Учителя начальных классов, беседовавшие с корреспондентом «Правмира», по-разному относятся к «разговорам о важном». Некоторым нравится, что они получают «доступный материал» и не надо ничего придумывать.
«Мы берем по четыре нагрузки и падаем». Учителя — анонимно и честно о работе в 2022 году
Евгения работает в сельской школе, ее зарплата — 16 тысяч рублей, примерно столько же, сколько у школьного сторожа. Татьяне некогда учить детей, потому что бесконечные выставки, курсы и конкурсы. Надежда ушла из школы, потому что «психика и самооценка важнее». Учителя из районов анонимно и честно рассказали о своей работе в 2022 году.
Низкие оклады
— В этом году в работе учителей ничего особо не изменилось к лучшему, хотя надежды были, — говорит Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права Интеллектуальной школы и сопредседатель профсоюза учителей.
В первую очередь они надеялись на повышение зарплаты». Напомним, что в конце июня Госдума вновь отклонила законопроект о повышении базовой зарплаты учителей до двукратного минимального размера оплаты труда. По данным профсоюза учителей, базовая зарплата (18 часов в неделю) в некоторых регионах по-прежнему составляет 10 000 рублей в месяц.
Елена (имя изменено), учительница в одном из городов Кузбасса, работает за 12 000 рублей:
— Очень много обязательств! Учителей в школе нет, за баллы не платят. Мы берем два-четыре груза и работаем с восьми утра до семи вечера, потом идем домой и ложимся. Некоторые из нас работают в других школах. Денег катастрофически мало. У меня нет времени на семью», — жалуется Елена.
Ее коллега Ольга преподает английский язык в одной из средних школ Екатеринбурга. Заработать скромную зарплату, равную средней зарплате учителя в средней школе по региону, можно, если выполнять одну-две подработки и вести уроки», — говорит Ольга.
Ее оклад составляет 16 200 рублей, надбавка за 22 года стажа — 600 рублей, надбавка за работу классного руководителя — 500 рублей.
В этом году нам пришлось занять две вакансии, потому что три учителя иностранных языков уволились из-за низкой зарплаты». Ольга «не видит стимула платить»:
— Или максимум добавляют две-три тысячи. Мои сильные ученики участвуют во всем — от конкурсов перевода до Всероссийской олимпиады и олимпиады Высшей школы экономики, — говорит Ольга, — они становятся призерами и победителями, я награждаю их пятерками и плачу по 500 рублей за успеваемость, причем не за каждого ученика, а за параллель.
Ольга встает в семь утра и иногда возвращается домой только в шесть вечера, при этом у нее восемь уроков в день.
— У нее остается сил только на то, чтобы стереть тушь, съесть что-то теплое и заправить постель. Семья ее терпит. К счастью, у меня нет маленьких детей.
Евгения всю жизнь проработала учителем начальных классов в одной из маленьких сельских школ Смоленской области. Учитель с высшей категорией там зарабатывает 16 тысяч рублей и меньше, с первой категорией — около 14 тысяч.
— А с нового года зарплата нашего опекуна будет 16 тысяч. Мне придется стать опекуном, — иронизирует Евгения.
Маргарита работает учителем начальных классов в сельской школе в Нижегородской области. Начальная школа, по ее словам, самая низкооплачиваемая. Маргарита работает по 17 часов, не дотягивая даже до базовой ставки. За ученика-инвалида она получает надбавку, к пенсии — 8 тысяч, а без нее — 19 тысяч:
— Как мы можем прожить на эти деньги? Наши ставки такие же, как и во всех других странах. У меня ребенок в школе. Хорошо, что у меня есть жена.
Все время, пока я работал в школе, я не мог ничего откладывать. Приходится планировать покупки заранее, ничего лишнего. Я считаю, что у нас очень незаработанная зарплата. Сколько здоровья, моральной и физической энергии мы тратим! Боимся брать больничные, не можем позволить себе отпуск, потому что нечем заняться.
Конкурсы и акции
В этом году в школе стало больше всевозможных конкурсов и акций, говорит Дмитрий Казаков, активист профсоюза учителей.
После каждого конкурса или акции они должны представить отчет, часто с фотографиями. Учительница русского языка из муниципальной школы в Смоленской области написала корреспонденту «Правмира» письмо об акции «Открытка на фронт», в которой дети должны написать поздравление «солдатам на боевом посту».
«Просим принять участие в акции, опубликовать мероприятие на сайте и прислать фотоотчет в отдел. Квоты: Средние школы не менее 30 открыток, малокомплектные школы не менее 15 открыток», — говорится в письме.
Конкурсы и акции касаются не только патриотического воспитания. В Мордовии, например, недавно прошел конкурс национальных рецептов для школьных столовых, которые готовились в течение недели.
— Мне 57 лет, — говорит Николай, преподаватель истории и обществоведения в одном из административных центров Мордовии, — я сижу в половине одиннадцатого вечера и думаю: «Что, простите за выражение, я делаю за ерунду? Я пишу рецепт блюда для школьной столовой, фото которого мне прислали родители, и завтра я должна его доставить.
В школу постоянно приходят инициативы по почте. Бывает, что классный руководитель должен подготовить мероприятие за три дня и сдать отчет с хэштегами.
Эффективность» учителей оценивается официально, говорит Маргарита из Нижегородского района. В ее школе премии зависят от того, как часто учителя участвуют в конкурсах:
— «Образование как-то отошло на второй план, — рассуждает Маргарита: — Например, есть агитаторы, которые просвещают о здоровом образе жизни, а они показывают сказку. Классный руководитель получает высшие баллы не за содержание, а за красочность и костюмы. Мы не высовываемся, у нас каждую неделю какое-то воспитательное мероприятие, мы заканчиваем одно и сразу начинаем следующее».
«Я ушла из школы в онлайн»: честные рассказы учителей
Пандемия по-разному повлияла на учителей. Одни поняли, как они любят школу, шум на переменах и собрания в комнате для персонала, а другие получили удовольствие от работы в Интернете. Учителя из Экстерната и Фоксфордской домашней школы рассказали нам о своем опыте.
Преподаватель алгебры и геометрии для учеников средних классов в онлайн-школе «Фоксфорд». Общий преподавательский стаж — 10 лет
Я всегда мечтала стать учителем математики: Я работала учителем в 11 классе и была волонтером в научно-математическом клубе старшей школы. Получив диплом учителя, я преподавала в средней школе и вскоре перешла в физико-математическую гимназию.
Проработав там семь лет, я поняла, что мне пора двигаться дальше. Какой бы хорошей ни была школа и какой бы хорошей ни была администрация, школа все равно является частью бюрократической системы. И хотя средняя школа очень старается свести к минимуму бюрократию, которая обременяет учителей, мне стоило огромных усилий выбраться из этой системы. Даже если вы просто хотите взять детей на экскурсию или вести кружок на чистом энтузиазме, вы не уверены, что у вас получится.
Когда возникает мысль бросить школу, ты не знаешь, куда идти. Я могу пойти в другую школу, но это ничего не изменит. Я не могла представить себе, что буду работать по другой специальности, поэтому я пошла к своему преподавателю из Института педагогического образования. Он предложил мне пойти работать в Фоксфорд. Так я стала работать в Фоксфордской школе упражнений и домашней школе и начала преподавать алгебру и геометрию в 7-8 классах.
В Интернете гораздо меньше предрассудков. Я в принципе человек, который любит выделяться из толпы, и за это меня часто били по носу. А в обычной школе я долгое время был самым молодым членом преподавательского состава, поэтому мне постоянно приходилось слышать снисходительный тон и использование слова «ты». На самом деле, как бы мы ни старались воспитать в себе терпимость, мы во многом формируем свое отношение к людям на основе самых разных характеристик. В Интернете же все одинаковы, и многие характеристики остаются в стороне — главное, что важно, это ваш профессионализм. Это помогает работать
Я не вижу особой разницы между преподаванием в аудитории и в Интернете. В любом образовательном процессе есть три части: подготовка, обучение и обратная связь. Некоторые вещи легче делать онлайн, в то время как другие требуют дополнительных усилий.
Подготовка
Подготовить урок онлайн проще. С одной стороны, у вас больше инструментов, с другой стороны, меньше форм. В школе нужно было готовить карточки, презентации, раздаточный материал, и все это должно было быть методически грамотным. Здесь все, что вам нужно для подготовки, — это я и ноутбук. На базе есть большой запас заданий, поэтому не нужно тратить время на поиск книг в библиотеке дома и переписывание заданий.
Мгновенное общение в группе также облегчает подготовку. Если у меня возникает вопрос, я просто пишу в рабочий чат и тут же получаю десяток советов от коллег.
Урок
Сам курс дает столько же эмоций и отнимает меньше. В школе много времени уходит на баланс между дисциплиной и мотивацией: Есть дети, которым что-то интересно, есть те, кому это сложно, и те, кому просто не хочется. Если вы хотите рассказать пяти детям что-то, что их интересует, а остальным 25 — нет, вам приходится отвлекать остальных. Но они понимают, что просто теряют время и теряют интерес к учебе. На линии я могу просто сказать об этом во время перерыва, и те, кто не может услышать это сейчас, могут увидеть это на пленке.
Елена Лебединец
Учитель математики 1–4-х классов в онлайн-школе «Фоксфорд», общий педагогический стаж — 25 лет
После окончания университета я 10 лет работала консультантом по профориентации в педагогическом колледже. В 2000-х годах я преподавал в большой городской школе, стал там помощником директора и помогал осваивать технологии, которые в то время только появлялись. Когда менять ситуацию стало сложнее, я перешла в государственную школу «Взмах» в Санкт-Петербурге на должность заместителя директора. Работать там было бесконечно интересно, но дорога занимала четыре часа, и мне пришлось уехать. Затем меня пригласили работать директором сельской школы в Гатчинском районе. После двух лет работы
Я начал вести свою собственную онлайн-группу по математике и даже разработал мобильное приложение для обучения играм с измерениями. А затем я пришла в Фоксфорд, чтобы вести занятия. Мне хотелось работать в системе, которая была бы похожа на традиционное школьное преподавание, но при этом имела бы преимущества онлайн-формата.
Я не чувствовала себя потерянной в Интернете — наоборот, здесь открылся целый океан возможностей»:
Меньше бумаг
Подотчетность в государственных школах приобретает все большее значение. Она отнимает драгоценное время и никак не влияет на результат, ради которого существует школа — обучение детей и создание условий для развития и применения их способностей. Сейчас я выполняю необходимый минимум бумажной работы: веду учет посещаемости, чтобы родители могли видеть, читает ли ребенок, пишу планы уроков, чтобы руководители могли видеть, что все идет по плану, и даю обратную связь ученикам. Самое главное, я понимаю, что все это значит.
Нововведения
Будучи главным учителем, я сталкивалась и с другими трудностями. Например, незрелые, неуклюжие нововведения — курсы и тесты, добавляемые в учебный план или исключаемые из него. Такие непродуманные изменения не приносят пользы, отнимают время у школьного персонала и ложатся непосильным бременем на детей.
В Интернете нововведения хорошо продуманы, обоснованы и отвечают потребностям детей и учителей. Новые функции платформы делают работу учителей более удобной, помогают детям получать мгновенную обратную связь, а учителю больше не нужно проверять задания.
Команда
В Интернете есть место всем: и опытным гуру, и новичкам. Мы постоянно общаемся с коллегами и регулярно разговариваем по телефону. А оффлайн-встречи в студии и подведение итогов хорошо дополняют виртуальное общение.
В период карантина многие преподаватели имели несчастливый опыт дистанционного обучения. Однако не следует путать это с полностью онлайновым обучением: Школы просто не имеют тех инструментов, которыми пользуются онлайн-школы. Хорошо организованный процесс более удобен и им гораздо легче управлять.
Все мы рано или поздно должны привыкнуть к онлайн-среде. Ведь дети уже там: они не просятся и не ждут на берегу, они уже давно плавают в этом море. Нет смысла кричать им с берега — нужно плыть вместе с ними, видеть эту среду, понимать ее, чтобы защитить их от опасностей и указать на возможности.
Елена Тютина
Классный руководитель и учитель начальных классов в системе развивающего обучения в онлайн-школе «Фоксфорд», общий преподавательский стаж — 17 лет
Я всегда считала себя учителем развивающего обучения. В университетах его не преподают, но мне посчастливилось побывать в экспериментальной «Анаптической школе» в Москве, где авторы системы учебников Эльконина-Давыдова работали с учителями. Так что методика передавалась из рук в руки.
Через несколько лет мы с семьей переехали в Воронежскую область, и я начал работать в обычной сельской школе. Первый класс мне пришлось вести по традиционной системе, но когда я вернул учеников первого класса в класс, мне удалось убедить руководство школы, и я стал работать по развивающей системе обучения.
В том же году случилась пандемия. Казалось, что школа перестала работать: Все просто ждали, когда прекратятся перебои и возобновится нормальное обучение. Я хотела как-то приспособиться: Я искала надежные источники и обращалась за советом к авторам учебников по развивающему обучению. Так я наткнулся на Фоксфорд: я начал пользоваться курсами, которые в то время были открыты для всех желающих. Я прошла курсы и обнаружила, что есть люди, которые вполне уверенно преподают онлайн. Мне это понравилось.
Когда мы снова перешли в офлайн, не было никакой встречи, чтобы обсудить, что это такое и как действовать дальше. Было ясно, что будет второе закрытие, но никто к этому не готовился. Поэтому я решил попробовать свои силы в Фоксфорде.
В режиме онлайн учитель концентрируется исключительно на том, как преподавать, чтобы дети все понимали. Мне не приходится отвлекаться на дисциплину. И на управление классом уходит гораздо меньше времени.
В обычной школе тебя могут немедленно вызвать из класса, чтобы написать «важный» доклад.
То, что формальности могут быть важнее учебы, просто абсурд.
Даже еженедельные собрания в школе теряют свой прежний смысл. В современном мире нет необходимости встречаться, чтобы узнать об изменениях и получить уроки из третьих рук. Вся информация доступна в Интернете с помощью нескольких щелчков мыши. У нас также есть еженедельные онлайн-встречи, но они не занимают так много времени. А если вы заняты, то можете посмотреть заседания на видео и оставить свои предложения и идеи в комментариях.
В сельской школе учителя отвечают за воспитательную, культурную и социальную работу — организуют праздники и тематические мероприятия. А если вы являетесь классным руководителем, вы также проводите родительские собрания, готовите выставки и посещаете семьи, если есть подозрение на неблагополучие — все это делается за счет вашего свободного времени и не оплачивается.
В онлайн-школе есть четыре участника образовательного процесса: учителя, ученики, школа и родители. Когда мы общаемся с родителями учеников, мы говорим на равных, как коллеги. Я принимаю и терплю такие отношения, потому что именно родители обеспечивают мою связь с ребенком.
Если вы увлечены предметом, вам будет интересно его преподавать. Если нет ресурсов для эмоций и тема не увлекает, то и преподавать нечего. Каждый урок доступен в Интернете: любой родитель может посмотреть его или показать родственникам и друзьям. Поэтому я бы посоветовала тем, кто хочет преподавать онлайн, сначала посмотреть, как работают в этом формате опытные учителя. Если, посмотрев чужие онлайн-курсы, вы подумаете: «Да, наверное, я бы и сам так смог», значит, все в порядке.
«Система пытается сделать тебя безликим и серым»: почему молодые учителя не идут работать в школы
Средний возраст учителя в России составляет — об этом в марте заявил министр образования Сергей Кравцов. Молодые люди не хотят становиться учителями из-за низкой зарплаты, отсутствия возможностей для развития, диктата школьных администраций и отсутствия благодарности со стороны детей и родителей. А опытные учителя постепенно уходят на пенсию. Это и приводит к нехватке учителей.
По данным доски вакансий Агентства труда и занятости населения, только в Красноярском крае больше рабочих мест для учителей. Наибольший дефицит наблюдается для учителей иностранных языков — 246 вакансий, учителей математики — 187 вакансий и учителей русского языка и литературы — 171 вакансия. По официальным данным Росстата, средняя зарплата учителей в крае составляет 44,6 тысячи рублей. Однако реальность выглядит не так радужно. Даже опытным учителям приходится очень много работать, чтобы заработать 40 тысяч рублей, средняя зарплата учителя начинается с 16 тысяч рублей.
Саша Симутина, журналист NGS24.RU, пообщалась с молодыми учителями и выяснила, почему они либо вообще не ходят в школу, либо бросают при любой возможности, хотя любят своих детей и свою профессию. Все герои попросили изменить их имена — они боятся за свое будущее в образовании, если расскажут об этом.
Валерия
— Как и многие другие студенты, я пришла работать в школу во время учебы в педагогическом колледже. В душе я никогда не хотел быть учителем и не имел особого стремления стать им. Хотя мои преподаватели говорили мне, что у меня все хорошо и что я обязательно должна стать учителем, первые несколько лет я не воспринимала это всерьез. Но любопытство взяло верх, и я устроилась на работу в школу в Красноярске.
Работа в школе имеет много приятных и важных моментов. Прежде всего, мне нравилось работать с учениками и сам образовательный процесс. И, конечно, для каждого учителя важно видеть успехи своих учеников. Я имею в виду не те, что в аттестатах, а их личные успехи, когда они добиваются значимого для себя результата на тернистом пути самостоятельной деятельности. Иногда даже выступление на уроке — победа над собственной трусостью, застенчивостью. Для кого-то победа — оцененная четверка, а не привычная тройка.
Все ученики очень разные, и к каждому из них нужно найти подход, понять, как мотивировать даже самых недалеких. Учитель — это автор, режиссер и актер в одной роли. Класс — это сцена, на которой нельзя допускать ошибок. Либо ваш материал «доходит», либо вы должны продолжать работать над ним. Только у стендап-комиков есть открытый микрофон, где можно просмотреть материал, но у учителей его нет. Вы должны уметь работать с учениками, работать с аудиторией, подбирать правильные слова, заставлять их думать в нужных местах и где-то смеяться. Чтобы всем было интересно, нужны эмоции.
Я думаю, что о том, что нам не понравилось, можно говорить по четырем основным пунктам:
1. документы. Современная школа — это не дети и образование, а бесконечная бумажная работа, которая отнимает уйму времени.
2. потребительское отношение родителей к учителям и школе. Некоторые родители открыто заявляют, что они родили своего ребенка, отвели его в школу, купили ему канцтовары, тетради, обувь, одежду и все остальное они должны отдать школе. Но ведь задача школы — давать знания и при необходимости корректировать образование, а не воспитывать каждого ученика. Конечно, для таких родителей всегда был отдельный разговор, где все нужно было объяснять, потом отношение менялось, но не для всех.
3. руководство школы, которое всегда безоговорочно принимало сторону учеников и их родителей, даже в самых абсурдных ситуациях. Директору школы было проще «попросить» коллегу уйти в отставку, чем согласиться с ним. К сожалению, все ученики знали об этом и пользовались этим. Директора школ в большинстве своем поддерживали и защищали учителей, но это никого не спасало. Стоит отметить, что так происходит не во всех школах. Все зависит от директора школы
4. система, которая пытается сделать вас безликим, безголосым и серым. Это касается не только учеников, но и учителей. Мне «посчастливилось» попасть в семестр, когда я отказалась работать. Я отказалась отправить фотографию своего бюллетеня директору школы, где я должна была сделать «правильный» выбор, о чем директор ранее сообщил совету факультета. Моя позиция стала поводом для того, чтобы директор вытащил меня на совет факультета и произнес язвительную речь о том, что я кусаю руку, которая меня кормит.
Моя зарплата составляла 16-18 тысяч рублей, а однажды, при максимальной нагрузке, я вытянула зарплату в 25 тысяч рублей.
Николай
— В школе я проработала учителем английского языка около семи лет. Вопрос о выборе профессии не стоял. Английский язык был единственным предметом, который я любила и понимала. Еще в восьмом классе я решила для себя, что буду строить свою жизнь на нем. Но, к сожалению, у меня не было достаточно знаний по другим необходимым предметам, не хватало амбиций и смелости — поэтому я поступила учиться на учителя. Чувствовал ли я какое-то призвание стать учителем? Нет.
Мне нравится чувство, что я вношу свой вклад в развитие общества. Английский язык — это не только общение с незнакомыми людьми, но и развитие памяти и логики, а значит, я помогаю своим ученикам развивать их когнитивные способности.
Я очень радуюсь успехам детей. Для некоторых детей я чувствую себя старшим братом; мне нравится мотивировать их к изучению языка собственным примером.
У меня хорошие отношения с коллегами, мои старшие коллеги помогают мне и поддерживают меня до сих пор. Конечно, иногда их заносит, но я их прощаю, потому что понимаю их опыт и возраст. Важно дать им понять, что вы не один из их протеже, а такой же сотрудник школы, как и они, и что в разговоре с ними не стоит использовать уничижительный тон. В общем, если атмосфера не очень дружелюбная, будьте более дружелюбны и уважительны. Может быть, мне повезло учиться в школе, где не было ощущения «серпантина». Может быть, конфликты и споры просто проходили мимо меня. Но глядя на свою собственную группу, я могу сказать, что она довольно сплоченная. Об этом свидетельствуют различные выезды и мероприятия, на которые мы ходим вместе, а также прямое, уважительное общение между нами на собраниях персонала и совместных семинарах.
Самый большой недостаток работы учителем — это зарплата. Чтобы получать 35-40 тысяч, нужно как минимум + классное руководство + какие-то дополнительные тренинги или ведение кружков. А какая рентабельность может быть у учителя, если у него такая нагрузка? У учителей немыслимое количество часов и задач — только так они могут выжить. Вы проучились несколько лет в университете, владеете рядом предметов, а зарплата у вас такая же, как у работника в другой сфере, где не требуется профессиональная подготовка. Разумно ли это? Нет. И несправедливо. Я зарабатываю 27 тысяч рублей за 36 часов работы, что … Дай бог, еще премия по итогам работы, но она нестабильна, в одном месяце что-то есть, в следующем может ничего не быть.
В своей работе мы никак не влияем на детей с поведенческими проблемами. Есть все виды детей, в том числе и те, которые не понимают правил поведения в школе и в обществе. Часто проблема усугубляется слабостью или ленью родителей этих детей. Конечно, школа пытается «исправить» трудных детей, но эти меры недостаточны или неэффективны, потому что родители и ребенок в конечном итоге не несут ответственности.
Молодых учителей пытаются заставить участвовать во всех школьных мероприятиях, нагрузить их как можно большим количеством заданий и отправить на всевозможные соревнования. Я занималась многими другими делами, помимо преподавания. Мне говорили, что я устала: «Ну, вы молоды, у вас много сил и времени. Но вы понимаете, что эффективность вашей работы снижается, потому что вы заняты другими делами, кроме преподавания.
Что касается детей, то я думаю, что они такие же, как всегда. Есть умные, способные, быстро соображающие, хорошо воспитанные, честные дети, родители которых заботятся о них (это видно сразу, и это здорово!). А есть бунтари, причудливые, шумные и избалованные. В общем и целом, ученики сейчас свободны и раскованны. Они могут не знать границ и не признавать авторитет учителя. Для нашего поколения учитель был фигурой, которая, по определению, требовала уважения и вежливости.
Алина: пришла в школу, вдохновившись примером своих учителей, и чувствует всю ответственность этой профессии
Когда я устроилась в школу после стажировки, один из учителей-наставников пригласил меня к себе на работу. Я считаю, что администрация и другие, более опытные учителя не ценят нового учителя как штатного сотрудника. Для них ты новый, ты ничего не знаешь, и к этому нужно привыкнуть. Конечно, все они тоже прошли через этот этап, и всем им было тяжело, но почему-то в их возрасте об этом забывают. Вначале были моменты, когда меня просто не считали экспертом, а мне нужно было показать свои навыки, все это было сложно.
Как проходили первые уроки
Первые уроки были стрессовыми. Это и сейчас стресс, потому что у тебя нет опыта, и ты боишься сказать что-то не то, боишься быть непонятым и не дать ученикам знаний. Я до сих пор часто думаю об этом: Я мог бы объяснить что-то лучше, я должен был вести себя по-другому. Конечно, я могла бы стараться больше, но это не всегда возможно. Я не хочу тратить слишком много своего времени и здоровья, особенно когда речь идет о небольших деньгах.
Сейчас, когда я продолжаю работать, на мне лежит ответственность за управление классом. Конечно, когда берешь на себя такую нагрузку, сразу видишь профессию учителя другими глазами: это новый этап, отнимающий много времени, но в этом есть и свои плюсы, ты учишься понимать детей и людей. Но я думаю, чтобы стать настоящим учителем, нужно пройти много этапов, это не один и не два года.
Каким не должен быть учитель
Я до сих пор сомневаюсь, правильно ли я делаю и смогу ли я это сделать, смогу ли я кого-то научить, хотя бы дать базовые знания, подготовить к AEP и внести вклад в развитие жизни ребенка. Это, конечно, очень ответственная работа. И вообще, к этой профессии нужно относиться ответственно.
Если учитель постоянно жалуется и халатно относится к работе, лучше вообще уйти из школы.
Настя : р ешила продолжать учительскую династию, и получает удовольствие от работы, несмотря на усталость
Школа для меня — вопрос риторический. Дело в том, что мои родители — учителя, поэтому с самого раннего возраста я видела уроки и учебники в своих тетрадях, и все это очень вдохновляло. Помню, в детстве мама даже брала меня в свой класс, я смотрела, как она учит, а потом приходила домой с впечатлением, что она учит, она ставила плюшевые игрушки и учила. Когда пришло время выбирать профессию, я поняла, что хочу продолжить то, чему меня научили родители.
Начало работы: ожидания и реальность
Я начала работать на 5-м курсе, чтобы набраться опыта, пока я еще училась. Руководство относилось ко мне положительно, несмотря на то, что меня отправляли на экзамены и тесты. Я думаю, что первые уроки прошли хорошо, потому что у меня уже был некоторый опыт: Я помогала маме, пробовала себя в роли учителя.
Но это было нелегко.
После тяжелого рабочего дня, даже после четырех или пяти часов, ты чувствуешь себя так, как будто разгрузил вагон.
Ты физически измотан так, как даже не ожидал, поэтому у меня сложилось впечатление, что работать учителем тяжело. Эта работа тяжелая, и это большой труд, который нужно ценить. Я работаю в своей новой школе уже две недели, и мне это нравится. Я думаю, что буду работать там и дальше.
Катя: поговорила с коллегами и уверена, что учителя — это сверхлюди
Это мой четвертый год работы в школе, а до этого я училась в университете и одновременно преподавала студентам на олимпиадах, помогала им с домашними заданиями и учила их добиваться своих целей. Сейчас я работаю учителем на полную ставку и являюсь членом педагогического коллектива.
Школьный совет дал мне возможность преподавать только литературу, а не русский язык, поэтому я веду уроки в средних и старших классах. Это дает мне возможность взглянуть на учебную программу с разных сторон и точек зрения и работать с детьми разного возраста и мотивации.
С чем сталкивается каждый молодой учитель
Трудности, с которыми я столкнулась в первые дни работы, были такими же, как и у моих одноклассников, которые уже работают учителями. Мы все испытываем примерно одинаковые чувства: воодушевление от общения с учениками и продуктивной работы в классе, тревогу и разочарование, когда все планы не сбываются или когда дети ведут себя не так, как мы ожидаем. Мы все надеемся, что наши усилия окупятся, а наши ошибки станут профессиональным опытом.
Когда вы начинаете работать в школе, вы думаете: сейчас я все сделаю правильно. Но со временем выясняется, что не бывает идеального урока, идеального учителя и идеального класса.
На мой взгляд, самое важное для нового учителя в школе — сохранить свою индивидуальность, научиться принимать многие факторы, которые нельзя изменить, и работать над тем, что можно улучшить.
Так стоит ли работать учителем?
Те, кому точно не стоит работать учителями, — это те, кто не хочет меняться и учиться новому. Те, кто просто хочет заучить материал, не обращая внимания на то, что происходит вокруг, не прилагая усилий, находятся в плохом положении.
Те, кто готов общаться с учениками и старается понять их, увидеть в них личность, достойны работать учителями. Любовь к своему предмету, желание передать детям полезные знания и навыки, запас спокойствия и терпения — обладая этими качествами, учитель может пройти даже самые сложные уроки.
Принципы и условия обработки персональных данных
Защита персональных данных — это защита персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, раскрытия, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных и принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных.
Обработка и обеспечение безопасности персональных данных в Компании осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», внутренних нормативных документов и иных федеральных законов Российской Федерации, определяющих случаи и особенности обработки персональных данных.
Любой субъект данных, который регистрируется на сайте www.littleone.com (например, путем ввода соответствующих данных в регистрационные формы), в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» дает Компании и ее агентам явное согласие на обработку персональных данных и любых других данных, относящихся к субъекту данных, для совершения любого действия (операции) или ряда действий (операций), осуществляемых на основании персональных данных, включая следующие пункты.
Компания имеет право передавать определенные данные своим стратегическим партнерам (консультантам, разработчикам, операторам мобильной связи и поставщикам интернет-услуг), которые проводят анализ массивов данных из интернета и данных из информационных систем с целью классификации объекта в маркетинговых сегментах рынка. Эти технологии позволяют Компании лучше понять потребности клиентов, узнать, какими услугами они пользуются, а также оценить и повысить эффективность этих услуг и рекламы. Информация, обработанная таким образом или с помощью других подобных технологий, не считается персональными данными.
При использовании сайта www.littleone.com субъект данных, нажимая на интерактивные кнопки «Подтвердить», «Принять» или «Продолжить», также дает согласие на обработку персональных данных Компанией в соответствии с настоящей Политикой конфиденциальности и в объеме, необходимом и достаточном для полноценного предоставления соответствующего сервиса или услуги www.littleone.com субъекту данных.
Согласие субъекта данных, указанное в настоящей политике, действует до тех пор, пока субъект данных не отзовет его в соответствии с положениями настоящей политики.
«Я никогда не сомневалась в выборе профессии»
Анна Макарова, учитель начальных классов школы №2033, победитель конкурса «Учитель года 2019 в Москве».
Я учитель начальных классов и учитель английского языка. Мой педагогический стаж составляет 13 лет. С детства я мечтала преподавать, и чем старше становилась, тем острее становилось это желание. Я чувствовала в себе лидерские качества, мне хотелось вести за собой людей, наставлять их и раскрывать их таланты, а где это делать лучше, чем в школе?
На мой взгляд, главная задача учителя — заинтересовать детей, передать им знания, подойти к процессу профессионально и творчески, раскрыть способности каждого ученика. В то же время ни один ребенок не должен быть исключен. Также важно установить контакт с семьей ребенка и вовлечь родителей в совместную деятельность, чтобы они понимали, что интересует их детей.
Профессия учителя благородная, трудная, но интересная — за это я ее и люблю. Как и в любой другой профессии, всегда нужно быть хорошим человеком. За 13 лет работы в школах я ни разу не усомнилась в своем выборе профессии. Общение с детьми, поиск лучших методов их воспитания и постоянное развитие — это смысл моей жизни. Я не только учу детей, но и сама учусь у них чему-то новому.
«С учениками важно соблюдать дистанцию»
Ирина Кучеренко, учитель английского языка школы № 1500.
Я работаю в этой школе с 2003 года. Никогда не думала, что стану учителем, хотя моя мама большую часть жизни преподавала в школе физику. Поскольку меня интересовали иностранные языки, я просто поступила на соответствующий факультет педагогического университета. На третьем курсе, пройдя практику, я поняла, что мне интересно работать с детьми. Поэтому я приняла осознанное решение работать в школе после окончания университета и ни разу об этом не пожалела. Кстати, новые знакомые не сразу верят, что я работаю учителем. У людей есть предубеждение, что учитель — это пожилая женщина в очках и с указующим перстом.
Поскольку моя мать была учительницей, я с ранних лет видела, как она обращалась со своими учениками, что позволяла, а что не позволяла. И когда я сама начала преподавать, у меня уже сложилась определенная модель поведения. В нашей профессии всегда важно дистанцироваться и дать детям понять, что вы их наставник, особенно когда вы молодой учитель и разница в возрасте между вами и вашими учениками очень мала. Когда я только пришла в школу, меня определили в класс для мальчиков, и я как-то сразу нашла с ними общий язык. Они были такими работоспособными и дружелюбными. Но и с другими классами у меня не было проблем. Конечно, мальчики все разные, они не всегда хорошо относятся к учебе и дисциплине. Мы стараемся немного корректировать поведение учеников, но главная задача воспитания лежит на родителях.
Ребенок учится, когда ему что-то интересно и у него что-то получается. Поэтому я стараюсь преподносить даже самые сложные предметы в интересной и простой форме, чтобы все дети могли справиться с заданием и почувствовать себя успешными — это очень мотивирует. Самая прекрасная награда для меня — это огонь в глазах учеников и благодарность выпускников.
В 2017 году наша школа присоединилась к программе «Московская электронная школа». (МЭШ) часть: теперь у нас есть интерактивные доски, мы постепенно перешли на электронный календарь и интерактивные сценарии обучения. До использования системы у меня были лишь зачаточные навыки работы с компьютером, поэтому пришлось проделать большую работу. На разработку первого интерактивного курса у меня ушло около трех месяцев. На сегодняшний день я уже получил 13 грантов за свой вклад в проект. Благодаря MESH я познакомилась с учителями из других школ: когда я вижу в базе данных интересный урок, я пишу автору, чтобы поделиться своим опытом и самой научиться чему-то новому.