Старый дедовский ремень, проверенный временем подзатыльник и просто шлепок по пятой точке — многие родители испытывают соблазн использовать такие методы воздействия. Почему так происходит?
Можно ли шлёпнуть непослушного ребёнка?
Вопрос о правомерности телесных наказаний породил множество споров. Большинство детских психологов единодушно утверждают, что ни шлёпание, ни тем более физическая расправа над детьми недопустимы. Однако ни одно исследование до сих пор не подтвердило наличие связи между «справедливыми» шлепками за проступки в детстве и возникновением психологических травм у людей во взрослом возрасте.
В советское время шлепки детям воспринимались как более или менее приемлемое воспитательное средство. Некоторые психологи сегодня тоже согласны с этим, полагая, что в определённых обстоятельствах родителям позволительно слегка шлепнуть ребёнка — и только в целях воспитательного процесса.
Давайте рассмотрим условия, при которых такое поведение может считаться приемлемым, и возможно ли вообще использовать этот метод.
Шлёпнуть — не значит ударить
Нет двух людей, для которых значение слова «шлепнуть» было бы одинаковым. У одного человека может быть большая физическая сила, у другого — меньшая; у одного — тяжёлая рука, у другого — лёгкая. Например, мужчина может шлепнуть значительно сильнее, чем женщина, а для маленького непоседы может оказаться проще увернуться. Таким образом, ладонь родителя может попасть не в область ягодиц, а в спину или косточку, что будет причинять гораздо больше дискомфорта, чем родитель собирался.
Критически важно понимать, что между шлепком и ударом существует значительная разница. Шлепок призван быть мерой воспитательного воздействия — скорее обидным, чем болезненным способом донести до ребёнка, что его действия неправомерны. Однако всерьёз наносить удары детям ни при каких обстоятельствах недопустимо.
Воспитание детей без ремня и шлепков возможно
Как и в любом виде воспитания, от первых шагов до сложных решений.
Использование боли для воспитания традиционно рассматривается как метод указания ребёнку на неправильность его поведения и нарушение установленных границ. Однако обозначение нежелательности действия или неправильности модели поведения может быть достигнуто без причинения боли. В отношениях между родителями и детьми, основанных на безусловной любви и заботе, не должно существовать места для физического наказания. При этом важно устанавливать границы и рамки допустимого поведения. В то же время отсутствие физического наказания не подразумевает вседозволенности. Оно предполагает, что родители осознанно подходят к своим действиям и несут ответственность за свои поступки.
Когда ребёнок совершает поступок, недопустимый в рамках принятых норм, и так происходит не впервые, родитель может почувствовать гнев, указывая на непослушание. Он может решить шлепнуть ребёнка, испытывая недовольство и усталость из-за постоянных повторений одних и тех же требований. В этом случае родитель, не осознавая, выплескивает свои негативные эмоции на ребёнка.
Однако, если проанализировать ситуацию, оказывается, что:
- Родитель шлепает не из-за того, что проступок ребёнка настолько велик, а скорее потому, что сам устал и испытывает стресс из-за трудной жизни. Он, словно сбрасывая напряжение, выпускает негативные эмоции на ребёнка, который не может на это ответить.
- Шлепание происходит вместо объяснений, почему нельзя делать это или то. Либо такие объяснения были, но ребёнок в силу своего возраста не может их полностью усвоить или осознать последствия своих действий.
- Родитель может забыть, что когда-то сам был ребёнком, и не вспомнит, каково это — находиться под властью самого близкого и любимого человека, когда тот становится злым и жестоким.
- Иногда шлепают просто потому, что не знают, что еще можно сделать.
Таким образом, нам стоит предложить несколько более разумных и бережных альтернатив. Ведь детей стоит растить с любовью, так же как их привели в этот мир.
Выработайте систему подкреплений
Для положительных действий и желаемого поведения используйте сигналы одобрения и положительное подкрепление. Это могут быть похвала, улыбка, объятия и другие формы поощрения, которые вызывают у ребёнка радость и удовольствие.
Для нежелательных действий предусмотрены сигналы порицания и осуждения. Отрицательное подкрепление может проявляться в лишении чего-то желаемого, игнорирование, отстранение или отмена поощрений. Безусловно, шлепок может быть воспринят как форма отрицательного подкрепления. Однако его негативное воздействие на психику ребёнка слишком велико: помимо физической боли, возникают сильные негативные эмоции — обида, страх, ощущение беспомощности. Эти последствия могут оказать серьезное влияние на психическое здоровье ребёнка.
В идеале каждое важно действие должно получать соответствующее подкрепление, что значительно содействует воспитанию. Но это возможно только при условии последовательности и обязательности всех действий.
Что делать, если ребенок не слушается?
Обоснование шлепка заключается в том, что он останавливает неправильное поведение. Но, как видно, этот метод требует высокой степени ответственности и разумного подхода. Как сделать так, чтобы перестать шлепать ребёнка, если он не слушается?
Настройте себя на то, что вы обучаете ребёнка правильному поведению, а не наказываете. Объясните правила поведения и, если ребёнок отклоняется, берите его за руку и направляйте обратно в правильное русло.
Учить без применения постоянных шлепков возможно только в состоянии спокойствия. Поэтому первым делом необходимо преодолеть свой гнев на непослушание.
- Создайте правило сигнала гнева и объясните его вашему ребёнку. Когда вы произносите кодовую фразу (например, “Я превращаюсь в Бабу-Ягу” или “Это красная зона”), он должен понимать, что ваше терпение на исходе. Если вы начинаете терять контроль, произнесите эту фразу, и он поймет, что необходимо остановиться.
- Если гнев накрывает, развернитесь и отойдите на несколько шагов, вслух отсчитывая до десяти. Это даст вам время на передышку и возможность разумно рассудить ситуацию, а ребёнок может остановиться от вашего неожиданного поведения.
- Если вам хочется что-то стукнуть, сделайте это, но не по ребёнку.
- В особых случаях позволительно нарушить правила: если у вас были гости и ребёнок устал, не настаивайте на купании прямо сейчас, дайте ему повременить, можно сделать это завтра.
Основное в этом подходе — ваше уравновешенное состояние. В таком случае вы сможете найти решение без шлепков.
Ребёнок шлепает маму: стоит ли отвечать тем же?
Если ребёнок сам начинает драться, останавливайте его. Но если вы начнёте отвечать тем же, вы снизите свой уровень до возраста ребёнка. Маленькая девочка не может обучить взрослого. Взрослая мама, реагируя на шлепок, может схватить руку ребёнка и сказать: “Бить маму нельзя!” Важно дистанцироваться от ребёнка, чтобы он понял, что драка приводит к отдалению.
Позаботьтесь о том, что такой подход может вызывать опасения у отцов, обеспокоенных тем, как научить их детей постоять за себя в школе.
Школа — это не детский сад, там нет постоянного внимания взрослых. Дошкольника можно обучить тому, что он может ударить, но только в ответ на удар. Прежде всего научите его, что конфликты должны разрешаться словами.
Правило разрешать споры без драки усваивается лучше, если вы показываете это на своём примере. Ваш маленький ребёнок внимательно наблюдает за вами, и его поведение будет зависеть от вашего примера.
Можно ли бить ребенка по губам?
Существуют разные причины, по которым ребёнку могут дать по губам:
- Некоторые взрослые считают необходимым так останавливать его стремление всё попробовать на вкус, опасаясь, что он может отравиться или заразиться. Однако оральная стадации — естественный этап развития младенца, и в этот период они пробуют все на вкус. Вместо того чтобы бить по губам, достаточно просто не давать ему опасные предметы. Этот этап проходит быстро, и ребёнок учится познавать мир другими способами.
Можно ли бить детей по рукам?
Чаще всего страдают от удара по рукам те дети, у которых с раннего детства проявляется чрезмерная активность и желание всё трогать. Обычно в возрасте около года, когда они начинают ходить, маме становится очень непросто. Эти малыши познают мир именно тактильным методом: они стремятся схватить, пощупать и обнюхать всё, что попадают — всё, что их окружает.
Речь идет о детях с кожным вектором. Кожа у них — сверхчувствительная область. Они воспринимают любые прикосновения намного ярче, чем другие. Эти дети подвижны, активны, постоянное сидение на месте вызывает у них дискомфорт, поэтому их привлекает всё новое и интересное.
Такой ребёнок наслаждается ласками, массажами и общением. В случае физического наказания такой чувствительный ребенок может испытывать крайне подавляющую боль и психический стресс. Когда взрослые применяют любой вид наказания, основанный на шлепках или ударах, такая форма воздействия наносит гораздо более сильный вред, чем можно предположить.
Последствия физических наказаний для кожных детей
При переживании сильного стресса мозг начинает вырабатывать эндорфины, чтобы подавить невыносимые ощущения боли. Боль в таком случае становится связанной с выработкой эндорфинов, чтобы восстановить внутреннее равновесие. Если физические наказания становятся систематическими, то с течением времени ребенок может стать зависимым от положительного эффекта, связанного с препаратизирующей функцией эндорфинов. Он начинает провоцировать ситуации, стремясь вновь испытать шлепок или другой вид наказания, чтобы вновь почувствовать эмоциональную разрядку и нормализовать это состояние.
Такое стремление может сделать жизнь в семье невыносимой, но помимо этого, побитый ребенка из кожи может получить серьезные психологические повреждения, влияющие на его будущее:
- Наказания могут вызывать стремление к воровству. Это происходит потому, что для них становится нормой добиваться желаемого любыми способами, и ребенок начинает воровать из-за недостатка необходимых знаний и умений.
- Скрытое стремление получать негативные эмоции может привести к созданию успешных моделей для формирования неблагоприятных отношений, страдания в них. Например, девочки, получившие такой опыт в детстве, могут выбирать садистов или другие варианты токсичных отношений. У мальчиков это может проявляться в сложностях с социальной реализацией.
Мифы и легенды о физических наказаниях
Кожные дети получают удары не только по рукам. Часто взрослые не знают, как справиться с чрезмерным поведением детей, которые кажутся гиперактивными или неуправляемыми. Вопросы о том, можно ли бить детей по попе или применять к ним другие формы наказания часто задают именно родители детей с кожным вектором, желающие найти хоть какое-то приемлемое решение.
Однако компромиссного решения здесь нет: каждый кожный покров такого ребенка имеет сверхчувствительность. Формы физических наказаний не дают результата. Если вы хотите избежать нанесения невосполнимого ущерба развитию вашего ребенка, физические наказания недопустимы.
Существуют и другие мифы, когда родители теряются, задаваясь вопросом, можно ли шлепнуть ребенка по попе рукой или лучше использовать ремень. Миф об том, что ставить боль нужно не рукой близкого человека, а каким-либо предметом — не так страшно. Однако вы уже, вероятно, поняли, что это тоже не имеет оснований. Боль делает человека беззащитным и уязвимым. Это влияет не только на детей с кожным вектором, но и на всех остальных.
Шлепать или нет?
Физические наказания могут давать немедленный эффект. Однако со временем ребёнок перестает реагировать на такие меры, а эффект от них проходит достаточно быстро. Многие родители считают, что лёгкий шлепок рукой не считается телесным наказанием.
Тем не менее, педиатры утверждают, что даже самые лёгкие шлепки могут иметь негативные последствия для психики ребёнка. В результате такой сценарий приводит к тому, что малыш воспринимает насилие как норму решения проблем. Частые шлепки в детском возрасте могут сделать ребёнка агрессивным в будущем и затруднить его социальную адаптацию.
Если вы часто применяете шлепки, то ребёнок начинает терять восприимчивость к этому виду наказания, и родителям приходится прибегать к более жестким мерам. Родители сталкиваются с трудностью управления своими эмоциями. Усталость, проблемы на работе и непослушный ребёнок требуют высвобождения гнева, что может приводить к агрессивным действиям по отношению к детям.
Важно контролировать свои эмоции. Если вы чувствуете, что готовы ударить ребёнка, попробуйте выйти на улицу или в другую комнату, выпейте стакан воды, чтобы успокоиться. Таким образом, вы не только поможете себе избежать агрессии, но и покажете детям, каким образом подобные ситуации можно решать разумно.
Если же вы всё-таки шлепнули малыша, извинитесь, объясните, почему вы поступили таким образом. Например, если он перебежал дорогу без старшего или ушёл гулять без разрешения, скажите, что вас очень испугало его поведение.
Не угрожайте шлепками или ударами. Угроза шлепка или удара может вызвать агрессию, и в результате вы остаетесь наедине со многими неприятными эмоциями. После применения физического наказания ребёнок может почувствовать облегчение, поскольку источник страха исчез.
Что делать, если ребенок не слушается?
Что же делать, если шлепнуть ребенка нельзя, а он не слушается? В современном подходе к воспитанию детские психологи предлагают различные стратегии. Причем важно использовать методы, подходящие для возраста ребёнка. Он должен чётко понимать, что требуется от него в данный момент.
Основное правило в воспитании детей — постоянный диалог, доступное и ясное объяснение. Не повышайте голос, не кричите, не ругайтесь, не прибегайте к физическим наказаниям. Педиатры советуют начинать с положительных моделей поведения, создавать правила и четко обозначать границы дозволенного.
Наказание возможно, но только гуманными методами. Например, зарубежные педиатры предлагают вместо шлепка ставить ребёнка в угол на определенное разумное время, которое зависит от его возраста. Например, для пятилетнего ребёнка время в углу не должно превышать пяти минут.
Наказания не должны затрагивать важные и полезные для ребёнка вещи. Например, не следует запрещать посещение спортивных секций, общение с друзьями или бабушкой и дедушкой. Вместо этого можно лишить его возможности делать что-то незначительное, вроде просмотра телевизора или игры на компьютере.
Когда вы наказываете ребенка, объясните, что вы злитесь на его поступок, а не на него самого. Наказание должно быть немедленным, как только он совершил проступок, чтобы у него была возможность понять, за что он наказан.
Наказание должно восприниматься как сигнал, а не как способ причинить боль или нанести эмоции. Объясняйте ему медленно и чётко причины своего поведения и предлагаете способы решения возникающих проблем. Важно, чтобы он понимал, за что и почему наступают последствия.
Помните, что вы — пример для своего ребёнка. Воспитание в значительной степени основывается на поведении родителей. Если вы поступаете разумно и спокойно, ваш ребёнок перенимает это поведение. Проявляйте заботу, говорите “пожалуйста”, когда обращаетесь с просьбой, и обязательно благодарите его за выполнение просьбы. Выполняйте свои обещания.
Не забывайте хвалить своего ребёнка, даже когда у него что-то не получается. Родительская поддержка имеет огромное значение для детей. Если ваш малыш капризничает, переключите его внимание на что-то интересное. Больше советов о том, как справиться с непослушными и капризными детьми, вы можете найти по ссылке https://vskormi.ru/children/chto-delat-esli-rebenok-nervnyj/.