Когда ребенку исполняется три месяца, жизнь родителей становится более структурированной и стабильной. У ребенка есть распорядок дня, который соблюдается относительно строго. Мама и папа уже достаточно хорошо знают характер и темперамент ребенка. Каждый день — это день учебы и освоения новых навыков.
Возраст 3-5 месяцев ребенку, как происходит его развитие
Развитие ребенка
Время пролетает незаметно, и вот малышу уже 3 месяца. Он уже не такое беспомощное существо, он значительно вырос, окреп и проделал большую работу в своем развитии. Малыш приближается к тому возрасту, когда он будет познавать мир, но родители должны быть осторожны, чтобы не перегрузить его чувствительную нервную систему. В этой статье вы узнаете, как развивается ребенок в возрасте от 3 до 5 месяцев.
Необычный способ определения эмоций
Каждая мама должна понимать эмоции своего ребенка. Существует интересный способ определить настроение вашего малыша. Его язык может рассказать вам о многом. Не в прямом смысле, конечно, а в переносном, ведь пока вы с ним поговорите, пройдет немало времени. Но и простые эмоции могут дать вам информацию о его настроении.
- Если ребенок испытывает физическую боль, то язычок у него напряжен, заострен, смотрится в виде флажка.
- Когда кроха испытывает удовольствие, то у него язычок мягонький, широкий, словно лопаточкой смотрится в улыбке.
- Если чудо испытывает радость, то его язык словно прогибается, смотрится подобно лепесточку розы.
Что умеет делать 5 месячный ребенок
5-месячный младенец может многое. Он может улыбаться, шевелить ножками, держать и поворачивать голову на звуки, сгибать и разгибать пальчики. Ему уже не интересно лежать, он интересуется окружающими его предметами. Он слышит знакомые голоса, видит знакомые лица и смотрит на яркие предметы. В конце 5-го месяца ребенок начинает говорить и вырабатывает звуки «Ф», «Б» и «И». Они формируют основу для последующего развития речи.
Общение, как элемент развития
В возрасте 3,5 месяцев ребенок готов познавать мир. Именно в это время у него формируется доверие к миру, окружающей среде и людям. Общение в этом возрасте влияет на способность ребенка адаптироваться к миру и жизни, от него зависит степень его независимости. Поэтому важно, чтобы взрослые делали все возможное, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, не подвергался опасности и понимал, что близкие люди помогут ему. Этого можно достичь только через общение, особенно с матерью.
Некоторые эксперты советуют не брать ребенка на руки при первом телефонном звонке. Однако психологи говорят, что в 3-4 месяца следует давать малышу то, что ему нужно в данный момент. Когда малыш расстроен, лучше всего взять его на руки, обнять и успокоить. Физический контакт помогает ему развить базовое доверие.
Четырехмесячный малыш, естественно, готов сопровождать своих родителей везде, где только можно. Он может передвигаться с матерью в коляске, сидеть вместе в шезлонге и впитывать информацию как губка. Поэтому вам следует больше разговаривать с ним и комментировать все свои действия, даже чистку картошки.
Прежде чем взять ребенка на руки, хорошо сказать: «Иди сюда» или другое выражение, которое вам больше нравится, как для взрослых, так и для младенцев. Через некоторое время он запомнит это выражение и будет тянуться к родителям при его произнесении.
Игрушки для крохи 3-5 месяцев
Для этого возраста характерен хватательный рефлекс, и малышу уже не интересно смотреть на лежащие вокруг предметы, он хочет все потрогать. Пришло время убрать все игрушки, висящие высоко в кроватке. Наблюдение больше не является особенностью вашего малыша, ему нужно взять в руки мобиль, посмотреть на него, потрясти. Чтобы стимулировать развитие ребенка, повесьте игрушки по бокам кровати, чтобы малыш мог их потрогать.
У ребенка 3-4 месяцев должно быть много игрушек. Конечно, существуют некоторые рекомендации по покупке игрушек:
- прежде всего игрушки должны быть изготовлены из качественного материала. Не слишком яркими, изготовленными только при помощи экологических красителей;
- все предметы, с которыми играет кроха, должны быть вымыты, так как они регулярно к нему попадают в рот;
- при покупке игрушек должно действовать золотое правило: чем меньше ребенок, тем больше у него должна быть игрушка, конечно все в пределах разумного. Предметы, у которых размер около 5 сантиметров лучше одевать на веревочку;
- пришло время для погремушек. Лучше, чтобы они были разного цвета и формы, оснащены удобной ручкой, что важно для развития движений руки;
- на игрушках у малыша не должно находиться волос, пуговиц, кнопочек, бусинок и других мелких деталей, так как они могут в мгновенье ока оказаться у крохи во рту;
- развитие тактильного аппарата невозможно без игрушек, изготовленных из разных тканей. Ткань может быть и шероховатой, и гладкой, и шуршащей, и немного колючей.
Игра «Хватай-ка»
В этом возрасте у малыша все больше развивается зрительная и тактильная деятельность, поэтому ваша задача — предоставить ему соответствующий выбор «легких в использовании» (в буквальном смысле) материалов. Отныне ребенок нуждается не только в разнообразных тактильных стимулах, но и в тренировке хватания различных предметов. Поэтому предметы должны быть легкими для захвата — это могут быть палочки, погремушки с тонкой ручкой, деревянные ложки, специально сшитые небольшие толстые валики из различных тканей — пробки, бархата, рогожи, джинсовой ткани, шелка и т.д.
Рулоны могут быть наполнены различными материалами — рисом, гречкой, фасолью, горохом, маленькими металлическими кусочками, пластмассовыми шариками и др. — а затем зашить прочной нитью. Сверху их можно украсить яркими, блестящими бусинами или пуговицами — словом, это игрушки, которые принято называть «сорочьими мечтами».
Маленькие баночки, коробочки и банки из-под пленки также подходят для шуршания. Внутрь можно положить немного шуршащего наполнителя. Обратите внимание, что если коробка легко открывается, не кладите туда мелкие кусочки, которые ребенок может проглотить! Запечатанные упаковки соплей с лапшой или хлопьями также очень популярны. Прозрачная фольга заставляет лапшу или овсянку двигаться, как будто они живые. Когда ребенок подрастет, можно продеть лапшу через прочную нитку или леску — и у вас получатся самые настоящие бусы.
Кстати, о бусах. Их удобно перебирать пальцами, как четки. Бусы можно делать из самых разных материалов, включая самые необычные. Например, положите на лопаточку разноцветные соломинки для коктейлей, большие деревянные шарики или даже баночки из-под йогурта или детского кварка с маленькими отверстиями. Малыш не только научится хватать предметы, но и перемещать их в разных направлениях. Шарики можно просто вложить в руки ребенка, а можно подвесить их над кроваткой или стульчиком малыша.
Еще один хит — прозрачная пластиковая бутылка (из-под воды или шампуня) с несколькими маленькими игрушками (например, из «Киндер-сюрпризов») или налитым в нее небольшим количеством воды. Вашему ребенку понадобится много времени, чтобы заинтересоваться этим замечательным предметом.
Обращайте внимание на то, как ребенок хватает предметы. Вначале он будет делать «обезьяний захват» — всей рукой. Постепенно большой палец будет противостоять остальным — это и есть правильный захват. Старайтесь, чтобы ваш малыш все держал в руках именно так.
Полина, мама пятимесячной Лизы:
«Я привязала атласную ленту длиной около полуметра к маленькой деревянной свистульке. Теперь я играю с дочкой, как с котенком. Сначала я даю ей потрогать свисток, потом осторожно убираю его. Она снова трогает его и, наконец, ура, она его поймала! Добыча, конечно же, принадлежит ей.
Затем мы берем следующую игрушку, и все повторяется. Удивительно, но эта простая игра нам никогда не надоедает.
Дайте ребенку возможность схватить предмет в разных положениях — лежа на спине, во сне, сидя у вас на коленях. Таким образом, малыш будет хватать, пробовать, испытывать, а затем сразу же отпускать, прежде чем схватить снова. Не запрещайте малышу лизать все, что попадает ему в руки, но следите за тем, чтобы он не взял ничего опасного — с острыми краями, мелкими деталями, которые могут отломиться и быть проглоченными, и т.д. В конце концов, облизывание и прикосновения — это очень важные способы познания мира, что необходимо для развития мозга.
Смотрим в зеркало
После трех месяцев малыш способен оценить такую замечательную игрушку, как зеркало. Зеркало среднего размера (желательно небьющееся) можно поставить в угол кровати или на игровой коврик. Попробуйте также повесить маленькое зеркальце над грудью малыша. Кстати, это также может облегчить горький плач. Вашему малышу понравится смотреть на свое отражение, замечать его мимику и движения рук, видеть своего «двойника» и улыбаться ему. Для вас это может означать, что ваш сын или дочь хорошо развивается и имеет положительную самооценку.
Некоторые психологи даже рекомендуют класть ребенка лицом вниз перед большим зеркалом. Это способствует развитию равновесия и зрительной ориентации. Это особенно полезно для детей, которые редко общаются со сверстниками и имеют мало социального опыта.
«В движенье, мельник, жизнь идет, в движенье!»
Развитие двигательных навыков ребенка трудно переоценить. Особенно сейчас, когда они гораздо более живые и энергичные, чем в первые три месяца. Более того, физиологический гипертонус уже исчез, и его движения становятся более свободными и точными.
Когда вы выкладываете ребенка на живот, следите за тем, чтобы он опирался не на ваши кулаки, а на раскрытые ладони.
Если ваш малыш еще не умеет переворачиваться, вы можете помочь ему в этом с помощью очень приятной игры: Положите ребенка на сложенное вчетверо полотенце или коврик, двое взрослых держатся за углы коврика и раскачивают ребенка вперед-назад, чтобы он переворачивался с одного бока на другой. В это время можно петь песенку: «Рано утром, поздно в сумерках, папа пошел гулять с сизой повозкой».
Было замечено, что дети вообще любят качание во всех его вариациях. Очевидно, это напоминает им о том, как их нежно укачивали в утробе матери. Качание также отлично подходит для тренировки органа равновесия. Качание обладает мощным воздействием:
— на большом резиновом мяче (покрытом чистой пеленкой). Покачайте ребенка из стороны в сторону, а затем по кругу (по и против часовой стрелки). Пойте или шепчите: «Кач-кач-кач-кач-кач, папа принесет кач, мама — сачку, дочка — китаечку». «Я буду двигаться и играть на балалайке».
— своей ногой. Садимся нога на ногу, сажаем малыша на свою лодыжку и придерживаем его верхнюю часть тела (а когда он научится сидеть сам, то и руки). Покачиваемся и поем: «Пойдем, пойдем за сладкими орешками, По неровным, по неровным, по неровным, по гладким дорожкам, По овражкам, по овражкам, по овражкам, по овражкам, по овражкам, по овражкам, по овражкам, По ямке — бам!».
В этот грустный момент мягко «упадите» на кровать или диван. Вскоре малыш привыкнет к этим простым рифмам и при слове «бах!» будет замирать в радостном ожидании, а потом — счастливо хихикать.
Что умеет ребенок в 3 месяца?
К трехмесячному возрасту ваш малыш освоит следующие навыки:
- комплекс оживления — карапуз активно реагирует на изменение выражения лица мамы и папы, разные интонации в голосе, исчезновение или появление родителей. Ребенок жмурится или открывает глаза шире, улыбается, крутит головкой из стороны в сторону, раскидывает в стороны руки, сжимает кулачки, вздрагивает;
- хватательные движения — ребенок пытается координировать движения, чтобы схватить игрушку, которую ему дают. Затем он может пытаться засунуть ее в рот;
- приподнимание головки с удержанием ее в вертикальном положении из положения лежа на животике. Малыш опирается на предплечья, что дает возможность увеличить обзор;
- слежение взглядом за разными движущимися предметами или людьми;
- поворот головы к источнику звука, различие звуков и попытки издавать собственные гласные звуки «а», «у», «о» или «ы»;
- активные толчки ножками — при расположении малыша в вертикальном положении, если придерживать его за подмышки, он опирается ножками на стол или постель, пружинит и как бы «подпрыгивает»;
- перевороты со спины на бока и с животика на спинку. В обратном направлении — со спины на живот — кроха будет учиться переворачиваться немного позднее — через 1–2 месяца.
Основываясь на знании основных навыков малыша, вы можете выбрать для него развивающие игрушки и интересные занятия. Однако важно знать, что это усредненные показатели. Если ваш малыш еще не умеет делать все, что указано в списке, не стоит беспокоиться. Темпы развития навыков у детей очень индивидуальны, поэтому каждый ребенок осваивает определенные навыки в свое время. Серьезными можно считать задержку в 2-3 месяца и более, а также другие тревожные признаки.
Как развлечь ребенка, если нужно заняться делами?
Когда мама или папа остаются дома одни с ребенком, иногда необходимо оставить ребенка в комнате, чтобы он занимался своими делами. Когда ребенок не спит, нужно найти подходящее занятие, чтобы он не плакал и не требовал немедленного внимания.
Какие развлечения существуют в этом возрасте, чтобы занять ребенка на некоторое время?
- Мобиль, который вешается над кроваткой. Устройства могут оснащаться световыми и музыкальными эффектами, подвесками с игрушками и фигурками. Они привлекают внимание, удивляют и забавляют кроху. Он может даже не заметить, что родители вышли из комнаты, разглядывая игрушки и пытаясь ручками задеть их. Единственный минус мобиля — он может надоесть через некоторое время, но можно сменить игрушки или убирать мобиль, чтобы он каждый раз провоцировал оживление и интерес.
- Развивающие коврики — их можно расположить в любом месте, взять с собой в гости. У ковриков бывают разные подвески, пищащие, шуршащие предметы, зеркальца. Если ребенок не хочет отпускать маму или папу от себя даже в туалет, коврик станет настоящим спасением. Его можно положить в ванной или на кухне, если ребенку нужно ваше постоянное присутствие.
- Музыка — можно включить музыку из мультфильмов, детские песенки, звуки природы или классическую музыку и оценить реакцию. Музыкальные минутки можно использовать для того, чтобы отлучиться, а малыш в это время будет занят.
- Яркие и крупные игрушки, погремушки, которые можно рассматривать, щупать, толкать или ронять.
Игры с трехмесячным младенцем
Вместе с родителями малыш хочет играть, взаимодействовать с ними или просто «разговаривать». В возрасте трех месяцев полезны следующие виды деятельности:
- Игры с погремушкой — покажите крохе, как она издает звук, каким образом ее нужно трясти. Затем дайте игрушку малышу, сопровождая свои действия комментариями. Можно сначала потрясти погремушку, зажатую в руке ребенка, своей рукой. Малыш быстро научится трясти игрушку.
- Прятки с закрыванием лица ладонями. Сопровождайте игру эмоциональными восклицаниями и звуками. Можно закрывать ладонями глазки малыша, но ненадолго, чтобы он не испугался.
- Пальчиковые игры с песенками или стишками. Они полезны как для общего развития, так и для формирования нейронных связей между руками и мозгом, что составляет основу мелкой моторики.
- Воздушные шарики — можно подкидывать над кроваткой ребенка или толкать по полу. Если шарик гелиевый, его можно привязать к ручке или ножке, тогда малыш будет с любопытством наблюдать за движениями шарика. Ни в коем случае не оставляйте кроху одного во время таких игр, чтобы он не запутался в нитке.
- Разные материалы и ткани для того, чтобы пощупать. Можно вкладывать ребенку в ручки шерсть, мех, шелковые ткани или велюр.
Питание малыша в 3 месяца
На третьем месяце жизни ребенок все еще питается грудным молоком. Если у матери достаточно молока, она кормит ребенка им — и больше ничего не добавляет.
Если у матери достаточно молока, а у ребенка достаточно молока, то материнского молока не хватает, и мать дает ребенку достаточно молока; если у матери достаточно молока, то мать дает ребенку все молоко, а ребенок ее не кормит. Прикорм вводится только тогда, когда материнского молока уже недостаточно для удовлетворения потребностей ребенка. Обычно это происходит в возрасте около 6 месяцев 3 .
Уход за трехмесячным ребенком
Чтобы трехмесячный ребенок развивался правильно, за ним необходимо правильно ухаживать. В комфортной обстановке, согласно современной психологии, малыш быстро осваивает новые навыки
Обеспечьте приятный микроклимат в помещении. Температура должна быть в пределах 20-22 °C, а влажность — 40-60 %. Часто проветривайте помещения, в которых находится ваш ребенок.
Гуляйте на свежем воздухе. Если погода и самочувствие вашего ребенка хорошие, гуляйте не менее двух часов в день.
Уделяйте внимание гигиене. Младенца следует мыть ежедневно и купать по мере необходимости.
Многие родители задаются вопросом, как держать ребенка в возрасте 3 месяцев. В этом возрасте вы можете взять ребенка на руки, положить в кроватку или позволить ему отвернуться от вас и посмотреть на мир, поддерживая его на уровне груди и бедер. Не забывайте поддерживать головку, потому что не все малыши в этом возрасте держатся уверенно и иногда еще нуждаются в помощи.
Развитие трехмесячного малыша во многом зависит от контакта с родителями. Важно, чтобы малыш получал достаточно материнского и отцовского тепла и внимания. Если малыш плачет, возьмите его на руки, предложите ему грудь или молоко и проверьте подгузник и подгузниковую область. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы успокоить ребенка. Однако плач может быть и признаком дискомфорта, например, если у ребенка болит животик или заложен нос. Если плач продолжается в течение длительного времени, вам следует обратиться к врачу, чтобы убедиться, что ваш ребенок здоров.
Распорядок дня трехмесячного ребенка
К трехмесячному возрасту у ребенка формируется собственный ритм сна и бодрствования. Как правило, ребенок самостоятельно просыпается утром примерно в одно и то же время. Он сразу же ест, затем некоторое время бодрствует и снова засыпает. Примерно в обед он снова просыпается, снова ест и активно играет. Вечером наступает третий сон. После очередного периода бодрствования ребенок погружается в ночной сон. Искусственники иногда спят до утра, но младенцы почти всегда просыпаются, чтобы их покормили. Это разновидность правила для ребенка в возрасте 3 месяцев.
Развитие 3-месячного ребенка во многом определяется его физическим состоянием. Если ваш малыш здоров, он будет осваивать новые навыки и исследовать внешний мир в соответствии с возрастом. Однако если у ребенка есть врожденное или приобретенное заболевание, стоит проконсультироваться с педиатром. Ранняя коррекция помогает не только избежать осложнений, но и сохранить нервно-психическое развитие в пределах нормы.
- Общее состояние. Здоровый малыш бодр и весел, когда он сыт, одет в сухую одежду и подгузники и не хочет спать. Если все условия соблюдены, а ребенок вял, апатичен или, напротив, слишком возбужден, стоит обратиться к врачу.
- Мочеиспускание. Ребенок в три месяца мочится 10-15 раз в день 4 .
- Стул. Частота дефекации обычно совпадает с частотой кормления. Стул ребенка в 3 месяца должен быть кашицеобразным 5 .
- Поведение после кормления. Здоровый ребенок может срыгивать молоко — это нормально. Главное, чтобы объем отторгаемой пищи был не слишком большим, а малыш – не страдал от дефицита веса.
Теперь вы знаете, что делает ваш ребенок в три месяца и какие навыки он приобретает в этот интересный период. Вы знаете, что может делать ваш ребенок в этом возрасте и какие аспекты его развития являются критическими и требуют особого внимания. Если у вас возникли сомнения или вопросы, не стесняйтесь задать их своему врачу. Будьте в курсе — и пусть ваш ребенок растет здоровым.
- 1. Арутюнян К.А., Бабцева А.Ф., Романцова Е.Б. Физическое развитие ребенка. Учебное пособие, 2011
- 2. Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для медицинских сестер и фельдшеров. 2-е издание, переработанное и дополненное. Омск, 2017
- 3. Информационный бюллетень ВОЗ
- 4. Отпущенникова Т. В. Физиологические аспекты мочеиспускания у детей раннего возраста // Медицинский научно-практический портал «Лечащий врач»
- 5. И.Н. Захарова, Н.Е. Малова. Запоры у детей раннего возраста. Медицинский научно-практический портал «Лечащий врач»
Формирование навыков
Ребенок познает окружающий мир с помощью своих рук. Его желание все потрогать способствует развитию следующих навыков на третьем месяце жизни:
- укрепляются мышцы фаланг пальцев;
- развиваются хватательные рефлексы, подробнее о них и других рефлексах новорожденного>>>;
- закладываются умственные способности;
- формируется тактильное восприятие действительности.
ВАЖНО: Не волнуйтесь, если отклонения от типичной схемы незначительны, ведь ребенок — это живой организм, который развивается по собственному графику.
Однако, несмотря на индивидуальность ребенка, родители не должны оставлять без внимания любое отклонение в развитии. Стоит проявить осторожность, если трехмесячный ребенок еще не овладел следующими навыками:
- Отсутствует зрительная реакция на какие-либо громкие звуки. Не поворачивает голову в сторону источника шума. Узнайте как и когда новорожденный начинает слышать>>>;
- Ни в каком положении ребенок не может даже кратковременно удержать голову навесу;
- Не интересуется предметами, которые его окружают. Не разглядывает и не тянет в рот свои ручки;
- При общении со взрослым не происходит ответной реакции. Малыш не улыбается и не издает гласных звуков при контакте с родителями;
- Взглядом не следит за перемещением вокруг него предметов.
Если родителям кажется, что перечень того, что умеет делать ребенок в 3 месяца, уже пройденный этап в его развитии, то необходимо сосредоточиться на более старших показателях. В любом случае, не останавливайтесь на достигнутом, а продолжайте расширять возможности и познавательный уровень малыша.
Особенности развития недоношенного ребенка
К категории недоношенных детей относятся родившиеся слишком рано, функционально незрелые малыши с весом менее 2,5 кг и длиной тела менее 45 см. Анатомически и физиологически эти новорожденные характеризуются непропорциональной формой тела, расходящимися швами на черепе, гиперемией кожи и др. Эти младенцы требуют более тщательного ухода и оптимальных условий окружающей среды.
Вес при рождении (г) | 1001—1500 | 1501—2000 | >2500 | ||
Прибавка |
ВАЖНО: Разница в способности к обучению по сравнению с доношенными младенцами составляет около двух месяцев, в зависимости от степени недоношенности ребенка.
Характерными особенностями развития недоношенного ребенка в возрасте трех месяцев являются:
- Преобладающими действиями являются сон и еда. Очень важно равномерно распределять нагрузки на кости черепа. Для этого необходимо укладывать голову малыша на разную сторону, постоянно чередуя;
- Изменение настроения проявляется сменой выражения лица;
- Малыш уже умеет фиксировать взгляд на родителях, поднимать и удерживать голову;
- Улыбка отсутствует, но мимически реагирует на тактильный контакт;
- Формируется хватательный рефлекс;
- Выраженное визуальное и акустическое сосредоточение.
Ежедневные занятия с младенцем необходимы для правильного развития недоношенного ребенка в возрасте трех месяцев. Упражнения, массаж, купание, любовное общение — все это идет на пользу малышу и позволяет ему догнать своих сверстников по всем показателям.
Читайте также
Подпишитесь и получите запись семинара «5 шагов, без которых невозможно вырастить счастливого ребенка».
Введите свой адрес электронной почты и нажмите на кнопку «GOODENERGY».
Зубы, зубы, зубки
Цели игры: аналитическое развитие, мелкая моторика, массаж десен.
Необходимые материалы и контроль: специальные кольца, игрушки из различных материалов (безопасных для ребенка), предназначенные для прорезывания зубов и массажа десен.
Рекомендация: Игрушки такого рода лучше всего покупать в аптеке.
Тип игры: Ваш ребенок лежит на спине. Перед началом игры установите зрительный контакт с ребенком. Затем поднесите игрушку к ребенку. Когда у ребенка возникнет интерес и он потянется к ней, произнося слова песенки, поднесите игрушку на расстояние, позволяющее ребенку взять ее в руки.
Мышки сухие,
Мышка позвала мышат,
Мыши съели сухие фрукты,
Мыши сломали зубы.
Наш зуб как дуб,
♪ Наши зубы не сломаются ♪
Ребенок обязательно положит игрушку в рот, чтобы почесать десны. Позвольте ему сделать это и дайте ему поиграть в одиночестве некоторое время. Как только он переключит свое внимание, возьмите ребенка на руки, крепко обнимите его и скажите.
Наш зуб как дуб,
♪ Наши зубы не сломаются ♪
Несколько слов родителям. Поскольку ребенок может схватить почти все и положить в рот, игрушки всегда должны быть чистыми.
Спрячем игрушку
Цели игры: развитие целенаправленных действий, развитие зрительных реакций, эмоциональный контакт.
Необходимые материалы и наглядные пособия: легкая игрушка, носовой платок.
Примечание для родителей: Если ребенок не может схватить игрушку рукой, положите предмет в руку или поднесите его достаточно близко, чтобы он мог легко взять его.
Совет: У игрушки должна быть ручка, чтобы ребенок мог ее поднять.
Как играть: Возьмите ребенка на руки, поверните к себе лицом, улыбнитесь, немного поговорите, покажите ребенку игрушку, если он заинтересуется и потянется к ней, дайте ему возможность взять ее, а вы поиграйте.
Вариант 1: Посадите ребенка в полусидячее положение, спиной к вам, чтобы он чувствовал себя комфортно. Поиграйте с ним, вместе рассматривая игрушку и объясняя ее характеристики (пищит ли она, резиновая или пластмассовая, красная или другого цвета и т.д.), затем возьмите салфетку и положите ее на игрушку. Понаблюдайте за тем, что делает ребенок. Если ребенок долгое время бездействует, помогите ему «отпустить» предмет. Активно спрячьте игрушку, когда ребенок найдет ее, похвалите его и подтвердите похвалу прикосновением и тоном голоса.
Когда игрушка будет готова, посадите ребенка на колени лицом к себе, улыбнитесь и прижмите его к себе.
Вариант 2: Когда ребенок привыкнет играть у вас на руках, вы можете играть на полу. Положите ребенка на одеяло и сядьте рядом с ним. Вложите игрушку в руку ребенка. Затем набросьте на игрушку платок, и ребенок отпустит ее. Игра заканчивается похвалой и улыбкой.
Перевёртыши (или я от бабушки ушел)
Цели игры: развитие мышц спины, мышц верхних и нижних конечностей, координации, развитие аналитических мышц.
Необходимые материалы и контроль: одеяло.
Рекомендации: Для игры необходимо пространство, поэтому лучше играть на полу. Играйте до еды или через 1 час после кормления.
Инструкция к игре: расстелите на полу одеяло, положите малыша на спину, улыбнитесь, немного поговорите, возьмите его руки в свои и немного помассируйте. Расскажите ребенку сказку «Колобок», разыграйте все действия, добавьте голосовые акценты, чтобы привлечь внимание ребенка. Представьте вместе с ребенком, что бабушка испекла колобка и поставила его остывать у окна. После того как колобок выпрыгнет из окна и покатится по дорожке, предложите ребенку перекатиться со спины на живот и обратно, напевая песенку. Ребенок очень радуется, когда ему удается сделать поворот сначала с вашей помощью, а потом с собственной.
Я — Колобок, Колобок, Колобок,
Я — странник по двору.
Я поцарапал кучу,
У меня в мешке сметана.
У окошка.
Я от бабушки ушел,
Я от деда ушел.
По мере того как Колобок отправляется в путешествие и встречает разных животных, количество раундов может быть увеличено (в зависимости от состояния ребенка). Ребенок садится верхом на Колобка и катится по дорожке.
После игры похвалите, обнимите и поцелуйте ребенка.
Примечание для родителей. Когда ребенок учится кататься, не позволяйте ему сидеть без присмотра на столе или диване, посадите его на игровую площадку или на пол.
Развитие ребенка в 3 месяца
Ваш ребенок стал старше на один месяц. В 3 месяца мальчики весят от 5,7 до 7,2 кг и имеют рост от 59,4 до 63,5 см, а девочки весят от 5,2 до 6,6 кг и имеют рост от 57,7 до 61,9 см. Ребенок познает окружающий мир, активно взаимодействуя с ним: Он уже не пассивный наблюдатель, а опытный исследователь. Теперь он может дольше держать игрушку и внимательно ее разглядывать. Он сознательно пытается продлить приятные ощущения от прикосновения к определенным предметам (например, поглаживая кончиками пальцев мягкое одеяло). Любимым объектом исследования ребенка, несомненно, является он сам. Малыш ощупывает и ласкает пальчиками свое лицо — рот, нос, глаза, подбородок. Он с интересом смотрит на свои руки, как будто хочет узнать, почему эти маленькие пальчики двигаются. Ребенок концентрируется на попытках дотянуться до различных предметов. Конечно, сначала это нелегко, и он часто промахивается, но трехмесячный малыш необычайно настойчив, когда хочет достичь своей цели. Он намеренно натыкается на игрушки, висящие над кроваткой, когда делает что-то интересное и веселое, например, шумит или подпрыгивает от удара. Более активные младенцы способны переворачиваться со спины на животик, другие могут переворачиваться только на бок. Если вы держите предмет перед носом ребенка, он попытается схватить его обеими руками одновременно. Многие дети способны хватать обеими руками и даже хлопать.
В этом возрасте у ребенка быстро развиваются языковые навыки. Его «словарный запас» постоянно расширяется. В речи ребенка уже можно различить не только гласные, но и согласные «Л», «Н», «Б», «П» и «М».
Младенец очень внимательно наблюдает за движущимися предметами. Если вы двигаете погремушку перед глазами ребенка, а затем внезапно прячете ее, он долго смотрит на то место, где в последний раз видел игрушку, пытается запомнить траекторию движения погремушки и ждет, когда она внезапно появится. Трехмесячный ребенок не ждет, что взрослые начнут с ним общаться. Он готов самостоятельно вступать в контакт с другими людьми. Ваш малыш специально ищет лица, открыто смотрит в глаза, улыбается и издает различные звуки. Ребенок в этом возрасте открыт для общения, наслаждается вниманием окружающих и с удовольствием разговаривает с незнакомыми людьми и радуется им. Хотя ваш малыш уже готов улыбаться всем, мама и папа, естественно, улыбаются ему больше всего. Даже если мама не произнесла ни слова, ваш ребенок узнает ее и радостно улыбнется. Ваш малыш уже наслаждается видом своей мамы, независимо от того, играет она с ним или нет. Ваш малыш уже способен выражать целый ряд чувств и эмоций с помощью различных звуков. Он может плакать, кричать, смеяться, лепетать, «гулить», и родители понимают, что именно хочет «сказать» малыш. Ребенок способен вести довольно долгие разговоры со взрослыми. При общении он использует не только звуки (кстати, ребенок в хорошем настроении часто издает согласные звуки), но и мимику и жесты.
Безопасный дом
Даже малыши, которые еще не умеют переворачиваться, так двигают руками и ногами, что легко могут скатиться с края кушетки или пеленального столика и упасть на пол. Чтобы избежать падения, не оставляйте ребенка без присмотра. Если вы используете слинг или другую переноску, убедитесь, что она надежно закреплена. Ваш малыш уже умеет класть предметы в рот и переносить их, поэтому в пределах досягаемости не должно быть потенциально опасных предметов. Убедитесь, что подвесные игрушки в кроватке и люльке надежно закреплены.
Сон — одно из самых важных занятий для трехмесячных младенцев, которому они могут уделять до 17-18 часов в сутки*. Младенцы уже начинают различать время суток и реже просыпаются ночью, чтобы попить. В среднем, дети в этом возрасте спят около 11 часов ночью и 7 часов днем. Ребенок может проснуться и заплакать, потому что не может вернуться в прежнее положение, если он случайно перевернулся во сне. Пока малыш не научится переворачиваться самостоятельно, родители должны быть начеку. Не бойтесь баловать ребенка лаской. Если малыш быстрее успокаивается на руках, погладьте его. Секрет в том, чтобы укладывать ребенка спать в правильное время, чтобы он быстро заснул. Ночные светильники, музыкальные игрушки или даже звон часов могут помочь успокоить «независимых» детей.
Приведенные выше нормы являются усредненными, а продолжительность и время сна зависят от темперамента ребенка. Самым важным критерием «нормальности» всегда является комфорт, улыбка и счастье вашего ребенка. Если вы сомневаетесь, обратитесь за советом к педиатру.
Важное о здоровье
Хорошо, если ваш ребенок будет лежать лицом вниз в течение некоторого времени каждый день. Он будет стараться поднять голову как можно выше, чтобы он мог смотреть вверх со своих рук и видеть, что происходит вокруг. Эти «отжимания» укрепляют мышцы шеи, спины и рук и помогают малышу научиться переворачиваться на спину. Самостоятельное вращение также поощряется с помощью упражнения «перекатывание зайчика». Положите руки под плечи малыша и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Если ребенок лежит на боку, покачайте его и слегка подтолкните, чтобы он попытался перевернуться на животик или спинку.
Трехмесячному ребенку для полноценного развития требуется около одного литра грудного молока (или адаптированной смеси, если грудное вскармливание невозможно) в день*. Подросшего ребенка кормят грудью более интенсивно, и он выпивает больше молока за одно кормление, чем раньше. Поэтому количество кормлений постепенно сокращается, а интервалы между кормлениями увеличиваются. Иногда скачки роста приводят к внезапному повышению аппетита. В этом случае следует продолжать кормить ребенка по мере необходимости. Грудное вскармливание полезно не только для ребенка, но и для матери. Грудное вскармливание стимулирует выработку в женском организме гормона окситоцина, который повышает удовлетворенность и душевное спокойствие, снижает стресс и помогает матери справиться со стрессом.