Создайте у ребенка положительный настрой на предстоящее обследование и взаимодействие с педагогами и медицинскими работниками. Ваши положительные эмоции играют ключевую роль в этом процессе. Важно сохранять спокойствие как перед обследованием, так и в его ходе. Помните, что ваша тревога может передаваться ребенку, поэтому старайтесь успокоиться.
Психолого-медико-педагогическая комиссия: что это такое и почему важно, чтобы дети проходили эту процедуру
Что представляет собой психолого-медико-педагогическая комиссия? В каких случаях детям следует проходить эту процедуру? Давайте разберемся с этой темой при поддержке дефектолога школы № 1354 Елены Агафоновой и руководителя магистратуры по модернизации деятельности ПМПК в системе образования МГПУ Ириной Левченко.
Термин ПМПК расшифровывается как психолого-медико-педагогическая комиссия. Обычно с этой аббревиатурой родители сталкиваются, когда их дети посещают детский сад, так как часто рекомендуют пройти обследование для детей, нуждающихся в логопедической помощи.
ПМПК проводит комплексную оценку детей для выявления различных диагнозов, которые могут повлиять на их образовательные способности. К числу таких состояний можно отнести, например, различные задержки или нарушения интеллектуального и психического развития. Основная цель специалистов — понять, может ли ребенок адаптироваться и учиться в общеобразовательной школе или более подходящей ему будет коррекционная образовательная организация.
В состав ПМПК обязательно входят такие специалисты, как психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог и социальный педагог. При необходимости могут быть привлечены и другие профессионалы.
Таким образом, главная цель ПМПК можно выразить следующим образом: улучшить условия жизни детей, которые не могут обучаться в стандартном режиме и нуждаются в особых условиях для успешной учебы.
История возникновения комиссий
Прототип современных ПМПК был создан еще в 1949 году в форме медико-педагогической комиссии. В этот период были впервые определены критерии для рекомендаций по обучению детей с различными особенностями развития в специальных коррекционных школах.
Данные комиссии оказывали помощь ученикам, испытывающим трудности в обычных школьных классах. Однако на практике решения, принимаемые специалистами, иногда не отличались объективностью, и зачастую были не в пользу ребенка.
Во второй половине 1970-х годов под руководством академика РАО Владимира Лубовского начали появляться первые психолого-медико-педагогические консультации, что способствовало более гуманному отношению к детям. Комиссии стали добровольными, и семьи детей с особыми потребностями получали консультации без навешивания негативных ярлыков.
Это время ознаменовало изменения в подходе к образованию. Если ранее процесс обучения был ориентирован на адаптацию ребенка к существующей системе образования, то теперь ожидалось, что сама образовательная система будет адаптирована под нужды каждого ребенка с особыми потребностями.
В 1990-х в России начали создаваться психолого-педагогические медико-социальные центры, которые предоставляли помощь и консультирование для родителей и детей.
Именно в этот период началась борьба между законодательно установленными нормами и здравым смыслом. Родители могли получить консультацию в ППМС-центре, однако юридической силы это решение не имело. Чтобы образовательные учреждения могли создать специальные условия для ребенка, требовалось заключение ПМПК.
В результате ПМПК стала отдельной постоянно действующей организацией, задачей которой является обследование детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления особенностей в физическом и психическом развитии или отклонений в поведении, а также подготовка рекомендаций для оказания психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. ППМС-центры же сосредоточились на помощи и консультировании детей и их родителей.
Предварительный просмотр:
Разъяснение для родителей:
Что такое ПМПК? Зачем проходить ПМПК?
ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия, во время работы которой проводится комплексное обследование психоречевого развития ребенка различными специалистами. Обычно к таким специалистам относятся учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог и социальный педагог.
Основная цель ПМПК — своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи, в рамках действующей образовательной системы. Проведение комиссии нужно для определения образовательного учреждения, которое будет соответствовать потребностям ребенка (это может быть как обычная школа, так и коррекционная); возможность организации обучения на дому; создание специальных условий для обучения ребёнка; решение вопросов о необходимости дополнительных занятий (например, с логопедом или психологом); а также определение вида адаптированной образовательной программы в случае необходимости.
Без заключения ПМПК у образовательной организации нет достаточных ресурсов для организации эффективного обучения ребенка, нуждающегося в специальном подходе.
Почему так важно вовремя проходить ПМПК?
В первую очередь, для того чтобы своевременно обеспечить своему ребенку необходимую специальную помощь. Поэтому при первых признаках трудностей в развитии малыша или его учебы крайне важно пройти полное психолого-педагогическое и медицинское обследование, чтобы установить причину этих сложностей. К сожалению, упущенное время уже не вернуть, и даже ни консультации, ни развивающие занятия, ни изменение образовательной программы порой не могут существенно улучшить ситуацию с обучением в будущем.
Как проходит ПМПК?
Обследование детей на ПМПК может проводиться как по инициативе родителей (или законных представителей), так и по направлению от образовательной организации с согласия родителей и только в их присутствии. Рекомендуется, чтобы на комиссии присутствовала мать, так как именно она может предоставить сведения о протекании беременности, родов и раннем развитии ребенка. В случаях исключительной необходимости возможно оформление доверенности на близкого родственника или представителя образовательной организации.
Когда решение о прохождении ПМПК принято, необходимо собрать установленный пакет документов и записаться на комиссию по телефону.
Как проходит само обследование?
Специалисты ПМПК задают ребенку типичные вопросы и проводят тесты, соответствующие его возрасту.
По итогам обследования комиссия подготавливает протокол, с которым родители знакомятся под роспись. Подписание протокола служит подтверждением факта прохождения комиссии в присутствии законных представителей.
Заключение ПМПК содержит рекомендации для родителей и педагогов касательно условий, необходимых для его обучения; указывается, по какой образовательной программе (общей или адаптированной) может обучаться ребенок; нужны ли для него специальные условия для обучения, включая дополнительные коррекционные занятия (с логопедом, дефектологом, психологом); осуществляется медицинское наблюдение.
Заключение ПМПК служит основанием для образовательной организации по созданию специальных условий для обучения ребенка. Действительно оно будет в течение установленного срока, а оригинал документа остается у родителей, в то время как образовательному учреждению предоставляется копия.
Данное заключение также является основанием для поступления ребенка в специальное (коррекционное) учебное заведение (если это необходимо) или в группу/класс с коррекционной или компенсирующей направленностью (например, логопедическую группу детского сада).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?»
В своей профессиональной деятельности я уделяю особое внимание работе с родителями, поскольку, как показывает практика, успешность и качество коррекционного процесса во многом зависят от тесного сотрудничества.
Консультация для родителей: Что такое логические блоки? И зачем они нужны?
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», созданный венгерским психологом и математиком Дьенешем, направленный на развитие логического мышления у детей. Это реальный инструмент для формирования аналитических способностей.
Консультация для родителей. Метод проекта. Тема: «Что такое лэпбук? Зачем он нужен? С чего начать?»
Лэпбук — это сравнительно новое средство обучения. В дословном переводе с английского «лэпбук» (lapbook) означает «наколенная книга» (lap — колени, book — книга). Это небольшая папка, содержащая материалы для изучения.
Консультация для родителей: «Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?»
Что такое лэпбук, зачем он нужен и как правильно начать его использование.
Консультация для родителей «Что такое логические блоки? И зачем они нужны?»
Блоки Дьенеша развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация и обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение.
Консультация для родителей. Что такое ГТО? Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?
Консультация для родителей. Что такое ГТО? Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте? Данная программа охватывает историческую справку и цели, поставленные перед физкультурным комплексом «Готов к труду и обороне».
Памятка-разъяснение для родителей «Прогулка в детском саду».
Уважаемые родители! Прогулка в детском саду является неотъемлемой частью режима дня и проводится в соответствии с санитарными правилами. В каждом возрастном периоде необходимо соблюдать определенные требования к длительности.
Как проходит обследование
Обследование происходит в наличии родителей. В непринужденной обстановке ребенку предлагается выполнить ряд заданий и ответить на вопросы.
Какие вопросы могут быть заданы на ПМПК? Все зависит от возраста ребенка и его индивидуального диагноза. Например, для детей, посещающих детский сад, могут быть заданы следующие вопросы: с кем ты пришел, какого цвета твоя футболка, когда происходит ужин, какое время года, кем работает мама? Также могут предложить собрать картинку из частей, запомнить последовательность изображений. Для школьников задания соответствуют школьной программе. Основная цель всех вопросов — получить четкое представление об уровне развития или недоразвития ключевых психических процессов: речи, памяти, мышления, внимания и восприятия.
Общее время обследования может варьироваться от 20 до 50 минут. Все ответы фиксируются в протоколе, после чего комиссия предоставляет заключение с рекомендациями относительно того, какая педагогическая, психологическая и медицинская помощь необходима ребенку.
Важно! Родители имеют право не соглашаться с выводами комиссии и повторно пройти процедуру в вышестоящей (областной) ПМПК. Также они могут игнорировать рекомендации комиссии. Все результаты обследования строго конфиденциальны и не подлежат оглашению.
Как подготовить ребенка
Прямой подготовки к обследованию не требуется. Во-первых, невозможно предсказать, какие вопросы будут заданы. Во-вторых, цель обследования — определить реальный уровень развития и способности, и усиленная подготовка может исказить картину.
Поэтому единственное, что следует сделать, — это минимизировать стресс. Поскольку внимание непривычных взрослых может вызывать беспокойство у ребенка, важно, чтобы родители сохраняли спокойствие. Помните, что комиссия заинтересована в помощи вашему ребенку.
Как подготовиться к комиссии ПМПК в детском саду и школе?
Специальная подготовка к педагогическому обследованию на ПМПК не требуется, так как вопросы и задания, которые будут даны на комиссии, находятся в пределах возможности ребенка без предварительной подготовки.
Вопросы и задания на ПМПК варьируются в зависимости от возраста и могут включать:
- Вопросы о себе и окружении. Ребенка могут спросить, как его зовут, имена родителей, профессии родителей, сколько комнат в квартире и для чего они предназначены.
- Задания на знание базовой информации об окружающем мире. Ребенку могут дать задание рассортировать карточки по определенному признаку, например, отделить изображения животных от изображений растений или разделить карточки с живыми и неживыми предметами. Специалисты часто задают вопросы о свойствах предметов, связанных с цветами, формами и размерами.
- Логические задачи. Ребенка могут попросить определить лишний элемент на картинке или объединить карточки по общему признаку.
- Задания на запоминание. Начинается с того, что перед ребенком в определенном порядке раскладываются карточки, после чего порядок меняется, и его просят назвать изменения.
- Проверка речевых навыков. Это может включать задания, такие как составление рассказа по картинкам, подбор синонимов и антонимов или название звуков и букв.
- Задания на счет. Например, подсчет до 10 и обратно, решением простых задач на арифметику.
Какие документы нужны для педагогического обследования на ПМПК?
В разных российских городах условия организации работы ПМПК могут отличаться. Для получения информации о прохождении комиссии в конкретном городе лучше воспользоваться навигатором ПМПК.
Вот примерный перечень документов, требуемых для прохождения комиссии:
- удостоверение личности родителя или законного представителя;
- удостоверение личности ребенка (без него ПМПК не проводится);
- характеристика ребенка от педагогов из школы или детского сада;
- копии или оригиналы творческих и письменных работ ребенка;
- выписка из медицинской карты;
- заявление на обследование, если инициатива принадлежит родителям (форму заявления можно получить в ПМПК по месту жительства или скачать с их официального сайта);
- согласие на обследование, если ребенок направляется на комиссию образовательной организацией;
- для детей с особыми потребностями или инвалидностью могут потребоваться дополнительные документы, такие как медицинское заключение или справка бюро медико-социальной экспертизы.
➥ Станьте специалистом ПМПК, обучившись в нашем образовательном институте. За короткий срок вы сможете овладеть навыками работы в комиссии комплексной диагностики ребенка и устроиться на работу в образовательные учреждения, реабилитационные центры или логопедические кабинеты. Процесс обучения осуществляется полностью в дистанционном формате.
Бывают ли ошибки в назначении ПМПК со стороны школы?
Инициатива о направления на ПМПК может исходить от учителя, который иногда принимает подобные решения не в силу объективности, а руководствуясь личными предвзятостями или недостаточной профессиональной компетенцией.
Лина Романова, детский и семейный психолог:
Если вы опасаетесь, что оценка вашего ребенка со стороны учителя может быть необъективной, рекомендуется обратиться за консультацией к детскому психологу, провести диагностику и на основе полученных рекомендаций запросить перевод вашего ребенка к другому учителю, который использует альтернативные методы воспитания и обучения.
Лина Романова привела впечатляющую историю из своей практики. После года обучения в школе одна девочка прошла ПМПК и получила рекомендацию для перевода в интернат. В характеристике для комиссии педагог отметила: «Встает без разрешения и выходит из класса. Служит причиной для того, чтобы к ней не прислушивались ни её одноклассники, ни учителя.» Это стало основой для перевода в интернат.
Психолог, общавшийся с девочкой, обнаружила, что она хорошо читает, грамотно строит предложения и умеет отстаивать свою точку зрения. Однако к концу первого класса у нее появилось небольшое заикание.
Девочка объяснила, что выходила из класса, когда захотела в туалет, а учитель велела подождать до конца урока. Она просто вышла, а когда вернулась, тихо попросила учителя о туалетной бумаге. Учительница тогда ужасно разозлилась и долго кричала, стыдит её перед классом. С тех пор девочке приходилось удовлетворять свои потребности, полагаясь на смелость. Вместо того чтобы спокойно объяснить правила, учитель вступила в открытую конфронтацию с ученицей.
В то же время, даже там, где девочка отличалась, учителю удавалось использовать свою власть во вред ребенку. Она справилась с чтением быстрее других детей в классе, но педагог, невзирая на ее успехи, подавляла её талант. В итоге у девочки развился невроз, и при чтении вслух она начала заикаться.
Важно помнить, что необходимо следить за тем, как ваш ребенок успевает у других педагогов и есть ли у них нарекания на его успеваемость. Такую рекомендацию дает Сергей Шестаков:
Вашему ребенку может не нравиться один учитель, но если он получает низкие оценки по всем ключевым предметам, стоит задуматься: почему у него возникают трудности? Является ли причина объективной или лишь следствием его нежелания учиться?
Как часто нужно проходить ПМПК?
Если заключение не было предоставлено в образовательную организацию, оно теряет силу через год. Если же вы его предоставили, повторное обследование необходимо в случае рекомендаций или для снятия диагноза.
Участник ПМПК, Алексей Гасников, советует родителям выполнять указания комиссии. Не стоит позволять родительским амбициям доминировать над потребностями и интересами ребенка. Репетитор Сергей Шестаков приводит пример, когда соблюдение рекомендаций ПМПК дало положительный результат:
Если интеллект ребенка снижен, паниковать не стоит. В таком случае его лучше перевести в школу, где есть возможность пройти программу. Там будут работать педагоги, получившие специальную подготовку для работы с такими детьми. В обычной школе он может практически ничего не усвоить и лишь потерять время, в результате чего получит аттестат с условными тройками.
После девятого класса ребенка с особыми потребностями можно направить в профессионально-техническое училище, где его обучат рабочей специальности. Личный пример: у жены моего отца от второго брака родился такой ребенок. Он прошел описанный путь. Сейчас он работает столяром, его зарплата значительно выше среднего, он получил права и сам купил автомобиль. Более того, он даже подумывает о покупке дачи. Этот случай показывает, что посещение специальной школы — это не приговор, а эффективный способ реализации ребенка.
Адвокат для робота, компьютерный лингвист, тренер по фитнесу для мозга и другие будущие профессии.
Новые специальности, которые будут востребованы в 2033 году.
Если вам выдали заключение о необходимости перевода ребенка в коррекционный класс или на обучение на дому, то стоит выполнить данные рекомендации. В конечном счете, главная цель родителей — создать комфортные условия для обучения своего ребенка и сохранить его психическое и физическое здоровье.