27 июня, на Петербургском международном юридическом форуме, заместитель министра юстиции Всеволод Вуколов объявил о том, что в России разрабатывается закон, который предполагает запрет идеологии чайлдфри и признает её экстремистской.
Кто такие чайлдфри, и какие причины стоят за желанием не заводить детей
Чайлдфри (от английского childfree, что переводится как «свободный от детей») — это термин, обозначающий людей, которые сознательно выбирают не иметь детей. К числу таких людей могут относиться как состоящие в серьезных отношениях или браке, так и одинокие индивидуумы. В русском языке нет точного аналога понятию чайлдфри, хотя термин «добровольно бездетный» используется для описания этой группы и часто применяется к чайлдфри.
История появления движения чайлдфри
Идея чайлдфри впервые стала широко обсуждаться в Соединённых Штатах Америки в 1960-1970-х годах, во времена хиппи и движения за свободную любовь. В этот период была создана организация NON (Национальная организация для бездетных), основанная Эллен Пек и Ширли Радл. С тех пор организация неоднократно меняла своё название, и в настоящее время известна как Национальный альянс за опциональное родительство.
Первое масштабное исследование явления чайлдфри было проведено канадским социологом Джин Виверс, которая в 1980 году опубликовала книгу под названием «Бездетные по собственному желанию» (Childless by Choice). Виверс изучила семейные пары, которые осознанно отказались от родительства, и предложила разделить представителей чайлдфри на две категории: реджекторы и аффексьонадо:
- Реджекторы — люди, испытывающие сильное отвращение к детям, процессу беременности и воспитанию. Виверс отметила, что такие особи всегда существовали. После сексуальной революции и появления феминистских движений давление общества на реджекторов ослабло, что дало им возможность открыто делиться своими взглядами. Однако реджекторы составляют незначительную часть среди чайлдфри.
- Аффексьонадо, наоборот, не испытывают негативных чувств к детям. Они рассматривают выбор не иметь детей как самый удобный вариант для своей жизни, позволяющий им путешествовать, развивать карьеру и не испытывать лишнюю ответственность. Самоопределение такой группы связано с любовью к бездетной жизни. Если у них возникает желание пообщаться с детьми, они могут провести время с детьми друзей или родственников. Люди в этой категории легко выполняют роли дяди, тёти или крестного, осознанно предпочитая не заводить собственных детей.
Классификация Виверс не является единственной. В 2008 году исследователи Дилан Нил и Хизер Джоши предложили дополнения к ранее известным категориям:
- Волнообразные отказники. Это категория людей, которые подвержены влиянию социальных норм и медиа, что заставляет их часто менять свое мнение относительно деторождения. Благодаря современным методам контрацепции, большинство из них так и не решается стать родителями.
- Постоянные откладыватели. Для этих людей рождение ребенка все время оказывается не на первом месте: они намерены сосредоточиться на карьере, перемещениях и личных целях, предпочитая откладывать процесс взросления семьи. Многие из них так и не осмеливаются завести детей. Эта категория чайлдфри распространена в крупных городах, например, в Москве и Санкт-Петербурге.
Связь движения чайлдфри с феминизмом
В консервативных обществах, таких как Россия, до сих пор продолжает существовать представление о том, что каждая женщина непременно должна испытывать материнский инстинкт. Эта идея поддерживается даже научными концепциями, такими как теории американского социолога Толкотта Парсонса, который в середине XX века утверждал, что роли и сферы деятельности мужчин и женщин должны быть строго разделены, с тем, что забота о детях должна возлагаться исключительно на женщин, тогда как мужчины должны сосредоточиться на карьерной сфере и обеспечении семьи. По мнению Парсонса, это было необходимым условием для социальной стабильности.
Движение чайлдфри в России и других странах
Страны Африки и Азии имеют самые высокие показатели рождаемости в мире. В этих регионах традиционные идеалы и ценности, утверждающие, что женщина обязана стать матерью, продолжают сохранять свою силу. Например, в мае 2022 года в Индии одна пара подала в суд на своего сына и его супругу за отсутствие внуков, поскольку родители хотели увидеть внуков, заявив, что будут требовать от сына $65,000 в качестве моральной компенсации, если внуки не появятся до конца года.
В более прогрессивных странах ситуация совершенно иная. Например, в Австрии и Великобритании доля людей, определяющих себя как чайлдфри, достигает 20%. В Соединённых Штатах по результатам опросов 27% опрошенных заявили о нежелании заводить детей. Эта цифра значительно превысила ожидания исследователей Университета Мичигана. В 2020 году в США также наблюдалось снижение рождаемости: женщины в возрасте от 15 до 44 лет стали рожать на 4% меньше, при этом показатели в возрастной группе от 45 до 49 лет остались прежними. Эти данные указывают на то, что средний возраст, в котором люди решают стать родителями, увеличивается.
В России периодом демографического спада стали 1990-е годы. В это время идеология чайлдфри только начинала распространяться. Основные причины низкой рождаемости в тот период были связаны с социально-политическими кризисами, такими как экономический кризис и дефолт. Кроме того, на уровень рождаемости повлиял подъем сексуальной революции и первые шаги по сексуальному воспитанию. Люди, которые были подростками в середине 1990-х, стали частью первой волны чайлдфри в России. Первые сообщества возникли в конце 2004 года в виде виртуальных групп, состоящих от 300 до 500 человек, организованных в популярной социальной сети LiveJournal. Со временем взаимодействие в интернете стало характерной чертой движения чайлдфри в России. В реальности количество подобных сообществ значительно возросло, и некоторые из них имеют до 50 тыс. участников.
Среди известных личностей, которые открыто делятся своей позицией по поводу чайлдфри, можно назвать таких как Джаред Лето, Опра Уинфри, Киану Ривза, Кэмерон Диаз, Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Энистон.
Феномен чайлдфри
Как принимается решение о бездетности, что получает от государства и общества женщина, которая стала матерью, существует ли идеальный период, когда все имели детей, какие существуют типы чайлдфри и возможно ли как-то изменить это решение, обсуждает доцент Института демографии, социолог и преподаватель ВШЭ Ольга Исупова.
— С какого времени феномен чайлдфри стал интересовать социологов?
— Впервые это понятие стало актуальным в начале 70-х годов. В 1978 году канадский социолог Джин Виверс опубликовала свою книгу «Бездетные по выбору» (Childless by choice), в которой исследовала большое количество молодых супружеских пар. По её мнению, феномен чайлдфри стал следствием множества молодежных движений, возникших в 1960-е годы, включая интеллектуальные, которые объединяло стремление к свободе выбора, включая решение, иметь или не иметь детей.
— Был ли в Канаде демографический кризис, который способствовал интересу социологов к этой теме?
— Не обязательно. Явление чайлдфри развивалось мощно и массово не только в Канаде, но и в Европе и Америке с десятилетиями. Одним из основных аспектов нового родительства стало осознание этого выбора, что также явилось частью феминистского движения, рассматривающего материнство как определённой формы эксплуатации женщины.
Популярность радикальной феминистки Суламифь Файерстоун тоже не была случайной в те времена. Она призывала женщин пересмотреть свои взгляды на деторождение, предлагала революцию не в области производства, а в области воспроизводства.
Файерстоун утверждала, что родительство — это форма угнетения, при которой вся жизнь женщины подчиняется ребенку, ограничивая её возможности заниматься другими важными аспектами жизни. В таком контексте идеи чайлдфри могли развиваться и ищутся, ища более предусмотрительный путь к выбору. На момент участия социологов в обсуждении явления чайлдфри, они были вовлечены в движение, которое пользовалось широкой популярностью и охватывало разнообразные слои общества. В 80-х годах некоторые из этих людей вновь начали думать о том, что материнство может быть осознанным выбором, но подход к нему нужно менять. Никто не должен быть обязанием или испытывать давление, чтобы стать родителем.
— Значит, требование о выборе не возникло на пустом месте?
— Верно. Социальные условия, выдвигаемые материнством, порой требовали от женщины слишком многого. Во многих культурах это означало полный отказ от себя и самой идеи о свободном выборе. Вывод сторонников чайлдфри состоял в том, что в условиях материнства женщина имеет право отказаться от этого шага, так же как и от других физических благ и удовольствий.
Виверс является основоположником социологического исследования чайлдфри, благодаря чему был получен более детальный взгляд на позицию тех, кто искренне выбирает бездетность.
Вопрос общей солидарности — растет число бездетных
— Есть ли разница между мужчинами и женщинами в движении чайлдфри? Можно ли разделить их на категории?
— Идеи о чайлдфри в большей степени исходят от женщин. Решения о репродукции, когда и сколько рожать, чаще принимаются женщинами в современных обществах. Мужчины менее вовлечены в этот процесс и реже участвуют в воспитании детей. Это не значит, что данное явление пришло к нам с Запада. Оно имело свои корни и в советские времена, а также важно в современной российской культуре.
Существенная мужская роль в вопросе чайлдфри снова проявляется в контексте нового традиционализма — как это было и в прошлом, когда женщины были вынуждены рожать, иногда под угрозой различных репрессий. В некоторых случаях, такие разговоры о многодетности начали появляться даже в православной среде, особенно в контексте вдовства мужчин, которые теперь остаются с детьми на руках без жены.
Первая классификация чайлдфри была предложена Виверс, и с течением времени эта классификация адаптировалась и обновлялась, однако основные группы остались аналогичными.
В большинстве случаев выделяются несколько категорий людей, которые относят себя к الحركة чайлдфри. Одна из этих категорий состоит из небольшой группы, которая испытывает физическое отвращение к беременности, родам и маленьким детям. Эти люди называются реджекторами. В процентном отношении их всего лишь 2-5% среди населения, на что влияет биологическая предрасположенность, имеющая связь с психическими явлениями.
Вторая группа называется аффексьонадо, и эти люди принимают решение о бездетности под воздействием социальных установок. Когда исследователи взглянули на большинство опрашиваемых, выяснили, что у многих людей в обществе небольшой, но существующий интерес к идее родительства. Они не против детей как таковых, но находят бездетный образ жизни столь же заманчивым. Для многих в этом круге становится актуально присоединиться к идеи чайлдфри под влиянием культурных трендов и общественных движений, утверждая, что дети мешают личной жизни и реализации собственных целей. На рациональном уровне такие аргументы сложно оспорить, особенно в условиях давления со стороны общества, заявляющего, что «каждый должен иметь детей». В таких условиях аффексьонадо могут решиться на деторождение, хотя и ощущают внутренний дискомфорт от собственных решений, но не являются действительно несчастными.
Что касается реджекторов, то их непринужденно нельзя заставить рожать детей. В противном случае существует угроза как для будущих детей, так и для самих болноярких, что, к сожалению, иногда происходит. Это повышает важность обращений к психиатрической помощи. В свою очередь, на вторую группу, которая по своей природе стремится к общественным нормам и интересам, можно оказывать влияние, однако возникает вопрос о том, стоит ли это делать.
— Получалось ли когда-нибудь изменить позицию чайлдфри и сделать их матерями?
— Хотя я с удовольствием не занимаюсь ностальгией по советским временам, но в СССР материнство было просто одной из составляющих жизни. Были примеры, когда женщина могла родить ребенка, затем устроить его в ясельное учреждение и продолжать заниматься карьерой. Женщины, родившие детей в молодом возрасте, могли отдавать их бабушкам и продолжать свои личные карьерные амбиции и интересы. Материнство практически не мешало им в первую очередь.
Преодоление социокультурных барьеров — иногда чайлдфри становятся родителями
Тем не менее, инстинкт размножения может неожиданно проявиться даже у самых решительных противников деторождения, в любом возрасте. Певица Джанет Джексон составила компанию к числу тех, кто из чайлдфри стал неутомимой матерью в… 50 лет. Она искренне счастлива и светится от радости, получая удовольствие от двухлетнего сына.
Кроме того, самый известный мужчина, который когда-либо идентифицировал себя как чайлдфри, Джордж Клуни, делал заявление, что не хочет детей, за что его воспринимали достаточно критично. Однако в 2017 году, став отцом двойняшек, он описывал радостные моменты: «Теперь я вижу лица своих друзей, когда они наблюдают за мной во время смены подгузников. Они просто смеются. Столько лет назад я называл меня подобные ситуации смешными, и теперь мне пришлось засунуться в свою же шкуру».
Также, Ева Мендес, долгое время уверенно называвшая себя чайлдфри, бесконечно строила карьеру, получала признание и делала выбор в пользу себя. Но всё кардинально изменилось, когда на её пути оказался Райан Гослинг, после чего её мировосприятие изменилось: семья и дети стали для 45-летней женщины важнее, чем карьера в киноиндустрии, и она не спешит вернуться к съёмкам. Сейчас супруги воспитывают двух дочерей вместе.
Даже Ксения Собчак, телеведущая, политик и журналист, долгое время выступала за бездетное существование, до тех пор пока в ноябре 2016 года не родила ребенка. Ранее она даже иронически говорила о малых детях, называя их «боязливыми».
Согласно мнениям исследователей, лишь небольшая часть тех, кто утверждает, что не хочет детей, действительно придерживается своих решений. В России реальных чайлдфри не более 3-4%. Хотя увлечение идеями может оставаться, нужно помнить о том, что неумолимо откладывать рождение ребенка, особенно женщинам, бесконечно невозможно. Мужчинам проще. У них больше возможностей изменить свое решение, но женщин возрастных ограничений больше убивает темперамент.
Типичная ситуация возникает, когда женщина использует контрацептивы до 40 лет, посвящается карьере и личным интересам. В итоге она решает стать матерью, но, к сожалению, такого не выходит. Это касается многих, кто считает, что у неё по-прежнему есть возможность рождения ребенка, хотя нужно понимать, что к 40 годам не остаётся необходимых клеток, из которых возможна жизнь. Врач акушер-гинеколог с 30-летним стажем Ирина Торганова подчеркивает: «Многие думают, что в любой момент смогут забеременеть или сделают ЭКО, но позже — это уже поздно! Программа ЭКО будет эффективна до 40 лет с собственными яйцеклетками, после этого необходимо будет прибегнуть к помощи доноров. Соответственно, в ребенке не будет ничего от матери, возможно лишь выносить его.»
История одной семьи
Андрей — успешный программист, а его жена Милана — юрист.
«Первоначально мы вообще не планировали детей, несмотря на нажатие со стороны родителей, которые выразили желание увидеть внуков как можно быстрее, — рассказывает Андрей. — Честно говоря, это сильно нас раздражало.»
«Мы оценили, что на рождение ребенка в первый год нам может потребоваться около 200 тыс. рублей и даже больше. Это означает необходимость постоянного откладывания, отказа от карьерных возможностей и путешествий. Мы к этому не были готовы.»
«Однако, спустя три года мы побывали в нескольких странах, купили автомобиль и даже взяли ипотечный кредит на квартиру и поняли, что нам не хватает чего-то важного… Рождение ребенка перенесло нас на новый уровень. Да, сейчас живется сложнее, чем прежде. Не всегда удается выбраться к друзьям или посмотреть новый фильм, но мы действительно счастливы.»
Причины, по которым чайлдфри отказываются от детей
Одной из общих причин нежелания иметь детей является рост уровня образования и экономической независимости среди женщин. Чем выше уровень образования, тем позже они принимают решение стать родителями или вовсе отказываются от этой идеи.
- Наличие партнера и стабильность отношений. Одинокие или неуверенные в партнере люди реже принимают решение о деторождении. Если один из партнёров чайлдфри, то, вероятно, он перенаправит другого на ту же позицию.
- Статус занятости. У людей, целиком посвятивших себя карьерной деятельности, меньше свободного времени и сил, чтобы заниматься уходом за детьми и их воспитанием.
- Число сиблингов. Среди чайлдфри можно встретить как единственных детей, так и старших в многодетных семьях. Существует предположение, что первые не имеют представления о том, что значит воспитывать и любить человека с момента рождения, тогда как вторые уже имели опыт подобной семейной жизни.
Джин Виверс разделила чайлдфри на два типа с точки зрения мотивации:
- реджекторы, которые испытывают негативные чувства по отношению к процессу рождения детей и к детям в целом;
- аффексьонадо, которые сильно привязаны к своему образу жизни без детей и не готовы его изменять.
Считается, что реджекторов среди всего населения немного, в настоящее время они известны как чайлдхейт (childhate — ненавидящие детей). Основная часть людей предпочитает жить без детей, так как не готовы отказаться от ценностей или целей, которые важны для них. Это не обязательно означает, что чайлдфри не любят детей.
Так, российский социолог Илья Ломакин провел интервью с чайлдфри в Москве и Санкт-Петербурге, и на вопрос о причинах их выбора они часто называли следующие аргументы:
- нежелание брать на себя дополнительную серьезную ответственность;
- поддержание свободы и независимости;
- желание заниматься только личной жизнью;
- неготовность тратить время и усилия на воспитание детей;
- приоритет карьеры, личных интересов и независимости.
Кроме причин личной выгоды, исследователи также выделяют альтруистические мотивы бездетности. Например, это могут быть опасения касательно перенаселения планеты, сомнения в своей способности быть хорошими родителями, а также этические вопросы о том, стоит ли обременять ребенка жизнью в таком несовершенном современном мире.
Женщины-чайлдфри и мужчины-чайлдфри
Исследования показывают, что мужчины-чайлдфри изучаются менее активно, чем женщины, выбравшие жизнь без детей. Тем не менее, проводятся попытки выявить различия между теми, кто не стал отцом, и теми, кто не стала матерью.
- Женщины чаще опираются на альтруистические мотивы добровольной бездетности, в то время как мужчины больше акцентируют внимание на личной выгоде.
- Чем больше женщины уделяют внимания образованию, тем больше вероятность, что они откажутся от деторождения. Для мужчин такой зависимости не выявлено.
- Наличие стабильной карьеры у мужчины повышает вероятность того, что он станет отцом, тогда как для женщин это вредит вероятности, что они будут иметь детей.
- Женщины чаще задумываются о времени, которое им придется потратить на воспитание детей, в то время как мужчины больше беспокоятся о финансовых аспектах продолжения рода и его влиянии на свой личный комфорт.
- Некоторые женщины испытывают страх перед беременностью и родами, что может быть связанось с объективными рисками для здоровья. Некоторые даже боятся, что материнство может снизить их сексуальную привлекательность.
Существуют и двойные гендерные стандарты. Общество ожидает от женщин выполнения материнской роли в первую очередь, тогда как социальный статус мужчин не сильно зависит от наличия или отсутствия детей.
На женщин-чайлдфри часто смотрят с недоверием и пренебрежением, их часто расспрашивают о причинах их выбора и пытаются переубедить. В то время как решение оставаться не-отцом может восприниматься как большее недоумение, ведь мужчины не испытывают физической нагрузки, связанной с вынашиванием и рождением ребенка, и реже участвуют в воспитании.
Поможет ли запрет пропаганды чайлдфри увеличить рождаемость?
Общая рождаемость слабо зависит от каких-либо запретов или пропаганды. Рождаемость больше коррелирует с финансовым состоянием и стабильностью. Если люди уверены в будущем, они будут иметь больше детей. Однако это не приведет к массовой многодетности, которую мы не увидим из-за современного состояния медицины и инфраструктуры. Как бы благосостояние ни было высоким, нахождение на содержании и забота о большом числе детей все равно вызывает финансовые и психологические сложности. Городские квартиры в целом не приспособлены для многодетных семей, а уровень урбанизации продолжает расти.
Что касается пропаганды бездетного образа жизни, социолог Ольга Исупова, единственная исследовательница в России, занимающаяся анализом феномена чайлдфри в российском контексте, считает: «Если истинных чайлдфри заставлять становиться родителями, это не приведет к позитивным результатам. В крестьянских семьях подобные случаи приводили к детоубийствам. Даже в условиях ограниченных возможностей реализации нереализованных желаний можно было найти способ избежать деторождения. К сожалению, такие случаи существуют на протяжении всей истории.»
Итак, сколько же людей в России не хотят становиться родителями?
Согласно данным специализированного телеграм-канала, освещающего демографические вопросы, «Демография упала», в России составляет 2% женщин, которые заявляют о нежелании иметь детей (всех женщин детородного возраста; данные репродуктивных планов населения).