Существует особая логика в выборе наказания, которую святые объясняют с помощью примеров, взятых из Священного Писания. Об этом и многих других аспектах учит один из величайших святых отцов церкви — святитель Иоанн Златоуст.
Некоторые люди грешат, но не несут за это наказания: почему Бог не карает плохих людей
Каждый, кто хоть раз размышлял о смысле жизни, понятии высшей справедливости, духовности и вере, не мог не обратить внимания на тот факт, что люди, совершающие злые поступки, зачастую не испытывают никакой ответственности за свои действия. На самом деле, как часто в нашей жизни можно увидеть нечто подобное? Практически никогда. Умные, злые и хитрые люди живут в наслаждении, окутанные роскошью, и обычно добиваются значительных успехов. В то время как те, кто старается следовать заповедям, часто испытывают зависть и живут в смирении, видя, что их жизнь не всегда так хороша.
Почему же Бог не карает грешников? Или же люди просто не замечают тех наказаний, которые посылает Им? Эти вопросы представляют собой настоящую сложную загадку, и на них пытаются найти ответы многие поколения философов, эзотериков и священнослужителей.
О терпении Всевышнего
Поскольку каждому человеку, который хоть немного знаком с основами религиозного учения, известно, что Господь строг, но в то же время и милосерден, многие, наблюдая за отсутствием справедливости и справедливых последствий для грешников, начинают думать, что Господь прощает даже тех, кто не нуждается в покаянии. И, конечно, они задаются вопросом, в чем же на самом деле проявляется строгость Всевышнего.
Тем не менее, помня о милосердии и строгости Бога, люди нередко забывают учитывать еще одно важное качество — терпение. Господь проявляет терпение, и именно поэтому у них создается впечатление о полной безнаказанности грешников. Терпение Божие столь же велико, как и Его милосердие и строгость.
Паисий Святогорец прекрасно выразил мысль о бесконечном терпении Всевышнего, говоря, что:
Он одинаково милосерден как к праведным, так и к грешникам. За заблудших людей Бог позволяет жить без наказания в этой жизни, чтобы у них была возможность прийти к покаянию. Господь терпеливо ожидает момента, когда грешники осознают всю глубину своих проступков и обратятся к Нему с покаянием.
Правосудие Божие совершается не в этой временной жизни. Душа каждого человека явится пред Господом на Страшном Суде и понесет ответ за свои поступки.
Почему Бог не наказывает плохих людей
Посему Бог избирает одних из них для наказания здесь на земле, а других — нет. Он может наказывать некоторых, отвергая их грехи и, возможно, облегчая им наказания в загробной жизни, вразумляя в то же время живущих в нечестии; одновременно же, Он может позволить другим оставаться безнаказанными, чтобы, будучи внимательными к самим себе и увидев Божие долготерпение, они смогли освободиться как от земного, так и от будущего наказания.
Если они останутся в нечестии и не поймут сообщений от Бога, то их ждёт еще более строгое наказание за их крайнюю небрежность. Если кто-то, кто считает себя хорошо осведомленным, будет возмущаться тем, что терпящие наказание страдают несправедливо (потому что у них была бы возможность покаяться), мы можем сказать, что если бы Бог предвидел их раскаяние, то и не наказывал бы их. А Он оставляет без наказания тех, кто, по Его знанию, останется неисправимыми.
Так же, и тем более, тех, кто, по мнению Божию, мог бы использовать свое долготерпение на благо, Он пощадит в нынешней жизни, чтобы дать им возможность обратиться к покаянию. Наказания слагаются таким образом, что самым длительным и страшным результатом является обращение на путь добра. Если же Он поражает их раньше, то так Он и облегчает наказания для них после смерти, и вразумляет остальных, показывая им примеры наказаний.
Таким образом, действия Бога направлены на то, чтобы оставшиеся живыми были в шоке и страде своих собственных грехов, восхваляя одновременно Божье долготерпение, и познавая стыд за свои нечестивые поступки.
Почему Бог наказывает хороших людей
Чтобы убедиться в правоте этого утверждения, следует обратить внимание на конкретные примеры. В одном из случаев, когда Пилат смешал кровь галилеян с жертвами, некоторые люди пришли и сообщили об этом Христу; Он же ответил: “Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех других галилеян, что они так пострадали? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк. 13:2-3).
Еще одни восемнадцать человек, оставившие свои жизни под развалинами одной из башен, страдали подобным образом; и на них Христос сказал то же самое (Лк. 13:4-5). Слова “думаете ли вы, что эти люди были грешнее остальных? Нет, я говорю вам” подчеркивают, что те, кто остался в живых, не были защищены от таких же испытаний, а слова «если не покаетесь, все так же погибнете» показывают, что Господь допустил их страдания, чтобы остальные задумались и, устрашившись, пришли к покаянию, тем самым став наследниками Царствия Небесного.
Может возникнуть вопрос, почему кто-то наказывается ради блага других? Не для этого такой человек наказывается, а за свои собственные грехи; тем не менее его наказание становится средством к спасению для внимательных, побуждая их к исправлению благодаря страху от случившегося.
Так происходит и в обычной жизни: наказав одного слугу, хозяева обычно побуждают остальных позаботиться о своей ответственности.
Таким образом, когда ты видишь, что кто-то погиб при кораблекрушении, или был задавлен рухнувшим зданием, или стал жертвой пожара, или утонул в реке, или каким-либо другим насильственным образом окончил жизнь, в то время как другие, возможно, совершали такие же или даже худшие поступки, и при этом у них все обошлось, не стоит смущаться и задаваться вопросом: почему одни, совершившие аналогичные грехи, не понесли таких же последствий?
Жажда наказания или Почему Бог не наказывает плохих людей
Мы постоянно заняты чем-то: думаем о чем-то, выполняем какие-то действия, едим или разрабатываем программные коды. За каждым нашим действием стоит какая-то цель; невозможно заниматься чем-то без цели. Даже если мы просто прогуливаемся, не делая ничего и не размышляя, у нас по-прежнему может быть множество различных целей: кто-то убивает время, кто-то ждет чего-то, а кто-то — о чем-то думает.
При этом, живя в обществе, мы неизбежно оказываем влияние на окружающих своим поведением, определенным образом затрагивая их, как в прямом, так и в переносном смысле. Русский язык всегда очень точен в своих определениях и использует различные слова для обозначения понятия “зацепить” — можно задеть локтем, пройти мимо, находясь на расстоянии, или поступить это случайно или преднамеренно. Так же можно задевать и чувства людей, и в этом случае также возможно как случайное, так и преднамеренное воздействие.
Поэтому, в любом случае, наша деятельность всегда вызывает ответную реакцию. Иногда эта реакция бывает положительной, иногда отрицательной, но никогда не бывает так, чтобы реакции не было. Даже если кто-то не демонстрирует никаких эмоций, у него все равно могут быть свои причины скрывать их, но эта реакция неизбежно происходит. Даже бойкот — это ответная реакция, а это означает, что она такой же эффективный способ выражения своего мнения, как и наложение санкций.
Реакция может проявляться не только по знаку, но и по качеству оценки. Чью-то деятельность или поведение может вдохновлять, кому-то они могут казаться раздражающими, кто-то восхищается, а кто-то может чувствовать обиду.
Иногда отсутствие реакции может быть не менее обидным, чем присутствие. Чувство заброшенности, когда о тебе забывают, тоже может приносить боль.
В зависимости от нашего эмоционального (читай: энергетического) состояния в данный момент мы реагируем на любую активность. Если у нас много энергии, мы прямо начинаем отвечать — вступаем в словесные разборки (это происходит довольно часто, особенно с помощью социальных сетей) или даже в физические конфликты (что сейчас, к счастью, встречается гораздо реже!).
Если энергии у нас недостаточно, мы можем начать требовать помощи, или в некоторых случаях просто стремимся к тому, чтобы наказать тех, кто нас обидел. Мы обращаемся за помощью к общественным структурам (обычно через социальные сети), к судебным властям или даже к Богу. Ощущение недопустимости допускает только то, что зло по отношению к кому-либо должно остаться безнаказанным!
Такой ответ является типичным, когда нас это касается не так сильно: наша цель — показать себя в лучшем свете, заработать внимание к своей персоне через негатив, без особой реальной привязанности. Если это затронуло лишь на поверхностном уровне, мы реагируем по существу лишь формально, но публично.
Но если кто-то пробуждает в нас настоящие глубокие чувства — обиды, ненависти, гнева, — это может создать внутреннюю реакцию важного характера. Поскольку такая «больная точка» не нравится, мы зачастую предпочитаем скрывать её от окружающих. Мужчина, у которого болит спина, может не сознавать, что мог бы об этом говорить; он показывает внешнюю силу, когда на самом деле страдает внутренне. “А меня-то это не задевает!” — убеждаем мы сами себя, игнорируя собственные переживания. Иногда у нас возникает мысль: “Почему не вспомнили обо мне, почему не обратили на меня внимания?” — и это тоже может причинить уязвимость и боль, на которую хотелось бы обратить внимание.
Наказание в земной жизни
Исследования и разговоры о наказаниях, определённо, характеризуют некоторые моменты в Новом Завете, в которых говорится о том, что Бог способен наказывать людей не только в загробной жизни, но и в земном существовании. Так, Господь через апостола Павла ослепляет лжепророка. А супружескую пару — Ананию и Сапфиру — за грех сребролюбия и лицемерия Бог карает смертью, подчеркивая необходимость справедливости. Не зря ученики обращаются к Христу с восклицанием: “Боже карающий, Боже милосердный,” подчеркивая, что Он может совершать кары в ходе существования в этом мире.
Игумен Никон (Воробьев), в своих проповедях, утверждал, что Всевышний наказывает грешников уже в их земной жизни, но делает это так, что окружающие даже не замечают этих караний. Наказание может проявляться в виде угрызений совести, переживаний, кошмаров, или ощущения одиночества. Все эти кары не очевидны другим людям, однако они становятся довольно ощутимыми для самих грешников.
Более очевидно проявляются такие кары, как болезни, утрата любимых людей или случаи, когда за проступки родителей расплачиваются их дети. Такое наказание дает возможность наглядно прочувствовать тяжесть последствий, когда беды за неблаговидные поступки одних затрагивают близких.
В Боге нет страсти, поэтому Он не может гневаться
Безусловно, в Боге нет страсти. Православное учение никогда не воспринимало гнев и ярость Бога в антропоморфном представлении. Для искажающих Божественное Откровение святой Златоуст уточняет: “Бог гневается не страстью, но праведным возмездием и наказанием” — таким образом, не следует считать это действием страсти. Апостол добавляет: “это праведный суд Божий”. Бог во всем праведен. Отрицающие справедливость Бога подлежат анафеме Церкви (смотрите второй анафематизм, который читается в Неделю Торжества Православия). Бог наказывает и гневается бесстрастно, по справедливой воле отстраняя зло от праведных. Как утверждает святой Августин Блаженный, гнев Божий не есть вспышка эмоций, но скорее Суд, по которому налагается наказание за грех. Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет о необходимости различения между гневом человеческим и Божьим: “Когда мы читаем о гневе или ярости Божией, мы должны понимать это не в человеческом смысле, т.е. не в соответствии с образом человеческого недовольства, а с пониманием, достойным Бога, который всякого рода возмущение чужд.”
Иоанн Кронштадтский высказывает мнение, что Бог не наказывает отступников, чтобы уберечь остальных христиан от искушений злорадства. Ведь получать удовольствие от чужого горя или наслаждаться страданиями других является фактически грехом.
Кроме того, немедленное наказание за злые поступки в земной жизни также требует соответствующего вознаграждения за благое. Иначе говоря, это создало бы у людей впечатление, что после смерти не существует возмездия или вознаграждения. В то время как никакие материальные блага не могут сравниться с благами небесными, так и земные страдания не идут ни в какое сравнение с вечными муками грешной души.
Земная жизнь — это всего лишь временное пребывание души, а главное, что она получит в дальнейшем — это либо вечное блаженство, либо вечная гибель.
Наказание в земной жизни
Вопрос о том, почему Бог не наказывает плохих людей прямо на земле, зачастую мучает умы многих людей. Подобные выхода вопросов всплывают во множестве религиозных и философских учений. Одно можно сказать с полной уверенностью — Всевышний имеет свои неведомые причины и логически осуществляет свою волю на своем уровне.
Земная жизнь является лишь одним из многих испытаний и возможностью для каждого человека. Именно здесь каждый человек делает свой выбор и принимает свои решения. Если бы всё было черно-белым, и каждое злое деяние немедленно каралось, то напрашивается вопрос о смысле существования свободной воли у человека. Именно поэтому в Божьем плане не все открыто и очевидно.
Некоторые утверждают, что Бог накажет всех плохих людей после смерти. Возможно, это так, но также может быть и иначе. Никто не может с полной уверенностью ответить на эти вопросы. Каждое религиозное учение интерпретирует этот момент по-своему. Тем не менее, даже если это верно, то наказание происходит постепенно, очень не всегда принято воспринимать в привычном формате.
На протяжении жизни мы часто наблюдаем, как плохие поступки отдельных людей или целых групп, накапливающих власть и богатство, впоследствии приводят к их утрате и падению. Коррумпированные чиновники, неправедные правители, которые причиняли столько зла своему народу, в итоге терпят крах и исчезают из поля зрения.
Здесь стоит отметить слова одного известного политика, который упомянул, что всего за несколько лет появилось 20 новых миллиардов, но при этом число безработных, нуждающихся в помощи, неуклонно растёт. Это свидетельствует о том, что неправильные решения и коррупция ставят под угрозу стабильное существование всего общества.
Каждое действие имеет свои последствия, и в отсутствие Божьего наказания общество, действующее по законам природы, самостоятельно наказывает тех, кто совершает дурные поступки. В конце концов, любые греховные действия непременно получают ответ — возможно, это произойдет в следующем поколении. Ты можешь скрывать свои прегрешения от окружающих, но попытаться скрыть их от самого себя — невозможно, как говорил философ Марк Аврелий.
Не следует забывать, что на Земле есть много хороших людей, которые стремятся улучшить окружающий мир и оказывают позитивное воздействие на других. Количество таких людей значительно больше, чем мы можем себе представить. Однако, зачастую они не стремятся к публичному признанию своих заслуг и стараются не нарушать баланс ради личной выгоды.
В конечном итоге именно каждый человек несет ответственность за свои действия и поступки. Мы можем лишь надеяться и верить, что каждый из нас сделает правильный выбор в пользу добра и справедливости, и будет стремиться к совершенствованию своей души несмотря ни на что.
Ограждение христиан от греха злорадства
Одной из ключевых ценностей, которую нас учит Бог, является милосердие. Он знает, что люди несовершенны и подвержены различным грехам. Он проявляет милосердие к нам, давая возможность исправиться, простирая руку помощи даже в те моменты, когда мы уходим с пути истинного и выбираем путь заблуждения.
Как же обстоит вопрос о том, почему Бог не наказывает плохих людей? Если посмотреть на это с другой стороны, нельзя забывать, что человек не может полноценно оценить глубину страданий и проблем, которые могут затрагивать другого человека. И каким правом мы можем судить о чьем-либо поведении и поступках?
Как говорил апостол Павел: “Все сотворение вздыхает и томится от мук окования…” Бог знает, что каждый делает это добро, и Он желает воздать каждому по делам его. Таким образом, нет нужды мстить и карать людей. Все, что происходит в этом мире, на самом деле написано вечностью и Всевышним.
Кроме того, мы можем заметить, что Бог не наказывает сразу, а дает людям именно время для покаяния и исправления. Он понимает, что каждому человеку необходимо время, чтобы осознать свои ошибки и вернуться на путь праведности. Мы не должны противостоять этому процессу, а наоборот, молиться за тех, кто нарушает законы Бога.
Некоторые недоумевают, почему Бог не наказывает злых и грешных людей. Но здесь важно понимать, что Господь смотрит в наши сердца и не просто судит по делу. Он видит всю глубину наших намерений, мыслей и чувств. Поэтому иногда Он решает, что лучше, чтобы кто-то проходил через страдания и трудности, чтобы в результате научился добру и освободился от зла.
Похожие публикации
Существует множество раздумий о том, почему Бог не совершает немедленное наказание плохих людей; тем не менее, ответ на этот вопрос не так прост. Прежде всего, Бог является всемогущим и справедливым, и знает каждое наше действие и каждую мысль. Если бы Он карал за каждое злое деяние, мир стал бы местом непрекращающегося возмездия. Человеческое время и знания ограничены, в то время как у Бога нет пределов; Он знает, что каждое действие имеет свои последствия, и в Его мудрости всегда выбирается, когда и как наказывать за злые поступки.
Что касается понимания Божьих решений, то Бог не стремится к тому, чтобы грешники сразу же получили наказание, поскольку Он желает, чтобы они могли покаяться и стать лучше. Он предоставляет каждому возможность изменить свою жизнь и принять Его милость. Ведь наказание не всегда приводит к исцелению души, иногда оно лишь рождает гнев и жажду мести.
В своих посланиях апостол Павел призывает нас молиться за всех людей, включая их в наши молитвы и прося Бога о покаянии и спасении для них. Мы не должны судить других, так как мы сами часто совершаем ошибки и также нуждаемся в Божьей милости.
Мы часто видим, как люди продолжают делать плохие поступки, несмотря на то, что Бог не спешит их наказывать. Тем не менее, этот мир можно рассматривать как эксперимент для человечества, где каждому дана свобода выбора. Бог наделил нас этой свободой, чтобы мы могли сами принимать решения о своих поступках. И хотя Он не наказывает злых людей здесь и сейчас, это не значит, что наказание не произойдет. Он просто назначает Свое милосердие в нужное время и в нужном месте.