Вселенная представляет собой «вечный двигатель», в котором все небесные тела движутся по предопределённым орбитам в соответствии с законом инерции, не требуя при этом энергии для этого процесса. Следовательно, Вселенная является по своей сути неизменной, внутренне замкнутой и воедино соединённой с материей и энергией. Это указывает на ее неистребимость и вечность.
Сотворение мира
Являясь богословом, поэтом и практиком нарратива, автор ранее занимал должность редактора библейского раздела на портале Предание.
В ходе вечернего богослужения, которое проходит перед Рождеством, читаются пророчества из Ветхого Завета о Христе, называемые паремиями. Они нередко остаются незамеченными в нашем сознании, поэтому мы заранее публикуем их с краткими комментариями. Сегодня мы представляем первую паремию из Книги Бытия, глава 1, стих 1, посвященную сотворению мира.
Книга Бытия, глава 1
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, тьма была над бездной, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь и отделил воду, которая была под твердью, от воды, которая была над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
В начале сотворил Бог. В оригинальном еврейском тексте используется множественное число—слово «элохим», что переводится как «боги». Таким образом, уже с первых слов Священного Писания можно предположить Откровение о том, что Бог Один и в то же время существует в трёх Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, и все три Лица Святой Троицы принимали участие в процессе творения мира.
Небо и земля в данном контексте охватывает все существующее в мире. В первую очередь, речь идет о материальном и духовном аспектах реальности, которые мы можем воспринять.
И назвал Бог твердь небом. Мы не обладаем полным пониманием того, что именно имеется в виду под «твердью». Можно предположить, что пророку была открыта некая картина творения от Бога, и он записал это согласно своему пониманию, соответствующему мировоззрению его времени. Эту «твердь» можно интерпретировать как установление стабильных и неизменных законов природы.
Откуда все появилось?
Библия начинается с прямого ответа на вопрос, откуда произошел мир и все, что в нём существует. Она утверждает с ясностью, что этот мир существует исключительно благодаря творческой воле Бога. Все, что нас окружает, возникло благодаря чьей-то идее и её воплощению в жизнь. Мы используем мобильные телефоны, Интернет, смотрим новости по телевизору и передвигаемся на электричках лишь потому, что когда-то кто-то осознал необходимость создания этих вещей и воплотил свои замыслы. Мы в своей жизни накапливаем результаты труда множества людей и делимся этими результатами с окружающими, что создаёт невидимые связи между нами, даже если мы незнакомы. Однако человек способен создать и реализовать идею только потому, что до этого момента Вселенная, жизнь, человеческий разум и душа уже были задуманы и созданы Богом.
Мы не можем детально ответить на вопрос о том, как именно Он это сделал, учитывая достижения современной науки. Во-первых, потому что Божьи дела не поддаются нашему пониманию, а Откровение Божие было записано в эпоху, когда научные знания находились на другом уровне развития. Во-вторых, научная картина мира постоянно эволюционирует — та картина, которая была актуальна 50 лет назад, принципиально отличается от сегодняшней, и мы не можем предполагать, что произойдёт в будущем. Одно остается неизменным: если современная научная картина верна и Вселенная началась с Большого Взрыва, то за этим стоит Божий замысел. Первоначальное возникновение жизни на Земле также имеет глубокую связь с волей Бога, и появление человека непосредственно связано с Его желанием.
Шесть дней сотворения мира.
Согласно библейским текстам, мир был сотворён из ничего за шесть дней.
Первый день Сотворения мира.
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездной. Дух Божий носился над водою, и сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)
Так начинается библейская история о сотворении мира. Эти начальные строки помогают глубже понять представления о космосе в Библии. Здесь стоит отметить, что речь идет не о создании привычного неба и земли, о которых мы знаем: они будут твориться позже, на второй и третий день. В этих самых первых строках Бытия описывается происхождение первоматерии, или творение вселенной, как это объясняют учёные.
Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, а также понятия света и тьмы. Следует отметить, что светильники на небесной тверди появятся только на четвёртый день. Множество богословов философствовали о природе этого света, рассматривая его как энергию, радость или благодать. Сегодня также широкой популярностью пользуется идея о том, что свет, описанный в Библии, может быть интерпретирован как сам Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.
Второй день сотворения мира.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, да отделит она воду от воды. И создал Бог твердь и отделил воды, которые под твердью, от вод, находящихся над твердью. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
Второй день является моментом, когда первовещество начинает приобретать порядок, формируется система звёзд и планет. Он свидетельствует о древних представлениях иудеев о том, что небо изображалось как твёрдая субстанция, обладающая способностью удерживать огромные массы вод.
Третий день сотворения мира.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. Собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. Произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
На третий день Бог создаёт Землю практически в том виде, в каком мы её знаем: формируются моря и суша, появляются деревья и травы. С этого момента становится очевидно, что Бог начинает творить живую природу. Научные объяснения также описывают процесс возникновения жизни на молодой планете: хотя это и не происходило в рамках одного дня, противоречий между библейским описанием и научными теориями не существует. Ученые утверждают, что на остывающей Земле происходили длинные дожди, которые привели к образованию морей, океанов, рек и озёр.
Таким образом, заметно, что библейская история о сотворении мира не противоречит современным научным представлениям. Разница заключается лишь в понимании временных интервалов. То, что один день для Бога — это миллиарды лет для Вселенной. Упоминается, что первые живые клетки появились на Земле спустя два миллиарда лет после её формирования; еще через миллиард лет возникли первые растения и микроорганизмы в водной среде.
Сотворение мира Богом из ничего.
Основная идея христианства заключается в концепции сотворения мира из ничего, или sreatio ex Nihilo. В соответствии с этой концепцией, Бог создал все существующее из небытия, переводя его в бытие. Он одновременно является как Создателем, так и причиной создания мира.
Согласно Библии, до творения мира не существовало не просто хаоса, а полностью отсутствовало всё — не было ничего! Большинство христиан уверены, что в процессе творения мира принимали участие все три Лица Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух.
Мир был сотворён Богом с осмысленной гармонией и должен был быть подданным человеку. Бог наделил человечество даром свободы, которую оно использовало во вред — об этом говорит история грехопадения Адама и Евы. В Библии сотворение мира представлено как акт творчества и любви.
Однажды в Риме, со своим коллегой, разглядывая величественный памятник Джордано Бруно, мы поставили перед собой вопрос: смогли бы мы отказаться от своих научных работ под угрозой смертной казни, как это сделал Галилео Галилей, спустя 33 года после казни Бруно. После краткого раздумья, мы рассмеялись и признали, что, наверное, такое бы произошло довольно быстро.
Тем не менее, независимо от нашей возможной трусости — попытка усомниться в идее отдать жизнь за свои произведения, ставшими незамеченными, — мы имеем шанс взглянуть в прошлое. Мы понимаем, что лженаучные концепции исчезают вместе с их носителями, в то время как истинная наука бессмертна. Если наши идеи уходят вместе с нами, можно предположить, что подобная судьба им вполне заслужена. Однако Джордано Бруно стал одним из самых знаменитых мучеников науки, жертвуя жизнью ради своих убеждений. Его идеи обрели пророческое звучание, в частности, в теории о том, что Земля — лишь одна из многочисленных планет, вращающихся вокруг бесчисленных звёзд в древней и безграничной Вселенной.
Тем не менее, предположение Бруно о том, что Вселенная безгранична как в пространстве, так и во времени, неправдоподобно — у времени было начало. Простым доказательством этого служит тьма ночного неба: если бы мы жили в бесконечно древней и безграничной Вселенной, каждый кусочек ночного неба был бы занят звездами, их свет успел бы достигнуть нашей планеты, и всё ночное небо было бы ярко освещённым. Этот фотометрический парадокс был заметен даже современниками Джордано Бруно, таким как немецкий математик Иоганн Кеплер и английский астроном Томас Диггес, но стал именоваться парадоксом Ольберса, по имени немецкого астронома XIX века Генриха Вильгельма Ольберса. Решение этого парадокса высказал английский физик Уильям Томпсон (Лорд Кельвин) в XIX веке, а до него подобную мысль выразил американский писатель и поэт Эдгар Аллан По: Вселенная может быть конечной во времени существования (что значит, что свет самых удаленных звёзд просто не успел дойти до нас), или в размерах (поскольку звезды не могут занимать каждую точку неба), или в обоих аспектах. Эта значимая догадка впоследствии привела к гипотезе о Большом взрыве, поскольку была сделана очевидная логическая связка — Вселенная появилась в определённый момент в прошлом и/или не везде одновременно.
В 1920-х годах американский астроном Эдвин Хаббл, основываясь на своих наблюдениях через телескоп, установил, что за пределами Млечного Пути, который раньше считался единственной галактикой в неизменной и конечной Вселенной, существуют другие галактики. Расстояние до этих галактик Хаббл вычислил с помощью цефеид — пульсирующих переменных звёзд, чья периодичность (время, между пульсациями) и светимость (общее количество излучаемого света) пропорциональны. Это позволяет определять расстояния: у цефеид аналогичных периодов пульсации светимость будет одинаковой; если же одна из звёзд выглядит более тусклой, значит, она находится дальше от нас. Таким образом, наблюдая цефеиды, можно вычислить расстояние до их галактик. Также Хаббл обнаружил, что чем дальше галактики отстоят друг от друга, тем больше их красное смещение, которое указывает на скорость их удаления друг от друга. Красный свет имеет наибольшие периоды колебаний и длину волны в видимой части спектра.
Красное смещение света можно сравнить с тем, как звук сирены проезжающей мимо машины скорой помощи становится тише (из-за понижения частоты звуковых волн или увеличения их длины и периода колебаний). Красное смещение галактик показывает: чем больше расстояние между двумя галактиками, тем выше скорость их удаления друг от друга, демонстрируя, что галактики разлетаются в разные направления.
Накануне того, как Эдвин Хаббл осознал, что галактики активно удаляются друг от друга, бельгийский астроном Жорж Леметр и русский физик Александр Фридман независимо друг от друга пришли к выводу, что Вселенная расширяется. Оба учёных применяли общую теорию относительности Эйнштейна, хотя сам Эйнштейн сперва отвергал их расчёты, но позднее принял их, после публикации наблюдений Хаббла, что подтвердило идеи Леметра и Фридмана о расширяющейся Вселенной.
Если Вселенная конечна и во времени, и в пространстве, и при этом расширяется, то, если «отмотать» её расширение назад, получится, что вся её масса и энергия некогда были сосредоточены в невероятно малой и горячей точке, упомянутой Леметром как «космическое яйцо». Первоначальное расширение этой массы в первые моменты формирования Вселенной физик Фред Хойл назвал «Большим взрывом» в шутку (так как он не одобрял эту теорию). Название закрепилось, хотя «взрыв» не совсем точно описывает это явление.
Царство
Царство Божие обычно воспринимается как место, куда отправляются спасённые после завершения земной жизни, или как полностью преобразованное состояние мироздания, которое будет после конечного Суд Божьего и отделения спасённых от погибших. Однако ни одно из этих определений не является полностью точным. Христос описывает реальность Царства как уже существующую в этом мире, проявляющуюся постепенно и незаметно для многих.
Её присутствие видится не как внезапное событие, а как длительный и даже незаметный процесс — как в притче о плевелах, где мы видим, как растет зелень и появляются плоды, или в притче о горчичном семени, которая показывает, как из маленького семени разрастается великое дерево, либо в притче о закваске, где закваска постепенно изменяет всё тесто.
Для тех, кто не желает его признать, Царство остаётся незаметным, и Господь утверждает: Когда же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутренне в вас (Лк 17:20,21). Царство — это реальность, уже существующая в мире, которая с момента прихода Господа медленно и верно (как дерево, не растущее за одну ночь) растёт и развивается. Царство (возможно, вернее назвать это царствованием) — это Церковь, реальность, в которой Христос властвует над жизнью своих верных. В этом аспекте, Царство стало реальным уже с Воплощением, Проповедью, Смертью, Воскресением, Вознесением Спасителя и Сошествием Святого Духа.
На каждом из нас лежит решение — здесь и сейчас — стать подданным Царства или нет, принять искупление, совершённое Христом или отвергнуть его. Можно привести случай, когда Бог изменил жизнь моего знакомого, страдавшего от наркомании. Он покаялся и обратился к Богу — и, если бы он не сделал этого выбора, не смог бы избежать гибели. Христос наделяет смыслом даже самые тёмные и ужасные моменты нашей жизни, при условии, что мы отдадим Ему свою жизнь; Он может сделать нас частью Своего Царства, если мы Его примем.
В благочестивой семье, где царит любовь, и в церковной общине, где люди работают над созданием настоящего братства, мы можем видеть проявления Царства, которое начинает прорастать даже среди реальностей падшего мира.
В начале двадцатого века некоторые богословы допускали, что Царство будет развиваться постепенно в жизни человечества по мере того, как евангельская закваска изменяет нравственность сначала в развитых христианских странах, а затем и по всему миру. Такой подход оказался, с одной стороны, чрезмерно пессимистичным, с другой — чересчур оптимистичным. Доброжелательное общество, обладающее мягкими и кроткими нравами — это, безусловно, хорошо, но Бог приготовил нечто гораздо большее. Евангелие способствует нравственному улучшению, но оно одновременно возвещает и о вечной жизни. Однако ужасные события XX века продемонстрировали силу зла и греха в мире и поставили под сомнение наивную веру в неизбежный прогресс. В 1911 году, любой, кто поведал бы о кровавых трагедиях последующих пяти десятилетий, выглядел бы мрачным фантазёром, если не безумцем. Однако мы знаем, что последовало за этим: кровопролитные войны, революции радикальные преображения идеологий, исключительных в истории тираний, массовые преследования и геноцид.
Поэтому более разумно опираться на то, что прямо указано в Писании и Предании: Царство установится явно и утвердится над всей землёй, но только после ряда катастрофических событий, когда силы зла и противники предпримут их последнюю — и, возможно, на некоторое время успешную — попытку утвердить свою власть как над миром, так и над умами и сердцами людей.
Жизнь будущего века
Настанет день, когда человеческая история, какой мы её знаем, завершится. Время борьбы и испытаний, сомнений и страданий останется позади. Истинный Царь, наш Господь и Спаситель Иисус Христос, явится в славе, и Его Царство станет явным и очевидным. Мёртвые воскреснут, и все мы пожнём плоды того выбора, который сделали за время жизни. Однако это будет не конец — это будет начало. Утро незаходящего дня наступит после долгой и бурной ночи; усопшие, надеющиеся на воскресение и жизнь вечную пробудятся, чтобы видеть осуществление этой надежды. Как говорит Писание, в тот день скажут: вот Он, наш Бог! на Него мы надеялись, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него мы уповали; да возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет, ибо прежнее прошло (Ис 25:9, Откр 21:4).
Все наши самые глубокие надежды осуществятся, наша жажда будет утолена, и всё творение будет исцелено. Мы увидим, как слава спасенного мира будет превышать славу и радость первозданного.
Спасённое человечество будет вечно жить в доме своего Отца, с любовью обрабатывая Его сад. Мы не можем описать это в деталях — наш язык порой оказывается неподходящим для передачи реальности будущего века, но Бог порой открывает нам предчувствия этого; иногда они приходят к нам через красоту природы, доброту окружающих или через величие произведений великих композиторов и художников. Жизнь христианина — это жизнь в надежде и ожидании; мы знаем, что замысел Божий сбудется, что наши скорби — временные, а радость — вечна. Мы уже ощущаем лёгкий отблеск этой радости в своём сердце.
Теория Большого Взрыва и сотворение мира
Вот мы рассмотрели 5 стадий эволюции Вселенной, хотя могли бы насчитать и больше. Если добавить время трансформации первоначального Homo sapiens в действительно разумного человека, получится шесть. Вот так всё и складывается: как земное писание говорит, на седьмой день Господь отдыхал.
В апреле, во время литургии в храме Христа Спасителя, на Вербное Воскресенье, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что зарождение Вселенной следует воспринимать как божественный акт творения. Он подчеркнул, что те ученые, кто горделиво полагают себя познавшими тайны бытия, редко находят в этом бытии Бога. По его мнению, познания науки о Вселенной пока не выходят за пределы весьма узкой части божественной тайны. Патриарх отметил, что научные изыскания зачастую чрезмерно усложняют простые истины. Проще сказать — вот вам божественный акт творения! Однако язык не поворачивается у тех, кто считает, что разумом можно объяснить всё и таким образом исключить Бога из человеческого сознания, — заявил Кирилл.
Причины заявлений Патриарха остаются неоднозначными. Стоит отметить, что он не первым высказывает такую точку зрения. Ранее Католическая церковь заявила, что Теория Большого Взрыва не противоречит библейскому изложению сотворения мира. Разница заключается в том, что это происходило не за семь дней, а за миллиарды лет — это всего лишь детали. Объяснить древним людям, жившим тысячелетия назад, что существует время в миллиардах лет, было не представляется возможным, гораздо проще объявить это за семь дней — цифра, которую хорошо воспринимают все.
Темная энергия
Теория Большого Взрыва оказалась настоящим прорывом в науке, позволившим ответить на множество вопросов о рождении и развитии Вселенной. Тем не менее, она также породила новые загадки. Главная из них касается самой природы Большого Взрыва: как он произошел и что предшествовало ему? С развитием исследований появляется всё больше вопросов, на которые учёные и астрофизики надеются получить ответы в будущем.
Сегодня наиболее актуальными загадками остаются природа так называемой тёмной материи и тёмной энергии.
Темная энергия представляет собой антигравитационное воздействие, способствующее расширению нашей Вселенной. Характер её ещё не установлен, однако факт существования необоримо доказан. Также наблюдения показали существование тёмной материи. Изучая галактики, учёные обнаружили, что звезды в них вращаются значительно быстрее, чем это предполагали ранее сделанные расчёты.
Сначала учёные предположили, что в центрах галактик находятся сверхмассивные чёрные дыры, однако впоследствии это оказалось неверным. Сложные компьютерные модели позволяют предполагать, что для объяснения наблюдаемых явлений необходимо наличие каких-то, пока не известных, частиц, которые оказывают гравитационное воздействие на окружающую материю, но не взаимодействуют с электромагнитными волнами и потому невидимы для научных инструментов. Собственно, оттуда и возник термин «тёмная материя».
Как видно, тёмная энергия составляет 75% всей материальной сущности Вселенной, тёмная материя — 20%, а на всю остальную наблюдаемую материю приходится лишь 5%. Это означает, что учёные пока что имеют представление лишь о 5% окружающего нас мира.
Современная наука по-прежнему не имеет ответов на множество вопросов. Однако стоит взглянуть на то, что происходило двести-триста лет назад, и сравнить с текущим состоянием — это нельзя не заметить. Все эти научные открытия кардинально изменили существование человеческой цивилизации. Спутники связи, компьютеры, мобильные телефоны, интернет — и множество других технологий. И всё это произошло благодаря случайным в своё время исследованиям, которые могли показаться многим непонятными.
Новые исследования в области устройства и происхождения Вселенной, а также понимание того, как функционирует окружающий нас физический мир, могут привести к непредсказуемым результатам.
Что касается религии, то она также необходима людям, ищущим опору в этом мире, что и определяет основную её задачу. Поэтому хорошо, что она существует. Однако пусть занимается своим делом, а наука пойдет своим путем.
Написать комментарий
Синтез библии и науки — статья «Мой шестоднев. Зарождение вселенной Иисус» на Самиздат и Дзен
Для того чтобы что-то создать, необходимо что-то иметь. Чтобы иметь — нужно взять это откуда-то. Для того чтобы взять — должно существовать нечто, а чтобы это существовало — это нужно создать. Всё создаёт замкнутый круг, и ответа не будет. Божественное объяснение воспринимается как спасательный круг для нашего разума. Может, стоит предположить, что вокруг нас ничего нет, и всё это — лишь виртуальная реальность.
Наиболее уязвимая часть в теории Большого взрыва — это сингулярность. Концентрация всей массы Вселенной в одной точке вызывает недоумение и сомнения. Невероятно высокая плотность и температура в миллиарды градусов не поддаются нашему пониманию. А возможно ли обойтись без этого? Я полагаю, можно, если представить само состояние сингулярности как своеобразное силовое поле, сжимающее пространство. Во время инфляционного расширения произошло разъединение единого силового поля, что привело к рассыпанию на кванты фундаментальных взаимодействий и выделению колоссальной энергии. И именно из таких квантов сформировалась материя нашей Вселенной.