культа запрещалось прикасаться к ним, иначе они тоже становились нечистыми. Вера в опасность менструального кровотечения сохранялась и укреплялась среди древних евреев. В иудаизме до сих пор считается, что женщине во время менструации нельзя находиться в храме и делать некоторые другие вещи (например, вступать в половую связь с мужчиной). В христианстве вопрос ритуальной чистоты неоднократно рассматривался в Ветхом и Новом Заветах, а также в трудах Отцов Церкви и современных богословов. В результате взгляды на то, можно ли ходить в церковь во время менструации, постепенно менялись.
Ветхий и Новый заветы
В священной книге Левит говорится, что женщина нечиста во время менструации и после родов. Следовательно, ей не разрешается посещать храм и прикасаться к тем, кто находится в состоянии ритуальной чистоты. В первом Евангелии от Иакова упоминается, что сама Дева Мария последовала этому обычаю и в возрасте двенадцати лет отправилась в дом своего будущего мужа Иосифа, чтобы не осквернять жилище Господа (до этого она жила в храме).
После прихода на землю Иисуса Христа понимание благочестия в старом мире радикально изменилось. Христос провозгласил, что чистым или нечистым человека делают его намерения и поступки, то есть категории стали более нравственными. В Новом Завете говорится, что однажды к Спасителю пришла кровоточивая женщина и ухватилась за подол Его одежды, надеясь получить исцеление. Он не оттолкнул ее и не осудил, но исцелил и похвалил за веру.
Тексты богословов
Начиная с середины второго века, Отцы Церкви много занимались ветхозаветными заповедями о ритуальной нечистоте. Однако они трактовались не буквально, а символически. У Мефодия Олимпийского и Оригена термины «чистый» и «нечистый» относятся к добродетели и греху, а не к состоянию тела. Они считали, что таинства крещения и Святого Причастия достаточно очищают верующего христианина, чтобы он больше не мог оскверняться тем, о чем говорилось в книгах Ветхого Завета. Исходя из этого, отцы Церкви считали допустимым смягчить или отменить некоторые древние запреты, например, разрешение супружеским парам не мыться после интимных отношений. В тексте, известном как «Сирийская доктрина», женщин прямо призывают молиться и причащаться во время месячных, поскольку в случае внезапной смерти они уйдут в мир иной «пустыми», то есть без Бога. Поскольку Спаситель Сам исцелил кровоточивую женщину, мы не должны отворачиваться даже в такой ситуации, согласно учению Дионисия Александрийского.
Дионисий Александрийский также вспоминает этот эпизод в своих рассуждениях о ритуальной нечистоте, но приходит к противоположному выводу. Он говорит, что женщина ухватилась за подол одежды Иисуса Христа, но сама не прикасалась к нему, поэтому во время менструации нельзя прикасаться к святыням и входить в храм, но можно молиться и просить Бога о помощи.
В начале седьмого века папа Григорий выступил против запрета женщинам посещать церковь и причащаться во время менструации. Он утверждал, что менструация — это совершенно непроизвольное явление, и нельзя считать человека нечистым только потому, что организм выделяет ненужные вещества.
Мнение современной православной церкви
Русская православная церковь занимает официальную позицию, согласно которой женщина может причащаться не только во время менструации. Такое решение было принято на Архиерейском соборе в 2015 году. Все остальное — посещение церкви, целование икон, молитвы, прикосновение к мощам — разрешено. Однако на практике разные представители духовенства придерживаются разных взглядов на этот вопрос. Некоторые до сих пор считают, что во время менструации лучше оставаться дома.
Сербский патриарх Павел написал статью о менструации для христианских женщин. Он пишет, что физическая нечистота не сообщает о духовной нечистоте. Современные средства гигиены полностью исключают риск попадания крови на пол или на священные предметы. Поэтому, выполнив все необходимые гигиенические меры, женщина может идти в церковь и молиться.
Можно ли причащаться во время месячных?
Нет, общество не имеет права. Единственное исключение — когда жизни женщины угрожает опасность. Хотя на Западе уже нет запрета на таинство причастия во время менструации, в нашей стране оно разрешено и поддерживается Церковью
В католицизме вопрос о том, разрешены ли месячные в церкви, давно решен — женщинам разрешено полноценно участвовать в церковной жизни независимо от их физиологии. В иудаизме и исламе менструация до сих пор считается нечистой, поэтому посещение синагоги или мечети во время менструации не допускается. Зарубежные православные церкви предпринимают усилия по отмене запрета на причастие. Хотя мнения священников по этому вопросу разделились, большинство из них считает, что понятие ритуальной нечистоты должно быть отменено. Об этом говорилось на заседании Священного Синода Антиохии (1997) и на Богословской конференции на Крите (2000).
Хождение в храм.
Вспомним эпизод с женщиной с «нечистотой», прикосновение к которой было даже запрещено ветхозаветным людям. Кровоточивая женщина подошла к Господу сзади и коснулась подола Его одежды, после чего болезнь отступила от нее (Мф. 9:20). Господь не осудил и не обличил ее, а наоборот, похвалил за веру.
Простой вопрос: если кровоточащая женщина могла прикоснуться к одежде Господа и исцелиться, то почему менструирующая женщина не могла войти в церковь Господа? Если женщина, прикоснувшаяся к одежде Господа в своей слабости, была права в своей смелости, то почему то, что было позволено одной женщине, не было позволено всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?
Следовательно, нечистая женщина может войти в храм Божий. Вопрос.
Прикосновения к различным святыням.
Говорят, что она не может прикасаться к кресту и изображениям, а также принимать участие в таинстве крещения.
Я хотел бы задать встречный вопрос: Почему наш личный крест, который мы носим на груди, и крестное знамение, которым мы освящаем себя, хуже изображений храма и священнического креста — они одинаково святы!
Поэтому, когда мы входим в храм Божий, можно возлагать руки на все святые предметы, помазываться святым елеем, принимать контрибуцию и жертвенник, присутствовать при таинстве крещения. Это не запрещено верующему человеку. Это ответ на вопросы 2, 3 и 4.
Что Касается Таинства Причастия.
По общему мнению и согласию Отцов, из соображений благочестия женщине с телесной нечистотой лучше воздержаться от Святого Причастия, так же как евангельская женщина с нечистотой не прикасалась к Самому Христу, а только к Его одежде. Опять же, это РЕКОМЕНДАЦИЯ, а не предписание.
Даже в Молитвеннике, когда священник читает молитву за женщину, чтобы она «очистилась» на 40-й день, он дает разрешение на благословение для женщины снова принять Таинство Причастия! Но не как благословение на вход в храм, поскольку в эти дни женщина может войти в храм.
Ветхий Завет и Новый Завет
Согласно ветхозаветным предписаниям (Левит 15:19), женщины, у которых шла кровь, отделялись от остальных, и даже прикосновение к ним считалось нечистотой. Такому человеку (прикоснувшемуся к нечистой женщине) не разрешалось входить в храм.
Менструация, по их мнению, напоминала об испорченности человеческой природы грехом и являлась «мертвым яйцом» — ребенком, который не родился.
Дева Мария жила в храме только до 12 лет, когда она была обручена и отправлена к святому Иосифу, чтобы не осквернять храм.
В Новом Завете физическая нечистота не делает никого морально или молитвенно нечистым, поэтому вы можете молиться когда и где хотите. В Новом Завете нет указаний на то, можно ли ходить в храм и причащаться во время менструации. Однако Книга правил прямо запрещает женщине участвовать в таинстве Евхаристии во время месячных.
В Русской православной церкви XII века каноны запрещали женщине находиться в церкви в дни очищения, иначе на нее налагалась строгая шестимесячная епитимья.
Можно ли ходить в церковь во время месячных: правила поведения в соборе
Дни месячных — неотъемлемый спутник женщины с момента полового созревания до наступления менопаузы. Циклическое выделение крови — признак здоровья репродуктивных органов и организма в целом. Но может ли это проявление физического благополучия влиять на духовную жизнь? Как следует интерпретировать женский цикл с религиозной точки зрения? Допустимо ли совершать намаз во время менструации? Можно ли ходить в церковь во время менструации? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах, обратившись к Священному Писанию и мнениям святых отцов Церкви.
Менструация по Новому Завету
Христианство периода Нового Завета более снисходительно относится к участию женщин в церковной жизни в критические дни. Это изменение перспективы и, следовательно, богословской интерпретации связано с новым пониманием человеческой личности. Иисус Христос, страдая за грехи человечества на кресте, освободил человечество от смертных уз тела. Отныне только духовность и чистота, сила духа, имеют первостепенное значение. Бог создал женщину, которая кровоточит из месяца в месяц; поэтому в менструации нет ничего противоестественного. Нет ничего плотского, что мешало бы чистому и искреннему желанию общения с Богом.
Здесь уместно вспомнить апостола Павла. Он утверждает, что все творение Божье прекрасно и что в нем не может быть ничего, что оскверняет Творца. Новый Завет не дает четкого ответа на вопрос, допустимо ли посещать святые места во время менструации. Эта позиция вызвала споры среди Отцов Церкви. Некоторые утверждали, что запрет на посещение девушкой церкви противоречит самому учению христианства. В поддержку своих аргументов богословы, придерживающиеся этой точки зрения, приводят библейскую притчу об Иисусе и женщине, у которой долго шла кровь.
Когда она прикоснулась к нижней части одежды Спасителя, то получила исцеление, а Сын Человеческий не только не оттолкнул страдалицу, но сказал ей: «Мужайся, дочь моя!». Многие женщины спрашивают, можно ли читать молитвы дома во время менструации. Не будет ли это отклонением от принятых правил? Христианство снисходительно относится к этому вопросу и не считает месячные препятствием для общения с Богом.
Можно ли заходить в церковь в “нечистые” дни
Однозначного ответа священника о том, можно ли заходить в церковь во время месячных, нет. Необходимо получить благословение пресвитера той церкви, в которую женщина хочет пойти.
Помните, что духовные вопросы сугубо индивидуальны. В случаях крайнего расстройства или духовного смятения священник не откажет женщине в исповеди. Физическая «нечистота» не будет препятствием. Двери дома Божьего всегда открыты для всех нуждающихся. Не существует строгих правил правильного или неправильного поведения в вопросах веры. Для Бога и женщина, и мужчина — любимые дети, которые всегда найдут прибежище в Его любящих объятиях.
Если существует запрет на посещение собора, естественно возникает вопрос, можно ли крестить ребенка во время месячных и что делать, если нет возможности отложить это событие. Перейдите по ссылке, чтобы получить ответы на эти вопросы.
Посещение церкви в критические дни
При необходимости женщине не запрещается посещать церковь во время месячных, но существуют определенные ограничения
- в эти дни нельзя принимать Таинство Крещения (креститься самой или быть крестной для кого-либо);
- запрещено причастие;
- не допускается венчание;
- запрещены исповедь и покаяние;
- нельзя прикладываться к святым мощам и церковным атрибутам.
Если ребенка крестят до 40-го дня после рождения, матери не разрешается посещать церковь, потому что ей нужно время, чтобы очиститься и восстановиться после родов. Священники рекомендуют не проводить обряд до 40-го дня. Исключение делается для больных и слабых младенцев.
После того как над матерью прочитают специальную разрешительную молитву, ей разрешается посетить святилище.
Если месячные не начинаются вовремя, а в этот период планируется важное событие, следует посоветоваться со священником и перенести время проведения обряда.
Исповедь в критические дни
Здоровая женщина не должна идти на исповедь во время месячных. Исключение составляют только больные или умирающие прихожане. Священник не имеет права отказать им в исповеди и Святом Причастии и будет молиться о здоровье православной христианки.
Если менструация началась неожиданно, необходимо предупредить священника и перенести обряд на другой день. В критические дни прихожанке лучше всего молиться дома, не посещая церковь.
Выводы
Прямого запрета для женщин во время менструации больше не существует. Можно войти в церковь, помолиться, поставить свечу или заказать мессу. Нельзя участвовать в православных таинствах, никто не будет спрашивать о наличии или отсутствии месячных у женщины, но вековые традиции нужно уважать.
В случае серьезного заболевания, сопровождающегося кровотечением, или состояния, угрожающего жизни, следует обратиться к священнику. В этих случаях проблема решается индивидуально для каждого человека.
Принимая решение о посещении церкви в этот период, следует помнить, что каждый православный христианин несет ответственность перед Господом за свои поступки. Можно прийти в церковь с искренней молитвой, просьбой о здоровье или поминовением, но не стоит спешить с причастием только потому, что обряд назначен заранее, все уже подготовлено и священник не будет строить предположений о состоянии пришедшей в церковь дамы.
Что говорит Новый Завет о похода в церковь с месячными
Слова апостола Павла из Нового Завета убеждают нас в том, что все, что создал Бог, прекрасно. Процессы, которыми наделено человеческое тело, совершенно естественны. Менструация — важный признак здорового женского организма. Это играет важную роль в бессмысленности запрета на посещение церкви в это время. Сторонником этого факта был и святой Георгий Дуславский. По его словам, женщина с ее процессами является воплощением замысла природы, поэтому нет смысла запрещать ей посещать церковь во время менструации. Главным всегда была и остается душа, духовное состояние.
Менструация больше не является нечистой, она признается как процесс, созданный Богом. С другой стороны, Новый Завет говорит об употреблении в пищу продуктов, запрещенных Торой и не принятых еврейским народом как нечистые. Свинина также считается нечистой.
Еще одной проблемой, с которой столкнулись первые христиане, была допустимость причастия во время менструации. Их поведение зависело от их решения. Одни, согласно традициям и правилам, не прикасались ни к чему священному, другие считали, что только грех может отделить их от любви Господа.
В Новом Завете также есть история о женщине, которая прикоснулась к одежде Бога во время менструации и получила исцеление. Однако Господь не отверг ее, а сказал, что все, что создано природой, является даром Божьим и поэтому естественно.
Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных
Когда возникла новая вера, это время ознаменовалось отсутствием четких понятий как в христианстве, так и в иудаизме. Апостолы больше не обсуждали вопрос о ритуальной нечистоте. Некоторые из них (Мефодий Олимпийский, Ориген, Иустин Мученик) продолжали считать, что нечистота — это грех. Это относилось и к женщинам во время менструации.
Ориген говорил о нечистоте не только менструальных выделений, но и плотских удовольствий. Он игнорировал Божье повеление о том, что когда два человека спариваются, они становятся одним телом (Матфея 19:5). Однако его убеждения не нашли подтверждения в Новом Завете.
Святой Климент в своих Апостольских постановлениях считал, что менструация не должна иметь никакого влияния. Он признавал роды, кровянистые выделения и телесные дефекты совершенно естественными явлениями. По его мнению, различные запреты были придуманы глупыми людьми.
Святой Григорий Евангелист также поддерживал эту позицию.
Позже этот вопрос обсуждался в Совете Ганга. В результате все процессы в женском организме были признаны естественными.
В шестом веке Григорий Великий, папа Римский, поддержал эту позицию. В своем письме к святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструации, он указал, что эти процессы не являются виной женщины, поэтому христианки имеют право совершать различные церковные обряды. Это учение оставалось в силе до семнадцатого века, когда оно было заменено запретом на посещение церкви в дни менструации.
Русская церковь раннего периода – что думает о посещении церкви с месячными
Русская православная церковь часто устанавливала строгие правила в отношении женской менструации или других видов выделений. Вопрос о том, можно ли вообще посещать церковь в дни кровотечений, не задавался. Ответом на этот вопрос было однозначное «нет».
Как указывали новгородские нифоны, церковь принимала статус «профанации» в том случае, если в храме рождался ребенок. В этом случае храм должен был быть запечатан на три дня, очищен вновь и произнесена специальная молитва, которую можно прочитать в «Кирикском дознании».
Люди, которые в это время находились в церкви и наблюдали за этим процессом, становились нечистыми. Чтобы снять это состояние, они должны были очиститься с помощью молитвы Требник.
Если женщина входила в храм без менструации и начинала менструировать, находясь в святилище, она должна была как можно скорее покинуть храм. Если она не покидала храм, ее приговаривали к покаянию в течение шести месяцев.
Сегодня очистительные молитвы Требника также можно услышать в церквях как знак того, что родился ребенок.