Сегодня в театрах уже нет строгого дресс-кода (за исключением закрытых показов или церемоний награждения), но существуют негласные требования к тому, как должны одеваться и выглядеть зрители.
Как правильно ходить в театр: советы театрала
Сегодня, во Всемирный день театра, мы раскрываем маленькие секреты театральной жизни. Но не с точки зрения тех, кто создает спектакли, а с точки зрения тех, кто их смотрит — зрителей. У настоящих людей театра есть свои секреты, и некоторыми из них они поделились с нами.
Моя подруга Марина — одна из тех, кто не только любит театр, но и серьезно им интересуется. Она активно ходит на спектакли и посвящает им почти все свое свободное время. Хотя она живет в большом сибирском городе, где театральное предложение достаточно широко, она регулярно летает в Москву на «театральные недели». Ведь спектр театральных мероприятий в столице несоизмеримо велик: за один день на разных площадках может быть представлено более сотни интересных спектаклей! Чтобы не рваться, Марина планирует все заранее, и каждый день у нее насыщен театром — с перерывом на обед. Так она поступает уже давно, и с годами театр ей не надоел, а становится все более привлекательным.
Словом, можно сказать, что Марина — настоящий профессиональный зритель. Она знает, где что показывают, куда стоит идти, а куда нет, где играют лучшие актеры, о которых говорят в городе. Однажды она пригласила меня на «Пигмалион» в театр «Современник». Актеры в нем «высочайшего класса»: Алена Бабенко и Сергей Маковецкий. Несмотря на высококлассный состав, меня удивило, что наши билеты стоили совсем недорого. Оказалось, что они были на бельэтаже, а не в первом ряду.
Поэтому первый акт мы видели издалека. Но я видела движения актеров и слышала, что они говорят. Но это было все. Каково же было мое удивление, когда в антракте Марина потянула меня в зрительный зал, и мы сели на большие кресла, с которых сцена видна как на ладони. Как оказалось, моя подруга во время первого акта заметила в свой личный бинокль несколько свободных мест в ложе, и — вуаля — мы стали ее новыми временными хозяевами. Зачем тратить хорошие места, если их никто не занимает? Так что во втором акте я смогла пересчитать все кольца на руках Алены Бабенко и посмотреть, из чего сделана бабочка на костюме Сергея Маковецкого.
«Я почти всегда покупаю билеты где-то на галерке, — сказала мне Марина в антракте, — но почему-то в итоге сажусь на хорошие места». Мне стало интересно, какие советы и хитрости она использует, чтобы так часто ходить в театр без ущерба для бюджета и с пользой для души. Я попросила Марину «прочитать весь список», и она рассказала, что узнала из своего опыта
Как выбрать спектакль
Марина основывает свой выбор спектакля на информации в интернет-журнале «Театрал», на рецензиях на различных сайтах, предлагающих театр, и на своих личных предпочтениях. Некоторые спектакли она смотрит дважды, например, «Драгоценность ювелира» в МХТ имени Чехова в Москве. Олег Табаков играл в этой постановке нынешнего режиссера Константина Богомолова, и предполагалось, что это будет его последний спектакль. «Когда я посмотрел второй раз, это было совершенно другое, и я как будто побывал на двух разных спектаклях», — признался он.Так что у вас есть время сходить и посмотреть на актеров, которых вы давно хотели увидеть «вживую». Мастера идут, и откладывать это не стоит.
Фото.
Как покупать билеты
Если вы хотите сэкономить на цене билетов, основное правило: не покупайте у перекупщиков, распространителей и на сайтах, которые берут дополнительную плату. Лучше покупать на сайте самого театра. Вы также можете покупать у продавцов (например, Ticketland.ru и Ponominalu.ru), которые не берут наценку и продают билеты по их реальной стоимости.
Лучше покупать билеты заранее — как минимум за месяц. Так у вас будет более широкий выбор мест и хорошая цена. Помните, что в выходные дни цены на билеты могут быть выше, чем в будни. Летом, когда театральный сезон подходит к концу, можно найти очень дешевые билеты на столько спектаклей, сколько запланировано. Во время театральных фестивалей, напротив, некоторые из участвующих в них спектаклей стоят дороже. Поэтому иногда имеет смысл подождать окончания фестиваля, прежде чем идти на обычное представление.
Помните, что билеты на главную сцену стоят дешевле, чем на малую сцену или в фойе. Поэтому вы можете купить как очень дорогие, так и очень дешевые билеты в один и тот же театр. Не стоит покупать билеты в первые ряды — в некоторых случаях оттуда открывается худший вид. Особенно если вы хотите посмотреть балет. Часто места в первом ряду на бельэтаже или в ложе оказываются более удобными и выгодными. Еще один момент: во многих театрах есть так называемые «искусственные кресла» или откидывающиеся сиденья. Они стоят гораздо дешевле, даже если это места на балконе.
Еще один способ приобрести дешевые билеты — за час до начала представления. В это время билеты могут быть доступны в кассе по сниженной цене. Если вы не студент или пенсионер, вы можете «урвать» билет в театральной кассе за полчаса до спектакля, если резервирование билетов отменено. Если вы не попадете на спектакль, вы можете приобрести оставшиеся билеты бесплатно.
Если у вас есть любимый театр с обширным репертуаром, который вы регулярно посещаете, подпишитесь на их социальные сети. Иногда у них бывают специальные предложения, скидки для подписчиков и конкурсы на бесплатные билеты.
Что, ещё и антреприза какая-то?
Антреприза — это коммерческая пьеса. Для участия в антрепризной постановке приглашаются актеры из разных театров и стран. Пьесы либо основаны на бестселлерах, либо написаны специально для спектакля. Театральные снобы обычно воротят нос от слова «антреприза», утверждая, что речь идет в основном о нелепых сюжетах, неправильно подобранных ролях и прибыли. На самом деле антреприза, как и любая другая постановка, может быть хорошей или не очень. Самое главное — не ждите от таких постановок большой глубины, это скорее форма развлечения и возможность увидеть любимых актеров вживую. Однако есть и исключения, такие как «Мизери», основанная на романе Стивена Кинга, глубокая и не очень простая для понимания пьеса, которая заставляет задуматься о многих вещах.
Театральные сезоны — это месяцы, когда театры в основном ставят пьесы из собственного репертуара и со своими труппами. Также могут проводиться фестивали, биеннале, театральные конкурсы или выступления гостей. Театральный сезон обычно длится с августа-сентября по май-июнь. Однако это не означает, что все театры закрываются летом — они отправляют свои труппы на гастроли и принимают у себя приглашенные спектакли других театров.
- Что смотреть этой осенью в Малом театре, на Малой Бронной, «Гоголь-центре», Театре имени Пушкина, Маяковского, Вахтангова, Моссовета, «Мастерской Петра Фоменко», МХАТ им. Горького, «Ленкоме Марка Захарова», «Сатириконе», а также у театра «Практика» в Музее Москвы
- Какие постановки представит в Москве XXII Международный фестиваль «Новый европейский театр» (NET)
- Фестиваль современного искусства «Территория»-2021: что покажут на московских культурных площадках с 1 по 17 октября
- Подборка премьер в театрах Москвы от редакции МТС Live
Как выгодно купить билеты?
Обычно лучше всего покупать билеты заранее, по крайней мере, за месяц до спектакля: так у вас будет более широкий выбор мест и, соответственно, цен. Вы можете купить билеты без переплаты на сайте театра или в кассе, через афиши и на некоторых коллективных порталах, таких как MTS Live. Большинство театров предлагают скидки для студентов, пенсионеров, детей и других групп зрителей. А на МТС Live действует cashback до 25%, который зачисляется на счет сервиса МТС Cashback. Размер cashback зависит от суммы вашего заказа и указан на билете на мероприятие.
Цены на представления в выходные дни почти всегда выше, чем в будни. Главная сцена стоит дороже, чем малые и дополнительные сцены. Билеты на премьеру спектакля обычно дороже, чем на последующие повторы. Летом билеты в среднем дешевле, чем в сезон.
Вы можете попытаться достать билеты в кассе театра за полчаса или час до начала спектакля — в это время брони на недоступные билеты снимаются, и билеты продаются со значительной скидкой. Или вы можете купить билеты эконом-класса у прохода и пересесть на свободные места ближе к сцене позже, но не раньше антракта.
Как выбрать места в зрительном зале?
Места с лучшим видом часто стоят дороже, но это не значит, что более дорогие места всегда самые лучшие. Например, первые ряды в партере дают лишь очень ограниченный обзор балета. На том же этаже часто есть откидывающиеся кресла, которые стоят гораздо дешевле обычных, а расстояние до сцены одинаковое.
Подумайте о специфике зала и представления. Например, для опер, особенно на иностранном языке, важно, чтобы вы могли видеть не только сцену, но и экраны с субтитрами. Обратите внимание, не загораживают ли обзор колонны или другие предметы обстановки.
Не избегайте бельэтажа и задних рядов: театральные бинокли обычно решают проблему видимости, а акустика театров позволяет хорошо слышать актеров даже из лож. Но самые лучшие места, конечно, в середине зрительного зала, примерно с третьего ряда до середины зрительного зала.
Есть такое мнение, что театр – это сложно. В кино купил билет, захватил попкорн – и сиди, наслаждайся.
Это миф. Дело в том, что в кино существует больше легких жанров. Вы можете пойти на романтическую комедию или фильм Marvel, а можете пойти на ретроспективу Тарковского. И сам театр, как и фильмы Тарковского, — это «взрослый» вид искусства.
Проблема в том, что в Беларуси не так много театров (всего 28 на страну), и они играют все: комедии, детские пьесы, сложные драмы. Это нормально, но именно поэтому зрители часто не понимают, что они видят. И если вы приходите и вам не нравится, вы разочаровываетесь и не хотите возвращаться. В Германии, например, существует своего рода чистый театр кабаре. Вы приходите и знаете, что там с вас точно снимут штаны. Есть городские театры, которые ставят классические пьесы, Шекспира. Здесь этого нет, поэтому нужно быть готовым идти на спектакль.
Но если я не разбираюсь в театре, то как подготовиться?
Во-первых, я бы не ходила в театр одна, а искала бы себе спутника. Если вам не понравится спектакль, вы не одиноки: разочаровываться вместе всегда веселее, и вечер не пройдет зря. Запланируйте поход в бар или кафе после театра. Даже если спектакль провалился, вы, как правило, всегда найдете, о чем поговорить. Вообще, это проблема, что после спектакля люди сразу идут домой. В Италии, например, я заметил, что зрители остаются на своих местах сразу после аплодисментов и обсуждают между собой увиденное. Это другая культура общения, но с нее стоит брать пример.
По возможности читайте театральные рецензии — они часто есть на театральных сайтах, получайте рекомендации, активизируйте свою интуицию, если постановка вам подходит. Если вы идете на вечернее представление в кукольный театр и ожидаете, что там будут куклы, но их нет, это не значит, что спектакль плохой. Но ожидания не оправдались, отсюда и разочарование. Поэтому стоит хотя бы погуглить название и прочитать статью о пьесе, а в идеале — последовать совету критиков. Однако имейте в виду, что ваши вкусы могут не совпадать. Если вы хотите хорошо подготовиться, вам стоит почитать о режиссере и прочитать пьесу, по которой поставлен спектакль.
Негативное впечатление всегда создается сразу, а позитивное — готовится. Если вы знаете, о чем пьеса, насколько она выразительна или спокойна, что будет происходить, вы будете чувствовать себя более комфортно.
А если я не готовился, как понять, что спектакль хороший?
С первого раза практически невозможно сделать все правильно, так же как невозможно побывать на хорошем спектакле и полностью оценить его. Зрители должны понимать, что они являются соучастниками представления: многое зависит от того, как они его увидят, как отреагируют и что подумают. Хорошим спектакль бывает тогда, когда вниманием зрителя умело манипулируют, и он не думает о том, на что обратить внимание или какую реплику послушать. Неопытный зритель сможет воспринять постановку, но опытный зритель почувствует и увидит гораздо больше.
Навыки зрителей развиваются со временем. Театр развивает эмпатию, способность считывать эмоциональные и психологические коды, а также расширяет визуальный опыт. Люди, которые регулярно ходят в театр, способны обрабатывать большие объемы информации.
Время идти в театр
Опубликовано в Среду, 26-го Февраля, 2014. Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи. Теги: Афиша / Билеты / Театр Рубрика: Моя газета >Развлечения >Посещение театра — запланированное или спонтанное?
Многие из тех, кто посещает театр регулярно (если не регулярно, то чаще, чем раз в три года), знают, что в театре нельзя шуметь, что нужно быть элегантно одетым и что вообще лучше придерживаться высокого культурного уровня заведения. Тем не менее, посещение театра обычно планируется за 2-3 дня. Это вполне объяснимо: нужно узнать, какие спектакли предлагают московские театры в марте 2014 года, заранее спланировать свой график и выбрать оптимальное время. Ни у кого не возникнет мысли пойти в театр спонтанно. Между прочим, в этом есть свой интерес. Почему это интересно? Во-первых, когда посещение театра планируется заранее, уменьшается ощущение праздника, интереса, который мы все испытываем, как только переступаем порог этого культурного заведения. Во-вторых, с той же психологической точки зрения, возникает ощущение «необходимости идти», что, согласитесь, тоже не лучшим образом сказывается на результате такой прогулки. Всегда нужно делать акцент на важных элементах и ключевом элементе. Посещение театра — это в основном психологическая разрядка, культурное удовлетворение и удовлетворение интереса. Все три эти цели могут быть существенно подорваны, если вы пойдете в театр не по плану. Нет, конечно, это нелепо, если вы идете в театр в своей обычной утренней одежде за булочками или на пробежку. Но если вы три дня пытаетесь подобрать лучший костюм, разве это не искусственно раздувает важность события? Люди, которые ходят в театр не из-за спектакля, а просто потому, что это интересно, не обращают внимания на свой внешний вид; здесь, вероятно, достаточно выглядеть опрятно и не ходить в рваных джинсах. Но в любом случае, если вы идете в театр по велению своей маленькой души, вы можете получить гораздо больше удовольствия, даже если там идет не тот спектакль, который вы уже знаете и любите. Именно потому, что крошечный душевный порыв обычно самый искренний, мы все становимся немного счастливее, когда исполняем его таким образом. Хотя, конечно, объективно говоря, почти никто этого не делает. Но если вы спросите не страдающего от презрения зрителя, который хотя бы раз ходил в театр, он скажет вам, что это самое интересное и что после такой прогулки чувство расслабления гораздо сильнее, чем после обычного запланированного похода в театр.
Поход в театр или кино — теперь это стало проще
Одним из самых распространенных вариантов отдыха и развлечений является посещение различных мероприятий — кино, театра, выставок или цирка. Распространенные
Билеты на спектакли в Большом театре
Почти каждый россиянин знает Большой театр в Москве. Спешим добавить, однако, что его знают не только россияне. Большой.
2 комментария к “Поход в театр – запланировано или спонтанно?”
С одной стороны, все правильно, и планирование заранее не принесет столько радости. Но в большинстве случаев билеты приходится покупать заранее, иначе вы просто не попадете на нужный вам спектакль, потому что все билеты распроданы. Поэтому приходится довольствоваться тем, что есть.
На хороший спектакль нельзя попасть в одночасье, все билеты уже давно проданы, и я не думаю, что запланированное посещение театра может быть менее приятным или интересным.
6 февраля. «Самоубийца»
Театр имени Вахтангова
Фото: Yana Ovchinnikova/Vakhtangov.ru
Честно говоря, я уже устала. Сегодня я даже перепутала здания театров — попала в здание на Арбате, а надо было в здание в Калошино. Вот и все — я сошла с ума.
Я очень хотела посмотреть «Самоубийцу» Эрдмана. Предполагалось, что это будет черная комедия о раздутом мужском эго. Так и вышло: главный герой Подсекальников не работает, дышит в затылок жене и теще, мечтает стать знаменитым — настоящим «маленьким человеком». Он решает (ошибочно, конечно!), что лучший способ стать знаменитым — это умереть тяжело — покончить с собой и оставить скандальную предсмертную записку. Вокруг этого и крутится сюжет.
Мне понравился сериал, но я должен быть честен: я заснул на полчаса. И не потому, что сериал был скучным или неинтересным — все было хорошо. Просто я уже не первый зритель этого сериала.
7 февраля. «Самая легкая лодка в мире»
Неделя началась в РАМТе. Шоу длилось всего час и пятьдесят минут — без антракта, что очень здорово. В последнее время мне нравится ходить на короткие спектакли: меньше опасности заскучать.
«Самый легкий корабль в мире» был показан в Черной комнате — небольшом темном помещении с тремя рядами стульев и нулевым рядом подушек. Атмосфера очень напоминает кабинку.
По сути, постановка представляет собой удобную квартиру. Эта постановка была написана бардами, поэтому актеры большую часть времени поют и играют на гитаре. Сюжет прост и мягок — писатель мечтает построить самую легкую лодку в мире и отправить ее в путешествие с другом-художником, где он сможет ее увидеть.
Удивительно, но я смог высидеть оба часа и даже получил кайф — мы пели песни вместе с артистами, ели суши и шутили. Элементы иммерсивного представления захватили меня, а я люблю подобные вещи.
8 февраля. «Аскет»
Я очень рад, что могу пойти на стажировку в последнюю неделю эксперимента. Это укрепляет меня в мысли, что это мой любимый театр в Москве.
Я ходила на спектакль «Асквит». Это был первый вечер за месяц эксперимента, который вызвал у меня слезы на глазах. Я пошел посмотреть оперу, основанную на жизни Сахарова. История изобретателя самого опасного в мире оружия, который сожалел о своем изобретении, разрывает сердце. Это вопрос жизни и смерти, ненависти и любви. Сегодня каждый должен посмотреть «Асквита».
Сам сериал представляет собой идеальное сочетание электронной музыки, церковного пения и хорошо подобранной к слову истории. И я не знаю, можно ли еще что-то добавить. Я просто сидела, потеряв дар речи, от начала до конца.
«Бабуленьки» и мужчины в районе 50
Многие родители водят своих детей в оперу или балет в самом раннем возрасте. С одной стороны, это здорово: они хотят дать им все и показать лучшие классические постановки. С другой стороны, нам иногда приходится сопротивляться и объяснять, что, например, на «Лебединое озеро» четырехлетнего ребенка приводить слишком рано. Ограничение, которое сейчас вводится, связано не с тем, что на сцене показывают что-то непристойное, а в первую очередь с особенностями детской психологии. Сможет ли ребенок высидеть несколько часов и проникнуться драматизмом спектакля? Ведь неправильное первое впечатление может иметь обратный эффект и надолго отвадить ребенка от театра.
Женская часть аудитории также остается активной. Например, есть категория, которую мы любим называть «бабушки». Да, они ходят на третий-четвертый ярус, да, им, возможно, приходится экономить на билетах, но они ходят регулярно, всегда выглядят очень достойно и стараются не пропустить ни одной премьеры.
Недавнее социологическое исследование выявило интересный факт: оказалось, что большая часть посетителей оперы — успешные мужчины за пятьдесят. Причем они приходят без женской компании: одни или в мужской компании. Мы задались вопросом, что это может быть, ведь им не хватает живых эмоций в повседневной жизни.
Каждый год 31 декабря
Каждый «Щелкунчик» в Большом театре — это возмутительно красивая история: впечатляюще одетые младенцы, элегантные родители, платья в пол, костюмы и драгоценности. И так было и в 1990-е годы, когда мы наблюдали отток зрителей. Для некоторых москвичей «Щелкунчик» — это особый ритуал, свое отношение к сказке Гофмана, музыке Чайковского и Новому году. Известна шутка, что одни люди 31 декабря идут купаться, а другие всеми силами стараются увидеть «Щелкунчика». В любом случае, хотя бы в детском кресле. Если не в Большом, то в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В Большом театре нет большого открытия сезона, как, например, в Метрополитен-опера, с красной дорожкой и официальным ужином. Но есть «Щелкунчик», который показывали и будут показывать. И не только в Москве, но и в любом другом городе: потому что другого такого спектакля — волшебного и мифического — у нас нет.
Фото: Светлана Постоенко
Что делать по окончании спектакля
После спектакля артисты выходят на поклон (возможно, несколько раз), поэтому не стоит выбегать из зала с последними аккордами музыки и спешить в гримерку за одеждой. Чтобы избежать очередей, вы можете пройти в фойе, чтобы поговорить о спектакле.
В гардеробе первым одевается мужчина, а затем помогает одеться женщине.
Чтобы продолжить празднование после спектакля, кавалер может пригласить даму в ресторан.
Театральный этикет для детей
Для того чтобы спектакль остался в памяти ребенка как сказка, необходимо подготовить ребенка к посещению представления:
- Дать краткий экскурс о театре: что это такое и для чего существует.
- Совместно выбрать тему из репертуара детских спектаклей.
- Объяснить, как надо себя вести в театре и почему.
Спектакль должен соответствовать возрасту: Тогда маленький зритель не будет скучать.
Ребенок уже должен почувствовать праздничную атмосферу на сборе дома — с переодеванием, прической и сумкой.
Родители должны объяснить ребенку, что театр — это культурное учреждение, где необходимо соблюдать правила приличия.
Дети в театр не допускаются:
- Бегать перед спектаклем и в антракте.
- Кричать, шептаться, шаркать ногами. Лишние звуки мешают во время просмотра. Если ребенок капризничает, лучше выйти с ним из зала.
- Есть что-либо, шелестеть фантиками, греметь бутылками в зале. Для маленького зрителя нужно предусмотреть бесшумный перекус.
- Спать по время представления. Если ребенок засыпает, лучше увести его домой.
- Пользоваться мобильным телефоном или другими гаджетами.
Перед спектаклем и в перерывах необходимо отвести ребенка в туалет.
В конце спектакля объясните маленьким зрителям, что они должны поблагодарить актеров аплодисментами.
Дети любят праздновать, поэтому посещение театра не должно быть рутиной. Со временем ваш ребенок усвоит правила поведения и будет с удовольствием ходить на представление.
Если посещение театра является частью учебной программы, ученики должны следовать указаниям руководителя. В этом случае учитель несет ответственность за безопасность и поведение учеников.
Что делать в театре непозволительно
Помимо негласных правил поведения, существуют также официальные запреты
- Идти в театр в рабочей одежде, шортах, майке.
- Свистеть, кричать, топать ногами.
- Оставлять после себя мусор в зале.
- Использовать жвачку.
- Пользоваться фото- и видеотехникой во время представления.