Какой же правильный возраст для начала учебы в первом классе: 6, 7 или 8 лет? Устоит ли малыш перед трудностями школьной жизни, или же ему будет скучно? На эти и другие важные вопросы отвечает наш эксперт — педагог дошкольного и начального образования, Анна Мельникова.
Умение концентрироваться и удерживать внимание
Если в более раннем возрасте ребенок мог легко переключаться с одной деятельности на другую по своему желанию, то в школьных условиях ему придется сосредоточить внимание на одном предмете в течение 35 минут, сидя за партой. Поэтому умение заниматься чем-то без отвлечений на окружающие раздражители, такие как собака за окном или сосед по парте, становится одним из важнейших навыков. Психологи рекомендуют развивать этот навык с помощью разнообразных заданий, коммерчески доступных и организованных. Это также включает выполнение заданий, которые могут показаться ребенку неинтересными. Для мотивации можно применять позитивное подкрепление: «Сначала мы доделаем задание, а потом пойдем играть на улице».
Крайне важно, чтобы малыш мог выполнять задания, которые ему указаны, а не только те, которые он сам желает делать. Кроме того, дошкольник должен быть способен следовать двух- и трехступенчатой инструкции с первого раза. Например, его можно попросить найти и раскрасить среди множества форм только красные, маленькие или круглые фигуры.
Обладание хорошей зрительной и слуховой памятью
Наличие этих двух навыков будет способствовать более быстрому усвоению учебного материала, лучшему запоминанию информации и облегчению выполнения домашних заданий. Развитие как слуховой, так и зрительной памяти происходит естественно, но важно создать условия для его активного стимула. С родителями рекомендуется читать книги вслух и пересказывать их, играть в карточные игры на запоминание изображений, а также рисовать по памяти. Занятия музыкой также благоприятно влияют на слуховую память.
Если ребенок может запомнить и воспроизвести 8–10 слов или изображений подряд, а также произнести простые предложения длиной 5–6 слов, это является хорошим показателем прогресса в его развитии.
Возраст
На каком возрасте лучше всего отправлять ребенка в школу — в 6 или 7 лет? Министерство образования считает оптимальным принимать в первый класс детей не младше 6 лет и 6 месяцев.
Однако если вы поговорите с родителями, то услышите разнообразные мнения по этому вопросу:
- некоторые считают необходимым отдавать мальчиков в школу пораньше, чтобы потом не возникло проблем с призывом в армию;
- другие настаивают на том, что мальчиков в школу следует отдавать позже, поскольку они развиваются медленнее девочек;
- есть мнения, что, если ребенок умеет читать и считать, ему не следует оставаться в детском саду, так как он только потеряет время;
- но есть и те, кто утверждает, что нетворопно торопиться со школой, и лучше всего дать малышу возможность насладиться детством еще немного.
На самом деле, подходить к этому вопросу следует не с точки зрения мнения родителей, а опираться на знания врачей и психологов, поскольку именно они предлагают более осмысленные и научно обоснованные рекомендации.
Ребенку не следует идти в школу, если он не достиг школьной зрелости.
Что подразумевает понятие школьная зрелость?
Прежде всего это означает, что речь идет о физических возможностях ребенка справляться с нагрузками, которые присущи обучению в школе. Возраст 5–6 лет является периодом интенсивного роста, называемым полуростовым скачком. Принять ребенка в школу до завершения этого скачка означает вынудить его не только выполнять двойную работу, но и подвергать его тело чрезмерным нагрузкам, что может привести к проблемам с позвоночником, который в этот период наиболее уязвим.
Физиологи и гигиенисты четко утверждают: если ребенок начинает обучение в школе до завершения полуростового скачка, это может негативно сказаться как на его физическом здоровье, так и на результатах учебы. Если ребенок значительно отстает в росте и весе от сверстников или слишком быстро устает при незначительных физических нагрузках, ему, вероятно, будет трудно в школе. В таком случае стоит рассмотреть возможность специальной реабилитационной программы, включающей массаж, лечебную физкультуру, занятия в бассейне и даже специализированную диету. Вам следует разработать такую программу совместно с педиатром.
Определить физическую зрелость ребенка должен врач, но можно воспользоваться простым тестом, чтобы приблизительно понять, завершил ли ваш ребенок полуростовой скачок. Попросите его достать правой рукой левое ухо, проведя руку над головой.
Данный тест позволяет выяснить:
- соответствует ли пропорциональное соотношение тела вашего ребенка его возрасту (факт в том, что пропорции телесного строения человека меняются с течением времени — к примеру, младенец с большой головой и маленькими ручками и ногами со временем превращается во взрослого человека, у которого руки и ноги более пропорциональны и сильны). Если рука вашего малыша не достаточно длинна, чтобы, проведя ее над головой, достать до уха, это может указывать на недостаточное физическое развитие, что затруднит выполнение заданий в школе;
- нормальна ли координация движений ребенка, способен ли он полноценно управлять своим телом;
- правильно ли малыш различает правую и левую стороны (он может держать ложку и ручку в левой руке без особых проблем, но должен четко понимать, где находится левая рука, а где правая; иначе он столкнется с трудностями при выполнении заданий учителей, например, напиши цифру 2 справа от нее — 3; понимание различий между единицами и десятками станет для него сложной задачей, даже если знаки цифр в этих случаях будут записаны одним и тем же образом);
- сумеет ли малыш правильно воспринять на слух и выполнить относительно сложную инструкцию, что является обязательным условием для удачной учебы в школе.
Состояние здоровья
Давайте более подробно рассмотрим здоровье будущего первоклассника и на что именно стоит обратить особое внимание.
Ранее уже упоминалось о необходимости посетить невролога и, возможно, квалифицированного психолога, если вы заметили у вашего ребенка следующие симптомы или особенности поведения:
- неконтролируемые и бессмысленные движения (моргание, покашливание, привычка тереть нос, грызть ногти и другим манипуляциям с пальцами);
- в возрасте 5–6 лет ребенок способен сосредоточиться на одном занятии лишь на 1-2 минуты, причем его действия неэффективны (он не ищет картинки в книге или не пытается что-либо еще конструктивное, а просто перелистывает страницы или рвет бумагу);
- частые травмы из-за повышенной подвижности и неспособности вовремя остановиться;
- проблемы со сном;
- дикция быстро становится неразборчивой;
- заметная задержка в развитии речи при нормальном уровне интеллекта;
- ребенок может быть замкнутым и отстраненным;
- даже при нормальной речи проявляет молчаливость и отвечает на вопросы с трудом;
- не может адаптироваться к правилам детского сада или развивающей группы;
- не умеет устанавливать контакты с детьми, причем, несмотря на повышенную общительность, не может выслушивать других (часто слишком часто говорит в ответ); не чувствует границ во взаимодействии со взрослыми;
- постоянно выглядит уставшим, вялыми и на них возлагается впечатление недосыпа;
- не проявляет интереса, отсутствие желания пробовать новое;
- не может справляться с материалом, представленным в детском саду или начальной школе, из-за медлительности или недостаточной сообразительности.
О чем же говорят все эти симптомы? Многим детям во время беременности или в процессе родов ставятся микротравмы головного и спинного мозга. Как итог — возникают нарушения в процессах возбуждения и торможения в мозге. Дети, пережившие такие травмы, могут проявлять склонность к беспокойству, либо, наоборот, показаться слишком спокойными и медленно развивающимися, много спят. Благодаря невероятным резервам, которые есть у детей, большинство из них, благодаря заботе родителей и своевременной медицинской помощи, в состоянии преодолеть трудности раннего возраста и впоследствии нормально развиваться. Тем не менее, если нагрузка на нервную систему в условиях детского сада или школы окажется значительной, старые проблемы могут вновь всплыть. По этой причине перед школой ребенку важно пройти диагностику и, возможно, корректировочные занятия с неврологом и психологом.
Наличие таких признаков может указывать на неврологические расстройства у вашего ребенка, и их стоит обсудить с врачом:
- имеются ли у вас проблемы во время беременности (например, поздний токсикоз или гипоксия) или в период родов (длительные или стремительные роды, применение щипцов, давление на живот, гипоксия ребенка в процессе родов, низкие оценки по шкале Апгар, гематомы и пр.);
- на первом году жизни вашему ребенку ставились диагнозы, такие как перинатальная энцефалопатия, перинатальное поражение центральной нервной системы, внутричерепная гипертензия, гипертензионный синдром, минимальная мозговая дисфункция, задержка психомоторного развития;
- в первые годы жизни наблюдалась задержка в развитии речи;
- периодически возникают (или ранее наблюдались) тики или другие навязчивые движения;
- появляются жалобы на головные боли или нарушения сна;
- обнаружено недержание мочи;
- астматический бронхит и аллергические заболевания;
- метеочувствительность и вегетососудистая дистония, резкие колебания настроения без каких-либо причин;
- в процессе обучения чтению и письму в возрасте 5–6 лет ваш ребенок плохо справляется с распознаванием букв, путает их, переворачивает или пропускает, а также не может правильно переписать простое предложение;
- ребенок перенес нервный срыв или имел заболевания даже при незначительных нагрузках.
Психологическая готовность
Крайне важно, чтобы психическое состояние ребенка также соответствовало требованиям к школьной жизни. Необходимо обратить внимание, стал ли он радостно ожидать начала учебного года, или же воспринимает это как стрессовую ситуацию.
В первом случае важно предостеречь его от розовых иллюзий о школе (это не только красивый дневник и интересные перемены), а во втором — выяснить причины его негативного настроя и отметить положительные моменты, связанные с началом первой учебы.
6. Умение самостоятельно решать потенциальные проблемы
Школа, по сути, является разделением детства и взрослой жизни. Сможет ли ребенок сам обратиться за помощью к учителю, если потеряет в школе сменную обувь? Запомнит ли он номера телефонов своих родителей и сможет ли сообщить свое имя? Сумеет ли сам найти нужный класс? Как он поведет себя, если его прикрикнет учитель? Сможет ли переодеться к физкультуре? Найдет ли раздевалку?
Понимание своего ребенка позволяет родителю ответить на эти вопросы, прежде чем отправить его в школу, ведь в некоторых случаях именно психологическая готовность становится определяющим фактором в этом жизненном этапе.
7. Умение социализироваться
Кроме всего прочего, дошкольник должен использовать возможности для социализации: знакомиться с новыми людьми, заводить дружеские отношения с одноклассниками и находить общие поводы для общения, адекватно решать конфликты. Наличие опыта взаимодействия в группе — будь то художественная школа, футбольная команда или дружеское общение во дворе — значительно поможет ему в адаптации к новой среде.
8. Сознательная саморегуляция поведения
Для первоклассника критически важна развитость сознательной саморегуляции поведения. В психологии это понятие называется произвольная мотивация. К 7 годам у ребенка должна быть осознана важность управления своими действиями, потому что именно в этот момент завершается развитие лобных долей мозга.
Простыми словами, ребенок должен понимать значение слова «надо»: например, ему может хотеться выкрикнуть ответ быстрее и громче других, но нужно сначала поднять руку; также ему может хотеться играть с игрушками на уроке, но важно слушать учителя. Суть в том, чтобы школьник осознавал необходимость следовать школьным правилам; в противном случае его восприятие будет строиться на отрицательных эмоциях.
Предметная готовность
Если физическая и психологическая готовность ребенка являются необходимыми критериям, то предметная подготовленность играет вспомогательную роль.
9. Знание букв и цифр
Будет неплохо, если перед учебой ребенок сможет уже выучить буквы и цифры, а также начнет читать и считать. Впрочем, это не так критично, как предыдущие аспекты. Любой преподаватель начальных классов подтвердит, что ребенку, который физически и психологически развит, будет легче усваивать школьную программу по сравнению с тем, кто уже знает начальную программу, но при этом остался проявлять слабость и замкнутость.
В ряде учебных заведений существует практика вступительных экзаменов, которые особенно полезны для выявления способностей будущих первоклассников. Посещение подготовительных курсов или занятия дома не станут излишними.
Родителям необходимо подойти ответственно к выбору времени для начала обучения и принимать во внимание индивидуальность и уникальность своего ребенка, оценивая его способности.
Психологическая готовность важнее знаний
Даже если ваш ребенок должен начать занятия по стандартной четырехлетней программе, я бы порекомендовала не слишком заранее вперед готовить его к вступлению в школу. Не стоит заставлять его заблаговременно изучать учебный материал первого класса или мучить его многочисленными прописями и домашними заданиями. Вместо этого важно уделить внимание развитию его коммуникационных навыков и подготовке руки для письма.
Позвольте ребенку рисовать, лепить, плести украшения из бисера, шить или выжигать — все это способствует развитию мелкой моторики и подготовит руку к письму.
Желательно, чтобы к моменту поступления в первый класс у ребенка уже была базовая способность читать, хотя бы по слогам, так как это значительно облегчит его учебный процесс по другим предметам. Кроме того, ему следует иметь хотя бы базовые математические представления о количестве, составе числа, числовом ряде и пространственно-временных отношениях.
Тем не менее, важно помнить, что не существует детей, на 100 процентов готовых к обучению в школе. В любом случае будут свои сложности, будь то недостаточная психологическая подготовленность или трудности коммуникации.
Если ребенок не умеет читать и писать, это не является критичной проблемой, так как это лишь технические вопросы.
Безусловно, такие обстоятельства могут повлиять на мотивацию, но они ни в коем случае не станут препятствием для обучения. Однако, если ребенок психологически не готов отдать его в школу, это может оказаться серьезной трудностью с точки зрения мотивации. Обучение в школе не предполагает наличия игры как основной формы взаимодействия.
Как определить, готов ли ребенок к школе
Давайте детально рассмотрим основные признаки школьной зрелости:
Прежде всего, это умение саморегулировать. Ребенок должен уметь контролировать свои импульсивные реакции, осознавать свои действия и эффективно планировать, осознавая, что он сейчас делает и зачем. Он должен уметь удерживать внимание на чем-то, даже если задача кажется ему неинтересной.
Несомненно, ожидать часами неподвижного сидения невозможно — реальный диапазон концентрации составляет всего 15-20 минут.
Ребенок должен быть способен выдерживать статическую нагрузку. Он должен уметь спокойно находиться на месте и слушать в течение 40 минут, не чувствуя усталости.
Ребенок должен быть готов к отделению от родителей. Он должен суметь самостоятельно строить отношения с другими детьми и наставниками. Важно уметь вести переговоры, запрашивать помощь, напрямую озвучивать свои чувства и переживания. В противном случае уже с первых недель школа станет источником стресса.
У ребенка должна быть развита речь. Он должен уметь четко и последовательно выражать свои мысли, иметь достаточно широкий словарный запас, хорошее произношение и слух.
Если вы заметили у ребенка проблемы с речью, постарайтесь заранее уделить время работе с логопедом и создать стимулирующую среду для развития речевой активности.
Если этого не избежать, в школе ребенок может быстро получить неблагоприятные оценки и диагнозы, такие как дислексия или дисграфия. Возможно, будет разумно подождать и отдать его в школу ближе к восьми годам, однако это следует решить индивидуально.
У ребенка должны быть сформированы представления о пространстве и времени. Он должен ориентироваться в элементарных понятиях: где верх, где низ, где налево, а где направо, а также понимать временные категории — вчера, сегодня, завтра. Должны существовать понятия о циклах времени, например, чтобы ребенок знал, что в неделю происходят различные мероприятия — в среду у нас футбол, а в четверг и субботу бассейн.
Развитие мелкой моторики и готовность к письму — крайне важные аспекты. Это можно и нужно тренировать на протяжении всего дошкольного периода: дайте ребенку много творческих заданий, от рисования и поделок до приготовления пищи (такие как замешивание теста, нарезка овощей для салата и супа, формирование пельменей и прочее).
Основываясь на этих наблюдениях, любой родитель сможет оценить готовность ребенка к школе.
В идеале будущего первоклассника следовало бы показать психологу или нейропсихологу, который способен оценить готовность ребенка и дать рекомендации по устранению пробелов.
Что делать в первые недели адаптации в школе
Предлагаем вам несколько практических советов.
Не нагнетайте ситуацию. Если ребенок справляется с нагрузками — сам или с поддержкой семьи, и если у него есть адекватные рекомендации при возникновении проблем, тогда помощь психолога может быть и не нужна.
Простая схема: если гуси каждый день отправляются на пруд и возвращаются с помощью Ваньки, значит все в порядке.
Для большинства детей младшего школьного возраста самостоятельная работа с психологом не является обязательной. Если у вас или ребенка возникают какие-либо беспокойства, как правило, лучше работать с семьей или обращаться к взрослым. Основная задача психолога — объяснить родителям, как можно помочь своему ребенку.
Консультируйтесь с преподавателем. Если вам, кажется, что что-то идет не так, а ребенок уклоняется от ответов на ваши вопросы, вы можете спросить учителя: идет ли адаптация нормально? Если учитель говорит, что ребенок взаимодействует с другими детьми и усваивает учебный материал (даже если не идеально, но в пределах нормы), то беспокоиться не стоит.
Поддерживайте ребенка. Скажите ему: «Если ты захочешь что-то обсудить, я всегда на связи». Сохраняйте уверенность в том, что все под контролем. Если вы продолжаете воспринимать происходящее как норму, это тоже передастся и ребенку, укрепляя его уверенность в правильной адаптации.
Что в результате
Психологическая готовность включает осознание дисциплины. Отправить ребенка в школу можно в возрастном диапазоне с 6,5 до 8 лет. Если есть сомнения в готовности ребенка, непременно проконсультируйтесь со специалистом.
Посвящайте внимание социализации ребенка и помогайте ему в этом через детский сад, кружки, секции и курсы подготовки к школе. Установите для себя уверенную позицию: «Мой ребенок адаптируется к школьному окружению так же, как миллионы других детей». Используйте метафоры, чтобы наглядно объяснить сыну или дочери его новые обязательства. Всегда будьте готовы к поддержке и помощи после начала учебы.