Что касается сторонников и противников, то они разделяются на две основные группы: одна защищает права женщин, которые не в состоянии повлиять на естественный биологический процесс, а другая выступает в защиту законов, установленных церковью на протяжении веков.
Почему нельзя в церковь с месячными?
Вопрос читателя:
Почему в церковь нельзя с месячными?
Ответ:
Как православной христианке следует вести себя во время менструации? Считается ли женщина нечистой в этот период? Может ли она приходить в храм, прикладываться к святыням и участвовать в Таинствах?
Ответ на эти вопросы представлен в документе, принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в феврале 2015 года. Согласно канонам, женщинам запрещается причащаться в состоянии менструации (это основано на 2-м правиле святого Дионисия Александрийского и 7-м правиле святого Тимофея Александрийского). Исключения допускаются только в случае опасности для жизни, а также если кровотечение продолжается долго в результате хронического или острого заболевания. Таким образом, ключевое ограничение, накладываемое менструацией на православную женщину, состоит в невозможности участвовать в Причастии. Все остальные действия, такие как посещение храма, прикладывание к иконам и мощам, питье святой воды и вкушение просфоры, разрешены.
Почему же существует запрет на причащение? Это связано с церковной традицией, согласно которой в период любого кровотечения никому нельзя причащаться, включая мужчин.
Некоторые священнослужители высказываются более строго по этому поводу, утверждая, что женщинам в менструальное время нельзя не только причащаться, но и входить в храм. Так, Настольная книга священнослужителя, написанная более века назад, утверждает, что церковные правила запрещают женщинам в период менструации входить в церковь.
Чтобы разобраться в сути вопроса и понять, откуда берутся различные мнения, стоит обратиться к истории. В Ветхом Завете, а именно в книге Левит, содержатся ритуальные ограничениях для женщин во время менструации (Лев. 15:19-33). Согласно этому тексту, не только сама женщина в период менструации считается нечистой, но и любой человек, коснувшийся её (Левит 15:24). Подобные представления были характерны для древнего мира и присутствовали также в языческих культах, которые вводили подобные запреты для сохранения ритуальной чистоты.
Проповедь Иисуса Христа изменила эти ветхозаветные нормы, утверждая, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют человека (Мк. 7:15). В результате категории чистоты и нечистоты получили духовный смысл, а не физический. Кроме того, Христос общался с самарянкой, что считалось оскверняющим среди иудеев того времени, и исцелил женщину, страдавшую кровотечением, восхвалив её веру (Мф. 2:20-22).
Мы обратились за комментариями к священникам Максиму Бражникову и Виктору Никишову по поводу вопроса, почему нельзя в церковь с месячными.
«В христианстве нет понятия ритуальной нечистоты, отделяющей человека от Бога. Грехи отделяют человека от Бога», — поясняет иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии и настоятель Казанского прихода города Орска. — «В менструациях ничего греховного нет, поэтому давление на женщин в этом аспекте кажется необоснованным. Существует множество версий о происхождении данного предубеждения. Одна из наиболее распространенных заключается в том, что в древности не было надежных средств гигиены, поэтому женщины не могли посещать храм во время менструации, чтобы избежать пролития крови (существует правило, запрещающее проливание крови в храме, так как там происходит Бескровная жертва). Это время не стоит переоценивать. С другой стороны, есть канонические правила, которые указывают на то, что женщины в менструальном периоде не должны приступать к Причастию Святых Христовых Таин (кроме случаев смертельной опасности), но нет основания для разрешения на посещение храма и прикладывание к святыням».
Что запрещает Ветхий Завет
Вопрос о том, почему нельзя ходить в церковь во время месячных, имеет глубокие исторические корни, уходящие в времена Ветхого Завета. Эта священная книга была одной из главных в христианском мире и действовала как своего рода Конституция.
Таким образом, касаясь вопроса, можно ли с месячными ходить в церковь, Святой Писание выделяло особые категории людей, которые считались нечистыми и не имели права входить в храм Божий:
- люди, страдающие проказой;
- прихожане с инфекционными заболеваниями или гнойными ранениями;
- мужчины с разными патологиями предстательной железы, связанными с неконтролируемым семяизвержением;
- люди, работающие с покойниками и регулярно с ними соприкасающиеся;
- женщины, находящиеся в состоянии менструации;
- люди с любыми кровяными выделениями, как у мужчин, так и у женщин.
Когда возникает вопрос о том, можно ли посещать церковь во время менструации, важно подчеркнуть, что этот процесс является естественным биологическим явлением, требующим особого внимания. Это обусловлено тем, что менструация напрямую связана с репродуктивной системой, а значит, с деторождением.
Таким образом, по мнению церкви, в период менструации фактически происходит отторжение потенциально новорожденного, который мог бы появиться на свет при других обстоятельствах. Это приводит к тому, что менструация рассматривается как смерть незащищенного ребенка.
Другими словами, это можно интерпретировать как требование к женщине постоянно находиться в состоянии беременности и рожать детей. Если у неё начинаются месячные, это воспринимается как вина женщины за то, что в этом месяце новая жизнь отторгается, а ненужные жизненные процессы, как гинекологическое кровотечение, считаются греховными. Однако, с точки зрения человеческой справедливости, данное обвинение является совершенно неоправданным и неправомерным.
Если рассматривать эту ситуацию с данной позиции, то становится очевидно, что такая точка зрения представляет собой разновидность дискриминации.
Существует еще один пример ненадлежащего отношения по половому признаку, касающийся женщин и их доступа в церковь — это правило, согласно которому после рождения ребенка женщины не могут посещать храм. Если у нее родился мальчик, она не может входить в церковь на протяжении сорока дней, если девочка — восемьдесят дней. Согласитесь, это проявление явной несправедливости. В этот чистый период времени женщине необходимо оставаться дома и ожидать полного очищения организма от выделений крови.
Тем не менее, церковь всё же сделала определенные исключения — для женщин, находящихся на смертном одре или страдающих тяжелыми заболеваниями. В таких случаях церковь разрешает входить в храм.
Какие поправки в этот запрет внес Новый Завет
С вступлением в силу Нового Завета в правилах посещения храма нечистыми людьми были внесены некоторые поправки. Священнослужители стали проявлять большую снисходительность к женщинам, которые переживали менструацию, рассматривая это явление как простую личную гигиену.
Это объясняется тем фактом, что после страданий и смерти Иисуса Христа, который взял на себя все грехи человечества и воскрес, стало ясно — физическая оболочка, именуемая телом, не должна восприниматься как нечто важное. Главное — это душа, стремящаяся к Богу.
Таким образом, церковь перестала акцентировать внимание на физических рамках и чистоте тела и начала придавать большое значение чистоте души. Следовательно, после данной корректировки женщинам стало позволено посещать церковь во время менструации, и это уже не считается смертным грехом.
Церковь также не стала препятствовать женскому желанию посещать Божий храм в нечистые дни, хотя все же оставила на усмотрение самой женщины решение о том, следует ли отложить визит к Богу на это время.
Святые отцы имеют различное мнение на эту тему
Традиция православной церкви основывается на учениях святых отцов, которые высказывали различные мнения касательно участия женщин в церковных служениях во время менструального цикла. Например, святой Дионисий Александрийский в своём каноне утверждает:
Что касается женщин в период месячного очищения, если ей надлежит войти в дом Божий, то считаю это лишним; поскольку они, по моему мнению, не имели смелости узнавать об этом, они не имеют права прикасаться к Теле и Крови Христа; даже та, которая страдала от кровотечения в течение двенадцати лет, не прикоснулась к Нему для исцеления, а только к одежде Его. Но праведно будет молиться в любое время, кто бы он ни был, и молиться о помощи; а если кто-то не будет чист и душой, и телом, тот будет отстранен от прикосновения к святыне и к одежде священника. (Канон 2 Св. Дионисия Александрийского(+264))
Святой Иоанн Поститул в каноне 28 написал следующее:
Женщины, у которых идет менструация, не должны прикасаться к святыне семь дней, как указано в канонах 2 Св. Дионисия и 7 Тимофея. Это предписано ветхим законом, даже не прикасаться к мужчине, чтобы тот, кто будет зачат, не оказался слабым и больным. Поэтому божественный Моисей убил отца прокаженного, который по своему невоздержанию не дождался очищения своей жены. А те, кто пренебрегли этой заповедью, должны находиться в воздержании 40 дней.
Автор данного канона ссылается на случаи, не упомянутые в 39 сохранившихся канонических книгах Ветхого Завета. Святой Анастасий Великий говорил, что запрет для женщин на вхождение в церковь в период менструального цикла является обманом дьявола, порождающим вопросы и споры, которых следует избегать. Вот полный текст его размышлений:
Все творенье Божье хорошо и чисто; поскольку Слово Божье ничего непотребного и нечистого не создало; как сказал Апостол, мы есть божественное благоухание Богу среди спасаемых (2Кор. 2:15). Однако поскольку стрелы дьявола различны и многогранны, те, кто обладает более чистым умом, должны предотвратить заблуждения своих братьев, чтобы не сеять тайные нечистые и непристойные мысли, и прийти, чтобы отразить стрелы дьявола благодатью нашего Спасителя и очистить свой разум. Для чистых все чисто; а для осквернённых и неверующих ничего чистого нет, но осквернены и ум их, и совесть (Тит. 1:15). Какой грех или нечистота заключены в крови, которая течет из тела? Это похоже на обвинения против выделений из носа или рта, и можно сказать даже больше — о выделениях из живота, которые важны для жизни всех существ. Если мы верим, что человек — творение рук Божьих, как сказано в Священном Писании, как может из чистого произойти что-то нечистое? Поскольку мы по рождению Его, ничего нечистого быть не может в нас (Деяния Апостолов 17:28-29). Также, если есть те, кто хотят говорить против тех, кто называют себя праведными, или лучше сказать, сотворёнными Богом, я ссылаюсь на слова евангелиста, что не то, что входит в уста оскверняет, а то, что выходит. Необходимо наказывать таких людей, чтобы они не порождали таких вопросов. Некоторые также сомневаются и в отношении пищи, и сам Бог ответил им на их сомнения: не то что входит в человека оскверняет его, а то, что выходит. А ответил Он: «Откуда выходит?» И ответил: «Из сердца, потому что оттуда исходят злые мысли». Апостол же учил: «Пища не приближает нас к Богу; ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8). Поэтому пусть не говорят, что телесное кровотечение ведёт к греху. Итак, какой грех перед Богом для любимых Его, когда сам Господь создал эти части тела с такими выделениями?… (Канон 1 Св. Анастасия Великого (+373))
Заповедь Ветхого Завета о женщинах в период цикла
В книге Левит Бог дал Моисею такие заповеди:
Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение дольше обычного очищения, то во все время истечения её нечистоты, как во время очищения, она считается нечистой; всякая постель, на которой она ляжет во время истечения, будет нечиста, как постель во время очищения; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время её очищения; и всякий, кто прикоснется к этим вещам, будет нечист и должен будет вымыть одежду свою и омыться водою, и нечист будет до вечера. А когда она освободится от истечения, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста; в восьмой день возьмет она двух горлиц или двух молодых голубей и принесет их к священнику ко входу скинии собрания; и принесет ими жертву за грех и во всесожжение, и очистит её священник перед Господом от истечения нечистоты её. (Левит 15:25-30)
Каждый читатель должен сделать выводы сам.
Перевод: Моисей Наталья
Можно ли в церковь с месячными в современном мире?
На сегодняшний день существует мнение, что женщина может посещать церковь с месячными без каких-либо ограничений. Однако рекомендуется уточнить у своего священника возможность участия в таинстве причастия, так как некоторые священнослужители придерживаются мнения, что лучше отложить его до окончания менструации, в то время как другие считают эти правила более чем устаревшими.
Не стоит полагаться на мнение других прихожан или церковных бабушек, которые могут внушить страх перед несуществующей греховностью. Лучшим советником в этом вопросе является ваш духовник.
Современная трактовка
Ответ священника на вопрос о посещении церкви во время менструации может зависеть, среди прочего, от того, где находится храм. В наши дни многие жители городов менее строго следуют некоторым правилам, позволяя некоторые отклонения. Многие священники разрешают вход в церковь и молитву, но не рекомендуют прикосновения к иконам и другим святыням, а также ставить свечи.
Бывают ситуации, когда священнослужитель не может отказать женщине в помощи. Есть исключения, когда стоит нарушить требования. К ним относятся:
- длительное кровотечение;
- серьезное состояние больной, которое может закончиться летальным исходом;
- тяжелая и продолжительная болезнь.
Что нельзя делать в “критические” дни
Как упоминалось ранее, существуют определенные обряды и таинства, которые не проводят во время менструации. Среди них:
- Крещение;
- Причастие;
- Венчание.
Что делать, если вы назначили дату крещения ребенка, но в этот период начинаются месячные? Можно ли крестить ребенка, если у вас в эти дни менструация, или стоит переносить? Ответы на этот вопрос таковы:
- Если вы выступаете в роли матери ребенка, то в этом случае вам нельзя заходить в церковь до 40-го дня после его рождения. Если такая ситуация возникла после этого периода, вам просто попросят не входить во время таинства, а зайти после. Но это очень индивидуально и зависит от конкретного храма и священника.
- Если же вы являетесь крестной матерью, лучше удостовериться в том, какие особенности и моменты вас беспокоят, как можно раньше, поскольку осуществление обряда крещения младенца в “критические” дни категорически запрещено.
Так же обстоят дела и с остальными обрядовыми действиями, так как необходимо будет соприкасаться с церковными предметами, что считается недопустимым и оскверняющим. Главным запретом является прикосновение к книгам, иконам и свечам. Однако в современном обществе это вполне можно избежать.
Новейшие традиции позволяют женщинам присутствовать в церкви во время менструации и не считают это препятствием. Хотя сторонники соблюдения более давних традиций полагают, что пролитие любой крови в священном месте недопустимо, так как там совершается Бескровная Жертва. В то же время временное воздержание от причастия не нанесет вреда душе. Более того, многие считают, что такое терпение принесет больше божьей благодати.
Помните, прежде чем принимать какие-либо решения, стоит ознакомиться с правилами общины, куда вы намерены пойти. Выбор традиций, которые приняты большинством епископата, также важен. Также следует учитывать и собственные чувства. Часто стоит прислушиваться к тому, что говорит ваша душа и сердце. Если у вас есть острая необходимость прийти в храм и произнести молитву, не стоит думать о том, можно ли посещать церковь во время менструации или нет. Просто поступите так, как считаете нужным. Каждый имеет право действовать по своему усмотрению и нести ответственность за свои поступки перед Господом.
Господь всегда с Вами!