Для вдовцов и вдов монастырская жизнь воспринимается как наилучший путь, и в прошлом многие из них выбирали именно этот вариант. Однако возникает вопрос о детях. Каков возраст детей, какого они пола и сколько их вообще? Многие многодетные вдовцы или вдовы делают выбор в пользу второго брака, чтобы обеспечить благополучие и воспитание своих детей.
Подъём в 3.30 и время безмолвия. 10 вопросов о жизни в женском монастыре
Жизнь в монастыре скрыта от посторонних и, следовательно, окружена множеством мифов, слухов, а иногда и неправдой. Сестры Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря любезно согласились приоткрыть завесу тайны и ответить на десять вопросов о жизни в их обители.
Для того чтобы стать монахиней, достаточно просто прийти в монастырь и заявить о своём намерении?
На самом деле всё гораздо сложнее.Да, желание уйти в монастырь – это акт личного выбора, желание оставить мир и посвятить себя монашеской жизни. Однако между первым шагом на территорию обители и собственно монашеским постригом проходит довольно много времени.
Как только девушка принимает решение о выборе монастыря, она обращается к игуменье (матушке-настоятельнице) с просьбой о принятии. В большинстве случаев новоприбывшую оставляют на некоторое время в монастыре в качестве паломницы. Она может участвовать в сестринских богослужениях, общаться за общей трапезой (хотя при этом ей уделяется отдельное пространство), глубже познавать жизнь обители и выполнять различные послушания.
Если видно, что у девушки есть стойкое намерение, она проявляет трудолюбие, слушает советы старших монахинь и находит радость в духовной практике, игуменья вместе с более опытными сёстрами могут принять её в обитель. В этом случае она продолжает участвовать в общих трапезах, посещает богослужения, и ей назначается постоянное послушание.
После этого статуса послушницы ей положено находиться в таком статусе не менее трёх лет. Когда этот срок истечёт (или будет продлён), подаётся ходатайство на имя правящего архиерея и игуменьи о совершении пострига. Первая ступень пострига – это иночество: в ходе этого таинства ещё не произносятся монашеские обеты. Инокини носят рясу с длинными рукавами, апостольник и клобук (головной убор с черной тонкой фатой). В момент иночества, как правило, даётся новое имя, что символизирует новое рождение для духовной жизни.
Мантийный постриг, напротив, представляет собой уже полное монашество. Во время этого пострига выносятся три главных монашеских обета: нестяжания (отказ от личной собственности), послушания и целомудрия (воздержания от брака). Новорождённая монахиня облачается в мантию с множеством складок, обозначающую защиту и покровительство Божие. Отсутствие рукавов у мантии символизирует отсутствие активного участия в мирской жизни и греховных поступках.
Как живут в монастыре, и что же представляет собой монастырь?
Монашество – это уникальный духовный путь, который избирает человек для себя, отказываясь от мирской жизни и полностью посвящая себя Богу. В прошлом многие искали спасение, уходя в пустыни или живя при храмах. Со временем стали возникать первые монастыри. Они появились потому, что многие люди стремились к спасению и следованию строгим путём, однако физическая неизменность не каждому позволяла это делать. Осознав это, люди начали объединяться для моральной, физической и духовной поддержки друг друга. Для отсечения своеволия, способствующего духовной неподвижности, они выбирали самого мудрого монаха или старца, старательно следуя его указаниям и получая от него наставления и послушания.
Физическое бытие не могло обходиться без пищи, воды и жилья (особенно в северных регионах, подобных нашему), и монастыри должны были создать условия для земной жизни, строя кельи, организуя огороды и кухни, которые обеспечивали их существование благодаря труду монахов и пожертвованиям людей. Однако та земная жизнь была лишь внешней стороной монастыря.
Духовная же жизнь состояла из молитвы, богослужений, послушаний и ежедневной внутренней борьбы. Во многих монастырях эта внутренняя жизнь была настолько могущественна, что рождала святых и притягивала к себе тысячи паломников, выходя за пределы обители.
Тем не менее, в данной статье мы не будем заострять внимание на духовной стороне монастырской жизни, так как эта тема обширна и подробно описана многими святыми отцами монашества, такими как святитель Игнатий Брянчанинов, святой Макарий Египетский, святой Феофан Затворник и множество других. Как говорится, «берите книги и читайте».
Что касается внешней жизни, она напоминает совместное общежитие. В монастырских корпусах находятся кельи – скромные комнаты, где зачастую живут по несколько монахинь. Все устраивают свое питание в строго отведенные часы в общей трапезной; подъем здесь ранний – в 5 утра или даже раньше. В дополнение к церковным службам существует монашеское правило, соблюдаемое ежедневно.
В идеале монах не должен иметь ничего своего, кроме одежды, которую он носит (в большинстве случаев приобретенной в монастыре). Всё здесь общее: кухня, трапезная, огороды и другие службы, где монахи и послушники трудятся вместе.
В монастыре ценится молчание и осуждаются праздные разговоры. Следовательно, если монах не занят послушанием, церковной службой или каким-либо другим общим делом, он должен внутренне молиться, используя четки для молитвы.
Даже добровольные внешние ограничения монашеской жизни уже указывают на то, что данный путь не подходит каждому, не говоря уже о тех духовных глубинах, к которым стремится каждый, кто решил отречься от мира.
Как уйти в монастырь, и что для этого необходимо?
Запомним, что это довольно сложный и не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Приложить усилия для поступления в любой монастырь бывает сложно. Если кто-то обещает быстро постричь вас в монаха или монахиню – лучше отдалиться от таких обещаний. На практике, в любом монастыре к вам будут внимательно присматриваться, интересоваться вашим духовным выбором, выяснять, не состоите ли вы в браке и не оставили ли детей (к сожалению, такие случаи тоже бывают). Процесс испытания может повторяться в течение нескольких лет, прежде чем вы пройдёте даже первую ступень – рясофорного послушничества (что не равнозначно иноческому постригу).
Если после визита в монастырь вы стали все чаще задумываться об уходе от мирской жизни, постарайтесь предварительно подготовиться, занимаясь саморазвитием на внешний уровне, что тоже играет важную роль в этом процессе.
Начните с отказа от мяса – в монастырях не едят мясных продуктов. Соблюдайте все четыре церковных поста, а также посты, установленные на среду и пятницу. Привыкайте к ранним подъемам и длительным молитвенным практикам. Поскольку регулярные утренние и вечерние молитвы являются основой монастырской жизни, важно чаще бывать в храме – не ограничивайтесь лишь воскресными богослужениями. Выезжайте на церковные молитвы и в будние дни, особенно в посты.
Если вы работаете, продолжайте заниматься своим делом, но старайтесь смотреть на всё с духовной точки зрения. Представьте, что всё, что вы делаете, делаете для Бога, поэтому воспринимайте указания своих начальников как тренировки к послушанию. Избегайте светских развлечений.
Откажитесь от телевизора и уделяйте больше времени чтению духовной литературы.
Кстати, среди трудов святых отцов можно найти замечательное произведение святого Феофана Затворника под названием «Что есть духовная жизнь, и как на неё настроиться». В этом произведении через переписку раскрывается мир девушки, решившейся уйти в монастырь. Святой Феофан поддерживает её на этом пути, помогает укрепиться в своём решении и не поддаваться эмоциональным порывам, которые могут быть особенно сильными в юности, но зачастую и быстро утихают. Эта книга будет полезна не только тем, кто хочет выбрать монашеский путь, но и всем, кто интересуется духовными практиками в суетной мирской жизни.
Также часто возникает вопрос: как уйти в монастырь женщине и как уйти в монастырь мужчине?
Внутренняя подготовка и путь не имеют никаких различий для обоих полов. Все описанные выше шаги и испытания подойдут как мужчинам, так и женщинам.
Однако для женщин стоит отметить, что им придется отказаться от косметики и мужской одежды, привыкнуть к юбкам ниже колен и скромной, не привлекающей внимания одежде.
Живя в миру и ведя образ жизни, приближённый к монашескому, укрепившись в своём желании уйти в обитель, вы сможете перейти к следующему этапу: благословение и выбор монастыря.
Как поступить в женский монастырь?
Православная христианка, стремящаяся поступить в обитель, должна первоначально пройти испытательный период, прожив некоторое время в монастыре в качестве трудницы, оставаясь при этом в контакте с миром.
Если ей повезло, она уже успела приобщиться к активной церковной жизни, что включает в себя регулярное посещение храма, выполнение церковных послушаний, поклонение святым местам, исповедь у постоянного духовника и причастие Святыми Христовыми Тайнами. Наличие благословения своего духовного отца будет большим плюсом для поступления в монастырь.
Испытательный срок проживания в обители перед поступлением в сестричество устанавливается индивидуально для каждой претендентки.
Вопрос о поступлении в обитель решается с настоятельницей монастыря.
Правила для желающих поступить в женскую обитель
Прежде всего, важно понять, что в монастырь идут не потому, что не могут жить в мире, а потому, что стремятся к монашеству. Монашество – не просто профессия или способ существования, это Божественное призвание, связанное с усиленным и подвижническим трудом ради стяжания благодати Духа Святого.
Для большинства обычных людей свойственно создавать семьи и жить в кругу домашних забот. К иноческой жизни призываются лишь немногие. Целью монашества является наиболее тесное единение человека с Богом и достижение высшего духовного совершенства, недостижимого в миру. Чтобы этого добиться, нужно оставить мир и все его заботы и искушения. В стенах монастыря, в молитве и труде, монах ищет спасения у Бога.
Молитва имеет важнейшую роль не только в жизни монахов, но и у каждого православного христианина. Общение с Богом посредством молитвы является естественной потребностью каждого человека. В монашеской жизни молитве уделяется уникально важное место, она становится внутренней осью и основой всей жизни насельниц обители. Распорядок монастырской жизни начинается с утренней молитвы и завершается вечерней, молитва сопровождает все дела и послушания.
Задать вопрос
Для желающих узнать больше можно обратиться по телефону 845-356-0425 или написать на электронную почту email protected.
О Монашестве: Желающим поступить в монастырь
- О монашестве: Разговор между православными христианами, мирянином и монахом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты.
- Novo-Diveevo 75th Anniversary Clergy Sign up Form.
- На Соборе Преп. Серафима Саровского в Ново-Дивеево установлен новый купол и новая крыша / A second dome was installed on the Cathedral of Seraphim of Sarov in Novo-Diveevo.
- Восхождение Господа. Проповедь из «Одной вещи, которая необходима», проповеди Архиепископа Андрея (Рымаренко, 1893-1978).
- Новости Монастыря: Прошел первый субботник в Ново-Дивеево в этом году / Convent News: First Volunteer Saturday of the Year took place in Novo-Diveevo.
- Трудничество в Монастыре как путь к монашеской жизни.
- Четвертое воскресенье Пасхи: Паралитик. «Одна вещь, которая необходима», проповеди Архиепископа Андрея (Рымаренко, 1893-1978).
- Третье воскресенье Пасхи: Женщины-мироносицы. «Одна вещь, которая необходима», проповеди Архиепископа Андрея (Рымаренко, 1893-1978).
- В Ново-Дивеево прошло говение для мирян.
- Отчет о восстановительных работах: Первая цель по восстановлению памятников на кладбище Ново-Дивеево достигнута!
- 9 сентября состоялся ежегодный крестный ход вокруг монастыря.
- Как поступить в женский монастырь?
- Новости Монастыря: Как прошёл семейный вечер в Ново-Дивеево / Convent News: Family evening in Novo Diveevo.
- Новости Монастыря: Создание нового монастырского парка / Convent News: Creation of New Convent Park.
- 10 сентября состоялся крестный ход вокруг всего монастыря.
- Почему на Пятидесятницу читаются коленопреклоненные молитвы?
- Акатиствое Святейшей Матери Божией, Смягчающей злые сердца.
- Акатиствое ко Пречистой Деве за Промышление.
- История обряда Воздвижения Креста.
Трудничество
К трудничеству обычно приступают те, кто впоследствии намеревается стать монахами. Однако стать трудницей может любая женщина, желающая потрудиться во благо монашеской общины и ради славы Божьей.
Трудники ведут в обители жизнь, максимально приближенную к монашеской. Их главные занятия – это благочестивая молитва и усердный труд. Необходимо быть готовыми выполнять любую работу и послушания (уборка, сельскохозяйственные работы, стирка, готовка и много другого).
Среди требований к труднику можно выделить:
- строгое следование монастырскому уставу,
- активное участие в церковной жизни,
- регулярное посещение богослужений.
Не все живущие в монастырях – монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское (Святитель Варсонофий Великий).
Для того, кто решил принять иночество, трудничество важно тем, что оно позволяет испытать себя в монастырских послушаниях и ощутить на себе все особенности монастырского общежития. Но самое главное – это даёт возможность понять, готов ли человек действительно оставить всё ради любви к Богу. Обычно этап трудничества длится три года, и именно в это время женщина может решить, останется ли она в святой обители навсегда.
Как подготовиться к поездке в обитель
При подготовке к поездке в монастырь необходимо взять с собой:
- паспорт или другой идентификационный документ;
- одежду для посещения храма;
- рабочую одежду и соответствующую обувь;
- необходимые медикаменты.
Важно понимать, что жизнь в обители кардинально отличается от мирской. Понадобится много времени, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Женщины, посещающие обитель, должны следовать таким правилам:
- оставить за стенами монастыря мирское поведение, дурные привычки и бесполезные разговоры;
- необходимо приходить в монастырь с покрытой головой, в юбках и скромной закрытой одежде;
- придётся следовать установленному в монастыре распорядку;
- в ответственно относиться к назначенному послушанию;
- нельзя посещать кельи насельниц без просьбы или благословения настоятельницы.
Самые важные слова в монастыре: «простите» и «благословите».
Основные занятия в монастыре включают молитву и послушание. По сравнению с обычными приходскими церквями, в обителях соблюдается гораздо более строгая дисциплина и длительные службы. В женских монастырях священнические функции обычно выполняют мужчины, которые принимают исповеди. В современных условиях роль духовника чаще всего осуществляет игуменья, которая заботится о жизни насельниц.
Важно! В монастыре ничего нельзя делать без благословения, которое следует неукоснительно выполнять. Даже выходить из обители нельзя без благословения.
В женской обители право давать благословение принадлежит игумении. Обращаться к ней можно так:
- мать игумения,
- мать (имя),
- матушка,
- матушка (имя).
Когда обращаются к насельницам, используют «сестра», а к монахиням и инокиням – «мать (имя)».
Монашество считается призванием избранных, и путь к нему нелёгок. Не случайно его сравнивают с бескровным мученичеством. Не все могут решиться на иноческую жизнь, даже среди искренне верующих людей.
Если бы знали, какие страдания ожидают монахов, никто бы не пошёл в монастыри. Но если бы знали, какие радости ожидают в Царстве Небесном, все бы, не раздумывая, пошли бы в монастыри (Преподобный Иоанн Лествичник).
Процесс вступления
- Процесс вступления в общину (момент, когда обе стороны заинтересованы в совместной деятельности) может занять от 1 до 3 лет. Это серьезный и обязывающий этап, и к нему нужно относиться с должной ответственностью. Если вы не уверены в своём решении, лучше отступить.
- Сначала вам необходимо написать письмо о вашем намерении вступить в общину, в которую хотите присоединиться. Процесс рассмотрения кандидатов может занять от шести месяцев до двух лет и завершается, когда обе стороны готовы к следующему этапу.
- Второй год посвящен учебе и работе в обители. На этом этапе вы сможете стать частью общины мирян или же выполнять собственные молитвы и обеты.
- Некоторые приход