«Приемные дети — это крест, который надо нести», «в детских домах нет нормальных детей, их размещение опасно», «у них плохие гены», — так часто говорят о детях-сиротах из детских домов. Однако поведенческие проблемы — это не генетика, а травма, и с ними можно работать, говорит Елена Цеплик, председатель фонда «Найди семью».
Как взять ребенка из детского дома
Не каждый может взять на воспитание ребенка из детского дома. Законодатели разработали подробный список критериев для потенциальных кандидатов на роль новых родителей и ввели специальную двухступенчатую процедуру, в которой участвуют не только органы опеки, но и суды.
Нередко взрослым, желающим заменить ребенку мать или отца, говорят, что закон запрещает одинокому гражданину усыновить или взять на воспитание ребенка. Однако это утверждение не соответствует действительности. Проживание потенциальных усыновителей в браке не является обязательным по российскому законодательству.
Кто имеет право быть усыновителем
В России усыновить несовершеннолетнего ребенка могут как граждане России, так и граждане с иностранным гражданством. Ограничения есть только для граждан Соединенных Штатов Америки — им закон запрещает усыновлять российских детей.
Важно. Перечень требований к кандидатам содержится в статье 127 Семейного кодекса РФ.
Право на усыновление одного ребенка предоставляется тем лицам, которые соответствуют этим критериям:
- совершеннолетие, при этом по общему правилу нужно, чтобы усыновляемый был младше своего покровителя минимально на 16 лет;
- удовлетворительное физическое состояние, отсутствие тяжелых хронических болезней;
- наличие полной гражданской дееспособности.
Это самые важные требования, без соблюдения которых вообще не следует рассчитывать на создание семьи. Уполномоченный также выясняет, есть ли у заявителя подходящее жилье, каков его доход и получил ли он необходимое образование.
В законодательстве также подчеркивается, что человек, независимо от пола, может подать заявление и взять мальчика или девочку из детского дома. Супружеские пары не обязаны усыновлять ребенка — такое же право есть и у неженатых пар. Однако если пара желает вступить в официальные отношения с несовершеннолетним ребенком, требуется зарегистрированный брак.
Обратите внимание. Супруги также имеют право самостоятельно усыновить мальчика или девочку. В этих случаях требуется только согласие другого партнера.
Кому запрещено усыновлять детей
В некоторых случаях субъект не имеет права брать на себя ответственность за воспитание несовершеннолетнего ни при каких обстоятельствах. Ограничение этой возможности связано с индивидуальными особенностями человека, его физиологическим и психическим состоянием, материальными и социальными характеристиками.
Закон специально запрещает отдавать детей на воспитание какому-либо лицу.
- недееспособной, ограниченно дееспособной;
- лишенной родительских полномочий или ограниченной в таких правах;
- лишенной опекунских полномочий или статуса попечителя;
- страдающей одним из заболеваний или расстройств из Перечня, закрепленного постановлением Правительства РФ №117 от 14.02.2013 (например, алкоголизм и наркомания, злокачественные образования, психические расстройства, инвалидность 1 группы);
- без достаточных доходов (не менее одного прожиточного минимума на одну персону с учетом количества иждивенцев после пополнения семейства);
- не имеющей постоянного адреса, кроме представителей тех народностей РФ, для которых считается нормой ведение кочевого, полукочевого образа жизни;
- судимой за преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности;
- судимой за тяжкие и особо тяжкие преступления;
- пребывающей в однополом брачном союзе;
- супругам, один из которых не владеет полной дееспособностью;
- бывшему усыновителю, который в прошлом недобросовестно выполнял взятые на себя обязанности.
Кроме того, законные опекуны могут стать законными опекунами только в том случае, если они прошли обучение — специальный курс в Школе приемных родителей. Это правило не распространяется на близкого родственника, отчима или мачеху, которые решили заменить приемного родителя. Кроме того, для вышеупомянутых лиц допускаются и другие исключения, например, в отношении жилой площади занимаемого ими жилья.
Обратите внимание. Согласно статье 127 (5) Семейного кодекса, родственники несовершеннолетнего имеют привилегию взять его на воспитание.
Они не доверяют взрослым
Дети из детских домов отличаются прежде всего тем, что у них нет базового доверия к взрослым и миру в целом. Это доверие формируется в первые годы жизни, и если ребенок в это время остается без родительской заботы, то система, заложенная природой, разрушается. Младенец нуждается в немедленном удовлетворении своих основных потребностей: Как только родители слышат, что ребенок задыхается или плачет, они бросаются посмотреть, в чем дело, и помогают решить проблему — меняют подгузник, кормят, укачивают. Когда это происходит изо дня в день, ребенок понимает, что он в безопасности и о нем заботятся. В стационаре детей тоже кормят, переодевают и купают, но все это происходит в определенное время и по расписанию медсестры. У младенцев потребности удовлетворяются не одновременно и не в определенное время, поэтому часто бывает так, что ребенок получает то, что ему нужно, только после того, как заплачет и уснет. К сожалению, именно так ребенок узнает, что он никому не нужен.
Человеческая психика устроена таким образом, что обида и гнев переносятся на того, кто стоит перед ним. Даже если ребенка бросила родная мать, он злится на воспитателей или приемных родителей. Кажется, что они ничего не помнят, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, это чувственное знание. Оно развивается в утробе матери и накапливается после рождения. Младенец хорошо помнит ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал один в своей кроватке и плакал. Очень трудно компенсировать это, когда ребенок подрастет, но это возможно.
У них могут быть проблемы с границами
Если ребенок мало общается со взрослыми, без объятий и объятий, у него формируется плохое понимание своих телесных границ — и это влияет на его поведение в последующей жизни. Чтобы человек мог понять, что хорошо, а что плохо, он должен сначала осознать свои собственные физические границы. Новорожденные обычно имеют постоянный контакт со своими матерями, но сироты лишены этого, и их образ тела формируется позже. У них нет «плохих генов», они просто еще не прошли необходимые этапы эмоционального развития.
В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как пережить то время, когда ребенку снова не хватает родительской поддержки. Поскольку это трудно сделать в разговоре, психологи разрабатывают различные игры и метафоры для процессов, происходящих между родителем и ребенком.
Упражнение первое — узнайте себя. Посмотрите вес и рост ребенка при рождении в документах (в опеке обычно есть эта информация). Для того чтобы восстановить вашу историю и пережить ее вместе с вами, ребенку важно знать всю эту информацию о себе и, например, потрогать бирку о рождении ребенка. Психологи рекомендуют не говорить, а указывать на что-то: Измерьте с ребенком 50 см, сделайте валик из одеяла и объясните: «Смотри, вот так ты выглядел, когда родился». Измерьте вес ребенка на пеленальном коврике на кухне, дайте ребенку подержать рулон. А также матери: «Мамы тогда не было с тобой, но давай представим, какой бы она была, ей бы очень хотелось держать тебя на руках и заботиться о тебе». Многие родители стыдятся и говорят, что ребенок уже взрослый и эти игрушки больше не нужны, но на самом деле и 7-8-летние дети, и саркастичные подростки, и даже очень пожилые люди интересуются такими вещами.
У него есть биологические корни, их нужно принять
Важно, чтобы приемные родители испытывали благодарность к биологической матери ребенка. Ведь кем бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила ребенка, который теперь является частью ее семьи. Если бы эта мать жила и вела себя хорошо, ее не лишили бы родительских прав и у нее не было бы сына или дочери. Ребенок также должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителях. Иногда приемная семья плохо отзывается о биологических родителях: «Я понимаю, откуда вы родом!». Это недопустимо. Детская психика построена таким образом, что в любой ситуации ребенок винит себя: Мои родители разводятся — значит, я сделал что-то плохое, моя мама оставила меня в детском доме — значит, я плохой. А когда ребенок думает, что он плохой, он и ведет себя плохо, что подтверждает его личность.
Задача приемных родителей — освободить ребенка от чувства вины и гнева по отношению к своей биологической матери. Одно из упражнений, предложенных психологами, называется «Дома жизни»: вся семья садится вместе и рисует дома, в которых побывал ребенок, благодаря тех, кто заботился о нем на каждом этапе. Первый дом — материнский: даже если биологическая мать не заботилась о ребенке, она его родила, и это уже хорошо. Дело не в том, чтобы реабилитировать родителей, а в том, чтобы показать ребенку, что не он плохой, а взрослые не смогли позаботиться о нем должным образом, потому что трудно быть матерью и отцом. Затем нужно подумать и вместе спланировать другие дома — детский дом, другой детский дом и, наконец, приемную семью. Это отличная профилактика проблем с воспитанием: Родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а ребенок понимает, что семья принимает его со всей его историей.
2. Немотивированная агрессия к окружающим
Ребенок проявляет агрессию без причины по отношению к родителям, братьям и сестрам, животным, воспитателям, учителям, одноклассникам — ко всем, с кем он вступает в контакт. Это обычно очень пугает, и, конечно, люди считают ребенка неполноценным.
Почему?
Как правило, агрессия — это обычная защитная реакция ребенка на внешние воздействия. Ребенок защищается таким образом от взрослых, потому что у него есть опыт выживания в агрессивной среде. Если ребенок был сильно травмирован (подвергся сексуальному насилию или пыткам, то есть его просто не кормили или заставляли попрошайничать), то агрессия — это вспышка боли и страха.
Общие сведения:
К кассиру подошла женщина, страдающая нервным срывом. Полгода назад семья Семеновых взяла из детского дома 6-летнего Лешу, и в их жизни «начался настоящий ад». По словам его приемной матери Евгении, мальчик оказался «настоящим монстром». Он бил детей в детском саду, нападал на своих кровных родственников — 8-летнюю дочь и 7-летнего сына — и ссорился с матерью. А взрослым мужчинам, отцу и дедушке, он предлагал… заняться с ним сексом
Психологи начали беседовать с Лессом и восстанавливать его прошлое. Выяснилось, что его биологические родители были наркоманами, били сына, морили голодом и продавали за наркотики. Полиция подобрала истощенного мальчика на улице и отвезла его в приют.
Конечно, семья не была готова к тому, что выяснится, что ребенок был настолько травмирован, что у него была история тяжелого сексуального насилия. Это очень трудно понять сразу. Из-за «заморозки» даже сотрудники детского дома не всегда могут распознать травму ребенка.
Специалисты работали с Лесей больше года, ситуация улучшалась, но потом произошел серьезный откат. Тогда родители сдались, поняли, что не могут справиться с ситуацией, и решили отказаться от ребенка. И специалисты центра начали искать другую семью, готовую принять такого травмированного и неуспевающего ребенка, потому что для нас было важно не возвращать его в детский дом. И такая семья нашлась. Но в тот момент, когда Лешу начали готовить к приему в другую семью, что-то внутри него сломалось. Впервые за почти два года семейной жизни он сказал маме: «Не отдавай меня, я люблю тебя и хочу быть с тобой». И Семеновы решили оставить его у себя.
Мальчик стал спокойнее, прижался к родителям и доверял им. Эксперты считают, что для переработки подобной травмы требуется много времени, но существует возможность почти полного исцеления.
3. «Умственная отсталость» или «задержка развития» детей
Обычно ребенок из детского дома не знает, не умеет и не понимает большинства элементарных вещей, которые совершенно нормальны для его сверстников «дома». Например, что грязную одежду не выбрасывают, а стирают, или что родители уходят на работу, возвращаются, покупают продукты и готовят ужин на заработанные деньги — так устроены товарно-денежные отношения. Когда ребенок достаточно взрослый, чтобы не знать, что такое времена года, любой человек, не знакомый с идиосинкразией таких детей, думает: «Ребенок, мягко говоря, отстает в развитии или умственно отсталый».
Почему?
Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое повреждение мозга. В кровной семье о ребенке не заботились, а в детском доме он просто не видел, как мама ходит на работу и покупает продукты, ему давали готовую еду в столовой, он не знает, что значит мыть посуду. Но эту задержку в развитии, безусловно, можно компенсировать, все пробелы можно быстро закрыть. И приемные родители должны быть к этому готовы.
Многие думают, что укачивание детей во сне или просьбы старших детей дать им бутылочку — это еще одно проявление когнитивной задержки. Это классические последствия детского одиночества и не имеют ничего общего с когнитивными способностями. В семье — естественной среде взросления — ребенок пытается компенсировать пропущенные в раннем детстве вехи, получить объятия и внимание и привыкнуть к чувству безопасности. И если приемные родители имеют регулярное образование, то такой этап обычно проходит довольно легко.
Общие сведения:
Аня все восемь лет своей жизни провела в детском доме. Она была «отвергнута с рождения», а потенциальных приемных родителей отпугивал ее диагноз — у нее было диагностировано тяжелое расстройство центральной нервной системы, из-за которого она не могла ходить и постоянно нуждалась в подгузниках. Главным аргументом для будущей приемной матери Ларисы стали слова сотрудников детского дома: «Девочка психически устойчива.
Первые месяцы ее мама провела дома, узнавая о возможностях лечения и реабилитации. Все посещения врачей Аня переносила спокойно, она никогда не плакала и не кричала».
Было две вещи, которые заставляли Ларису нервничать. Ее дочь сосала большой палец во сне, в результате чего на большом пальце образовалась незаживающая ранка. А дома ее артикуляция быстро ухудшалась, и Аня коверкала слова. Когда Лариса переспрашивала, девочка плакала, у нее начиналась истерика. Наложилась и еще одна проблема — Лариса не могла заставить дочь участвовать в обучающих играх. Аня только раскрашивала картинки, да и то очень «не по возрасту» (для детей 3 лет слишком просто и ярко).
Психолог не нашел у девочки задержки развития или умственной отсталости и объяснил Ларисе причину такого поведения. Оказалось, что дома, в семье, девочка пыталась «отыграть» период раннего детства, когда она была лишена защиты и заботы матери, чтобы пережить детство и получить от матери именно то внимание, которое уделяется младенцу. Отсюда чрезмерная инфантильность, сосание пальцев по ночам и нарушения речи.
Психологи начали работать с Ларисой и Аней: Мать избавилась от нарастающей тревоги и научилась спокойно справляться с поведением ребенка, а девочке помогли преодолеть травму брошенности и вернуться к нормальной для ее возраста жизни. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась.
4. Побеги из дома
Побег — это серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, поскольку несут ответственность перед законом, но, к сожалению, это довольно типичная история для приемных детей.
Почему?
Часто взрослый ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детском доме, и у семьи возникает синдром обманутых ожиданий. К сожалению, воспитанники детских домов никогда не были подготовлены к тому, чтобы попасть в приемную семью, и представления детей о семье формируются под влиянием очень специфических факторов. Взрослые, которые приходят в детские дома, — это в большинстве случаев спонсоры, которые приносят подарки и устраивают праздник. И дети действительно верят, что именно такую жизнь они будут вести в своих приемных семьях — с подарками и вечеринками.
И когда дома начинается обычная повседневная жизнь, приемные родители накладывают какие-то рутинные обязательства — ходить в школу, делать домашние задания, помогать по дому — ребенок получает отказ, разочаровывается и даже убегает из дома в приемную семью или детский дом со словами: «Возьмите меня обратно».
Общие сведения:
Семья Васильевых из крупного российского города решила усыновить подростка: У Ольги и Андрея уже было две дочери дошкольного возраста, но муж отчаянно хотел взрослого сына. Васильевы посещали приемную школу, и вскоре Саша стал членом семьи. Ему было 14 лет.
В детском доме его называли «плохим мальчиком и хулиганом», но когда его приняли в семью, Саша получал одни пятерки и четверки, не прогуливал уроки, помогал родителям с младшими детьми, ходил с отцом на рыбалку — все казалось идеальным. А через год он сбежал из дома.
Сначала детский дом вернул его в семью, потом, при втором побеге, органы опеки. Но Саша повторял: «Мне надоело ходить в школу, учиться, что-то делать дома. Я хочу быть свободным в детском доме». Однажды он заперся в своей комнате на сутки и не открывал дверь. В результате его родители обратились за помощью к психологу.
Хотя Васильевы проявили терпение в этой ситуации, к сожалению, с детьми из детских домов недостаточно «делать все правильно» и «просто любить их».
Психологи работали с Сашей в течение всего следующего года. Сейчас ей 16 лет, и она поступила в колледж. А Ольга и Андрей взяли под опеку еще двоих детей: 10-летнего мальчика и подростка. Они были очень рады, потому что у них все получалось, и понимали, что при поддержке они смогут вырастить еще больше детей.
«Когда попал в армию, мне все было знакомо»
Когда мне было два с половиной года, меня отдали в детский дом. Мои родители были недееспособны. Отец пил, а мать не справлялась, и меня отправили туда. Мне тогда не понравилось, дома было лучше, какая бы ни была ситуация.
Со временем я все равно привык, смысл правил изменился. День был типичным: проснуться, умыться, позавтракать, пойти на занятия, потом посмотреть советские мультики по телевизору, тихий час, потом полдник, снова занятия, прогулка, ужин, потом свободное время и пора ложиться спать.
Я с полным основанием могу сказать, что поведение ребенка влияет на отношение к нему взрослых. Мое поведение было не очень хорошим, я любил со всеми драться, поэтому ко мне относились не очень хорошо. Нет, я не хочу сказать, что все было плохо: были учителя, которые относились ко мне с добротой и теплотой, была обратная связь с моей стороны. А с некоторыми из них у меня дружбы не получилось.
До семи лет я была в дошкольном детском доме, потом перешла в детский дом-интернат, в котором училась до девятого класса. Я помню двух учителей оттуда. Одна относилась ко мне по-доброму, а другая была строгой. Был баланс.
Когда я училась с четвертого по девятый класс, там уже были другие учителя. Ксения Петровна учила меня быть экономной, выдавала все в ограниченном количестве и требовала, чтобы одежда была гладкой. Тренер Александр Ильич водил нас на областные и российские футбольные матчи.
Я медленно сближался с мальчишками, у всех которых были разные судьбы — кто-то был сиротой, у кого-то родители сидели в тюрьме, кто-то был совсем брошен и попал в детский дом, кто-то был из неполной семьи.
Я хорошо помню один случай. Когда я была маленькой, однажды моя мама пришла в гости и принесла мне сладости. Гувернантки положили их в шкаф. А у нас был ребенок, который ночью выходил в туалет и исчезал. Когда гувернантка пошла его искать, он съел мою последнюю конфету. Это очень обидно, подумала я тогда. Я до сих пор об этом думаю.
У меня были две старшие сестры, которые жили со мной в детском доме, но в разных группах. Я помню, что в обед нам давали большие и вкусные пряники, и я специально оставляла свой за обедом, чтобы поделиться с ними, потому что мне было приятно их порадовать. Кстати, одна из сестер хотела меня удочерить, но отказалась, чтобы я не была одна в детском доме.
Часто возникало ощущение, что у человека нет ничего своего. Например, когда появлялись деньги, было интереснее купить пакет бука, чем пойти на обед или ужин, потому что повседневная жизнь была слишком скучной и хотелось чего-то необычного. И даже съесть пачку гороха было весело, приятно, круто и здорово.
Нас отпустили в город, но что мы могли там делать? Денег не было, поэтому нас заставляли выглядеть плохо. Мы могли лазить по чужим садам, прыгать по гаражам. Поэтому в городе нас не очень любили. Сейчас даже дети из детских домов стали спокойнее, они больше сидят в телефонах.
Я выпустился из детского дома в 2007 году. Когда я пришел в армию, все было знакомо: система, отношение. Как в воинской части где-то есть притеснения, где их нет — так было и в детских домах. Конечно, нам было хорошо, иногда нас били, но я думаю, это случалось с каждым ребенком.
«Я прошел четыре приемных семьи»
Я попал в детский дом, как это обычно бывает — проблемы с алкоголем, вот и все. Мамы дома не было, опекунство было возложено на меня и сестру. Нам было по четыре года, и с тех пор я сестру не видел и не разговаривал с ней.
О тех ранних днях, наверное, мало воспоминаний. Мне говорили, что я даже не улыбалась, когда попала в детский дом.
Меня поместили в четыре приемные семьи. Люди приходили, предлагали своих детей, брали меня к себе, а потом отдавали обратно. Эти отношения складывались, мягко говоря, не очень хорошо. В первой приемной семье жил бизнесмен, во второй — простые люди из деревни, а в третьей приемной семье меня взяли на время и отдали обратно. Я оказался с другим ребенком из детского дома, который постоянно дразнил меня, и нам пришлось подраться, поэтому меня вернули. Четвертая приемная семья тоже не выжила, но мы до сих пор время от времени общаемся. Там я много проказничал, в основном пил и воровал.
Когда меня отправили обратно в детский дом, это было обычное чувство — входить и выходить, я к этому не привык, я был во многих детских домах. Это стало привычкой, везде было одно и то же, одни и те же правила, одна и та же обстановка.
У меня не было друзей в детских домах, и я не планировала заводить там друзей. Мы общались друг с другом, но наши отношения были поверхностными. У меня не было причин заводить друзей, когда я временно жила с этими детьми. Потом мы разъехались по разным местам, и наши характеры в целом отличались. Некоторые из нас были похожи на AYE (движение AYE считается экстремистским и запрещено в России), а у некоторых вообще не было характера. Детский дом всегда был для меня временным пристанищем. В школе я в основном разговаривал по телефону и ни на кого не обращал внимания.
Есть и счастливые воспоминания. Когда пришел мой наставник, у меня был замечательный день рождения, я никогда не испытывал ничего подобного. Мне подарили телефон, правильный и подходящий, потом мы пошли гулять, ели карбонару в ресторане, а потом поехали кататься на машине.
Кроме того, наставник помог мне найти себя, я начал заниматься музыкой. Мы ехали вместе и все время слушали музыку. Однажды я сказал ему, что пишу песни, просто набор слов без музыки, и он предложил мне записываться в студии. В основном я пишу о жизни, о себе. Важная для меня лирика звучит в третьей песне: «Пытаюсь собраться с мыслями / Пытаюсь встать, пытаюсь добиться успеха». Моя мечта — добиться успеха в этой работе.
Сначала я боялся закончить университет, думал, что ничего не получится, буду жить на улице и стану бездомным. Но нет, я нашла работу, сейчас прохожу стажировку. Я работаю бариста, и все идет хорошо. В свой первый день я обслужила семь или восемь клиентов. Я также обучаюсь на штукатура и маляра, а после этого хочу получить профессию повара».
«Стереотипы очень мешают выпускникам детских домов»
Анастасия Шилибольская, куратор программ «Добровольное объединение» и «Наставник» Фонда помощи детям «Солнечный город», рассказала «Ленте.ру», как выпускники детского дома адаптируются в обществе.
«Лента.ру».
Шилибольская: Наши дети обычно выпускаются после 9-го класса, им тогда 16-18 лет. Первая проблема, с которой они сталкиваются, — это самостоятельная жизнь и быт, потому что они сами никогда этим не занимались, а в 16 лет довольно сложно справляться и решать взрослые проблемы.
На этом первом этапе особенно важно обратиться к наставнику, когда речь идет о том, как взвесить овощи в магазине или что делать, если потерял паспорт.
Затем возникает вопрос о жилье. В разных регионах ситуация разная. Где-то, как в Москве, с этим проблем нет. Иногда ребенку достается в наследство дом от родственников, но обычно он находится в жалком состоянии. Когда тебе 18-19 лет, ты можешь сложить руки, запаниковать и не знать, как с этим справиться. Это еще одна область, где наставник может помочь, например, наклеить обои.
Многие дети имеют право на получение государственного жилья и стоят в очереди на него. У нас в Новосибирске в очереди около 1 000 человек, которым негде жить, потому что они ждут жилья. Они выживают как могут: кто-то живет с друзьями, кто-то с родственниками, кто-то с сиделками. Последние могут помочь как можно быстрее обратиться в суд с адвокатом, написать заявление и подать заявку на получение квартиры.
Когда вы получаете квартиру, в ней обычно голые стены, кухня и ванна. Вам придется обставить ее. И здесь наставник может помочь как материально, так и советом. Выпускники подчеркивают, что больше всего им нужна эмоциональная поддержка и совет.
Стереотипы о выпускниках детских домов очень тревожны, потому что большинство сирот учатся, работают и стараются изо всех сил. Конечно, есть дети, которые находятся в неблагоприятном положении. Но стереотип очень мешает правильному и нормальному обучению. Когда соседи узнают, что девочка из детского дома, они часто заранее пишут жалобу, чтобы девочку забрали. Это ужасно, потому что девочка может быть красивой и тихой. И таких детей много, потому что наши мальчики часто бывают домашними кошками. Они дорожат своим пространством, потому что у них никогда не было пространства. И в этом случае наставник может дать совет, как поступить в данной ситуации, как мирно разрешить конфликт.
С деньгами тоже возникают проблемы?
Да, такое часто случается. Это и понятно: всю жизнь живешь без них, а тут вдруг они появляются, да еще в большом количестве. Истории о трате денег появляются быстро. Наставник может вмешаться в нужный момент и помочь вам вложить деньги в банк или купить на них недвижимость. Часто нам удается сделать это своевременно.
Примерно 5-10 процентов выпускников продолжают высшее образование. Это связано с тем, что дети все раньше и раньше пытаются заработать деньги, поэтому они стараются закончить девятый класс и среднюю школу, чтобы пойти работать.
4. Дети из детских домов рады любому вниманию
Оля, 14 лет (приемный ребенок в детском доме)
«Мы — животные в контактном зоопарке. Они приходят и фотографируются с нами. Все такие вежливые, что это раздражает. Гости из разных спонсорских компаний приходят в наши комнаты, и мы должны быть счастливы. Я их приглашаю.
Или на прогулки: Все всегда знают, что приносит детский дом. И все смотрят. Как будто у каждого из нас на лбу написана короткая история этой жизни. Это интересно всем. Каждый будет об этом говорить. А здесь, в детском доме, нам все равно — мы просто входим и выходим.
Люди, которые не имеют опыта общения с сиротами, действительно считают, что ребенок, которому не хватает участия и который страдает от недостатка внимания, рад, что взрослый все время находится на улице. На самом же деле воспитанники детских домов с подозрением и зачастую равнодушно относятся к попыткам посторонних людей проявить к ним интерес.
За эти годы десятки воспитателей, учителей, волонтеров и приемных родителей изменили жизнь этих детей. Только постоянное, длительное и значимое участие в жизни такого ребенка может укрепить доверие и вызвать желание поделиться своими проблемами и принять помощь и совет.
5. Воспитание в коллективе — то, что нужно детям
Отрывок из книги «Я — Сания» (автор — Диана Машкова)
«Они кричали нам: «Все-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о» и «Все-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о». А также «Идите сюда, идите сюда». И мы — много-много детей — существовали в детском доме как единое целое. Как стадо овец. Даже нет — как одна большая овца с общим именем «Шниппер». ‘Все одеты’, ‘все искуплены’, ‘все отдохнули’, ‘все устроились’. Так нас называли. Мы не знали, что у каждого — даже у ребенка! — имеет свой день рождения. Мы не понимали, что такое радость. Человеческое тепло. Любовь. Что я имею в виду? Многие из нас никогда не слышали своего имени.
Мы просто существовали, дрожа от страха двадцать четыре часа в сутки. Мы боялись взрослых до безумия, до судорог, до того, что мочились в постель. Мы дрожали перед ними и всегда молчали. Единственное чувство, которое мы тогда испытывали, — это страх. И это не отпускало меня долгое время.
Этот миф возник в результате очень странной переоценки Макаренко опыта советской педагогики. Социальные сироты — это дети, которые страдали при собственных родителях или вообще их не видели. Часто это маленькие дети, которые, хотя у них еще нет отношений со сверстниками, нуждаются в опыте значимого взрослого, который учреждение не может им предоставить. Выйдя из детского дома, они не могут создать полноценную семью и воспитывать детей — они просто не знают, как это сделать.
Современная молодежь, особенно с проблемами поведения, получает огромную пользу от опыта независимости: зарабатывать собственные деньги, принимать решения, планировать собственную деятельность и нести за нее ответственность. Коллективное воспитание не может дать сиротам самого главного: опыта нормальной семейной жизни. Множество детей, лишенных самостоятельности, под одной крышей — это не коллективное воспитание, а формальный дом престарелых
6. У них там все есть
Саша, 16 лет (воспитывается в детском доме)
«Иногда меня забирали в интернат приемные родители или учителя. Это было интересно. В доме все так вкусно пахло. Можно было просто сидеть и ничего не делать. Никто тебя не дергал. Ты мог включить телевизор, если хотел, принять душ, если хотел. Просто такая свобода: заварить чашку чая, выйти на улицу. Я рад, что у меня это было. Сейчас я уже взрослый, и меня не приглашают.
У детей в детских домах есть все необходимое для жизни. У них есть еда, одежда и кровать. Но этого недостаточно. В конце концов, им приходится все это делить. Ребенка переводят из одного учреждения в другое без его согласия, его кормят, не спрашивая, нравится ли ему это, а одежду выбирают без учета моды и предпочтений. У них есть все, кроме индивидуальности и личного отношения.
Чем отличаются разные виды устройства ребенка в семью
Действующее законодательство предусматривает различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья и интернатное учреждение.
Наиля Новожилова, руководитель благотворительного фонда «Арифметика добра», в интервью «Газете.Ru» пояснила, что основной формой устройства является усыновление. Это означает, что ребенок усыновляется как кровный родственник и имеет все права, которые имеют дети, уже родившиеся у этих родителей. Усыновление производится судом по заявлению лица (лиц), подавшего заявление на эту процедуру. Будущие родители должны доказать, что у них есть необходимые средства и жилье для воспитания ребенка (или детей).
«Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) — это принятие ребенка в семью для заботы, воспитания, образования и защиты его прав и интересов. Опекун становится законным представителем ребенка и совершает все юридические действия от его имени и в его интересах», — пояснила Новожилова. Эксперт отметила, что задачи, возложенные на опекунов, выполняются бесплатно, но при этом опекун получает ежемесячное пособие на содержание опекаемого, размер которого определяется субъектом РФ, где проживает семья. Такая форма устройства часто выбирается в тех случаях, когда ребенок должен быть принят в семью близких родственников (например, тети или бабушки).
Как усыновить ребенка: Что должны сделать одинокие родители и какие льготы получают усыновители
Усыновление ребенка — сложный процесс, как с психологической, так и с бюрократической точки зрения.
Помимо опеки и попечительства, существует также передача детей в приемные семьи. Она отличается от первых двух форм тем, что приемные родители и орган опеки заключают между собой договор. Этот документ, как рассказала «Газете.Ru» консультант горячей линии фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Марина Трубицкая, содержит определенные дополнительные обязательства, которые должны соблюдать родители. «Условия договора обычно отличаются в зависимости от региона: в одних регионах родители должны проходить дополнительное обучение, в других — предоставлять больше отчетов, в третьих — обязательна психологическая поддержка. В целом, договор предусматривает тесную связь с опекой до достижения ребенком совершеннолетия», — подчеркнула Трубицкая.
Помимо пособия на содержание, приемные родители получают ежемесячную выплату, установленную законодательством субъекта РФ, на территории которого проживает семья. Как правило, эту форму выбирают лица, не состоящие с ребенком в кровном родстве.
Помимо прочего, ребенок может быть передан в приемную семью — эта форма устройства регулируется только законами субъектов РФ. «Как правило, патронатный воспитатель является или становится сотрудником учреждения, воспитывающего ребенка, и выполняет свои обязанности на основании трудового договора и договора с приемной семьей, основанного на принципе разделения прав и обязанностей по защите прав несовершеннолетнего (одни обязанности переходят к патронатному воспитателю, другие остаются за администрацией учреждения)», — поясняет Новожилова, директор компании «Арифметика добра». Перечень обязанностей, как правило, регулируется законодательством соответствующего региона и описывается в договоре о патронатном воспитании.
Что нужно для того, чтобы взять ребенка из детдома
Наиболее полную информацию о процессе усыновления и опеки можно получить в местных органах опеки. По этой причине эксперты рекомендуют сначала обратиться в эту организацию.
Обязательным элементом «резюме» потенциальных кандидатов на усыновление и опекунство является успешное окончание школы приемных родителей.
Оформление документов для принятия ребенка в приемную семью мало чем отличается.
Мой сын ломал мебель, дрался и угрожал ножом»: честные истории приемных матерей
По статистике, ежегодно в России более 1 000 детей возвращаются в детский дом. Статистика показывает, что более 1.
«Во всех случаях органы опеки и попечительства должны представить заявление, документ, удостоверяющий личность, и соответствующее заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности стать приемным родителем или опекуном (попечителем) либо о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью. Для приема (под опеку) ребенка в приемную семью и для временного устройства необходимо также представить письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с гражданином, а также несовершеннолетних, достигших десяти лет, о том, что они не возражают против передачи ребенка (детей) в их семью. Для усыновления такое согласие не требуется», — говорит глава фонда «Считая добро».
К заявлению также должен быть приложен документ, подтверждающий отсутствие судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления. В список документов также входит справка о доходах семьи — требования варьируются в зависимости от регионального прожиточного минимума.
Где искать ребенка для усыновления
Прежде всего, стоит обратиться в местные органы опеки, так как именно они первыми получают информацию о брошенных детях из ближайших роддомов и о детях, оставшихся без попечения родителей по каким-либо причинам.
«Орган опеки обязан в течение месяца со дня получения информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей, предоставить сведения о нем в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, чтобы его можно было поставить на учет в региональный банк данных о таких детях и устроить в семью на территории субъекта РФ», — говорит Юрий Аванесов, ведущий юрист Европейской Юридической Службы. Он уточнил, что одновременно информация о ребенке направляется в федеральный орган исполнительной власти, который вносит анкету несовершеннолетнего в Федеральный банк данных о детях. Данная процедура регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ от 16 апреля 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».