Цель заключалась в выяснении условий, которые необходимы для того, чтобы обучение становилось не просто процессом накопления информации, а действительно способствовало развитию ребенка.
Все о системе обучения Эльконина-Давыдова
Удивительно, но по данным недавнего опроса, 87% родителей недовольны качеством школьного образования. Наиболее распространенные причины недовольства включают в себя отсутствие нестандартного мышления у детей и применение устаревших образовательных методик. В современном мире представляется возможность выбирать различные формы обучения, а также системы образования, позволяющие уйти от традиционного подхода, который уже устарел.
Например, существует возможность учебы в системах, основанных на деятельностном подходе, где ученики не просто получают информацию, но и активно участвуют в дискуссиях и экспериментах, учатся самостоятельно находить, анализировать информацию и применять её для решения реальных задач.
Во многих частных образовательных учреждениях ученики могут обучаться по системе Эльконина-Давыдова. В данной статье мы ответим на все ключевые вопросы родителей и ознакомим с этой системой обучения.
- Кто является создателем системы;
- Каким образом она функционирует;
- Чем она отличается от традиционного образования;
- Каким образом проходит процесс обучения;
- Каковы преимущества данной системы;
- Есть ли у неё недостатки;
- Для каких детей она подходит;
- Где можно обучаться по развивающей системе.
Кто создал систему?
Система обучения была разработана двумя выдающимися советскими педагогами и психологами.
Даниил Эльконин — член-корреспондент Академии психологических наук, автор многочисленных работ, посвященных психологическим аспектам детских игровых практик и их значению в процессе обучения. Одним из его главных достижений является разработка именно этой развивающей образовательной системы.
Василий Давыдов — ученик Эльконина, профессор, академик и вице-президент Академии педагогических наук СССР, который продолжил развивать и применять идеи своего наставника.
Авторы методики
Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, автор множества исследований о психологических аспектах детских игр и их значении в обучении. Основным трудом его жизни стала система развивающего обучения, которую он разработал.
Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Он был учеником и сподвижником Эльконина, который взял за основу и развил идеи, предложенные Даниилом Борисовичем.
Теоретическая работа Эльконина и экспериментальные исследования Давыдова привели к созданию учебной программы для начальных классов, в которой обучение органически сочетается с развитием личности каждого ребенка.
Цель и задачи системы Эльконина — Давыдова
Основная цель данной системы заключается в том, чтобы подготовить детей к самостоятельной постановке задач, определению методов их решения и критическому анализу полученных результатов.
Для достижения этой амбициозной цели устанавливается ряд задач:
- Учитель должен способствовать сплочению класса, а ученики — совместно формулировать цели и искать пути их достижения. Предполагается, что педагог не предоставляет готовые знания, а лишь отвечает на возникшие у учеников вопросы в процессе обсуждения поставленной задачи.
- Учителя должны обращать внимание на формирование и развитие у детей самовосприятия и самоконтроля. Для этого применяется система оценивания, которая не базируется на фиксированных оценках.
- Методология преподавания должна адаптироваться в соответствии с этапами психологического развития учащихся. То есть, образовательная программа должна развиваться вместе с детьми.
- Отношения между педагогом и учениками должны носить партнерский характер. Взрослый и ребенок — равноправные участники процесса обучения.
Чем отличается от обычной начальной школы?
В традиционных школах знания чаще всего передаются в готовом виде. Напротив, в системе Эльконина-Давыдова учителя предлагают задания, которые позволяют ученикам самостоятельно осмыслять основные принципы изучаемых предметов. Цель заключается в том, чтобы дать детям возможность почувствовать себя творцами, открывающими, например, принципы построения таблицы умножения или основы художественной композиции, — так объясняют суть данной системы родители, выбравшие 91-ю школу для своего ребенка.
Многие задания в развивающем обучении рассчитаны на выполнение в парах или группах. Именно это является одной из ключевых причин, по которой детям из традиционной школы сложно адаптироваться к системе Эльконина-Давыдова. Часто они оказываются не готовыми к совместной работе, не умеют работать в команде без постоянного контроля со стороны учителя и воспринимают групповую работу как возможность развлечься. Иногда они испытывают страх ошибиться или показать, что не знают какую-то информацию.
Что касается детей, которые начали обучение по системе Эльконина-Давыдова, им также бывает трудно осуществить переход в традиционную школу. Учебная программа здесь значительно отличается от общепринятой. Например, в первом классе существует длительный добуквенный период в изучении русского языка, а также затянутый дочисловой период в изучении математики. Когда традиционные дети уже изучают сложение и вычитание в пределах десяти и завершают букварь, ученики системы Эльконина-Давыдова все ещё сравнивают числа и изучают буквы.
Методика Эльконина-Давыдова не формирует у детей безусловной веры в тексты и утверждения. Она учит детей анализировать каждое мнение, задавая важные вопросы: всегда ли это так? Есть ли исключения из этого правила? Может ли быть что-то иное? Учебные тексты часто бывают сложными и не адаптированными к восприятию.
Кроме того, среди упражнений в учебниках и работах могут встретиться ловушки — намеренные ошибки.
Эти ловушки вводятся для того, чтобы развивать внимательность ребенка и препятствовать ему в решении задач по устоявшимся шаблонам. Система учит детей видеть ошибки других, а затем и свои собственные.
Задача учителей состоит в том, чтобы у выпускников начальной школы сформировалась способность к рефлексии. Именно она считается основой теоретического мышления, которое включает в себя умение отличать известное от неизвестного, понимание недостатка знаний для решения задач и способность оценить свои действия и мысли объективно. Педагоги стремятся донести до детей мысль о том, что их точка зрения не должна считаться единственно верной.
Если учащийся усваивает эти навыки, это свидетельствует о том, что он владеет важным умением — умением учиться.
Правда ли, что в системе Эльконина-Давыдова не ставят оценки?
В школе № 91 действительно до пятого класса ученикам не ставят оценки в привычном формате. Вместо этого используются альтернативные методы оценивания — такие как процентная или стобалльная шкала. Оценки не являются необходимыми для получения обратной связи. Система оценивания может варьироваться и зависит от конкретной школы и педагогов. Однако важно, чтобы критерии были понятны ребенку, чтобы он понимал, за что получил ту или иную оценку. Важно не количество баллов, а умение ребенка самостоятельно оценивать свои достижения. Если дети подходят к учителю с вопросами: «Правильно ли я сделал?» — значит, они не могут объективно оценить собственные результаты, и это не соответствует духу методик Давыдова, — замечает Дмитрий Чумаченко, учитель математики школы № 2101.
Система направлена на то, чтобы научить детей самостоятельно оценивать свои труды, замечать улучшения, происходящие изо дня в день. Учащиеся фиксируют внимание не на оценках, а на своих радикальных изменениях и прогрессе. Родители также должны научиться отвязываться от привычной пятибалльной системы, что является процессом зачастую не простым. Это касается и дополнительных символов — таких как флажки, звёздочки или смайлики, которые иногда используются в начальной школе наряду с цифровыми отметками. Печальное выражение лица с привычной двойкой не делает систему полюбовной.
Несмотря на отсутствие оценок в начальных классах, перевестись в обычную школу еще возможно. В таких случаях учитель просто переводит оценки в дневник, основываясь на принятых критериях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система развивающего обучения Эльконина–Давыдова | 158.47 КБ |
Учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова представляет собой единственную развивающую программу, рекомендованную ФГОС. Давайте разберемся в её особенностях, разделе преимуществ и недостатков.
Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, много писавший о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Основная работа его жизни заключается в разработке системы развивающего обучения.
Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и единомышленник Эльконина, который разработал и внедрил идеи Даниила Борисовича.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов
Теоретические работы Эльконина и экспериментальные исследования Давыдова привели к созданию учебной программы для начальных классов, где обучение происходит одновременно с развитием личности.
Методика Эльконина–Давыдова внедряется в России с 1991 года. В 1996 году она была включена в список рекомендаций ФГОС, а после исключения программы Занкова из перечня, стала единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования и науки.
Что такое программа Занкова и как по ней обучаться:
Принципы преподавания по Занкову, плюсы и минусы его программы
Цель и задачи системы Эльконина–Давыдова:
Основная цель системы — обучить детей самостоятельно обсуждать задачи, находить методы их решения и анализировать результаты.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
- Учитель должен организовать дружное взаимодействие в классе, а ученики — совместно определять цели и искать пути их достижения. Предполагается, что педагог не предлагает готовые знания, а отвечает на вопросы, возникающие у школьников во время работы над поставленной задачей.
- Педагоги должны акцентировать внимание на формировании у детей самосознания и самоконтроля. Используется система оценивания, которая не основывается на фиксированных оценках.
- Методики должны адаптироваться к этапам психологического развития учеников. Проще говоря, программа должна развиваться вместе с учащимися.
- Учитель и ученики должны взаимодействовать как равные партнеры. Взрослый и ребенок — равноправные участники учебного процесса.
Как проходит обучение по системе Эльконина–Давыдова?
Главная особенность методов Эльконина–Давыдова в том, что знания не подаются детям в готовом варианте. Обучение организовано таким образом, чтобы ученики могли самостоятельно ставить задачи, предлагать варианты их решения и критически оценивать результаты. Основными формами деятельности на уроках являются дискуссии и практические эксперименты.
Работа на уроках осуществляется в парах или малых группах. Учитель ставит перед классом определенную проблему и предлагает каждой группе разработать решение. При этом он предоставляет коррективы и направляет работу учеников при помощи наводящих вопросов.
В рамках системы Эльконина–Давыдова нет понятия неправильных ответов. Любое предложение или версия рассматривается как потенциал для дальнейшего обсуждения и анализа.
Система не предполагает традиционного оценивания. В конце каждого занятия ученикам предлагается оценить свои достижения. Они сами выбирают критерии оценивания для разных типов заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу рядом с каждым заданием и отмечают, насколько успешно они выполнили свои усилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов
Систематическое применение физической культуры и спорта — это способ сохранить молодость, независимо от паспортного возраста; это — путь к старости без болезней, которую наполняет оптимизм; это — залог долголетия, сопутствующего здоровью.
Учебно-методическое пособие для педагогов: «Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения»
Система коррекционно-развивающих упражнений, внедренная в уроки трудового обучения, способствует осуществлению взаимосвязи между психологическими аспектами и профессиональными задачами в области коррекционного обучения.
Учебно-методическое пособие: «Комплексы утренней гимнастики» для учащихся старших классов.
Данное учебно-методическое пособие разрабатывалось Татьяной Михайловной Кравчук, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с принципами федеральных требований. Материал представлен в форме презентации и подготовлен на помощь педагогам.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, в год 68 часов)
Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы, которая адаптирована к новым требованиям.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Математический язык в школьной учебной программе»
В учебно-методическом пособии рассматриваются ключевые определения и основные положения, касающиеся понятия «математический язык», а также представлены примеры различных задач.
Учебно-методическое пособие по английскому языку на основе программы Верещагиной И.Н. «Чудесный мир английского языка».
Линникова Татьяна Юрьевна, г. Санкт-Петербург.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приемы и методы, которые могут быть использованы при проектировании уроков в рамках ФГОС общего образования.
Слабые места системы Эльконина-Давыдова
Несмотря на множество привлекательных аспектов, методика имеет и свои сложности.
Некоторым родителям и учителям может быть трудно принять, что мнение взрослого не рассматривается ребёнком как абсолютная истина.
Не все дети являются готовы к обучению, в рамках которого акцентируется на умении спорить и отстаивать свою точку зрения.
На самом ребенке возлагается большая ответственность за свой учебный процесс, что не всегда подходит ему. Процесс познания может быть не только интересным, но и трудоемким, а поэтому требует концентрации и внимания. Не все дети понимают важность учебы, чтобы поддерживать высокий уровень самодисциплины.
Также программа значительно отличается от стандартных образовательных систем.
Это означает, что, если возникнет необходимость перейти в традиционную школу, ребенку предстоит сложный переходный период. Поэтому, выбирая систему Эльконина-Давыдова, важно понимать, что это решение может быть долгосрочным — вплоть до завершения обучения в старшей школе, и, порой, до седьмого класса. В большинстве школ эта система обучения применяется только для учеников первых четырех классов.
В свою очередь, ученикам, которые осваивали классическую образовательную систему, будет непросто и неудобно адаптироваться, если родители решат сменить их на систему Эльконина-Давыдова. В некоторых областях они могут опережать своих одноклассников, а в других — отставать. Кроме того, придется привыкать к постоянной работе в группе и осваивать ответственность за самостоятеление оценивания своих результатов.
Как выбрать систему обучения для своего ребёнка
При выборе системы обучения важно исходить, прежде всего, из характеристик самого ребенка: он может быть спокойным или активным, любознательным или сосредоточенным на внутреннем мире, общительным или замкнутым.
Также следует внимательно изучить, какой подход предлагает каждая система — какие предметы будут изучены, какие методические пособия потребуются. Здесь также важно учитывать интересы самого ребенка, будь то математические вычисления, рисование или физическая активность, чтобы понять, какие уроки ему будут по-настоящему интересны.
Непременно стоит выяснить возможности самих образовательных учреждений: в каких школах осуществляются традиционные программы, а где могут предложить авторские методики. Следует обращать внимание на рейтинг школы и ее преподавателей, читать отзывы родителей и думать о том, насколько удобно будет добираться до нее.
Выбор системы, по которой будет обучаться ваш ребенок, оказывает заметное влияние на его будущее. Поэтому к этому вопросу стоит подходить осознано и без спешки, рассматривая все факторы. Это позволит надеяться, что ваш маленький школьник будет с радостью и удовольствием учиться.